Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 6:21

Агуас-Кальентес — Перу Ноябрь 2013

Следующий день порадовал солнечной, ясной погодой. Мы намазали, обгоревшие под вчерашним дождем, физиономии толстым слоем крема. Я и размазывать особо не стал так и ходил как истинный команчи на тропе войны с «лицом смерти». Весь день мы посвятили самому комплексу Мачу Пикчу, просто бродили и неторопливо рассматривали каждую деталь, пытались представить себе жизнь людей в этом странном городе.

Не разрушенные старые города, такие как Помпеи, Мачу Пикчу (хотел продолжить перечисление, остановился подумав, что больше таких нет, например Дубровник или старый Амстердам относятся к тому же времени, что Мачу Пикчу, но не выглядят такими старыми и потом они жилые) оставляют непонятное и немного неприятное ощущение, прогулки без разрешения хозяев. Ну да ладно будем считать, что за нас договорились.

Империя Инков глазами инженера. Это просто красиво

Город не надоел, смотреть было очень интересно. Конечно нельзя назвать его красивым, собственно в городе нет ни одного украшения, ну может пано из огромной каменной плиты своим контуром напоминающее гидам окружающие горы. Хотя честно говоря, мне кажется что и это пано, и многое другое поставили заботливые археологи, без ведома хозяев.

Когда инки хотели поставить каменную панель вертикально, они ставили ее стык в стык на подставку в которой был вырезан паз с прямым углом и отклонением градусов десять от горизонта, так чтобы панель опиралась как на нижнюю так и на заднюю стенки подставки. Так же как аккуратные люди ставят на стол книги, а пано, о котором разговор, так просто в землю закопали и зацементировали. По моему это что бы «красивше» было, да и не вписываются украшения в логику инкского градостроительства.

Империя Инков глазами инженера. Это просто красиво

Кроме этого гиды везде достаточно легко находят всяких пум, орлов и змей, ну да бог им в помощь, им за это зарплату платят. При этом, я хочу обратить ваше внимание на то, что изображений в поздней инкской культуре нет вообще, даже орнамента, не говоря о пумах. Мне понравились здания и сооружения. Показалось, что они безо всяких украшений прекрасно гармонируют с окружающей природой. Болезненно не хотелось переходить с одного места на другое. Знаете в музеях так бывает, картины в зале настолько хороши что не хочется уходить, сидишь пока не понимаешь, что сейчас тебя уборщицы в пылесос засосут.

По обычной инженерной привычке провел инвентаризацию имущества. Вы поймите правильно, это не для того чтобы кого ни будь упрекнуть или опровергнуть чьи то заключения. Если ты занимался каким-то делом всю жизнь, голова выполняет эту работу на автомате, моего желания или не желания здесь не требуется. Профессиональные навыки утрачиваются последними, абсолютно сумасшедшие карманники продолжают мастерски шарить по пустым карманам соседей по палате.

Империя Инков глазами инженера. Это просто красиво

По моим оценкам в Мачу Пикчу объем обточенных камней составляет два, три процента от общего объема использованного материала. Все остальные камни обитые молотом под профиль. До поездки в Перу у меня было впечатление, что все здания инков построены из обточенных камней — это не так. Из обточенных и подогнанных камней построены основные здания и сооружения (дворцы, храмы, арки на основных проходах в городе) все остальное из битого камня, наверно многие видели такие домики у нас на Кавказе или Памире.

Ложное впечатление о материале использованном для строительства вызвано не подлогом, оно возникает из-за того что люди фотографируют самые красивые здания, а они естественно построены из лучшего материала. Здания эти сразу заметны и обращают на себя внимание не только использованными материалами, но и своими размерами. При этом не надо путать величественный храм инков с величественным храмом, ну например, римлян. Наиболее крупное сооружение в Мачу Пикчу — дворец трех окон, размером приблизительно с обычную нашу избу пятистенку.

Империя Инков глазами инженера. Это просто красиво

Он технически не может быть больше. В том и другом случае допустимые размеры здания определяются длинной конька, который поддерживает крышу. Для того чтобы создать помещение большего размера инкам нужно было додуматься до купола или хотя бы римской арки, они не сумели. Эллипсов нет, все на углах, а это тупик для первобытного строителя. Следующий этап это лес из колон, с помощью которых пытались увеличить размеры культовых сооружений, ну например в Древней Греции и только потом римские (круглые) арки и купола, но до этого еще далеко. В отличии от Майя у инков не прослеживается даже попыток перехода с прямой крыши на купол или свод.

Вот опять получилось как будто, что-то не так, что-то плохо. Нет все хорошо, все просто великолепно. Ощущение великолепия не покидает тебя все время пока ты находишься на Мачу Пикчу. Наверно никто не понимает почему так хорошо и все начинают выдумывать визуальные основания для этого своего состояния. Я тоже не знаю, откуда это ощущение чего-то возвышенного великого, но размеры сооружений здесь точно не причем. Скорее важно внутреннее ощущение того что ты птица и не просто умеешь летать, а именно этим и занимаешься.

Сплетничают:), ниши создают акустический эффект передачи даже очень тихого  звука на значительные расстояния.
Сплетничают:), ниши создают акустический эффект передачи даже очень тихого звука на значительные расстояния.

Полдня, которыми мы располагали, закончились как-то очень быстро. Мы поели в местной забегаловке, удивившись полному незнанию молодыми официантами английского языка. Побродили по базару, где добрая бабушка пыталась нам продать кусок пирита за сто долларов (может она тоже плохо знала английский, а может совсем не учила минералогию). Без особого труда разобрались с системой посадки в местные поезда. Что удобно, служащие гостиницы доставили багаж прямо на вокзал и нам не пришлось с ним таскаться по городу. Но все это происходило как бы во сне, мы то настоящие были все еще там наверху в Мачу Пикчу.

Империя Инков глазами инженера. Это просто красиво

Что мы увидели на Мачу Пикчу и что нас так поразило? Мы увидели хорошо сохранившиеся сооружения каменного века. Эти сооружения прекрасно сочетались с окружающей природой. Почему это поразительно, я не знаю, но это фантастика! Кроме этого, нам там было очень хорошо. Выдумывать я ничего не хочу, объяснить я ничего не могу, но в целом, понимаю, что испытанные ощущения и впечатления нельзя отнести только к природе. Город, не смотря на его простоту как с инженерной так и с эстетической точки зрения, несомненно важен. Функции его в создании общей атмосферы мне не понятны. Уже дома я заменил Мачу Пикчу на фотографии сначала на Кельнский собор, потом на Василия Блаженного получилось жутко плохо. Похоже там все уже так как должно быть.

Пару часов езды на поезде и мы на опять станции Ойянтайтамба, где нас встретил гид с машиной, которая должна доставить нас в Куско. Двух часовую поездку по горам, в темноте, с придурком водителем можно охарактеризовать кратко — нам не понравилось. Но зато теперь мы в Куско, древней столице инков.