Анна Абросимова Пользователь — была вчера 22:32

Амфитеатр Флавиев и другие древности

27 декабря 2014 г. 1:23 Рим — Италия Март 2014

Как я уже рассказывала в предыдущем рассказе, к поездке я готовилась очень тщательно. Глядя на огромный список интересных мне достопримечательностей, я четко осознала, что для знакомства с Римом мне жизненно необходим проводник.

Мне очень повезло, у нас, на туристере, я познакомилась с чудесным гидом Надеждой, которая провела чудесную обзорную экскурсию и помогла сориентироваться в Вечном городе. Готовя программу, мы с Надеждой договорились осмотреть внешнюю сторону Колизея вместе с ней, а с его внутреннюю часть изучить самостоятельно.

Наша экскурсия была назначена на 10 утра. Встав рано утром, мы решили до встречи с Надеждой заглянуть в парк Colle Oppio, расположенный на Эсквилинском холме в трех шагах от нашего отеля. Этот парк примечателен тем, что в нем находится знаменитый Золотой дом Нерона (Domus Aurea).

Утро было пасмурным, серые тучи угрожали пролиться дождем. Надо сказать, что дождь начался вместе с экскурсией, но в момент, когда мы отправились на Эсквилинский холм, его еще не было.

Скажу честно, парк совершенно не оправдал мои ожидания. Я никак не думала, что он окажется в таком запустении.

От некогда грандиозного дворца и парка остались только жалкие руины

Думаю, что заброшенность парка связана с событиями 2010 года, когда после долгих лет реставрации произошло серьезное обрушение, похоронившее затраченные силы и средства. Как позже нам рассказала Надежда, программа восстановления Золотого дома Нерона приостановлена. Правительство не имеет средств на проведение крупномасштабных работ. Вся надежда на инвесторов-меценатов, готовых вложить свои средства в восстановительные работы. Но такие люди пока не нашлись.

Единственное из-за чего стоит зайти в парк — это возможность посмотреть на Колизей с холма.

Познакомившись с Colle Oppio, мы вернулись в отель, дождались Надежду и вместе с ней отправились знакомиться с Римом. Проходя по улице Лабикана (Via Labicana) гид обратила наше внимание на древнюю школу гладиаторов (Ludus Magnus), находящуюся метрах в 100 от Колизея. В древние времена эта школа была соединена с Колизеем подземным переходом, по которому гладиаторы попадали в подземелье амфитеатра, а из него на арену.

В Людус Магнус гладиаторы жили и обучались боевым искусствам и здесь их навещали римские матроны. Удивительно, что в глазах римского общества любовная связь римской аристократки с гладиатором не считалась прелюбодеянием. Римлянки совершенно спокойно могли заявлять мужьям, что отправляются провести время в Людус Магнус, практически как мы сегодня сообщаем своим мужчинам о походе в кафе или театр.

Римское общество воспринимало гладиаторов так же, как мы сегодня воспринимаем поп-звезд. Молодые патриции восхищались их силой и мужеством и старались им подражать. Несмотря на все это гладиаторы стояли довольно низко на социальной лестнице. Бытует мнение, что гладиаторами становились физически сильные рабы. Однако это не совсем так. Среди гладиаторов были свободные люди, которых привлекала слава и возможность заработать хорошие деньги.

От Людус Магнус мы идем к стенам Колизея, чтобы послушать его историю.

Колизей, точнее амфитеатр Флавиев, начали строить при императоре Веспасиане — основателе династии Флавиев. Но увидеть свой заказ воплощенным император не успел, строительство Колизея завершилось при его сыне Тите.

Примечательно, что раньше на месте этого грандиозного амфитеатра было большое рукотворное озеро, являвшееся украшением парка Золотого дома Нерона. Вода в озеро поступала по каналу из подземной реки. Услышать и даже увидеть которую можно спустившись в подземелье базилики Сан Клименте.

При строительстве амфитеатра канал был сохранен. По нему поступала вода на арену Колизея для инсценировок морских баталий (навмахий).

