Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была сегодня 14:17

Вена — Австрия Ноябрь 2014

Мои рассказы о Вене:

Рождественская сказка у Венской Ратуши...

Вкус штруделя...

Моя прекрасная Вена... Часть I, кулинарная

Моя прекрасная Вена. Часть II. На старинной площади Ам-Хоф...

Моя прекрасная Вена. Часть III. Общие вопросы.

Моя прекрасная Вена. Часть IV. Средневековая Вена

Моя прекрасная Вена. Часть VI. Императорская Вена — окончание

Моя прекрасная Вена. Часть VII. Вокруг Ринга…

Моя прекрасная Вена. Часть VIII. На север от Штефанплац...

Моя прекрасная Вена. Часть IX. Nunc est bibendum! (Теперь надо выпить!)

Моя прекрасная Вена. Часть X. "Жил-был художник один..."

Моя прекрасная Вена. Часть XI. Жили-были Габсбурги...

Моя прекрасная Вена. Часть XII. В гости к Савойскому...

Моя прекрасная Вена. Часть XIII. Тайны Святого Штефана...

Вена — удивительно красивый город! В ней много имперского, величественного, аристократического. Порядок, заведенный еще при Марии-Терезии, считавшей Империю своей семьей, а жителей страны своими детьми и так к ним и относившейся, сохранился и по сей день. И кажется, что жива и сейчас строгая императрица, следящая, чтобы в любимой ею Вене все шло по раз и навсегда заведенному порядку…

Времена Марии-Терезии куда интереснее для меня, и императорскую Вену мне хотелось разглядеть со всеми поробностями. Но понимая, что для всех подробностей пришлось бы переехать в Вену жить, пришлось чем-то жертвовать, надеясь, что будет и новая встреча с городом, когда появится время досмотреть неувиденное.

Так появился маршрут, которому мы быстренько присвоили название «Императорская Вена».

По этому маршруту мы и погуляем сейчас….

Начинается он от Штефанплац, с которой мы сворачиваем на Кертнерштрассе.

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

Кертнерштрассе соединяет собор Святого Штефана и Венскую Государственную Оперу и проходит от Штефанплац до Карлплац. В средневековье в конце Кертнерштрассе стояли ворота городской стены Кэртнертор, через которые в Вену ввозились товары, продававшиеся неподалеку — на Новом рынке. Названа улица в честь южной провинции Каринтии.

Сейчас это оживленная пешеходная улица, излюбленное место шопинга туристов со всего мира. Известные торговые марки открыли здесь свои магазины, сувениры Вены, магазины дорогих часов, ювелирные салоны — все есть на Кертнерштрассе.

На этой улице расположен старейший дворец Эстерхази, в котором и сейчас живут потомки графа. Именно в честь графа Эстерхази назван знаменитый торт, популярность которого перешагнула границы Австрии.

Кертнерштрассе, вместе с улицами Грабен и Кольмаркт образуют одну из основных пешеходных туристических зон Вены, не побывать на которых просто невозможно, а побывав — столь же невозможно не влюбиться в них!

По Кертнерштрассе доходим до Купфершмиедгассе и поворачиваем напрво, до Нойермаркт.

Нойермаркт — «Новый рынок», раньше назывался «Мучной рынок».

Когда Хоэрмаркт стала мала для разросшейся Вены, в начале 13 века, было принято решение о строительстве Нового рынка. На рынке стали торговать зерном и мукой, отсюда и первое название рынка — Мучной. На том месте, где находится отель «Амбассадор», находилась мучная биржа, на которой хранились запасы муки.

Во время Второй мировой войны площадь была почти полностью разрушена и застроена впоследствии новыми зданиями.

Фонтан Доннера, «Провиденция».

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

В центре площади находится фонтан Доннера, со скульптурами, главная из которых — Провиденция (начало 18 века). Существует легенда, что скульптуру Проведенции Рафаель Доннер сваял со своей возлюбленной, дочки трактирщика, жившей неподалеку. Провиденция является символом Предвидения.

