Турист Елена (Elpon)
Елена
была вчера 16:40

Юта — США Март 2014

В путь к Красным Горам наш туристический автобус отправился на рассвете. В дымке утреннего тумана за окном проплывали пустынно-холмистые просторы Юты. Глазу не за что было уцепиться и, посему, путешественники предпочитали дремать. Лишь изредка на горизонте появлялись величественные скалы, но и они не будоражили — скалы как скалы, в мягких пастельных тонах да, к тому же, на изрядном удалении.

Заснеженные Худу Великого Духа

Все взбодрились лишь на стоянке.

Во-первых, поступила информация, что мы уже почти добрались до Красных Гор. И, во-вторых, на стоянке оказался потрясающий магазинчик, в котором продавались тысячи самых разнообразных причиндалов из индейской жизни: луки, стрелы, томагавки, копья, лассо, мокасины, украшения, головные уборы — боевые, бытовые и праздничные — в перьях всех цветов радуги и разных размеров. Индейская романтика усиливалась за счет умелого обрамления стен и стеллажей шкурами и чучелами — теми самыми, из книг об индейцах — бизон, пума, койот, бобер, лось, скунс, мустанг и т. п. И за прилавками стояли реальные навахо — живые краснокожие потомки гордых воинов и вождей.

Умело закрученный антураж магазинчика, несомненно, впечатлил. Дальше народ ехал уже с горящими глазами и экзотическими сувенирами. И не успели еще рассеяться в головах индейские видения, а уже по краям дороги появились красные скалы-столбы — они проглядывали за чередой елок и своей яркой красочной контрастностью напоминали только что виденные перья индейских плюмажей (роучей).

Заснеженные Худу Великого Духа

По извилистой узкой дороге среди красных скал автобус протиснулся сквозь тесные красно-каменные арки и въехал в веселых хвойный лесок — скалы кончились. Тем временем гид бодро вывела нас из автобуса в лесок и повела к низкому парапету. Издали казалось, что за парапетом нет ничего, кроме неба. При этом гид по пути настоятельно и неоднократно рекомендовала нам смотреть под ноги — действительно, было скользко. Но оказалось, что дело было не в скользкости, а в неожиданности — гид вдруг остановилась, просияла и объявила: «А теперь — смотрите!».

Заснеженные Худу Великого Духа

Внизу «пульсировало» «живое» сердце Красных гор — Брайс Каньон. Конечно, это сердце не было «живым» и не «пульсировало», но из его недр истекали волны нежнейшего розово-красного мерцания. Именно непривычно насыщенные и переливающиеся оттенки — карминный, оранжевый, апельсиновый, коралловый, киноварный, розовый, сливочный и другие — создавали иллюзию того, что скалы светятся изнутри. Наша гид сияла от гордости и лучилась позитивом, всем своим видом выражая свою сопричастность к этому творению природы.

Исполинский амфитеатр каньона изобиловал всевозможными каменными башенками, шпилями, столбами, иглами, минаретами и прочими вертикальными изваяниями. Непривычно, неожиданно, впечатляюще. Местный народ дал этим изваяниям название ХУДУ (Hoodoos). На сталагмиты они непохожи — нет облизанной округлости и ледяной склизкости.

Заснеженные Худу Великого Духа

Живое свечение камней — было первой иллюзией. За ней последовали другие впечатления. Казалось, что в котловине происходит ежегодное собрание каменных троллей, глубоко задумавшихся над нелегким мировым вопросом.

Заснеженные Худу Великого Духа

А может быть, именно в этот каньон ушли духи былых великих вождей навахо — исполины, отягощенные ранами и подвигами, врастая в скальные глубины, оставляя наверху лишь несгибаемые перья своих боевых плюмажей.

Заснеженные Худу Великого Духа

Однако одна из индейских легенд приписывает этому каньону зловещую сущность — когда-то давно Великий Дух, возмущенный избытком зла на земле, собрал сюда всех гадких и недостойных людей и обратил их в камень. Воистину ВЕЛИКИЙ Дух — из гадости сотворил КРАСОТУ!

Заснеженные Худу Великого Духа

Долговечна ли эта красота? Вероятно, не очень. Своим рождением худу обязаны эрозии — именно ветер, дожди и туманы проточили канавки и расселины в этих мягких глинисто-песчаных породах. Подножие каждой скалы утопает в песчаных осыпях и завалах, крутизну стен прорезают трещины, сколы и борозды. Боюсь, что нашим пра-пра-пра-пра-…-внукам придется довольствоваться лишь видом Брайс-барханов.

Заснеженные Худу Великого Духа

Каньон получил свое название в память о пионере-мормоне Эбенезере Брайсе. Он поселился в этих местах в 1825 году. Жил лесозаготовками и знал каньон как свои пять пальцев. По-соседству больше никого не было, а посему жители дальних поселений приписали каньону имя Брайса.

Заснеженные Худу Великого Духа

За долгие годы многие худу и их группы приобрели собственные романтические названия — Молот Тора, Точка Заката, Уолл-стрит, Затонувший корабль, Пиратская стрелка, Замок Гулливера, Замок Королевы, Город тишины, Холм Вдохновения и т. п. Через весь каньон протоптались тропы. Самые популярные из них — тропа Навахо и тропа Королевский сад. Эти тропы ведут в самую сердцевину скальной страны.

Путеводители обычно рассказывают о летнем Брайс-каньоне. Нам же хотелось увидеть его заснеженным — более диким и контрастным, с красными всполохами, рождающимися из белого-белого снега. Отчасти нам это удалось. Снег был. Не всюду, но местами очень даже добавлял живописности.

Взгляд на Брайс-каньон сверху оставляет сильное впечатление. Совсем другие, но не менее сильные эмоции, рождаются при спуске внутрь котловины. Пока смотришь сверху, скалы кажутся какими-то красочными игрушками, не очень настоящими, розово-несерьезными и вовсе нестрашными.

Заснеженные Худу Великого Духа

А спускаешься вниз — каменные иглы превращаются в исполинов, а ты в кроху, затерянную и бессильную. В обычных горах такого впечатления не создается, а в Брайсе — запросто. На помощь этой иллюзии приходит холод.

Чем ниже спускаешься, тем сильнее ощущаешь поток векового холода, ползущего из пучины каньона — из вечной стылости каменного царства. На самом деле, наверху холоднее и ветренее. Но елочки-дорожки и солнышко согревают своей веселой и родной обыденностью. А в вечной тени каменных расселин холодновато — наверное, Великий дух производил процесс превращения нечисти в камень методом заморозки. Не оттаяло до сих пор.

Заснеженные Худу Великого Духа

На обратном пути из каньона автобус еще долго ехал среди скал.

Заснеженные Худу Великого Духа

Но это уже было не то — какое-то время даже самые замысловатые и величественные из них не завораживали — они имели обычные блеклые оттенки бежево-коричневой серости… Просто им не повезло с соседом — полыхающим Брайс-каньоном.

Рассказ о Гранд Каньоне здесь.