Амфитеатр Флавиев был очень популярным местом. Входы в Колизей были организованы таким образом, что 50-ти тысячная публика могла заполнить его трибуны за 15 минут, а покинуть здание всего за 5-ть.

Династия Флавиев правила в Риме меньше 27 лет (с 69 по 96 гг.). Вероятно сначала, при упоминании амфитеатра звучало colosseus Amphitheatrum Flavium, т. е. громадный амфитеатр Флавиев, а после исчезновения династии Флавиев, осталось только colosseus — Колизей.

С приходом христианства был введен запрет на гладиаторские бои. С этого времени на арене Колизея проводилась только травля диких зверей. Но в середине 6-го века прекратили проводить и эти представления. Колизей опустел и начал разрушаться

Сильнейшее землетрясение 1349 года внесло свою лепту в его разрушение. Его начали воспринимать как огромный склад стройматериалов. Несколько веков каменные блоки Колизея вывозили и использовали для строительства других зданий.

То, что мы видим сегодня всего лишь 1/3 древнего сооружения. Но даже эта малость была бы нам не доступна, не будь на то воли папы Бенедикта XIV, который объявил, что Колизей является святым местом, т. к. на его арене были замучены и убиты тысячи первых христиан. Папы, пришедшие на смену Бенедикту, продолжали охранять Колизей, предав ему статус святыни.

Обсудив роль личности в истории, мы закончили внешний осмотр Колизея и готовы были идти дальше, как вдруг услышали звуки музыки и ритмичный бой барабанов.

Рим сделал нам подарок! Мы стали свидетелями парада танцевальных коллективов. Часть нашего пути сопровождался музыкой и танцами.

Несмотря на моросящий дождь, молодые люди дарили праздник жителям и гостям Рима! Это было очень красочное зрелище!

Как я уже говорила, знакомиться с внутренней частью Колизея мы должны были самостоятельно. Поэтому на следующий день спозаранку мы первым делом побежали за билетами. Около Колизея уже стояла очередь, но по информации от Надежды мы знали, что это не единственные кассы и мы отправились в сторону Палатинского холма, где практически без очереди взяли билеты. День был солнечный.

Стоит отметить, что билет в Колизей действует два дня и распространяется на Палатинский холм, Римские форумы и собственно Колизей. Стоимость точно не помню, что-то порядка 10- 15 евро…

В день покупки билетов мы в Колизей попасть не успели, т. к. наметили обширную программу, которую планировали завершить Колизеем. Хорошо, что наши билеты действовали два дня, т. к. в этот день в Колизей мы попасть не успели. Пришлось отложить знакомство с трибунами и ареной амфитеатра на следующий день. На следующий день

По какому-то странному стечению обстоятельств все наши прицельные встречи с Колизеем приходились на дождливые дни.

Нам повезло, т. к. имея на руках билеты, мы могли не стоять в длинной очереди.

Поэтому пройдя мимо несчастных людей мокнущих под дождем, мы вошли в здание древнего амфитеатра.

Сознаюсь честно, знакомиться с трибунами и ареной Колизея в дождливый день было очень не комфортно. Но выбора у нас не было.

Несмотря на промозглую погоду, мы осмотрели весь внутренний периметр здания.

Единственно, от чего мы отказались, был поход в подземелья. По словам Надежды, без гида здесь делать было нечего.

В подземелье можно увидеть остатки помещений, в которых содержались дикие животные и остатки древних подъемных механизмов — лифтов, при помощи которых гладиаторы попадали на арену Колизея. На все это мы посмотрели только сверху.

Но даже взгляда сверху хватило, чтобы понять, что Колизей для своих современников был грандиозным архитектурным сооружением, оборудованным по последнему слову техники.

Как гласит история, в Колизее ежедневно проводилось по три представления.

Утром проводилась травля животных. В дневное время совершались казни, как правило, с элементами спектакля на тему какого-либо известного мифа. А в конце дня происходило самое интересное — бои гладиаторов.

С позиции сегодняшнего дня сложно понять особенности отношения древних римлян к гладиаторам и оценить их положение в обществе. С одной стороны гладиаторы были бесправными людьми, давшими клятву не отступать перед лицом смерти, а с другой стороны они были героями, достойными подражания.