Провиденцию окружают четыре обнаженных фигуры, что у ставшей императрицей Марии-Терезии вызвало приступ сильного гнева. Рассердилась она настолько, что велела фигуры убрать и расплавить, чтобы никому не повадно было их вновь вернуть на всеобщее обозрение. И в конце 18 века фонтан потерял четыре фигуры. Только в начале века девятнадцатого фигуры вернулись на свое место. Оригинал фонтана сейчас находится в нижнем Бельведере, а на площади стоит всего лишь его копия. Правда, ей уже 150 лет, так что вполне исторический фонтан получается…

Четыре фигуры вокруг Провиденции символизируют реки Австро-Венгрии, причем, мужские фигуры — реки Верхней Австрии, а женские — Нижней.

Фонтан понравился венцам так, что быстро завоевал всеобщую любовь. Во время Второй мировой войны фонтан убрали с площади и вернули только в 1947 году.

Здесь же, на площади, находится дом, в котором Й. Гайдн написал «Императорский гимн», мелодия которого — официальный гимн Германии.

Здесь же, на площади, находится Императорская усыпальница (Капуцинергруфт, крипта венской Капуцинеркирхе).

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

Усыпальница императоров Австрийской империи, Австро-Венгрии, и членов дома Габсбургов, в ней храняся останки 145 человек — 12 императоров, 19 императриц и королев, эрцгерцоги, эрцгерцогини и прочии монаршие особы! И одна особа, не имеющая ни малейшего отношения к Габсбургам по крови — воспитательница Марии-Терезии, графиня Каролина Моллард, помещенная в императорскую усыпальницу по велению Марии-Терезии.

Последнее захоронение датируется 2011 годом, когда был похоронен кронпринц Отто фон Габсбург. Усыпальница действующая, в ней и сейчас хоронят представителей династии Габсбургов.

Тела находятся в богатых саркофагах. До 18 века их отливали их бронзы, после реформы Иосифа Второго с уменьшением расходов на погребение монарших особ, саркофаги стали отливать из меди, использовавшейся весь 19 век. Потом саркофаги стали лить из разных сплавов металлов, используя для отделки серебро и позолоту.

Самые красивые саркофаги у Карла Шестого, 1720 год и Марии-Терезии, 1758 год (который она сама заказала, за 26 лет до смерти), созданные в стиле рококо. А самая скромная гробница у сына Марии-Терезии Иосифа Второго.

Каждый саркофаг закрывается на два замка, один ключ хранится в Сокровищнице в Вене, второй — у монахов-капуцинов.

Расположена усыпальница под церковью ордена капуцинов (Капуциненкирхе), на Нойермаркт, недалеко от дворца Хофбург.

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

Считается основным местом захоронения династии Габсбургов с 1633 года.

Орден капуцинов основан в 16 веке, в Италии, как ответвление от ордена францисканцев.

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

Существует монастырь с начала 17 века, когда супруга короля Маттиаса, Анна, завещала деньги на возведение церкви в Вене, а также постройку алтаря и усыпальницы для нее и ее супруга (всего 22000 гульденов). Ее волю должен был выполнить король Маттиас. Анна умирает через год, а ее супруг через три месяца после смерти жены. Их тела ждали окончания постройки усыпальницы в монастыре, находящемся неподалеку. После создания церкви их останки были перенесены в усыпальницу («Склеп основателей»), под монастырем капуцинов.

В течении веков усыпальницу расширяли, потом она стала фамильным захоронением Габсбургов.

Сердца Габсбургов размещены отдельно, в серебряных урнах, в Склепе сердец при Августинской церкви. А внутренности — в медных урнах, в склепе под собором Святого Штефана.

Внесению праха в усыпальницу предшествовал ритуал. Герольд из процессии стучал в ворота, а настоятель, монах-капуцин спрашивал: «Кто просит о входе в эту усыпальницу?»

Ему отвечали: «О входе в эту усыпальницу просит раб Божий, в земной жизни он был австрийским императором».

Капуцин отвечал: «Не знаем такого»!

Так повторялось три раза.

На третий раз герольд отвечал: «Раб Божий, бедный грешник!» и врата в вечность открывались…

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

Почтив память великих Габсбургов, можно отправиться дальше.

По Марко-де-Авианогассе идем до Кертнерштрассе, 37 — Мальтийская церковь Святого Иоанна Крестителя.

