Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Рио-де-Жанейро — Бразилия Апрель 2009

Рио де Жанейро — мечта не только Остапа Бендера, многих моих знакомых, но и самое главное — мечта моей младшей дочери. Еще в прошлом году, окончив школу, она сказала: "Больше всего на свете хочу побывать в Бразилии". Я была удивлена, ведь есть столько замечательных мест на свете, где она не была. Но она твердо настаивала "Только Бразилия".

Весной этого года любимый мужчина предложил мне поездку в далекую страну. Практически до самого отъезда я не знала, куда мы едим. И только заполняя анкету, увидела слово "Бразилия". У меня даже возникли сомнения, стоит ли ехать и тем самым расстраивать дочь. Но она мудро произнесла: "Поезжай, посмотри, действительно, ли стоит мечтать о Рио".

Бразилию стоит посетить!

Четырехчасовой перелет в Мадрид и десятичасовой до Рио все перенесли нормально. Раньше я так далеко никогда не летала и всегда думала, как можно так долго лететь. Оказалось, что ничего сложного в этом нет. Комфортабельный аэробус BERIA позволил чувствовать себя в безопасности. Немного нудновато лететь днем, а вот обратно мы летели ночью, так время пролетело просто незаметно.

Преодолев 7 часовых поясов, в 5 часов вечера по местному времени мы приземлились в аэропорту Рио де Жанейро. Пока добирались до города, стемнело. Оказалось, что в Южном полушарии наступил первый месяц зимы, в 19 часов уже темно. На улице плюс 23, жарко, даже душно. Расположившись в отеле "Atlantico Copacabana", сразу пошли к океану.

Свой рассказ о Бразилии я решила изложить в виде отдельных частей, каждая из которых посвящена символам страны, которые отличают ее от других. Только значимость символа не обязательно будет под тем номером, который присвоила я. Просто в таком порядке мы с ними знакомились в течение недели путешествия.

СИМВОЛ №1 СПОРТ

Бразилию стоит посетить!
И вот он, океан. Слышал, читала, что такого широкого пляжа нет нигде. Но увиденное, просто поразило, и не только протяженностью пляжа (4,5 км), его шириной (более 100м), беговой и велосипедной дорожкой вдоль пляжа. И даже мелкий белоснежный песок у океана отодвинулся на второй план, потому что на первом оказались многочисленные футбольные и волейбольный площадки, расположенные прямо на песке вдоль всего побережья. Даже в вечернее темное время при свете прожекторов бразильские мальчишки с увлечением гоняли мяч.

Как нам объяснили позже, каждая футбольная команда Рио имеет свои спортивные площадки и выделяет тренеров - наставников для обучения ребят. У каждой есть своя форма. Наставников мы видели и на волейбольных площадках, где ребят учили играть в пляжный волейбол, а в выходной день самые маленькие (4-5 лет) под руководством тренеров занимались аэробикой. Понятно, что на песке заниматься сложнее, а это значит, что нагрузку ребята получают приличную.

Говорят, что когда Пеле был министром спорта Бразилии, ему удалось добиться выделения солидных вложений в развитие спорта. Каждое воскресенье огромную зеленую зону Рио перекрывают для движения транспорта. Стоят десятки полицейских, которые направляют транспорт по объездным дорогам, а на закрытой территории собираются люди, ставят торговые палатки и начинается: то ли многочисленный марафон, то ли различные спортивные состязания. Такое серьезное отношение к здоровью населения, не может не восхищать.

Бразилию стоит посетить! Одна из экскурсий по Рио включала себя посещение знаменитого стадиона Маракана. Конечно, для мужчин, этот стадион является символом величия футбола. Выйдя прямо на футбольное поле, мы явно представили как 100 тысяч зрителей, которые могут поместиться на его трибунах, ликуют, радуются прекрасному зрелищу - бразильскому футболу. Не могли мы не сфотографироваться возле отпечатков ног самых известных футболистов мира. И все же в Бразилии, больше чем Пеле гордятся самым первым футболистом асом - Горинча.

СИМВОЛ №2 СТАТУЯ ХРИСТА

Бразилию стоит посетить!
Проснувшись утром первого дня путешествия в Рио и выглянув в окно, были потрясены. Вот она - гора Корковадо и на ней статуя Христа, так знакомая нам по бразильским сериалам. Но там, в номере гостиницы, эта статуя с распростертыми руками Христа казалась излучающей добро и защищающей всей жителей города от бед и горестей. И хотя эта статуя не является святым местом, как храм или собор, и была построена как памятник в 20 веке, но величие 30- метрового Христа на 700- метровой горе притягивает миллионы людей.