Мы стояли на трибунах, некогда заполненных людьми.

На самых почетных местах, около арены, восседали императоры и весталки.

Весталки, играли довольно серьезную роль в римском обществе. К примеру, если преступника вели на казнь, и по дороге процессия встречала весталку то, осужденного отпускали с миром…

Колизей был очень демократичным местом. На представления допускались все кроме могильщиков, актеров и бывших гладиаторов.

Арена Колизея представляла собой деревянный помост, под которым располагалось то самое подземелье, в которое мы не пошли.

Находясь внутри Колизея, можно представить насколько масштабными были представления. Я смотрела на арену древнего амфитеатра и думала, насколько восприятие жизни и смерти у древних римлян отличалось от нашего сегодняшнего взгляда на эти вещи.

Не перестаю удивляться нравам древних римлянам, которые смерть превращали в яркий спектакль…

в Риме

27 декабря 2014 г. 10:07
Вот бы эту арену в действующий цирк превратить...
27 декабря 2014 г. 17:08
и восстановить первозданный вид Думаю, итальянцы на это не пойдут, слишком хлопотно и затратно...
28 декабря 2014 г. 20:02
И тигров, тигров на арену выпустить...
28 декабря 2014 г. 20:14
обязательно... какой же цирк без тигров
27 декабря 2014 г. 11:15
Учитывая века, сооружение вызывает уважение! Внутри не была, времени не было.
27 декабря 2014 г. 17:25
Аня, если у Вас, как у специалиста, Колизей вызывает уважение, то что говорить обо мне... Я просто восхищена мастерством зодчих, которые его создали.
Жаль, что у Вас пока не получилось побывать внутри. Мне кажется, что Вам было бы очень интересно.
27 декабря 2014 г. 18:17
Была в Италии очень давно, еще в 2003 галопом, тур "Итальянская классика". Думаю еще доехать, т.к. фотографий почти нет, еще "доцифровой" период.
27 декабря 2014 г. 18:42
Аня, надо доехать обязательно! Будет очень интересно посмотреть на Рим Вашими глазами. Я представляю, сколько интересных нюансов Вы сможете увидеть и передать
27 декабря 2014 г. 17:39
Аня с удовольствием с тобой вновь и вновь погуляла по хорошо хнакомым местам Рима! Парад танцевальных коллективов очень и очень порадовал! даже на фото смотрится невероятно колоритно, представляю как было на самом деле ярко и красочно, раз вы вместе с ними забыли про дождик! А нам такого счастья за многие наши поездки в Рим ни одного раза не выпало! Вы везунчики!
27 декабря 2014 г. 17:55
Рита, мы такое совсем не ожидали увидеть! Рим сделал нам подарок! Танцоры - молодцы!
27 декабря 2014 г. 17:57
27 декабря 2014 г. 18:19
Может быть и нам стоило взять проводника, чтобы Рим мне понравился? Ань, а куда ты подевала людей? В наше посещение у Колизея было не протолкнуться - не смотря на 50-градусную жару!
27 декабря 2014 г. 19:00
Маш, я думаю, уменьшить количество людей помогли несезон и дождь . Мы были в самом начале марта.
Нам очень повезло с нашим гидом. Заказывая экскурсию, я очень боялась попасть на плохого гида.
К сожалению, в Риме есть разные люди, которые проводят экскурсии.
Я когда увидела свой список интересных мне мест, то просто ужаснулась... без знатока местности решить задачу за неделю было просто не возможно... Без помощи гида пришлось бы потратить больше времени на поиски...
27 декабря 2014 г. 19:11
а сколько времени вы провели именно в Риме?
27 декабря 2014 г. 19:56
Маш, мы там были всего неделю, с 1 по 8 марта. Думали, что успеем съездить в Тиволи, но Рим нас не отпустил...
Мы заказывали 2 экскурсии: Обзорную по Риму и Ватикан. Сами побывали в галерее Боргезе. Очень много чего посмотрели с гидом, но многое посмотрели и самостоятельно. Я потихоньку буду выкладывать материалы о своей поездке.
Если я что-то знаю о том, что тебе особенно интересно, то напиши, пожалуйста. Возможно у меня есть информация, которая не уместиться в рассказы.
