stergen
stergen Пользователь — был 29 июля 2016 г. 19:38

Мьянма (Бирма). Инструкция по применению. Часть 2

25 декабря 2014 г. 10:29 Янгон — Мьянма Декабрь 2014
3 7

Мьянма (Бирма). Инструкция по применению. Часть 1

 

Где и как стоит начинать свое путешествие по Мьянме?

Лучше — в Янгоне. Есть смысл провести в столице страны хотя бы один — первый день. Если вы всё же летите не совсем «дикарями», как — мы, а предварительно заказав бронь отелей и внутренние авиабилеты у местной турфирмы, то остановки в Янгоне в первый день, вам просто не миновать. Вас встретят, отвезут в офис (где вы расплатитесь за тур), снабдят картами и ценными указаниями.

Потом, теоретически могут отвезти обратно в аэропорт — на вечерний рейс. Но зачем? День все -равно уже потерян.

Кроме Янгона в Мьянме нет нормально — освещенных городов. Поэтому не стоит рассчитывать на познавательную ночную прогулку где-либо еще, кроме столицы. Да и в Янгоне-то возможностей не много. Но они все же есть. Это:

1. Открытый до 21.00 и совершенно иначе предстающий перед посетителем в свете ночных прожекторов Шведагон (вход 8,5 долларов с человека). Из соображений экономии времени и денег, желательно прийти к главной святыне страны часов в 16 (чтобы лицезреть ее во всем блеске при солнечном освещении) и остаться там до наступления сумерек (и темноты), то есть всего на 2,5 — 3 часа. Делая остановку в Янгоне на обратном пути, вам не придется снова возвращаться сюда, чтобы взглянуть на Шведагон — днём (и вторично оплачивать билеты);

1
Шведагон

Фото © Олег Nomad

2. Золотая баржа — ресторан Каравейк (ужин — шведский стол с национальными блюдами и шоу — 25 долларов с человека, начало в 18.30, окончание в 22.00);

1
Баржа Каравейк

Фото © Олег Nomad

3. Торговые (рыночные) кварталы центра Янгона. Всё! В смысле, в темное время суток.

Не планируйте много исследовать город(а) пешком после заката. И в Янгоне и в Мандалае (второй по крупности город страны) комфортно ходить можно лишь по нескольким избранным улицам. При чем, даже не на всем их протяжении.

Кроме риска вывихнуть (сломать) впотьмах ноги или свернуть себе шею на взломанных бетонных плитах «ливневых» (полых внутри из-за глубоких водостоков и дренажных систем) тротуаров, такие культ-походы ничего не сулят. Пожалуй, единственное достоинство этих городских улиц, никогда не знавших фонарей, безопасность в плане криминала. Это один из немногих, но значительных плюсов «военно-полицейского государства».

Ну, и наконец, о том, зачем вам проводить первый день в Янгоне, если вы, по нашему примеру решитесь отправиться в эту страну «на авось»…

(Собственно, убеждению вас в том, что в подобном шаге нет ничего страшного, а только — наоборот: сплошные плюсы, и посвящен этот отчет). А вот зачем…

Первая и основная причина: необходимость хотя бы короткой передышки после, как минимум 2-х международных перелетов и сопутствующих им балаганов на регистрации, прохождении таможен, погран-контролей и служб досмотра в аэропортах отправления и прибытия. Вам необходимо прийти в себя и перевести свой организм из мобилизационного режима работы в постоянный, но по местному времени. Разница которого с московским + 3,5 часа. Сделать это быстро можно, успокоившись и притормозив хотя бы на 1 ночлег в Янгоне.

До того момента, как вы обессиленно плюхнетесь в шезлонг на пляже, вам предстоит сделать еще множество перелетов, переездов (переплывов). Ведь по большому счету, Мьянма (при наличии пляжных курортов) — страна не пляжного отдыха. Это страна для любопытных (любознательных) туристов — исследователей. А потому важно с первого дня пребывания здесь — не перегружать себя!

