Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 26 февраля 17:41
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Остров Тарутао, Ко Липе — Таиланд Февраль 2015

С раннего утра площадь перед пирсом небольшого городка Пакбара заполняется мини-басами. Основная масса прибывает из Хат Яя, но есть и те, что добежали с Пукета, Краби и даже Бангкока. Сонные туристы встают в очередь в единственный 7-eleven, в магазине моментально заканчиваются корзинки, ведь уже почти 11, а, значит, еще пара минут — и можно купить пиво.

Туристы из Японии, Китая, Европы, Австралии не подвержены кризису падения рубля, но они не дураки и умеют считать деньги. Полтора часа на спидботе — и перед глазами покупателей замелькают совершенно иные ценники. Эти острова — самые дорогие в бюджетном Таиланде. Рюкзаки забиваются алкоголем, водой, лапшой и сладостями. Я тоже стою в очереди, два раза — потому как с первой попытки всего не унести.

Даже проход на пирс Пакбары платный. Находим обходную тропу, но нас ловят бдительные кассиры. Билеты проверяют перед самой посадкой на закрытом причале, получается, без оплаты «услуг» пирса к лодкам не пройти.

До Тарутао всего 20 километров, на спидботе каких-то полчаса. Здесь обязательна остановка всех лодок, идущих на Липе. Японским туристам просто необходимо сделать селфи на пляже в устье реки.

Две крайности одного архипелага

Спустя 15 минут на пирсе остаются несколько туристов и пара рюкзаков. Тарутао — остров немаленький, но туристов на нем практически не видно. На то есть причины.

Сегодня Тарутао — национальный парк со строжайшими правилами. Девственные джунгли, чистые водоёмы, нетронутые пляжи. Но изоляция острова началась почти столетие назад по причинам, далёким от экологии.

В начале 20 века на отдаленном острове дикого юга страны были построены две тюрьмы. Простая, строгого режима, и специальная, для политических заключённых.

Во время тихоокеанской войны тюрьмы позабросили. Заключённые объединились с охранниками, среди которых было немало британских офицеров, и организовали самый настоящий пиратский анклав. За время войны в бухте Тарутао пираты затопили более 300 судов, в живых не оставляли никого.

События того времени описал в книге «Пираты Тарутао» один из политических заключённых — бывший министр образования страны и автор первого англо-тайского словаря. Правда, писал он всё это уже будучи на свободе. Из узников и охранников Тарутао не выжил никто — остров буквально нашпиговали свинцом, беспощадно ликвидировали пиратство.

Туризм пришёл на остров лет 20 назад. При офисе рейнджеров национального парка построили гостиничный комплекс, расчистили на пляже территорию под палатки, сделали несколько экологических маршрутов и проложили единственную дорогу.

Две крайности одного архипелага

Кэмпинг-сайт. Палатки можно брать в прокат.

Проход на остров стоит 200 бат. По этому билету можно побывать на всех островах нацпарка, кроме Липе — он исключён из охранной зоны.

В информационном центре парка небольшая очередь из свежеприбывших. Листаем тоненький каталог с вариантами размещения. Бунгало от 600 бат, место в огромном общем ангаре на 40 человек меньше 40 бат. Палатки с арендой 300.

Берём бунгало. Дороговато, но альтернатив нет. Удивляет просторность домика и качество его отделки, на пляжах популярных курортных островов жильё такого уровня дороже в разы.

Две крайности одного архипелага

На постельном белье — прекрасные орнаменты с эмблемой нацпарка, никогда бы не подумал о таком уровне проработанности туруслуг для не-гостиничной, в общем-то, организации.

Тарутао — остров для тех, кто устал от рутины офисно-городской жизни. Кто решил бросить всё и побыть наедине с природой. Для остальных — бесконечно скучное место.

Бетонная дорога соединяет два пляжа, на которых расположены бунгало. Между пляжами 4 километра, и 2 раза в день ходит грузовичок-такси (50 бат). Дальше — грунтовки, уводящие к побережьям, на которых едва просматриваются остатки тюрем.