Бразильцы создали в центре Рио де Жанейро на горном массиве экзотическое место. Путешествие на гору Корковадо проходит на трамвайчике и во время подъема можно любоваться диким тропическим лесом, увидеть различные растения и цветы. Впервые я увидела, как растет кофе. (Кстати, знатоки кофе убеждали, что такого кофе, как они пили в Бразилии, они еще не пробовали. Все, что привозится к нам в страну - или подделка, или нарушение правил хранения.)

Подъем сопровождают музыканты, исполняющие ритмичную музыку самба. Конечная остановка трамвайчика - последняя площадка и для движения автобусного транспорта. Выше подняться можно только на лифте. Грандиозность, монументальность, величие, мощь, необъяснимое чувство силы и величия - это ощущения на вершине горы рядом со статуей Христа.

Первый наш подъем состоялся в пасмурную погоду, и казалось, что туман находится прямо рядом с нами. Статуя Христа то появлялась, то моментально оказывалась в пелене. От этого, веяло какой - то мистикой. А для того, чтобы увидеть необыкновенную панораму города с этой высоты, нам пришлось в другой день еще раз подниматься на Корковадо. Но мы ни чуть не пожалели об этом. Виды - потрясающие. Синее небо, белые плывущие облака. По-моему, фотография статуи Христа получилась замечательно

Еще одно знаменитое место в Рио - гора Сахарная Голова, на вершину которой можно подняться на фуникулере. Оттуда тоже изумительные виды города. Кое-кто из нашей группы совершил прогулку на вертолете, в том числе и вокруг статуи Христа. Говорят, что вертолет практически пикирует с высоты, от чего впечатления получаются потрясающие.

СИМВОЛ №3 БРАЗИЛЬСКИЙ КАРНАВАЛ

Бразилию стоит посетить! Для того чтобы увидеть бразильский карнавал, оказывается, не обязательно ехать туда в конце февраля. А может быть лучше и не ездить в это время. Местные жители, живущие рядом с самбодромом рассказывали, что они уезжают на время карнавала из города. Потому что каждую школу самбо, участвующую в карнавале, сопровождают 400 барабанщиков. Можно представить какой шум стоит 3-4 дня.

В моем представлении бразильское карнавальное шествие ассоциировалось с массовым движением по улицам Рио. Оказалось, что это совсем не так. Существует специальная площадка в виде улицы с трибунами длиной 470 м, называемая самбодромом. И именно на ней и разворачивается все действие. Многочисленные школы самбо борются за право выступать на карнавале, который каждый год имеет свою тему. Тратятся миллионы реалов, готовятся сценарии, шьются костюмы. Все для того, чтобы карнавал оставался самым красивым, ярким, неповторимым.

Вид же пустого самбодрома впечатления не произвел. Единственно, что доставило удовольствие, так это возможность за 2 реала примерить любой из имеющихся карнавальных костюмом. Чем и воспользовались практически все женщины.

А вот мини- карнавал может увидеть каждый турист. Каждую ночь в зале Палатаформа проходит "Шоу мулаток". Незабываемое яркое представление! Зажигательная бразильская самба различных стилей, красивые мулатки, акробатическая капоэйра в исполнении настоящих мачо и, конечно же, великолепные костюмы.

В завершении вечера танцовщицы выходят в таких шикарных сверкающих костюмах, что просто захватывает дух. Оказывается, они весят около 40 кг, и становится понятно, почему мулатки поплотнее наших стройных моделей. Во время представления вам предлагают напитки, а в перерыве - возможность сфотографироваться с мулатками.

СИМВОЛ №4 ПЕТРОПОЛИС

Бразилию стоит посетить!

В один из дней программы мы посетили загородную резиденцию бразильских императоров - Петрополис. Небольшой городок, расположен высоко в горах. Недалеко от Рио, а отличие разительное. Все в зелени, цветах. Дома с остроконечными крышами и мансардами, высокие окна. Красота... Императорский дворец - очень скромное по нашим нынешним меркам здание, обстановка еще скромнее. Но здесь находится уникальная коллекция изделий декоративного искусства, красивые статуи святых и золотая императорская корона.

