Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 14:19

Орел — Россия Апрель 2014

Орёл — неродной для меня город, но с ним в моей жизни много связано. Орловская область — родина моих предков со стороны мамы. Отсюда ушел на фронт в 1941 и не вернулся мой дед, а бабушка с пятью детьми пережила оккупацию и уехала только в 1952 к моей маме, которая после войны стала жить в Комсомольске-на-Амуре.

В детстве я ездила в Орёл с бабушкой к родственникам, а в 1995, в трудные времена, перевезла сюда родителей с Дальнего Востока. После этого стала бывать здесь каждый год при каждом удобном случае: в отпуске или заезжала хоть на день во время командировки. Я не могу сказать, что полюбила этот город, но он мне дорог как большой кусок моей жизни.

Я люблю Орёл весной и осенью, когда листва прозрачная и видны здания. Это уютный город, здесь много скверов и парков, можно гулять, отдыхая душой от суеты.

Город расположен в 368 километрах к югу от Москвы. Сюда удобно добираться, так как через город проходят автомагистрали и железная дорога от Москвы на Кавказ. Обычно я приезжала сюда поездом, вечерним экспрессом, который идет всего 4,5 часа. В Орле интересный вокзал, состоящий из двух совершенно разных зданий. Вокзал, который существовал на этом месте с 1868 года, был разрушен во время бомбежки города нашей авиацией в 1943 при освобождении Орла. Новый вокзал в стиле классицизма по проекту архитектора С. А. Мхитаряна построили в 1949–1950 годах.

Это здание видят приезжающие в город.

Орёл — обычный русский город

Потом по подземному тоннелю, соединяющему оба здания, выходишь на привокзальную площадь и видишь совсем другую картину.

Главная достопримечательность привокзальной площади, конечно, скульптура орла. Мне кажется, что его установили в 2009 году, по крайней мере, в тот год я его впервые фотографировала. Говорят, сначала жители скульптуру орла не приняли, но все годы он пользуется большой популярностью и всегда есть желающие сфотографироваться с ним рядом. За ним — здание Дворца культуры железнодорожников, построенное в 1955 году по проекту того же архитектора, что проектировал вокзал.

Орёл — обычный русский город

С вокзала в центр города можно ехать на троллейбусе, автобусе или трамвае. А мы выходим на улицу Московскую. Если ехать по трассе из Москвы, то въезжаешь в город по Московскому шоссе, которое переходит в улицу Московскую и приводит в центр Орла. Когда-то в давние времена она называлась Посольской — по ней ездили московские послы в Крымское ханство и ханские послы в Москву.

Орёл — обычный русский город

В следующем году Орлу исполнится 450 лет. Отсчет его истории начинается с осени 1566 года, когда по указанию царя Ивана Грозного была основана крепость Орёл для охраны южных границ Московского государства. Но не ищите в городе старинных зданий, их очень мало. Орел вошел в число 15 крупнейших и старейших русских городов, наиболее пострадавших от войны. Оккупация нанесла городу большой ущерб, многое было разрушено в время битвы за освобождение Орла. Город восстановили, но уже не скажешь, что ему 450 лет.

Вот один из сохранившихся домов середины XIX века, его называют «Дом у Московских ворот». Просто здесь когда-то были триумфальные Московские ворота 1786 года постройки, стояли до 1927.

Орёл — обычный русский город

Орел — город студенческий, здесь много учебных заведений, в том числе два университета. На Московской находятся несколько интересных зданий — корпусов университетов. Вот, например, корпус технического университета, где находится архитектурно-строительный институт и институт транспорта.

А в этом корпусе постройки 50-х годов ХХ века — Технологический институт имени Н. Н. Поликарпова.

Орёл — обычный русский город

Рядом с институтом находится сквер имени Н. Н. Поликарпова, авиаконструктора, которого называли «королем истребителей». Поликарпов родился в Орловской области, в сквере установлен ему памятник.

Одно из сохранившихся довоенных зданий — здание кинотеатра «Родина», сейчас это памятник архитектуры. Кинотеатр был открыт в 1940 году, построен по проекту В. П. Калмыкова в стиле конструктивизма. Прочитала, что Калмыков в те годы был главным специалистом по проектированию кинотеатров, из 60 кинотеатров, построенных в России в 1935–40 годах, 50 построены по его проектам. Кинотеатр давно не работает, рассуждений на эту тему много, но есть вариант размещения в нем филармонии.

Орёл — обычный русский город

Застройка улицы велась в 50-е годы, архитектура в основном соответствует тому периоду, но есть и здания постройки последних лет. В Орле очень любят здания с куполами.

Орёл — обычный русский город

Следующее здание построено в 1856 году купцом А. Н. Перелыгиным. В 1864–83 годах в нем размещался Городской общественный банк, а с 1896 по 1914 годы — штаб драгунского Черниговского полка. После этого в здании что только не размещали — госпиталь, пекарню, пединститут, жилье. С 1991 года им владеет коммерческий банк, который провел его реконструкцию с реставрацией декоративных элементов. Я считаю, теперь оно украшает город.