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

В начале 13 века на этом месте была построена первая церковь, принадлежавшая Мальтийскому ордену — «Дом магистра ордена Святого Иоанна». Мальтийцы пришли в Вену по приглашению Леопольда Шестого. Церковь заботилась о бедных и больных людях.

А уже в середине 15 века был построен современный храм, который впоследствии перестраивался, достраивался, добавлялись алтарь, орган, витражи. После Первой мировой войны, из-за финансовых трудностей: мальтийцы жертовавали во время войны большие суммы на хирургическое отделение, персонал, транспорт для спасения раненых солдат, мальтийский орден продал помещение венской епархии. Почти 30 лет церковь принадлежала епархии и была сохранена в неизменном виде. Тогда же ее признали историческим памятником.

В середине двадцатого века орден выкупил храм обратно. Тогда же началась реставрация храма, закончившаяся к концу 20 века.

Идем дальше, по Кертнерштрассе на юг, до Аннагассе.

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

На этой улице расположена церковь Святой Анны (Аннакирхе).

На этом месте раньше была часовня Святой Анны. В начале 16 века была построена церковь Святой Анны, которая была передана монахиням-клариссам, а в конце 16 века церковь перешла к иезуитам.

В конце 17 века в церкви было основано братство Святой Анны, по инициативе императора Леопольда Первого. Церковь неоднократно перстраивалась, изменялась, горела, восстанавливалась, реставрировалась. Реставраторам удалось сохранить уникальные потолочные фрески начала 18 века.

После изгнания иезуитов с земель Австрии, церковь передали монахам-облатам.

Внутри — один продольный неф, и по три боковых часовни с каждой стороны.

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

Самая большая часовня — первая справа, Франциска Ксавье.

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

Потолочный свод украшен фресками Д. Грана — «Святая Анна в небесной славе».

В церкви есть очень красивая деревянная скульптура Святой Анны, Девы Марии и Иисуса (1510 год).

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

В Аннекирхе хранится главное сокровище — мощи руки Святой Анны, которую выставляют ежегодно прихожанам на обозрение 26 июня.

Вволю полюбовавшись красотой Аннакирхе, а полюбоваться там есть чем и спешить уходить совсем не хотелось, мы отправились дальше.

С Аннагассе, вернулись на Кертнерштрассе, где на углу с Фильхармоникер штрассе стоит «Захер-отель» и кафе «Захер».

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

Отель «Захер» и одноименная кофейня давно стали символом Вены. И если жить в отеле выходит дороговато, то зайти в кофейню и попробовать кусочек легендарного тортика по карману всем.

Вокруг рецепта торта много таинственности, секретов и легенд, тщательно лелеемых с года создания — 1832. И хотя на самом-то деле, никаких секретов уже не существует, все равно, интересно попробовать десерт именно там, где он и был придуман!

Отель «Захер» основан сыном известного создателя торта «Захер», в конце 19 века. Расположение отеля напротив Оперы, в нескольких минутах от Ринга, собора Святого Штефана и Хофбурга упрочило его славу, а история, связанная с эпохой Габсбургов, накрутила отелю популярности. Номера отеля, полные роскоши и изящества, и вид из окон номеров на самое сердце Вены — оправдывают его цену.

В том же здании, со стороны Альбертины, расположно кафе «Моцарт».

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

Кофейня открыта в 18 веке, но все это время бережно хранятся секреты и традиции качества австрийских кондитеров. И хотя в «Моцарте» можно поесть и серьезные блюда, все приходят сюда ради вкуснейших десертов и венского кофе. Про венские кофейни я уже писала здесь, потому не буду вас утомлять повтором.

Посидев в тепле кофейни, полакомившись вкуснейшим кофе и не менее вкусным десертом, мы отправились дальше исследовать Вену…

И раз уж ноги довели нас до Оперы, будем ею и любоваться!

Венская Государственная Опера, до 1918 года — Венская придворная опера, один из лучших и красивейших оперных театров в мире.

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

Придворная опера возникла в Вене в середине 17 века, но своего театра не имела. Рассвет оперы как жанра, пришелся на середину 18 века. Певцы и музыканты выступали в разных театрах до тех пор, пока в середине 19 века не началось строительство специального здания для Венской оперы. Архитекторы — Август фон Сикардсбург и Эдуард ван дер Нюлля, выполнили свой проект в стиле неоренессанса. Открытие состоялось в 1869 году, оперой Моцарта «Дон Жуан». Вскоре после открытия, здание театра было невысоко оценено императором Францем-Иосифом и раскритиковано венской публикой. Не пережив травли и нападок, Нюлль покончил жизнь самоубийством, а Сикардсбург умер от инфаркта.