Фото © Василий Яковлев

Почему не стоит начинать тур по Мьянме с пляжа? Да потому, что после пляжа, многогранное и требующее некоторого физического и интеллектуального напряжения культурологическое путешествие по стране покажется вам — неподъемным чемоданом. И вы скорее всего не получите от него тех впечатлений, на которые можете рассчитывать еще не будучи разморенными курортной негой. Кое-кто действительно здесь начинает с морского побережья. Как правило — это профессионалы, приехавшие в Мьянму работать и проходящие акклиматизацию. Например, киношные и телевизионные съемочные группы, которым предстоит в течение нескольких недель работать на жаре (в саванне) с тяжелым и громоздким оборудованием, спортсмены, готовящиеся к пан — азиатским соревнованиям, военные советники и т. д. Эти люди приехали сюда — не отдыхать! А работа, как известно, не всегда учитывает яркость личных впечатлений трудящихся. Главное — для них мягко войти в местные климатические условия.

Поэтому большая часть из них приезжает сюда зимой. Зима ведь, она по падению температур, и в Бирме — зима. В районе от +28 до +35 градусов Цельсия на основной территории страны. А летом температура в среднем на 7 градусов выше. Отсюда плохая погода и ливневые дожди. Много влаги испаряется, много осадков выпадает. Жарко, сыро и душно. Плюс резко увеличивается «поголовье» комаров, а вместе с ним и шансы заболеть малярией!

У вас же — другая ситуация. Вы заплатили деньги именно за личные впечатления. Мешков тяжелых вам на солнце — не ворочать. Разве что внимать и обсуждать местные красоты. А потому такая радикальная акклиматизация вам не нужна. Если не будете себя с первых же дней перегружать и быстро переключитесь на местный часовой пояс, то дальше все будет без проблем. Опасаться нужно как раз-таки возвращения в зябкие российские пенаты.

Вторая причина короткой остановки в Янгоне в первые дни путешествия — это покупка авиабилетов по всем пунктам вашего маршрута. Об этом подробнее….

Почему по Мьянме нужно летать? Потому, что основные природные и рукотворные достопримечательности Мьянмы находятся на почтительном расстоянии друг от друга. А территория страны изобилует сложно-пересеченной и горной местностью. Многие дороги (кстати, как и на Дальнем Востоке России), не имеют ни асфальтового, ни даже щебневого покрытия и символизируют собой лишь правильное накатанное направление движения из пункта «А» в пункт «Б». И совсем не гарантируют достижения конечной цели в указанное в автобусном расписании время (особенно в сезон дождей).

Фото © Василий Яковлев

Более того, из-за неспокойной внутриполитической обстановки не все дороги страны постоянно открыты для передвижения. А по некоторым (при чем, на первый взгляд — наиболее прямым и удобным, судя по карте) иностранцев не пускают, в принципе. И не столько из-за подозрений в шпионаже (хотя и в том числе), сколько опасаясь за их безопасность в пути. Партизанов и нарко-плантаторов (часто это одни и те же люди) в глубине страны военное правительство Мьянмы до сих пор полностью не искоренило. Основная масса транспорта в автобусном парке страны, (несмотря на начавшееся его обновление) по-прежнему оставляет желать лучшего. Множество автобусов на междугородних рейсах — тихоходны, не кондиционированы или не имеют мягких откидывающихся кресел. Среднее время в пути одного такого переезда (между основными туристическими пунктами) составляет от 8 до 12 часов. Вы из Москвы в Янгон возможно быстрее добралисьJ.

А здесь, это же время вам придется перетерпеть: 1. С затекшими (а возможно и отекшими) ногами; 2. В духоте, или — наоборот, на сквозняке (при полностью открытых окнах, а может и вообще при отсутствии в них стекол); 3. В тесноте (или даже — в давке салона), часто с нависающими над вами пассажирами, умудряющимися балансировать на одной ноге, стоящей между клеток с курами в проходе. И непременно кто-то из них, вероятно, не имеющий представления о борьбе с табако-курением в общественных местах и на транспорте цивилизованного мира, без тени сомнения, смачно растянет толстенную местную сигару (черуту).

