Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 20:54

Осло — Норвегия Август 2013

В любой стране я люблю фотографировать церкви, мне они интересны, в силу профессии, прежде всего, как сооружения: архитектура церквей зачастую интереснее, чем окружающая их застройка. За день в Осло мы много не увидели, но то, что увидели, заинтересовало и заставило почитать о религии в Норвегии.

Официальной церковью в Норвегии является одна из лютеранских церквей, которая так и называется — церковь Норвегии. Её главой официально является король, а управление осуществляет Министерство по делам культуры и церкви. Всего лишь с мая 2012 года церковь отделена от государства.

История соборов в городе насчитывает более 900 лет, первый собор в честь покровителя Осло Святого Харвальда начали строить еще в первой половине 1100-х годов. Он был главным храмом столицы почти пятьсот лет. Второй собор Святой Троицы был построен в 1624 году, но служил недолго — около пятидесяти лет, сгорел. Кафедральный собор, который стоит сейчас, освящен в 1697 году.

Храмы Осло

Поскольку храм строился в период денежного дефицита, внешний вид у него спартанский, без особых украшений. Построен он, как и многие здания в городе, из голландских «пестрых» кирпичей, а для заполнения кладки использовали камни из лежащих в руинах соборов Святого Харвальда и Святой Троицы (каждый собор строили на новом месте). В исходном виде башня собора была значительно ниже и не было шпиля.

Справа от главного входа на углу башни есть вставка из камня, изображающая человека, на которого напали лев и дракон. Это старейшее сокровище собора. Вставка была найдена во время раскопок в Старом городе, считают, что она принадлежит первому собору Осло — собору Святого Харвальда, то есть ей порядка девятисот лет.

Храмы Осло

Башню с часами достроили в 1718 году. Четко видна граница: уже невозможно было приобрести голландские кирпичи, поэтому надстраивали из красных.

К собору пристроили также королевский вход. Собор используется королевской семьей для различных официальных и торжественных мероприяий. В 1968 году здесь венчался король Харальд V, а в 2001 году наследный принц Хокон.

Храмы Осло

Интерьер собора также менялся: сначала он был в стиле барокко, потом вкусы изменились, и при реконструкции 1850 года интерьер изменили в неоготическом стиле. Очередная реконструкция храма была проведена в 1950 году к 900-летию города, тогда интерьер восстановили в его первозданном виде — в стиле барокко. Алтарь и кафедра сохранялись в музее.

Храмы Осло

Роспись потолка площадью 1500 м² была выполнена в 1936–1950 годах.

Храмы Осло

В соборе великолепные витражи, последовательно изображающие жизнь Христа, выполненные Эмануэлем Вигеландом в 1910–1916 годах.

Храмы Осло

Первый орган в соборе был установлен в 1711 году, а в 1985 году собор получил новый орган.

А это королевская ложа.

Храмы Осло

В Соборе провели реконструкцию уже в этом веке, он был закрыт с 2006 по 2010 год. Днем там гуляют в основном туристы.

Осло — небольшой город, немного в сторону и туристов почти нет. Улица Akersgata идет от крепости Акерсхус и заканчивается у Собора Святого Олафа — собора римско-католической епархии Осло. Это второй католический собор Осло. Первым был как раз тот Собор Святого Харвальда, построенный при короле Сигурде в первой половине 1100-х годов. В 1536 году в Норвегии произошла Реформация и основной религией в стране стало лютеранство. По статистическим данным католиками в Норвегии является только 2,4% населения.

Храмы Осло

Церковь Святого Олафа была построена в 1856 году в неоготическом стиле по проекту архитектора Ширмера. По поводу освящения храма норвежская королева Жозефина подарила католическому приходу копию картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Когда была образована католическая епархия Осло, с 1953 года храм стал кафедральным собором епархии. В 1989 году собор посетил папа Иоанн Павел II и подарил приходу мощи Святого Олафа.

На улице Акерсгата стоит одна из самых больших церквей Норвегии — лютеранская приходская церковь Святой Троицы. Церковь восьминефная в форме греческого креста с двумя башнями и восьмигранным куполом.

Храмы Осло

Церковь построена по проекту немецкого архитектора Алексиса де Шатонеф, часть работы выполнил его ученик Вильгельм фон Ханно. Освящена церковь в 1859 году. К сожалению, попасть в храм не удалось, но если верить интернету, там великолепные витражи, интерьер с колоннами и сводами из кирпича. Определенно, храм заслуживает внимания. А мы полюбовались на него только снаружи. Службы в лютеранских церквях Норвегии, как я поняла, проходят только в воскресенье, поэтому никуда не попадешь.

Слева от церкви Святой троицы есть небольшой сквер, в котором стоит памятник норвежскому лютеранскому миссионеру начала XVIII века Хансу Эгеде.

Храмы Осло

Если пройти между колоннами за памятником, можно увидеть еще одну церковь. Это шведская церковь Маргареты.

Храмы Осло

Церковь построена в 1925 году в смешанном стиле классицизма и необарокко по проекту Ларса Израиля Волмана. Названа в честь шведской кронпринцессы Маргареты.

Хоть церковь и отделена от государства, ответственность за содержание церквей в надлежащем состоянии несет государство и местные власти.