27 декабря 2014 г. 18:47
У меня такое впечатление, что мы (я) очень плохо понимаем правила гладиаторских боев.
Например, рядом с многими амфитеатрами можно увидеть указатель на домики с надписью "Жилье для семейных гладиаторов". Следовательно, при всем риске этой профессии люди жили достаточно долго для того чтобы обзавестись семьей. Возможно были разные варианты боев???
27 декабря 2014 г. 19:35
Михаил, гладиаторы давали клятву не отступать перед лицом смерти, но это не означало, что они должны были обязательно погибнуть на арене. Большинство гладиаторов выживали . Бойцы зарабатывали очень хорошие деньги, могли жениться и передавать свое имущество по наследству. Содержать школы гладиаторов и владеть ими могли как частные лица, так и государство.
Содержание и подготовка бойцов требовали больших средств, поэтому о них очень заботились. В частности, они получали лучшее, по тем временам, медицинское обслуживание. Их очень берегли и перепродавали за большие деньги. Будучи очень популярными, они оказывали влияние даже на политику. Одно время, даже был запрет на участие в поединках гладиаторов, принадлежащих кандидатам на определенные выборные должности.
Во многом все, что связано с гладиаторами напоминает современный профессиональный спорт. Гладиатор был связан клятвой как сегодня спортсмен связан контрактом.
Бывшие гладиаторы могли преподавать в гладиаторских школах, но не могли присутствовать на представлениях.
Особенности нравов того времени дают возможность предполагать, что тех кого мы считаем потомками императоров были на самом деле детьми гладиаторов.
Право признания родства с новорожденным лежало на отце семейства. Увидев новорожденное дитя, муж роженицы принимал решение будет ли ребенок воспитываться как его сын/дочь или его надо передать на воспитание другим людям
28 декабря 2014 г. 1:49
Спасибо, интересно.
Я немного про другое. Если два профессионала дерутся мечами на смерть, шансов выжить чуть больше пятидесяти процентов. В такой ситуации долго не проживешь.
Для того что бы повысить шансы нужно либо ввести правила ограничивающие смертельные исходы, либо не драться с равными тебе по силе противниками.
28 декабря 2014 г. 12:55
В поединках итогом была победа, а не смерть противника. Поединки проводились всерьез, оружие было настоящим. На поединок выставляли бойцов равных друг другу по силе, иначе было бы не зрелище, а избиение. Поверженного бойца, если он не проявил трусость, не добивали в большинстве случаев. В убийстве просто не было смысла. Шоу должно продолжаться, а чтобы подготовить гладиатора к выступлениям требовалось время. Правила были простыми: поединок длился до того времени, пока один из гладиаторов не был повержен, т.е. не имел возможности продолжить бой. В этой ситуации император принимал решение об окончании боя, подавая знак победителю.
Гладиаторы гибли на арене в двух случаях: они получали смертельную рану в поединке (например, удар мечом в живот) или проявили трусость и были повержены. Убийство героически сражавшегося гладиатора не встретило бы одобрения болельщиков.
По результатам поединка победителю мог быть вручен деревянный меч, это означало окончание его карьеры гладиатора.
Михаил, у меня получилось ответить на Ваш вопрос?
28 декабря 2014 г. 18:00
Анна, официальная версия безусловно важна и интересна. Я очень вам благодарен за последовательное ее изложение. Прочитал с большим удовольствием.
И все жее...
Показывать на сцене реальный бой очень дорого и не интересно. Вы бы бывали на соревнованиях по фехтованию? Я не был, не очень интересно, схватка обычно продолжается несколько секунд. Этого хватает на то чтобы один из спортсменов нанес смертельный удар. Толи дело кино про мушкетеров.