Добавьте сюда: 4. Унылые и однообразные пейзажи за окном; 5. Перманентную тряску на ухабах и рытвинах; 6. Через силу сдерживаемые рвотные порывы на горном серпантине (или тяжелое забытье после принятия средства от укачивания); 7. Ночные остановки на армейских блок-постах для проверки документов (со светом фонарика в лицо); 8. Туалет только во время остановок и часто просто у заднего колеса этого же автобуса (в кустах ведь — змеи и партизаны); 9. Вполне возможна незапланированная и длительная остановка в пути (например, из-за закипевшего радиатора или, что еще хуже: из-за какого-нибудь смытого в реку достчато — бревенчатого моста); 10. Потеря после такого переезда еще, как минимум, половины дня для того, чтобы привести себя в чувство.

Ну, и наконец осознание того факта, что вы совершили этот чудовищно — некомфортный переезд ради экономии примерно 50% от стоимости авиабилета. И то расстояние, которое ваш автобус преодолел за половину суток, самолет пролетел за 35–40 минут.

Фото © Олег Nomad

Изведясь и проклиная на чем свет стоит междугородное автобусное сообщение Мьянмы, вы броситесь искать офис хоть какой-то местной авиакомпании для того, чтобы обеспечить себя перелетами на оставшуюся часть маршрута. И на этом потеряете еще половину дня. Не лучше ли было приобрести авиабилеты еще в аэропорту Янгона? О том и речь…

Покупка авиабилетов на внутренние рейсы в аэропорту Янгона. Прилетев в Янгон, проходите погран — контроль, получаете багаж и выходите из здания аэропорта из крайнего левого выхода (если стоять к городу лицом, спиной — к залу прилета). Игнорируете предложения таксистов подвезти вас до аэропорта внутренних линий (ибо идти — всего 300 метров), а таксисты, за 5 долларов (8–10 долларов доехать до центра Янгона) — 20 минут возят доверчивых иностранцев вокруг всего аэродрома (т. е. вокруг взлетно-посадочной полосы, которая у международного и внутреннего аэропортов — общая). Итак, выходим из ворот аэропорта на улицу и по высокому тротуару идем налево, оставляя по левому плечу служебный модуль здания аэропорта с золотым «кокошником». Улица будет немного петлять, но вас это смущать не должно. Идёте по ней пока (через 2 или 3 перекрестка), не увидите ориентир: небольшую рощицу из 7-ми высоких стройных пальм. Они растут практически у шлагбаума на въезде в аэропорт внутренних рейсов.

На первом этаже центрального зала — стойки по продаже билетов трех основных внутренних авиакомпаний Мьянмы: 1. Air Yangon; 2. Air Mandalay; 3. Air Bagan. Офисы этих авиакомпаний — на 2-ом этаже местного аэропорта. А главные офисы, непосредственно — в городах, звучащих в названии этих авиаперевозчиков.

Народный парк Янгона

Фото © Олег Nomad

Покупка-продажа авиабилетов производится по будним дням с 09:30 до 14:00. Это время, когда работают главные офисы авиакомпаний. Только согласовав с ними, здесь, в кассе аэропорта, вам от руки выпишут и продадут билет. Поэтому важно прилететь в Янгон — утром буднего дня! И успеть купить билеты до 14ч.00 мин. (учитывая возможность очередей к кассам). В противном случае, вам придется тратить свое бесценное время на следующий день, ища офисы авиакомпаний в городе, или с утра, возвращаясь — сюда, в аэропорт. В принципе, во всех городах есть агентства по продаже авиабилетов, которые решат вашу проблему с некоторой наценкой. Но сразу по прилету, здесь в аэропорту, вы купите их по минимальной стоимости.

Упомянутые авиакомпании, перечислены в порядке увеличения цены билетов по одним и тем же маршрутам. Максимальная разница в цене билета на одном и том же перелете у Air Yangon (дешевле) и Air Bagan (дороже) — $21 доллар. Поэтому билеты Air Yangon всегда раскупаются быстрее. (Составленная нами прямо в аэропорту сравнительная таблица цен винтокрылой тройки — в конце отчета).