Огромная территория с редкими растениями и цветами. Например, только здесь можно увидеть розовый банан. Мы его и сфотографировали. А еще поразил рассказ о дочерях императора Дона Педро. Второго. Не могу не рассказать. Комната старшей дочери Изабеллы отличается спартанским видом. Деревянная кровать и стол, масса книг, глобус. Ее готовили стать императрицей. Она знала 14 языков, разбиралась в политике, культуре, литературе. Комната младшей дочери вся в ажурных занавесках, балахонах. Сразу чувствуется - эту девушку готовят к замужеству.

Бразилию стоит посетить! Такое воспитание старшей дочери дало свои плоды: замещая короткое время своего отца, она отменила в Бразилии крепостное право. Правда, свершившаяся революция, вынудила императорскую семью уехать за границу, но ее потомки в настоящее время живут в одном из зданий загородной резиденции.

СИМВОЛ № 5 АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН

Бразилию стоит посетить!

Я впервые встретилась с океаном. И назвала его "Трехцветный гигант". От горизонта неба океан имеет насыщенно синий цвет, ближе к волнам - бирюзовый, а бросается к ногам белыми пушистыми барашками. Милые с виду, они несут такую силу удара, что многих сбивало с ног. Но, такой океан, наверное, везде. А в Рио, мы были на прогулке в открытом океане.

Полюбовавшись на стоянку яхт, мы сели на одну из них и отправились в плавание. Пока плыли по заливу, с удивлением смотрели на коричневую воду у борта и мусор. Оказалось, это еще залив, а дальше вода стала чище, красивые островки унесли нас к временам Робинзона Крузо. Остановившись у одного из островков, развернули рыбацкие снасти и мужчины занялись своим любимым делом. Мы же поспешили окунуться в океан. Это вам не Красное море! Волны и в открытом океане очень большие, отрываться от яхты просто опасно. Но удовольствие от его мощи получили непередаваемое.

Наши сопровождающие пожарили нам на барбекю мясо и рыбу, можно только блаженствовать. Но не тут - то было. От этого качания на волнах нас стало мутить. Часть спустилось в каюту, и лежала пластом, часть с бледными лицами держались на верху, в вот наши мужчины с удовольствием ели и пили, пели песни и даже управляли яхтой.

СИМВОЛ № 6 ТРОПИЧЕСКИЕ РАСТЕНИЯ

Бразилию стоит посетить!

Такого разнообразия тропических растений, цветов и плодов я еще не встречала. Нет, признаюсь, что в Израиле буйство красок, несомненно, лучше, а количество цветущих кустов и деревьев больше. Но в Бразилии есть такие экземпляры, которые не встречаются больше нигде. В Ботаническом саду Рио растет более 7 тысяч видов растений, среди которых Императорские Пальмовые деревья, мраморные деревья, самые экзотические и странные обитатели Амазонской долины.

К сожалению, самое знаменитое растение сада - Виктория Регия (гигантская кувшинка) в это время не цвела, но ее огромные плавающие листья, которые выдерживают вес пятилетнего ребенка, мы видели. Запомнить даже часть названий многочисленных растений Сада нам так и не удалось. Да и нужно ли это, главное - все это видеть.

Бразилию стоит посетить!
То же самое могу сказать и о тропических фруктах. Некоторые названия мы встречали впервые, но предпочитали те фрукты, о которых хотя бы что-то слышали. Вкус некоторых, что пробовали в России, совершенно другой. Мы объелись в Рио спелыми и вкусными манго, ананасами, арбузами, папайя, маракуйя. Попробовали молочко зеленых кокосов.

Бесцветная жидкость, чуть сладковатая, главное, что холодная и хорошо утоляет жажду. В Бразилии десятки видов апельсинов, среди них есть даже зеленого и желтого цветов. Говорят, что они используются для соков. Пробовали и молодую кукурузу. (Такая же, как и у нас!) В воскресный день побывали на овощном рынке, просто ходили и любовались обилием овощей и фруктов. Продавцы нам любезно позировали для фотографий.

СИМВОЛ №7 ФАВЕЛЫ

Когда описывала красоты Петрополиса, подумала, что о самом Рио ничего не написала. Его трудно описать, одним словом. Есть шикарное побережье и его районы, есть центральная часть, где широкие улицы и красивые высотные дома, а большая часть 14-миллионного города "расползлась" по холмам. Именно "расползлась", потому что дома там просто лепятся друг на друга. Эти районы называются фавелами. И их в Рио около 20.

Каждая живет по своим правилам, так называемой коммуной. Там нет, не только канализации, там не действуют законы, туда не заходят даже полицейские. Беднота, нищета. Огромное количество детей, потому что Бразилии запрещены аборты, а бразильские мачо... (все понятно). Чтобы прокормить своих детей бразильцы из фавел готовы на все, кто-то занимается производством наркотиков, кое-кто из мальчишек пробивается в спортивные команды, из девчонок - в школы самбо.