Орёл — обычный русский город

На противоположной стороне улицы двухэтажный дом с маскаронами над проемами и лепными украшениями. Он построен в 1890 году. Читала, что его хозяин, купец В. В. Аполлонов, отправлял орловского архитектора в Москву на ознакомление с известным домом купцов Елисеевых на Тверской. На первом этаже был магазин. После войны здесь разместили железнодорожное училище, с тех пор в этом здании так и готовят специалистов для железной дороги. Сейчас здесь техникум путей сообщения имени В. А. Лапочкина.

Есть еще несколько интересных зданий на Московской. Одно из них — Дом книги, построенный в 1956 году по проекту архитектора А.И Иванова. Здание украшено бюстами русских писателей по фасаду. Книжный магазин в этом доме уже не так заметен, с парадного крыльца вход в банк.

Орёл — обычный русский город

В следующем здании — Орловский музыкальный колледж. Музыкальное училище в Орле было открыто еще в 1877 году.

На другой стороне улицы — самое известное здание города — гостиница «Орел». Проект архитектора С. А. Робей, реализованный в 1952–1955 годы. В прошлом году я останавливалась на несколько дней в этой гостинице и осталась очень довольна — свежий ремонт, все необходимое есть, Wi-Fi работает хорошо, кафе с приличным питанием и рядом остановки всех видов транспорта.

Орёл — обычный русский город

Мы дошли до самой известной достопримечательности Орла — сквера Танкистов.

3 октября 1941 года Орёл был захвачен 4-й танковой дивизией 2-й танковой группы генерала Гудериана, входившей в немецкую группу армий «Центр». Почти два года город был в оккупации, за это время около 5 тысяч населения уничтожили в лагере, организованном в городе, а свыше 20 тысяч женщин угнали в Германию. Перед войной в городе жили 110 тысяч человек.

Освободили Орёл 5 августа 1943 года в кровопролитных боях на Курской дуге. В честь освобождения Орла и Белгорода в Москве был дан первый в истории Великой Отечественной войны артиллерийский салют. Теперь Орёл называют «городом первого салюта».

Танкистов, погибших в боях за Орёл, 6 августа 1943 года похоронили в Первомайском сквере в братской могиле.

Орёл — обычный русский город

Сквер с 1943 года носит название сквера Танкистов, на постаменте установлен танк Т-34, и горит Вечный огонь в память павших. День Победы и День освобождения Орла — главные праздники города.

Первый пятиэтажный дом в Орле был построен в 1936 году по проекту архитектора А. С. Тодорова. Но здание знаменито не этим. На доме № 5 на площади Мира 5 августа 1943 года был водружен флаг освобождения Орла. Его всегда можно там видеть в День победы и День освобождения Орла.

Орёл — обычный русский город

На площади Мира заканчивается улица Московская. Мимо отреставрированного не так давно здания Центрального универмага выходим к Красному мосту через Оку.

На месте современного Красного моста был Мариинский мост, построенный в 1877–1879 году инженером А.Лебединским. Немцы при отступлении в 1943 году взорвали все мосты в городе. Новый мост был построен в 1950 году на опорах Мариинского моста. А Красным его назвали еще в 1919 году.

Орёл — обычный русский город

В городе две реки — Ока и Орлик. Ока, конечно, здесь узенькая, но не забывайте, что она и берет начало в Орловской области. С Красного моста открывается великолепный вид на Стрелку — место слияния рек. Считается, что именно на этом месте был основан город Орёл. На Стрелке стоит памятник в честь 400-летия основания города Орла.

Орёл — обычный русский город

А еще с моста открывается великолепный вид на Храм во имя Богоявления господня. Он был построен в середине XVII века, перестраивался в XIX веке, а в 1930 году закрыт. С 1960 по 1993 году здесь был кукольный театр. Церковь восстанавливают уже двадцать лет. Моя фотография уже устарела, прочитала, что кладку звонницы в прошлом году закончили и приступили к отделке. Таких симпатичных лошадей всегда ставят весной на поляне у храма.

За мостом начинается Гостиная улица, знаменита она гостиным двором, который существовал на этом месте еще в XVI–XVII веках. Каменный двухэтажный гостиный двор был построен по проекту архитектора Д. В. Орехова после пожара в 1849 году. Внизу были магазины известных орловских купцов, они и сейчас используются для торговли. Третий этаж надстроили после войны.

Орёл — обычный русский город

Часть здания с 1932 года занимает Краеведческий музей.

Мы вышли на небольшую площадь — площадь Карла Маркса, которая раньше называлась Гостиной. Главное здание на площади — Орловский театр «Свободное пространство», так с 1990 года называется Орловский ТЮЗ.

Здание — памятник архитектуры, оно построено в 1799 году для городской думы и городского магистрата. Здание сильно пострадало в войну, при перестройке было слегка видоизменено, но несмотря на это, и сейчас достаточно выразительно.

Орёл — обычный русский город

Кстати, Орловский трамвай — старейшая трамвайная система в России. Он вместе с Курским открыт в 1898 году, раньше только Нижегородский.

Справа красивое здание с колоннами — Орловская банковская школа Центробанка РФ, здание построено после войны на месте разрушенных. Недавно был капитально отреставрирован фасад.

Орёл — обычный русский город

Закончим прогулку у самого красивого здания Орла. Это построенное в 1897–1899 годах в русском стиле по проекту московского архитектора С. К. Родионова здание Орловского коммерческого банка. Здесь и сейчас банк — Управление Центробанка России по Орловской области. В войну в нем была немецкая комендатура.