Нам нужно было сделать 5 перелетов по стране. Средняя экономия на разнице в цене (на двоих): 100 долларов в зависимости от авиакомпании, билеты которой мы сможем купить. У Air Yangon мы приобрели билеты только по трем направлениям. На один из интересующих нас перелетов — у них уже не было мест. А еще по одному маршруту они в нужный нам день вообще не совершали перелетов (только в предыдущий, и на следующий). Поэтому тут же недостающие билеты были куплены у соседей по стойке (Air Mandalay и Air Bagan). Общая стоимость наших авиабилетов составила: $ 950 (на двоих). Самые экономичный стоил $ 52. Самый дорогой — $ 140. Если вы обратите внимание на стоимость этих билетов на официальных сайтах данных авиакомпаний, то обнаружите, что она в 2–3, а то и в 4 раза превышает названные только что цифры. Почему? Потому что вы видите — опубликованные тарифы!

Что такое опубликованный тариф? Это тариф, который авиакомпания (отель) открыто демонстрирует в международных системах бронирования, предполагая при этом, возможность существенных скидок для постоянных партнеров и «оптовых покупателей» — крупных туристических компаний и Интернет — сайтов по бронированию и продаже билетов. Вот откуда берется разница в цене у различных игроков на этом рынке. Они осведомлены о реальной стоимости билета и готовы варьировать свое предложение в рамках маржи до опубликованного тарифа. Реальную стоимость билета пассажиру иногда могут назвать лишь в точке начала перевозки. Больше того, по выписанному билету о его реальной стоимости сказать обычно ничего нельзя — цены в нём нет или указана цена опубликованного тарифа. Собственно так и делают в Мьянме. То есть, вы покупаете билет за 52 доллара, а в нем указанно, что приобретен он за — 178! Очень удобно (выгодно) отчитываться за потраченные в командировке деньги в бухгалтерии организации.

Вид на Янгон со смотровой площадки

Фото © Олег Nomad

На форумах почему-то очень распространено ошибочное мнение, что бирманские компании — «принципиально» (!) не зарабатывают на продаже (бронировании) авиабилетов и отелей. Их интерес — только в предоставлении экскурсионных услуг и наземного транспорта иностранным туристам. Дескать, кто-то в этом даже лично убедился, ознакомившись с ценами, выставленными на официальных сайтах отелей и авиакомпаний. Турфирма же сделала дешевле! Вероятно — она приоритетный партнер и имеет скидку за опт?! Да — так и есть!!! Но еще больше этот человек бы выиграл, появись он сам в отеле или в кассе авиакомпании в Янгоне. А вообще, мьянмарские отели лучше всего бронировать на крупных западных Интернет — ресурсах соответствующей специализации. Получается даже дешевле, чем прямое бронирование (по письму) у самого отеля.

Ну, нет в Мьянму пока еще такого массового туристического потока, как в Турцию, Египет и даже — Тайланд! А потому нет у турфирм на этом рынке вожделенных эксклюзивных условий за опт! Они, получив вашу заявку, точно так же пишут в отели письма, торгуются, договариваются. Ну, а с авиакомпаниями — и того проще! Последние — не считают необходимым скрывать информацию о реальных ценах от тех туристов, которые уже добрались в эту страну.

Время — лететь! Почему в Янгон стоит прилетать с утра, мы разобрались. А в какое время лучше совершать перелеты по другим маршрутам? С этим надо определиться до того, как вы подойдете к стойке кассы. Главное, чтобы вылеты-прилеты не приходились на середину дня! Такое расписание поломает вам весь экскурсионный график.

Ведь в среднем, время, затрачиваемое вами в таких перелетах по Мьянме (от дверей отеля до дверей отеля) — около 3,5 часов (при условии, что самолет вылетит вовремя!). То есть, 30 мин. — доехать в аэропорт, прибыть на регистрацию можно и нужно за 1 час до вылета (это нормально, хотя в билете пишут — за 1,5 часа); 40 мин. — средняя продолжительность 1-го перелета; 30 мин. — на то, чтобы получить багаж и найти такси, 30 мин., чтобы доехать до отеля. Ну, и плюс еще 10 минут на всякий случай. Поэтому для перелетов лучше выбирать либо раннее утро (зимой: 07ч.00 — 08ч.00, летом — на час раньше), т. к. полеты начинаются с восходом солнца, либо вечер (зимой: 17ч.00 — 18ч.00, летом — на час позже), т. к. полеты заканчиваются после заката. И в первом и во втором случае есть свои плюсы и свои минусы. Рассмотрим их…

Перелет утром. Минусы: Ранний подъем; вероятное отсутствие завтрака, из-за того, что даже повара еще не пришли; невозможность заселиться в отель в другом пункте сразу по прилету, поскольку заселение, чаще всего здесь происходит не ранее 13 часов.