До тюрьмы строгого режима от пирса 12 километров, до тюрьмы политзаключённых — ещё 12. К последней рекомендуют не ходить без рейнджеров, можно заблудиться в джунглях.

Тратить ли время на осмотр развалин каждый решает сам. Я посмотрел в сети фото и решил — не стоит. Аренда велосипеда на острове дороже, чем мотобайка в курортных зонах, а моторизированные средства транспорта туристам запрещены. Тюрьмы полностью разрушены при штурме, туристам достаются восстановленные кусочки по виду скучнее развалин пионерлагеря в Подмосковье.

Чем ещё занять свой досуг? Вариантов немного.

Про интернет можно забыть. Более того, даже в самых дорогих бунгало нет розеток. Свет дают в тёмное время суток, единственные розетки — в единственном ресторане. Еду для возможности посидеть-поработать брать не обязательно, но кушать при условии, если вы не запаслись провиантом на материке, больше негде. Крошечный магазин на пирсе напомнил по антуражу лавочки Кабо-Верде, разве что пиво слегка дешевле ресторанного.

Ресторан работает утром и вечером, в обед сиеста. На сытый желудок можно взять каноэ и подняться вверх по реке до пещеры (Crocodile cave). К вечеру — пройти по крутой тропе до беседки на вершине скального выступа, заметной из любой части деревушки, посмотреть панораму окрестностей.

Две крайности одного архипелага

Многие приезжают на Тарутао ради пляжей. Пустых, чистейших, с противно скрипучим мелким коралловым песком — ощущение, что идешь по крахмалу. Ловить рыбу, охотиться, жечь костры тут категорически запрещено, поэтому любители пляжных активностей идут лесом едут дальше, на Ко Липе.

Липе. Он же среди российского туриста Липка, или Липецк. Крошечный обломок суши в тени горы Ко Аданга.

От Тарутао до Липе — час спидбота. Конечно, японские туристы будут полчаса селфиться у крошечной скальной арки на небольшом проходном мысу, поэтому 40 километров пути растянутся в вечность.

Спидбот пристает к плавучей платформе в бухте самого популярного пляжа острова, Паттайя. 20 бат — сбор за право посетить столь замечательный клочок суши и 50 — за полминуты такси-лонгтейла. Удивительно интересно организованная логистика туристического разорения.

Две крайности одного архипелага

Плавучий пирс для спидботов.

За 5 дней на острове ни разу не надел кроссовки. Всё можно делать босиком. Бетонные улочки здесь — как логичное соединение трёх пляжей. Аренда транспорта любого уровня отсутствует.

Мототакси между пляжами 50 бат с человека, плюс 150 — багаж. Час поездки по острову — 400 бат, и за это время реально обкатать все уголки места.

Гуляю по Паттайя-бич в поисках размещения. 800 бат за маленькое бунгало? Перебор. Бюджетные места заняты. Остров просто ломится от туристов.

Две крайности одного архипелага

Наконец, совсем недалеко от выхода на Walking Street, сердца туристического Липе, нахожу непримечательный бар. Улыбчивый таец предлагает бунгало за 1000, но увидев мою реакцию, тут же находит комнату на втором этаже пальмового домины за полцены. То, что надо. Не жил в подобном антураже с Филиппин.

С 9 до 11 утра на пляже не протолкнуться. Это время прихода и отхода спидботов, туристы снуют туда-сюда, между ними вертятся предлагальщики жилья и толкатели тележек для багажа. Редкие купальщики сидят в огороженных лягушатниках — акватория строго поделена между лодками и туристами не в пользу последних.

Купание между лодками — сомнительное удовольствие, поэтому многие ходят купаться на другие пляжи, Sunrise и Sunset. При знании коротких троп — вопрос 10 минут прогулки. Но в наш приезд только Паттайя бич находился с закрытой от ветра стороны, поэтому был забит народом.