Я думаю, что рано или позно любые сценические представления превращаются в шоу. Сказки занчительно интереснее реальной жизни. Написал подумал и вспомнил про футбол. Может и правда по настоящему дрались.
Еще раз спасибо за внимание с которым вы отнеслись к моему вопросу.
28 декабря 2014 г. 18:38
Михаил, мне представляется, что схватка гладиаторов во многом напоминала поединок боксеров. Предполагаю, что схватка начиналась с изучения противника, его сильных и слабых сторон и длилась какое-то время без серьезных ударов. По мере продолжения боя накал нарастал и бой переходил в опасною, для жизни бойцов, стадию.
Михаил, огромное спасибо Вам за Ваши вопросы! Мне не приходила мысль о фехтовальщиках... Вы заставили меня подумать о пропорции шоу и реальной схватки в поединках гладиаторов
30 декабря 2014 г. 7:09
Ваша ссылка на бокс очень интересна. Я просмотрель несколько боксерских боев с точки зрения гладиаторских поединков. Для чистоты анализа я отбросил удары с короткой дистанции, практически не возможные для вооруженных людей. При этом, по моей оценке, проходило до пяти "смертельных" ударов в минуту со средней и длинной дистанции. Я имею в виду что если бы у бойцов было бы какое либо оружие эти удары привели бы к летальному исходу.
В этом отношении очень интересен был бой когда один из боксеров залил бинты быстро застывающим цементом. Первый же удар пропущенный оппонентом, сильно превосходящим жулика по классу, привел к тяжелейшей травме.
Если коментарии надоели просто не отвечайте, я знаю, что я ужастно занудлив, просто не люблю оставлять не понятое за спиной. Вдруг разберемся
30 декабря 2014 г. 13:22
Михаил, мне чрезвычайно интересно!
Я немного "посерфила" в Интернете на эту тему... Почти ничего не нашла о правилах поединков (везде пишут, что правила не найдены). Единственное, что известно: бой как правило длился 15 минут, целью было нанесение удара в торс. Нашла информацию об экипировке гладиаторов. Оказывается, все конечности гладиаторов были надежно защищены очень тяжелыми металлическими доспехами. На голову надевался шлем, вес которого был от 3 до 7 кг. Единственным открытым местом на теле гладиатора оставался торс. Таким образом получается, что бойцы были весьма неповоротливы. Бой получался медленным. Удары в такой схватке не могли наноситься быстро, т.е. у противников было время защититься или уклониться от удара. Целью всех наносимых ударов был торс, т.е. мишень была не большой. Я думаю, в боях гладиаторов самым опасным было падение и усталость... А Вы как думаете?
30 декабря 2014 г. 18:54
Анна, мой сын играет в американский футбол. Сейчас посмотрел его шлем - 7,5 фунтов. Больше трех кг. Почти такой же был когда сам он весиль 40 кг. Воспоминания о советской хокейной форме, не лучшие в моей жизни, но ведь играли же. Нет, то что надето на тело не замедляет движений существенно. Утомляет быстрее безусловно. На мой взгляд.
Я когда был маленький еще застал борьбу в цирке (я жил до девяти лет в Баку). Обычно это было шоу. Побеждал всегда "Чемпион Тихоокеанского Флота Иван Красуля!!!". Мы его очель любили и поломали бы цирк если бы он проиграл.
При этом паралельно существовали реальные соревнования по борьбе. Цирковые борцы в них тоже участвовали, но не всегда побеждали и не всегда в с соответсии со своим цирковым рейтингом.
Если сейчас, спустя всего пятьдесят лет, вы начнете разбираться с правилами цирковых борцовских схваток, вы ничего не найдете. Я ведь не знаю почему всегда побеждал Иван Красуля.
Вы увидите просто правила вольной борьбы и можете решить что имено так и выглядело шоу в цирке. А ведь это был реальный спектакль. С негодяями которые мазались маслом и нарушали правила, с подлыми тренерами и злыми капиталистами. Наверно там были свои правила, но другие.