Плюс (он один): У вас есть возможность, сразу по прилету в очередной пункт назначения, не теряя времени на заезд в отель, прямо из аэропорта отправиться к объекту (месту) вашего интереса, что находится — в стороне от города, в котором вы намерены жить. Мы так и делали. Договаривались с таксистом в аэропорту, что мы его «ангажируем» на весь день. То есть, он весь день нас возит по отдаленным достопримечательностям, а после заката возвращает в город — в отель. (Знал бы он сразу, что и отеля-то конкретного у нас — нет).

Фото © Олег Nomad

Перелет вечером. Минусы: Из отеля, в котором вы только что ночевали, вас вежливо попросят к полудню (возможно предложив поберечь ваши вещи до того, как вы за ними вернетесь после обеда). В этот день, вы не сможете далеко удаляться от своего отеля. Например, выехать на изучение достопримечательностей в окрестностях города. Ну, а если в том городе, куда вы летите, у вас забронирован дорогой отель, то ваш оплаченный с 13ч.00 роскошный номер, там грустно пустует. Есть и еще один, не сразу заметный недостаток в вечернем времени рейса. Например, существенная часть впечатлений путешественника, посетившего Баган и Мандалай, формируется об этих местах в лучах закатного солнца. И суть в том, что точек для проводов ярила в каждом из этих мест — несколько. Поэтому, для пущего восторга рекомендуется ежевечернее менять свою дислокацию при созерцании этого природного шоу. Следовательно, улетать из этих городов по возможности нужно стараться — утром. И наконец, если вы путешествуете по Мьянме, как мы, без предварительной брони отеля, то искать с наступлением темноты подходящий отель — чуть более нервозно, чем днем (хотя это всего лишь иллюзия — 100% найдете). Единственное, что правда, так это то, что при выборе отеля днем (осматривая его внутреннюю территорию и номера) шанс ошибиться — существенно ниже!

Плюс (он один): Прилетев вечером, без суеты расположившись в отеле и хорошо отдохнув, вы сможете чуть — свет, отправиться к приключениям до самого заката. Поэтому прилетать в Баган и Мандалай, бывалые туристы рекомендуют вечером. Чтобы, начиная со следующего утра, не терять ни минуты времени.

Итак, вы уже определились с тем, куда хотите попасть, с авиаперевозчиком, временем вылетов, но не спешите пока доставать свои кровные. Есть еще кое-что, что вам необходимо учесть! А именно — последовательность своего передвижения по стране (она тоже отражается на общей стоимости, купленных билетов) и день возвращения в Янгон. Последнее — особенно важно! Если обратный международный вылет из Янгона у вас назначен на утро, то вы с большой долей вероятности вернетесь в столицу Мьянмы накануне вечером. А вот если у вас международный вылет — в вечернее время, то существует очень большой соблазн вернуться в Янгон утром или даже днём тех же суток. А вот этого-то делать и не стоит. Почему?

Рынок Bogyoke Market

Фото © Олег Nomad

Особенности национальных авиалиний. Воздушный флот Мьянмы на внутренних рейсах представлен семью авиакомпаниями (три из которых вы уже знаете). Еще есть следующие:

Air KBZ

Asian Wings Airways

Myanma Airways

Myanma Airways International

Самолетный парк всех этих авиакомпаний в основном (но с некоторыми исключениями) укомплектован небольшими винтовыми самолетами, средней вместимостью 80 пассажиров. Но и этого числа кресел на борту каждого из них, более чем достаточно, чтобы охватить пассажиропоток на отдельно взятом направлении. Ну, например, из Янгона в Мандалай и обратно. Но не летает столько пассажиров в Мьянме туда-сюда ежедневно (даже между двумя самыми крупными городами страны и в пик сезона)!