Для разведки острова решаю устроить рыбалку. Покупаю на рынке несколько некрупных кальмаров и ухожу на запад, по дороге, уводящей в полоску джунглей, где на карте обозначены два безымянных пляжа.

Две крайности одного архипелага

Утренняя WS такая пустая и тихая. Вечером здесь единая пробка загорелых человеческих тел.

Чуть в стороне от пляжей — деревня местных жителей. Лачуги из подручных материалов, бочки для дождевой воды, пыль вместо бетонных дорожек, вонючие прудики.

«Нулевой километр» на Липе смотрится глупой шуткой.

Чуть поплутав, по карте выхожу к морю. На пляже ныкаются нудиствующие французы, при моём появлении спешно погружающиеся в морскую пену, на поверхности остаются трубки и загорелые задницы — не знаешь, куда бросать крючок.

Две крайности одного архипелага

Красивая дорога через джунгли, приводящая в тупик. Возможно, когда-то и здесь будут отели да пирсы.

Забираюсь на скалы, нарезаю из кальмара смешные полоски и ловлю как на блесну. Попадаются мелкие груперы.

Скальный мыс в западной части острова.

Захожу на разведку и в камни Sunset Beach. Там мелко и очень грязно, отвратительное место. С рыбалкой не задалось.

Две крайности одного архипелага

Sunset beach, справа Липе, слева гора Аданга. Между островами реально проплыть на ластах за 10 минут, если бы не спидботы.

Возвращаюсь, нарезаю оставшихся кальмаров, поливаю соевым соусом с чили и наслаждаюсь свежайшим сашими под стаканчик khong’а.

Что ж, Липе благодаря исключению из нацпарка позволяет поплавать в окрестных рифах с ружьишком. По вечерам к берегу причаливают лодки с охотниками, уловы небольшие, но вполне трофейные.

Беда рифа — постоянно снующие у берега лонгтейлы. Плавать откровенно страшно, после каждого погружения приходится выныривать и озираться. Остаётся прибрежная охота.

У берега поразительное количество мусора, даже в нескольких километрах от пляжей. Откуда он тут? Видимо, выбрасывают с лодок. Красивый, но ужасно загаженный риф.

Попугаи, хирурги, трофейная кефаль и небольшие груперы. Про охоту в Таиланде расскажу отдельно. Главное — хватает на уху, или на овощной суп с рыбными фрикадельками. Разводить костры как на Чанге не стал, слишком хлопотно.

После нескольких дней на рыбе решили поужинать-таки в ресторанчике. Выбирали долго — либо ценник выше разумного, либо халяль, либо индусские забегаловки, которым доверия нет никогда.

Две крайности одного архипелага

Вечером пляжи преображаются — каждый ресторан выставляет свежий улов, загораются огни, появляются криворукие фаерщики-гомосеки (да, они жили у нас за пальмовой стенкой, я всё слышал)))) В халяль-кафе зажигает тайский ансамбль песни и пляски "Отступи с ушей, медведь!" Сплошь кустарщина и самодеятельность, остров зарытых в песок талантов.

Ресторации острова не впечатлили. Евротурики поедают бургеры и пиццу, японцы налегают на дорогущие морепродукты (10 долларов за кальмара, когда живешь на острове). Недорогие места с приятным антуражем отличаются крошечными порциями и недостаточностью ингредиентов. Худший том-ям во всей стране.

Честное слово, покидал Липе с радостью. Если Тарутао оставил ощущение тоскливой беззаботности, то Липка слишком задавила своими толпами, песком и бессмысленностью. Я не понял, зачем ехать в столь далекую и дорогую даль — разве что заскочить на ночь по дороге с Пукета на Лангкави.

Две крайности одного архипелага

Прощай, юг. Ласты и ружьё разобраны, впереди — горы, древние города и адекватный ценник.

Острова Таиланда стремительно теряют свою привлекательность. Возможно, лет через -адцать Тарутао останется единственным незастроенным архипелагом страны, и тогда мы вернёмся.