На очень нраавилось
Может что то похожее было там в Древнем Риме?
31 декабря 2014 г. 1:51
Михаил, я думаю, гладиаторы были сродни средневековым рыцарям... доспехи были тяжелы и не гуттаперчевы... Думаю, что правила боя были ориентированы на зрелище (Ваш пример цирковых боев). Но была реальная угроза смертельного исхода... Похоже, что мы с Вами приходим к выводу, что римляне понимали толк в шоу.... Создавая иллюзию реальной схватки... Я думаю, что масло и др. ухищрения были ( я знаю о борце Поддубном)
Однако, мне кажется в древнем Риме все было с одной стороны, достаточно просто, а с другой стороны изощренней..
31 декабря 2014 г. 1:52
Продолжим?
31 декабря 2014 г. 3:05
Да с удовольствием. Я сейчас вернулся домой после большой автомобильной поездки по Нью Мексике. Видел настоящих "Новых Мексиканцев" Теперь времени много.
Я бы наверно предложил следующую схему - договориться до отказа от колющих ударов. Рубящие удары намного эффектнее смотрятся, но легким римским мечом (я знаю, что вооружением могло быть разным) трудно нанести смертельный рубящий удар. Это ведь по сути кинжал.
Знаете как урки ножами дерутся? Если по настоящему то "мочат" (колют), если пугают "пишут" (машут, рубят).
31 декабря 2014 г. 14:28
Михаил, странным образом мне на ум пришло капуэро. Это с одной стороны боевое искусство, а с другой стороны танец... может правилами гладиаторских боев предусматривалось три этапа схватки? Некий сценарий... Первая часть была похожа на танец, в котором бойцы кружили вокруг друг друга демонстрируя свои доспехи (я знаю их украшали золотом и перьями); вторая часть заключалась в пугающих, но безвредных машущих и рубящих ударах - демонстрация искусства владения оружием, а в третьей части бойцы вступали в реальную схватку... К третьему этапу публика уже распалялась и определялась в своих предпочтениях...
31 декабря 2014 г. 18:45
Сценарий вполне допустимый, но я думаю, что мы никогда не узнаем деталей.
Мы можем попытаться догадаться о основных принципах поединка. В первую очередь, лежала ли в основе схватки договоренность или это был реальный бой.
Если реальной была хотя бы завершающая стадия схватки - это в большинстве случаев должно было привести к смерти как минимум одного из участников. Вполне вероятно двоих. Во время относительно недавней Гражданской войны в Штатах, летом, умирало более 80% раненных. Не умели правильно дезинфицировать раны, не думаю что уровень медицины в Древнем Риме был выше. Я все таки думаю, что в цирке был цирк. Уничтожались те кого не было жалко.
31 декабря 2014 г. 19:01
Возможно, цирк был цирком, деталей мы не узнаем. Я не думаю, что, если это был все-таки реальный бой, то кто-то обязательно погибал, т.к. была система знаков, которые подавали гладиаторы при невозможности продолжать бой. Что касается заражений, то думаю, в то время иммунитет был гораздо выше, чем у современных людей. Кроме того, медицина в Риме была на хорошем уровне. Во всяком случае, пишут, что в Риме умели успешно лечить внешние повреждения. Проблемы были с лечением внутренних органов и их повреждений.
31 декабря 2014 г. 19:22
Безусловно кто то погибал и гладиаторы безусловно входили в группу риска.
Площадку на которой можно было фантазировать мы пожалуй полностью освоили, дальше нужны факты у нас с ними плохо.
Здорово когда встречаешь автора который глубоко знает тему, да еще с логикой физика теоретика. Очень интересно поговорили, узнал много нового.
Что вам интересно про Америки? Я там много ездил. Давайте напишу вам на заказ.
31 декабря 2014 г. 19:56
Михаил, очень интересно было с Вами пообсуждать тему гладиаторских боев. Спасибо! Америки мне очень и очень интересны. Спасибо за возможность Вас о них расспросить. Сложно, выбрать. Может быть, великие озера...
