Турист Геннадий (Gensha)
Геннадий
был 13 июня 2020 20:07

Тампере — Финляндия Январь 2015

Город Тампере расположен между двумя озёрами — Нясиярви и Пюхяярви — в провинции Пирканмаа, в ляни Западная Финляндия.

Официальное русское название до 1917 года Таммерфорс. Интересно, какая часть в этом слове русская?

Тампере — город между святой и живой водой

Сразу оговорюсь, что ехать специально в этот финский город необязательно. Не городскими достопримечательностями славен этот край, а своими природными богатствами, которые непременно будут щедро подарены вам в любое время года. Край древних девственных лесов, наполненных грибами и ягодами, в которых, кроме обычных черники и малины, можно полакомиться уже деликатесными у нас — морошкой, голубикой и княжницей. В хороший ягодный год сбором дикорастущих ягод начинают заниматься с конца июля, когда наливается соком морошка, потом почти сразу поспевает черника, за ней брусника и, наконец, клюква — царица северных болот.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ

В Финляндии существует «право каждого» на природу и её дары. Грибы и ягоды в Финляндии можно собирать где угодно и когда угодно, даже в частном лесу, если это не приносит вред природе или не запрещено законом. Для этого не нужно разрешения владельца земли или лицензии.

По закону в Финляндии МОЖНО: собирать лесные ягоды, грибы, цветы, травы, плоды рябины и можжевельника, собирать с земли шишки, сухие ветки и подобные дары природы, гулять, ездить на велосипеде или кататься на лыжах везде, кроме полей и дворов частных домов, гулять или временно ставить палатку на частной земле, рыбачить простой удочкой (не спиннингом) или заниматься подлёдной рыбалкой на мормышку, ездить на лодке и купаться в водоёмах.

По закону в Финляндии НЕЛЬЗЯ: отрывать или отковыривать от растущего дерева кору, ветки, листья, смолу и шишки, брать мох, ягель, деревья, ветки, землю или выкапывать растения с чужого участка земли, скашивать траву, гулять или ставить палатку в чужом поле или дворе дома, разжигать костёр на чужом участке, сорить, а также рыбачить спиннингом или охотиться без разрешения владельца.

Многие в России знают, что сами финны в лесу грибы не собирают, а едят только покупные лисички. В свое время в стране произошло массовое отравление из-за урожая ложных грибов и, якобы, с тех пор дисциплинированные жители к лесным грибам не притрагиваются. Ну я не знаю, правдива эта история или нет, но с грибными корзинками их не видел!

Я тоже с корзинкой не хожу, а собираю сразу в багажник!

Тампере — город между святой и живой водой

В лесу финны не кричат друг другу, как мы: «Люсяяя, аууу!» — с собой у них есть свисток или постукивают палкой по стволу дерева. Не нужно криками пугать птичек и зверей!

В лесах Пирканмаа очень мало кровососущих насекомых, как в других местах. Почему такое и как получилось для меня тоже этот факт остается загадкой! Зато на болотах полно «лосиных мух». Не знаю сосут они человечину или нет, но неприятностей от них много — лезут нагло в волосы и вообще во все щели!

Для Финляндии не удивительно, что и Пирканмаа край озер, коих здесь больше 300 и быстрых речек, в которых кишит рыба! Ловить не трудно и совсем не рыбак может спокойно выловить свою рыбу на обед или на ужин! Это уже получается бюджетный отдых!

Надоели озера, то недалеко и Ботнический залив с настоящим морским прибоем, криками чаек и скалистыми берегами!

Тампере — город между святой и живой водой

Зимой здесь еще веселее: горные лыжи, лыжные и пешие прогулки на снегоступах по подготовленным маршрутам, катание на собаках и оленях, зимняя рыбалка.

Зимняя рыбалка у финнов очень популярна и проводятся ежегодные соревнования, в которых победить очень почетно.