Как легко обидеть настоящий талант и как ранима его душа — жаль, что об этом мы понимаем зачастую тогда, когда исправить что-либо уже поздно…

Теперь никто не оспаривает тот факт, что здание Венской оперы признано одним из красивейших в мире — жизнь расставила все по своим законным местам…

В 1945 году здание Оперы было разрушено при бомбардировках города (зал и сцена были полностью разрушены, пропали декорации и реквизит почти к 120 операм) и восстановлено только в 1955 году, открывшись оперой «Фиделио», композитора Бетховена. В этот же год была возобновлена традиция ежегодных балов в Венской опере.

Сегодня Венская опера занимает первое место в мире по количеству спектаклей — они идут 285 дней в году.

Попасть в Венскую оперу — мечта многих и многих театралов и просто туристов.

Ведущие мировые постановщики, режиссеры, певцы почитают за величайшую честь выступать на ее сцене.

Посмотреть Венскую оперу можно с экскурсией или купив билеты на оперу или балет. Разбос цен огромен, самые дешевые билеты на стоячие места, которые можно купить за 1,5 часа до начала представления (2 — 4 евро). Если вы хотите посмотреть оперу с комфортом, то билеты лучше брать через интернет, с помощью официального сайта Венской оперы.

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

От Венской оперы, по Оперрингу, мы идем до Бурггартен.

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

Бурггартен — государственный парк, строительство которого началось в 19 веке на месте взорванного Наполеоном бастиона. После войны, император Франц Первый, решил расширить дворец и подумать о разбивке сада для своей семьи. Сад Бурггартен стал личным садом императора. План будущего сада и работы по его озеленению велись лучшими на то время специалистами. Для широкой публики Бурггатрен был открыт в 1919 году. В парке много достаточно старинных деревьев, встречаются и редкие экземпляры. Новые саженцы тоже появляются, об этом можно судить по маленьким и еще не окрепшим деревьям. По стилю парк создавался, как английский ландшафтный парк. На мой взгляд, извилистые и петляющие дорожки парка — одно из его основных украшений!

На территории парка есть Пальмовый дом (памятник архитетуры модерна), более 100 лет служащий оранжереей. Часть его отдана павильону бабочек.

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

Есть памятник императору Францу-Иосифу Первому, но мы его так и не увидели — шла то ли стройка, то ли реконструкция парка.

Но памятник Моцарту посмотрели!

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

Памятник Моцарту создан в конце 19 века и сначала находился на Альбертинаплац. После Второй мировой памятник сильно пострадал, был отправлен на реставрацию и вновь его выставили уже в Бурггартене, в 1953 году, где он и сейчас стоит. На клумбе, перед памятником, неизменно выложен из цветов скрипичный ключ — цветы обновляют, не давая им завять даже поздней осенью… Конечно, пышной летней зелени и ярких клумб уже не было, но Моцарт хорош и среди облетевших деревьев…

Напротив Бурггартена — дворец Нойебург.

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

Дворец Нойебург, на Хельденплац, был построен в последние годы правления Франца-Иосифа. Именно с балкона этого дворца Гитлер, в 1938 году, провозгласил «аншлюс» Австрии. Сейчас в здании — музейный комплекс, включающий 4 музея: Музей Народного искусства, Музей оружия, Эфесский музей, Музей старинных инструментов.

Из Бурггартена выходим на Альбертинаплац — центр туристической жизни в Вене. Здесь всегда много туристов, здесь цокают лошади, запряженные в фиакры, здесь можно перекусить на ходу, здесь можно неторопливо полакомиться и выпить кофе, здесь есть что посмотреть и чем полюбоваться!

— Мемориал против войны и фашизма.

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

Автор памятника «Ворота насилия» — А. Хрдличка. Каменные глыбы привезены из каменоломен концлагеря Маутхаузен, между ними — фигура еврея, моющего на коленях улицу щеткой. Монумент появился на площади в год 50-летия захвата Австрии фашистскими войсками. На этом месте до войны стоял жилой дом, в котором в 1945 году, при бомбежке погибли сотни людей, поэтому выбор именно этого места для памятника был не случаен.