Поэтому, чтобы не гонять самолеты пустыми или полу-пустыми на конкретных отрезках, их, пардон, «пускают по кругу» между несколькими (4-мя — 5-тью) городами. Каждая авиакомпания начинает полеты из своего аэропорта приписки. Первые три — соответственно согласно своим названиям: из Янгона, Мандалая, Багана. Остальные — из Янгона. Ну, и заканчивают они свой полетный день, (замыкая круг городов — облёта) также в своем аэропорту приписки. Поэтому, приобретая билеты, следует учитывать, что экономичнее всего — перелетать от места к месту последовательно, двигаясь по соседним на условной окружности точками. Например: Янгон — Хехо (озеро Инле) — Мандалай — Ньунг-У (Баган) — Тандве (Нгапали бич) — и снова Янгон. Из экономии можно выбросить какой-то участок совсем. Но просто поломав этот маршрут, вы заплатите за билеты — дороже.

В связи с множеством, связанных с этим полетным кругом обстоятельств, где-то часов с 10-ти утра, понятие «регулярный рейс» — тут утрачивает свой смысл. Первые ласточки, что отправляются из своих аэропортов приписки, вылетают вовремя. А вот из каждого последующего аэропорта они стартуют с небольшим опозданием. Причин целый сонм: «Туристы долго рассаживались по свободным местам — спорили, менялись, ругались; Решили дозаправиться на промежуточной посадке и долго ждали машину — заправщик; Кто-то из пассажиров вышел раньше времени. Ему нужно было дальше еще одну хорду лететь. А он по инерции, и за компанию с выходящими, покинул борт. Человека долго искали! И т. д. и т. п.

Фото © Олег Nomad

Внимание! На самом деле в «искали» — слабо верится. Это — редкость! Чаще всего — никого не ждут и не ищут! (Багаж же летит в пункт, указанный в авиабилете). Поэтому будьте внимательны к каждому месту посадки вашего самолета! Вы можете считать, что летите по кратчайшему маршруту, и следующий пункт приземления — это и есть то место, куда вы купили билет. В конце — концов, не могут же вам продать билет за $50, а повезти крюком через город, куда билет стоит $120? В том-то и дело, что могут!!! Не ищите логических объяснений происходящему. Просто примите это как данность.

Авиакомпания по каким-то своим причинам дает указание пилотам: «разорвать условный круг полета» и сделать бросок куда-то через всю окружность с возвратом на плановую точку. Редко, но случается! Нас самих так возили. Чуть — не вышли! Ибо никто и ничего в самолете не объявил (ни по-английски, ни на местном наречии). Только когда уже с трапа спустились, увидели на крыше аэропорта «ненужное» название. Здание было по другому борту от наших мест и в свой иллюминатор мы его не видели. Да впрочем, и в голову не пришло, что нужно и в этом плане контролировать ситуацию! В общем, как сошли, так и поднялись. Стюардесса лишь понимающе улыбнулась, дескать — «не с вами одними такое случилось»…

Возвращаясь к задержкам в расписании полетов, хочется отметить, что только один из пяти наших вылетов, свершился вовремя. Самый первый — «Air Yangon» утром из Янгона (на следующий день после нашего прибытия в Мьянму). Во всех остальных случаях, время задержки вылета колебалось от 30-ти минут до 2-х часов. Но бывает и хуже… Как правило: в низкий сезон, когда туристов — не много, а потому даже по кругу, самолеты летают недогруженными. Тогда руководство авиакомпаний придумывает схемы по оптимизации расходов (в первую очередь на топливо). Со слов наших тайских дауншифтеров, частенько наведывающихся в Мьянму, выглядит это примерно так…