Тампере — город между святой и живой водой

Отдыхая в таком благославенном месте, отвлекаться не хочется. Но, иногда, городскому жителю крайне необходимо глотнуть выхлопных газиков или потолкаться с народом в магазинах.

Тогда можно поехать в ТАМПЕРЕ.

На дворе сейчас февраль и мы будем гулять по зимнему городу!

Тампере интересен тем, что это большой современный город, но сохранивший уют маленького городка. Сюда легко попасть и здесь приятно отдохнуть.

Город наполнен достопримечательностями: храмы, музеи, парки, аттракционы. Путеводители туристам рекомендуют посетить: Лютеранский кафедральный собор Тампере, построенный в 1907 году; храм в стиле модерн в районе Калева, построенный по проекту супружеской четы Пиетиля в 1966 году; православную церковь св. Александра Невского и св. Николы.

Среди музеев наиболее популярны: Художественный музей имени Сары Хильден, посвящённый современному искусству XIX и XX вв; Музей Ленина, Музей шпионажа, Музей кукол и Музей «Долина Муми-троллей».

Путеводителей и информации по городу и его достопримечательностям полно, поэтому я здесь расскажу только о том, что особенно привлекло мое внимание и побываем в тех местах, в которых бываю я.

Итак, если забить в навигаторе «тампере центр», то попадаем на центральную улицу — Хямеенкату (Hameenkatu). В Тампере, в отличие от многих других городов Финляндии, центральной является не Торговая улица (Kauppakatu), а Юбочная (Hameenkatu).

Хямеенкату пересекает город с востока на запад и растянулась на 1100 метров. На этих 1100 метрах сосредоточено множество разнообразных торговых центров, универсамов и бутиков. Не обошлось без изветных Stockmann и Sokos.

Тампере — город между святой и живой водой

Если вам на городской рынок или в магазин 1store, то здесь можно запарковаться на площади Кескустори, возле городской Ратуши.

Я фанат Ст. Джобса, но в современных условиях его продукция становится не по карману. Но для остальных сообщаю, что формат магазина изменился — вместо первого этажа он занимает небольшое помещение на третьем, но остался по старому адресу

• Kuninkaankatu 21, 33210 Тампере

Ознакомиться с ассортиментом и ценами можно на сайте: http://www.1store.fi/.

Пока мы здесь зайдем в R-kioskI и купим местную симку евро за десять, чтобы не терять связи с друзьями и родственниками, так как многие операторы предлагают бесплатный месяц интернета.

На Хямеенкату есть банк (если нужно оплатить штраф за парковку) и несколько знакомых нам едален — Кофе Хаус и Бургер Кинг.

В Кофе Хаусе питерские скидочные флайеры не действуют. Посетители там в основном финские подростки-неформалы, весьма любопытно на них посмотреть. Кстати, в отличие от обычных неформалов, у финнов богатая фантазия на прически, макияж, выбор аксесуаров.

А Бургер Кинг интересен бургерами огромных размеров. Я не знаю, может и в России в сети Бургер Кинг такие готовят, так как фастфуд на родине не ем. А вот в Тампере разок попробовал и моя поджелудочная не выдержала майонеза с кетчупом в таких количествах, болел я потом. Что характерно, в любом финском городе огромное количество аптек, но кроме аспирина и витаминов в них не найдешь полезного (аспирин у них от всех болезней, так что надо спрашивать).

Покинем центр Тампере, но мы еще вернемся на Хямеенкату вечером.

А пока поищем самую высокую точку, чтобы посмотреть на город с высоты, где летают птицы, свистит ветер и открываются самые красивые виды… Так следует делать в любом незнакомом городе.

В Тампере таких точек две.

Первая — обзорная БАШНЯ НЯСИННЕУЛА в парке развлечений Сярканниеми, расположенном на берегу озера Нясиярви.

Тампере — город между святой и живой водой

Высота Иглы Нями 168 метров. Лифт со скоростью 6 метров в секунду поднимает посетителей на высоту 120 метров к обзорной террасе. Поездка занимает 27 секунд.