tavasa100
27 декабря 2014 г. 18:57
Колизей, конечно, вызывает восхищение.
Честно говоря, думала, что внутри другая обстановка. Как-то всё не прибрано, заросшая арена и трибуны. Но всё привести в порядок- это не реально и по времени и по финансам. Можно себе представить, как здесь бурлила жизнь!!!
27 декабря 2014 г. 19:43
Татьяна, во многом, то что мы можем видеть это особенности подхода итальянцев к сохранению древностей. Дело в том, что их метод не восстановление, а консервация. Вполне возможно, что то, что мы видим сейчас результат этого подхода. Как я знаю, сегодня ведутся серьезные дискуссии о плюсах и минусах каждого из методов сохранения древностей.
27 декабря 2014 г. 19:11
Судя по тому и другим Вашим рассказам, Анна, сразу видно, что готовились Вы очень тщательно. Колизей приводит в трепет, это однозначно. И какой приятный бонус Вы получили - в виде колоритного танцевального парада.
27 декабря 2014 г. 20:16
Ирина, мне в Риме хотелось увидеть так много, что без подготовки это могло не получиться.
Бонус с танцами я сочла за признание Римом моих усилий. Однако в Риме, зачастую, не получается двигаться по плану. Как мне показалось, в Риме лучше всего плыть по течению имея ориентиры.
27 декабря 2014 г. 20:27
А в подземелье, когда мы были в июне прошлого года, входа не было. Туда действительно, пускают? А в Тиволи стоит съездить! Мы были, ХОЧУ ЕЩЕ!
27 декабря 2014 г. 20:40
Светлана, как нам объясняли, чтобы попасть в подземелья Колизея надо брать отдельную экскурсию (на русском ее пока нет). Еще нам говорили, что эти экскурсии бывают не каждый день, там какой-то свой график. Мы были в Риме всего одну неделю, поэтому решили, что не будем спускаться в подземелья Колизея.
27 декабря 2014 г. 21:18
Будем ждать экскурсию на русском языке, может все когда-нибудь совпадет с новой встречей с Вечным городом. В Колизее очень интересная была выставка, с рисунками устройства подземелья. Спасибо Вам за интересный рассказ, как будто заново побывала!
27 декабря 2014 г. 21:28
Светлана, спасибо большое! Рада,что рассказ понравился!
А мы о выставке с рисунками подземелья даже не знали... она постоянная?
Светлана, от всей души желаю Вам и себе вернуться в Рим и увидеть все то, что не удалось увидеть и погулять по уже известным и полюбившимся местам
27 декабря 2014 г. 21:53
В июне 2013 года была выставка, другой информацией не владею. Покопаюсь в фотографиях, если найду, (внешний жесткий диск умер и не знаю, там ли они были), то выложу. В июне была жара, за две недели мы четыре раза ездили на море. В этом году были рядом, в Чивитавеккье, погуляли там, пока наш лайнер был в порту, решили не ехать на несколько часов. Италия нас покорила...Неаполь очаровал.
27 декабря 2014 г. 22:08
Светлана, будет очень здорово, если фотографии найдутся! Я искренне люблю Италию! Это очень гостеприимная и красивая страна!
Неаполь, безусловно необычайный город! Там очень много всего интересного!
Но, я прожив в нем две ночи и три дня в сентябре 2013 г. ,от него до сих пор в шоке... Планирую описать свои впечатления. Очень интересно будет почитать о Ваших.
27 декабря 2014 г. 22:25
Ура, нашла! На планшете! Начну творить...
27 декабря 2014 г. 22:36
27 декабря 2014 г. 22:43
Несмотря на то,что запущено- все равно любопытно было посмотреть,благодарю.
27 декабря 2014 г. 22:53
Магдалина, спасибо ! очень рада, что было интересно!
27 декабря 2014 г. 22:46
+ 5!!!
27 декабря 2014 г. 22:54
Сергей, спасибо большое!
Ledymery72
28 декабря 2014 г. 0:57
Спасибо,Анна,почерпнула много интересного об историии Рима и о г-л-а д-и-а-т-о-р-а-х, в особенности!
28 декабря 2014 г. 12:57