Это ведь хорошо оплачиваемая работа. Но большинство торгуют на улицах, пляжах, предлагая вещи, холодные напитки, сувениры. Надо, сказать, что предлагают они товар очень навязчиво, рассказывают, что у них по 10 детей, которых нужно кормить, очень упрашивают купить товар.

Со мной произошел такой случай. Я купила у одного из них (в большинстве своем продавцы - мужчины) порно. Они в Рио не совсем обычные, из более плотной ткани и с бахромой. Через несколько дней очередной продавец начинает предлагать такой же товар, Мы отказываемся, говоря, что у нас уже есть. Тогда он говорит "Plis". Берет мое порэо, и начинает мне показывать, как его можно применять. Один из вариантов пляжного сарафана - на фотографии. Это было сделано буквально за несколько секунд. Конечно, после этого мы купили у него еще одно порэо.

Последний штрих о фавелах. Когда мы улетали и уже ехали в аэропорт, увидели на обочине маршрутку, возле нее находились люди и несколько полицейских. На наш вопрос, гид ответил, что маршрутка поломалась, и полицейские охраняют людей, чтобы на них не напали, так как рядом фавела

СИМВОЛ № 8 НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ

Бразилию стоит посетить! По-моему, уже во всех странах кормление в гостиницах одинаковое - "Шведский стол". Отличаются только десерты. А вот в ресторанах и открытых кафешках можно попробовать традиционные бразильские блюда. Очень популярны в стране "фейжоада" - ассорти из черной фасоли, различных морепродуктов, овощей, специй, а так же густое пюре "туту" из фасоли и мяса.

Бразилию стоит посетить! Сотни видов экзотических трав и фруктов Бразилии придают кухне неповторимый вкус. Есть специальные рестораны и кафе, где за установленную плату вам будут носить через каждые 3 минуты новые мясные блюда или блюда из морепродуктов (что конкретно выберешь мясо или морепродукты). Носят до тех пор, пока не скажешь "Финиш". Честно скажу, это очень трудно выдержать, потому что хочется попробовать все, что несут.

Из алкогольных напитков предлагают знакомый "Смирнофф", но мы решили попробовать национальный напиток " кашиса", который оказался очень похож на наш самогон лимонного цвета.

"БРАЗИЛИЮ СТОИТ ПОСЕТИТЬ!"

Конечно, Рио де Жанейро, одно из самых лучших мест для путешествия по Бразилии. Ведь это город - праздник, город развлечений и отдыха. Хотелось бы посетить и другие известные места. Например, водопады Игуану, которые вправе считаются одним из чудес света. Долететь до Бразилии и не увидеть эту природную красоту - обидно. Но страна так велика, что добраться до водопадов можно только на самолете и потратить на это 2 дня.

Дополнительная экскурсия обойдется около 1 тыс. долларов с человека. Очень хотелось хоть одним глазом взглянуть на дебри Амазонки. Но это экскурсия, скорее всего для состоятельных экстремалов. С другой стороны, иностранец, приехавший в Москву, не может же за неделю увидеть все наши замечательные места, ту же Сибирь, Дальний Восток или Курорты Кавказа.

Так же и нам, чтобы понять культуру бразильцев достаточно было одного Рио. Отмечу, что в общении это очень доброжелательный и отзывчивый народ. Очень мне понравилась их португальская речь. Тон телеведущих, дикторов в аэропортах, даже в рекламе настолько плавен, спокоен, доброжелателен и где-то интимен.

Бразилию стоит посетить!
Много читала об оклиматизации при дальних перелетах. Скажу честно, в Рио, с первых дней все чувствовали себя, как в соседнем городе. 7-часовая разница тоже не давала о себе знать. "Шоу мулаток" закончилось в 12 ночи, в Москве в это время 7 утра, но усталости от проведенной бессонной ночи не было. Еще один факт: в нашей группе большую часть составляли работающие пенсионеры. Все великолепно перенесли перелеты, в Рио никто не заболел или сильно устал, вели себя активно и весело.

Подводя итоги своей поездки, вспоминаю белоснежные пляжи, удивительный океан, статую Христа, красочный карнавал, вкуснейшие фрукты я могу с уверенностью сказать дочери: " Бразилию стоит посетить!"

© Галина Мухина. Материал размещен с разрешения автора.