Чуть ниже этого уровня есть открытое кафе. Холодно из-за сильного ветра даже летом. А повыше смотровой площадки расположен ресторан. Ресторан вращается, цены кусаются.

Говорят, что наверху очень интересный туалет, который стоит посетить. Чем он интересен я могу только додумывать, так как сам не посещал и о чем теперь жалею!

Сярканниеми — это финский парк культуры и отдыха. Здесь есть аквариум, планетарий, музей современного искусства, дельфинарий и аттракционы.

Если вы с маленькими детишками или «детство заиграло», то можно посетить почти всё (кроме аттракционов, зимой они не работают) купив единый браслет за 23 евро. Но это мероприятие займет почти весь день.

Аттракционы зимой не работают.

Тампере — город между святой и живой водой

У парка есть свой сайт http://www.sarkanniemi.fi на котором всё можно прочитать по-русски!

Следующая точка — одна из древнейших достопримечательностей Тампере возвышенность ПЮЮНИКИИН ХАРЬЮ.

Тампере — город между святой и живой водой

Когда-то на этом месте стоял ледник, высота его местами достигала двух километров. Сегодня это — природный парк Пююникки со смотровой башней и замечательным кафе, где можно попробовать самые вкусные в мире пончики.

О пончиках много пишут в путеводителях, хотя это обычная питерская пышка. И лично я рекомендовал бы вместо сахара посыпать их сахарной пудрой и готовить в масле, а не выпекать. Но выпечка в Финляндии везде отличного качества, поэтому выпить чашечку кофе с пышкой в легендарном месте доставит только наслаждение!

Вход на башню стоит 2 евро, а билеты приобретают в кафе.

Подняться на башню можно пешком, а можно на лифте. Сверху открывается великолепная панорами на город и озера Нясиярви и Пюхяярви. Озера образовались тоже в ледниковый период. Из-за подъема суши некоторые реки не смогли больше течь к морскому заливу и повернули вспять, заполнив низменности, образованными прокатившимися здесь огромными массами льда и слились в огромные голубые озера с пятнами зеленых островов. Зимой, конечно, картинка в большей степени черно-белая…

Тампере — город между святой и живой водой

Глядя сверху на Тампере бросается в глаза, что город фабричный.

Город «железных парней и хлопчатобумажных девчонок», называли его когда-то.

Тампере — город между святой и живой водой

А днем рождения Тампере считается первого октября 1779 года, когда шведский король Густав III подписал указ об основании Таммерфорса. Издал король и разрешение каждому заниматься в этом городе тем ремеслом, которым он захочет.

Считается, что в его первоначальном названии Таммерфорс — «Порог на реке Таммер» — отразились не только местоположение, но и дальнейшая историческая судьба со всеми ее прихотливыми изгибами и неоднозначными поворотами…

Когда Финляндия стала частью Российской империи как Великое княжество Финляндское, город посетил Александр I и был очарован красотой здешних мест и самим городом. Не долго думая император подписал указ, дарующий Тампере права вольного города — городские предприниматели освобождались от налогов и таможенных пошлин.

Тампере — город между святой и живой водой

Не успели высохнуть чернила на царском указе, как подсуетился успешный промышленик того времени Вильгельм фон Ноттбек, который переехал в Тампере из Петербурга, став одним из владельцев основанной в 1820 году Джеймсом Финлейсоном хлопчатобумажной фабрики «Finlayson».

Тампере — город между святой и живой водой

«Финлейсон» стал первой современной фабрикой Финляндии и в его цехах в 1882 году зажглась первая на Скандинавском полуострове электрическая лампочка.

Лампочка Ильича так сказать!

Но пришло время, когда финские промышленные предприятия не смогли конкурировать с акулами бизнеса и китайскими производителями дешевого ширпотреба и заводы стали потихоньку закрываться. Цеха многих фабрик сегодня переоборудованы и трубы остыли — красный кирпич бывших производственных зданий стал частью индустриального пейзажа, который считается одним из национальных ландшафтов.