— Конный монумент эрцгерцога Альбрехта.

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

Эрцгерцог Альбрехт выиграл битву при Кустоцце в 1866 году. Если подняться на Альбертину, эрцгерцога можно рассмотреть в деталях и подробностях.

Альбертина.

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

Название произошло от имени основателя — герцога Альберта Саксонского-Тешенского. После его смерти коллекция перешла по наследству к эрцгерцогу Карлу, затем — эрцгерцогу Альбрехту Фридриху Австрийскому и эрцгерцогу Фридриху Австрийскому. В 1919 году здание и коллекция перешли от Габсбургов в собственность Австрийской республики. С 1921 года здание и коллекция носят имя «Альбертина».

Дворец полностью восстановлен после Второй мировой войны.

Графическая коллекция Альбертины уникальна и не имеет аналогов (около 65000 рисунков и около 1 млн гравюр). Помимо этого, в Альбертине две уникальные коллекции импрессионистов начала 20 века и современные выставки, проходящие время от времени. Коллекция Альбертины охватывает период от поздней готики до современности.

В постоянной экспозиции Альбертины находятся одни из самых интересных работ за последние 130 лет: от французского импрессионизма до немецкого экспрессионизма, русского авангарда и современности. Здесь можно полюбоваться шедеврами Да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Рембранта, Рубенса, Климта, Пикассо, Шиле, Сезана, Ренуара, Шагала, Малевича.

Альбертина является одним из самых посещаемых музеев мира.

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

Провести в Альбертине можно не один день, думаю, со мною согласится любой.

Идем дальше…

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

По Аугустинерштрассе выходим к Михаэлерплац, где расположено очень много достопримечательностей.

«Дом без бровей».

В начале 20 века венский архитектор Адольф Лоос, нанятый еврейским банкиром Л. Гольдштейном, построил коммерческое здание на Михаэлерплац. Через два года здание было готово и сразу вызвало огромный скандал своим запростецким фасадом! Окна, лишенные традиционной лепнины и карнизов, делали дом слишком простеньким и совсем небогато выглядящим. Венцы, не долго думая, прозвали творение Лооса «Дом без бровей». Общественность требовала снести уродливый дом. Император Франц-Иосиф отказывался входить в императорский дворец со стороны Михаэлерплац, чтобы не видеть лишний раз такой некрасивый дом. Более того, император велел занавешивать во дворце окна, выходящие на «Дом без бровей».

Сам Лоос, будучи противником всякого рода «украшательств» отстаивал право своего детища на жизнь, настаивая на функциональности здания. Компромисс был найден, когда Лоос разрешил украисить окна цветочными ящиками.

В 1947 году дом признали памятником архитектуры и взяли под охрану. В 1987 году здание купил «Раффайзен Банк».

Нам повезло увидеть творение Лооса и «с бровями», и «без бровей»! И чего было так нервничать, собственно говоря, — симпатичное здание!

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

Церковь Святого Михаила — Михаэлеркирхе.

Базилика Микаэлекирхе была заложена в 13 веке, монахами ордена Святого Михаила и посвящена Архангелу Михаилу. В 14 веке церковь была расширена, а в 16 веке перестроена в готическом стиле. В приход Микаэлеркирхе входила императорская резиденция. В 18 веке церковь принимает привычный нам барочный вид.

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

В церкви орган 18 века — крупнейший в Вене, выполнен в стиле барокко.

Именно в этой церкви 5 декабря 1791 года проходило отпевание Моцарта, тогда же и был исполнен впервые его «Реквием».

На Микаэлерплац, во время строительных работ в год окончания Второй мировой войны, были обнаружены древние постройки — остатки стен времен римского Виндобона.

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

В самом центре площади организован музей под открытым небом (1992 год), где можно посмотреть на раскопки древних стен.

Здесь же, на Микаэлерплац, стоянка фиакров. Терпеливые лошадки ждут своих седоков, фиакрщики греются чем-то, явно крепче кофе, а булыжная мостовая хранит следы лошадиных подков. Если есть желание и не очень жалко денег — можно прокатиться на фиакре, любуясь Веной и наслаждаясь отдыхом под теплой попонкой, которой вам заботливо укутают ноги.