Марина, спасибо большое! Мне очень приятно, что Вам было интересно!
28 декабря 2014 г. 12:42
Анна, за школу гладиаторов особое спасибо. На счёт,того,что они имели право жить семьями ничего не знала. Но то , что они всегда пользовались успехом у богатых матрон того времени,известно. Сочинение на вольную тему о жизни, выбрала борьбу гладиаторов за свободу.И как сказал,или придумал Н.Островский:"Жизнь человеку даётся один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно ..."За годы ,прожитые без всякой цели.Хотя у всех цели ,как и возможности свои.Жалею ,что время быстротечно, и не смогу всё понять и постичь.
28 декабря 2014 г. 13:50
Светлана, спасибо! Очень рада, что получилось рассказать что-то интересное. Мир накопил столько всего интересного, что одной жизни не хватит чтобы узнать и увидеть все это, а жаль...
28 декабря 2014 г. 16:33
Я, наверно, родилась не в то время и не в том месте.Жаль.Спартак, как и многие его "сподвижники"навеяли меня на определенный ответ по поводу жизни:"ЖИТЬ -ЗДОРОВО .Это единственное,что дается нам бесплатно.За всё остальное есть отдельная плата.И ей нет цены.
28 декабря 2014 г. 16:54
Светлана, я думаю мы все родились в свое время и в своем месте. У каждого из нас свой путь. А жить действительно здорово! Ведь пока мы живы у нас есть возможность узнавать что-то новое и совершенствовать себя!
28 декабря 2014 г. 17:11
Жить- здОрово! И как сказал Маэстро-"Будем жить!" Главное, наше любопытство, а всё остальное-потом.Потом корочки хлеба и сыра,косточки от рыбы...Это в смысле затрат на путешествие.Денюшки потратили и никто нас не поймёт-зачем?...
28 декабря 2014 г. 17:42
я думаю, путешественники Вас поймут и поддержат. А другие, ну что ж... у каждого свой путь и свои приоритеты...
28 декабря 2014 г. 17:56
А как было бы здорово, если бы мы всё это понимали и воспринимали. Может быть и не голодали дети Африки...Но это другая тема, с путешествиями никак не связанная.
28 декабря 2014 г. 20:19
Повезло вам с конкурсом танцоров. На фоне Колизея видеть танцевальные коллективы- романтично.
28 декабря 2014 г. 20:26
Владимир, это был настоящий подарок, неожиданный и очень приятный. танцевальный парад на фоне Колизея оставил незабываемые впечатления!
IGHER
29 декабря 2014 г. 3:41
смерть тогда была намного более обыденной...и входила в состав рецепта народного счастья-хлеба и зрелищ...
29 декабря 2014 г. 3:55
думаю, римлян привлекала не столько сама смерть, а качественное шоу со смертельным исходом
7 января 2015 г. 18:51
Супер!!! Дочка тоже брала экскурсию внутрь Коллизея.. им очень понравилось!Действительно есть моменты в любом городе и в любой культуре , которые мы мало знаем и понимаем , хорошо когда их могут обьяснить и показать со своей стороны!
7 января 2015 г. 20:55
Соня, спасибо!!!! Очень рада, что было интересно!!! Недавно, на туристере, был очень содержательный материал о Колизее http://www.tourister.ru/...
Может быть, есть возможность рассказать что-нибудь из того, что узнала твоя дочка от гида? Было бы очень интересно!!!
8 января 2015 г. 0:22
надо у нее переспросить при случае... Уже два года прошло .. но рассказывала она тогда много!! Она ради Коллизея туда и поехала....
8 января 2015 г. 19:38
Соня, если получится, то мне было бы очень интересно почитать рассказ о Колизее. Я думаю, что твоя дочка знает о нем очень много всего интересного!
8 января 2015 г. 19:52
Постараюсь ,Аня!
valovany
18 февраля 2015 г. 0:20
Очень интересный рассказ, Анна! Колизей оставляет сильное впечатление. Рим, Колизей, арена, школа гладиаторов, жизнь и смерть рядом, и просмотренный мной год назад "Спартак: Кровь и песок". Вот вспомнила. Как раз в тему.
18 февраля 2015 г. 1:01
Наталья, спасибо большое! Рада, что рассказ понравился. Колизей впечатляет!