Тампере — город между святой и живой водой

В зданиях «Finlayson» разместились бизнес-центры, музейные экспозиции, кинотеатр «Plevna» и множество кафе.

Здесь можно найти МУЗЕЙ ШПИОНАЖА

Сайт http://www.vakoilumuseo.fi

Музей шпионажа — единственный в Европе музей, посвящённый шпионской деятельности и второй подобный музей находится в центре Вашингтона. Что-то я даже про второй музей и не удивлаюсь…

В экспозиции имеются две американские радиостанции, принадлежащие ЦРУ и найденные недалеко от Тампере на дне озера. Радиостанции были рассчитаны на межконтинентальную отправку и получение сообщений. Во время холодной войны Уильям Колби сформировал в Финляндии целую шпионскую сеть, в распоряжении которой были упомянутые радиостанции на тот случай, если Советский Союз захватит Финляндию.

Основная часть коллекции посвещена «русским шпионам».

В музее представлено более 400 экспонатов: фотоаппараты-зажигалки, подслушивающие устройства, скрытые видеокамеры, шифровальные машины, различные виды тайников и др.

Мне больше всего понравился кирпич с рублями и еще кое-что.

Тампере — город между святой и живой водой

Покидая музей можно стать владельцем сертификата с рекомендацией в ту или иную разведслужбу и расписаться на голове директора.

Но самый популярный и всеми любимый музей Тампере — это ДОЛИНА МУМИ — ТРОЛЛЕЙ

Тампере — город между святой и живой водой

Музей основан на книгах о муми-троллях, написанных Туве Янссон.

Прежде чем посетить этот музей лучше всего посмотреть советские мультики об этих сказочных героях, а так совершенно непонятно почему эти милые существа стали легендой Финляндии.

В музее фотографировать нельзя категорически, но огорчаться не надо, так как в магазине муми — троллей этих героев полно!

Ну вот сайт http://muumilaakso.tampere.fi/ru/museo/

Вернемся на центральную улицу Тампере — Хямеенкату. Под ногами знаменитая финская гранитная крошка от гололеда.

Тампере — город между святой и живой водой

И видим любимый транспорт финнов в любое время года — велосипед.

Стемнело. Полюбуемся вечерним городом.

Тампере — город между святой и живой водой

Продолжая движения от Кескустори на восток по Хямеенкату мы пересечем мост Хямеенсилта, на котором девушки, которые хотят выйти замуж могут потереть «палец» одной из статуй и загадать желание о своем суженом.

Тампере — город между святой и живой водой

Если свернуть от моста Хямеенсилта направо, можно выйти к одному из крупнейших отелей города — Илвес, а так же к торговому центру Кескустори с множеством замечательных ресторанчиков и кафе.

Недалеко Церковь святого Александра и святителя Германа. Церковь была построена в 1896–1899 годах по проекту архитектора Т. У. Языкова. Православная церковь была возведена на пожертвования. Икона Иисуса Христа, которая пострадала во время гражданской войны 1918 года. На ней до сих пор видны пулевые отверстия и следы гранатных осколков. У церкви семь куполов, главный из которых высотой 17 метров. Над главным входом находится колокольня с 9 колоколами, один из которых является вторым по величине в Финляндии. Колокол весит 4973 кг.

Тампере — город между святой и живой водой

Эх, хорошо погуляли! Но мало… Не успели на ипподром, не побывали в интереснейшем Музее минералов и музее Ленина, не посетили Идеепарк, не заглянули в квартал Красных вдов, не осмотрели Старую церковь и Кафедральный Собор, не покатались на пони в бывшем конюшенном дворе Таллипиха, не отдохнули в прекрасном парке Сорсапуйсто, не почитали «каменные стихи» на одной из пристаней Тампере — Лауконтори, даже не попробовали лохикейтто из лосося!

Так что, до новых встреч!