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

С Микаэлерплац, через ворота пышного Михайловского крыла (19 век), мы зашли в Хофбург.

Ворота Микаэлертор — парадный вход в Хофбург, являются частью здания, возведенного по повелению Франца-Иосифа Первого. По обе стороны входа находятся четыре фигуры Геркулеса, а также два фонтана — «Владычество Австрии на суше» (справа) и «Владычество Австрии на море» (слева).

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

Хофбург — зимняя резиденция Габсбургов и основное место жительства императорского двора в Вене (с 13 века). Во дворце 2600 залов и комнат, 18 строений, 19 дворов в совершенно разных стилях — готика, ренессанс, барокко, бидермайер, историзм.

К Хофбургу примыкают площади Хельденплац, Йозефплац, Михаэлерплац и парки Бурггартен и Фольксгартен.

Некоторые комнаты используются как официальная резиденция президента Австрии.

Средневековые сооружения расположены вокруг Швейцарского дворика, названного в честь «швейцарской гвардии», личной охраны Марии-Терезии.

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

В этом дворике расположены готическая капелла 15 века и императорская сокровищница.

Швейцарские ворота появились при Фердинанде Первом, они украшены геральдическими символами.

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

При императоре Максимилиане Втором появились конюшни (Штальбург — 16 век), переоборудованные позднее (17–18 века) под художественную галерею. Самый яркий пример венского ренессанса, первоначально предполагалось, что это будет резиденция эрцгерцога Максимилиана.

При Рудольфе Втором появилось крыло с покоями императрицы, названное Амалиенбургом. Расположено напротив входа в Швейцарский двор, на площади Ин-дер-Бург. Интересны часы на фасаде — сверху обычные, под ними — солнечные. Строительство начали в 16 веке, при Марии-Терезии внутренние помещения были переделаны. В этом дворце были личные покои императрицы Сисси. Во время Венского конгресса во дворце останавливался наш император Александр Первый.

Здесь устраивали турниры, проходили военные парады. В центре — памятник императору Францу Первому, но нам не привелось им полюбоваться, памятник был затянут в леса.

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

При Леопольде Первом постороены винные погреба и Леопольдово крыло (Леопольдинишертракт) с парадными залами для приемов. Создан как пристройка к дворцу Амалии в 17 веке. здесь жили многие поколения Габсбургов, но самые большие изменения произошли при внучке Леопольда Первого — Марии-Терезии.

С 1947 года здесь находится резиденция австрийского президента, здесь же проводятся государственные визиты, приемы, конгрессы.

При Карле Шестом построено здание Испанского Манежа (18 век) и императорская библиотека (18 век). В начало коллекции библиотеки было положено личное собрание книг и рукописей Габсбургов, одна «библиотека Евгения» насчитывала 15000 томов. Сейчас в библиотеке собрано более 2,6 млн книг, а ведь есть еще рукописи, старинные книги, изданные до 16 века, карты, глобусы, ноты, папирусы. В библиотеке находится национальное хранилище книг Австрийской республики.

При Марии-Терезии построен придворный Бургтеатр.

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

При Иосифе Втором — Йозеф-плац с конной статуей императора.

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена - начало

Каждый из Габсбургов расширял и пререстраивал резиденцию. Выкупались соседние здания, их сносили и строили новые корпуса на освободившейся земле. Поэтому планировка Хофбурга совершенно лишена симметрии и состоит из двориков.

В середине 19 века, после сноса городских стен, император Франц-Иосиф принял решение расширить Хофбург и построить новый замок в стиле «нео-ампир» — Нойербург. Строительные работы затянулись и завершились перед самой Мировой войной. Тогда же появился «Дом без бровей», возмутивший чувство прекрасного в императоре. Помешала война построить и огромный императорский форум.

Если вы интересуетесь жизнью Элизабет, супруги Франца-Иосифа, более известной как Сисси, то в Хофбурге есть ее музей. Шесть залов музея, открытого в 2005 году, в день 150-летнего юбилея венчания императора и баварской принцессы, познакомят с судьбой «первой красавицы Европы» и «несчастливой императрицы».