«Тронемся по заполнению». Известный принцип водителей маршрутных такси. А зачем в пустую горючку жечь? Вот наберется достаточное количество пассажиров (лучше — полный салон), тогда и поедем (полетим). Часто пассажиров до полного комплекта пересаживают в другой самолет (другой номер рейса). Причем, сами пассажиры об этом даже не подозревают. В общем, если заранее самостоятельно у кого-то не поинтересуетесь, есть возможность пропустить свой аэроплан. Вероятно, на такой случай и придуманы стикеры на одежду пассажиров. Логотип каждой авиакомпании, изображенный на клейком куске бумаги (чаще всего круглой формы) выдается всем пассажирам при регистрации. Его следует прилепить себе на грудь (или на другое заметное место), дабы в последующем быть опознанным в накопителе аэропорта служащими авиакомпании и другими пассажирами, летящими с вами в одном самолете. Такая вот простая система опознавания «свой-чужой». Кстати, бывает, что пропускают на борт, не спрашивая посадочных талонов, а лишь идентифицируя пассажиров по этим наклейкам. В общем, рядовая ситуация: сидите вы в накопителе, теряетесь в догадках о причинах задержки рейса. Никто ничего не объявляет. И тут видите, что «ваши» — пошли к гейту. Встаете и идете следом. Вот и вся наука.

Фото © Олег Nomad

Подтверждение авиабилетов. Правда, иногда информация о задержке вылета (изменениях в расписании) становится известна сильно заранее. Именно поэтому, за день или ночь до полета звоните в аэропорт, авиакомпанию или в свою турфирму, чтобы уточнить время вылета и номер рейса. Обычно за 8 часов до отправления уже все известно. В нормальных отелях (даже не высокой звездности) еще при оформлении, служащий на рецепции поставит вас в контрольный лист вылетов, сам накануне сделает все подтверждения и вам доложит, стоит ли выезжать в аэропорт или, освободив номер, еще несколько часов можно спокойно поваляться у бассейна. (Если переживаете, можете ему сами об этом заранее напомнить).

Возвращение в Янгон. Вот почему о времени возвращения в Янгон перед вашим обратным международным рейсом стоит задуматься предметно. Этот билет должен быть куплен с хорошим запасом по времени на стыковку с международным рейсом. (Вам еще как минимум понадобится: получать багаж, идти до международного терминала, регистрироваться, проходить таможню и погран-контроль). Нельзя рассчитывать на свое своевременное возвращение в Янгон в день международного перелета. Особенно, если возвращаться вы будете из пляжного Нгапали. Помните: аэропорт Тандве (Нгапали) не является аэропортом приписки ни одной из авиакомпаний. А потому все рейсы отсюда, начиная с самого первого приземлившегося самолета, вылетают с задержкой.

(Мы, например, вернулись в Янгон вообще за 2 дня, чтобы хорошенько по нему побродить).

Впрочем, всё это будет ещё впереди. А пока, по сценарию, мы с вами только что купили все авиабилеты и направляемся селиться в отель.

Если хотите сразу поменять деньги, то сделать это можно, либо в обменном пункте международного аэропорта, либо у киоскёрши, продающей журналы в аэропорту местных линий. Меняет честно, по среднему на данный момент курсу. Мы поменяли у неё первые $100.

Фото © Олег Nomad

Деньги. Как уже было ранее написано, пластик (кредитные и дебетовые карты) здесь — не в почете. Точнее сказать, (на данный момент времени) ими вообще здесь не пользуются и почти нигде не принимают. «Почти» — это потому, что на самом деле есть несколько хлопотных и не очень финансово — выгодных возможностей расплатиться по ним за что-то или снять наличные. Если вдруг возникнет такая необходимость, то отправляйтесь в крупный (дорогой) ювелирный магазин, самый дорогой отель или крупную туристическую компанию. Организации, имеющие большой оборот в иностранной валюте, как правило (но — не факт) имеют договор на безналичное обслуживание в банках Тайланда.

Придется ждать в пределах 1 часа, пока тайский банк подтвердит наличие средств на вашей карте. А еще с вас удержат комиссию от 5% до 7% от снимаемой суммы. В связи с этим приготовьтесь отправиться в путешествие по Мьянме, как в старые добрые времена, с пухлым пакетом (или «котлетой») долларовой наличности.

Как подготовить дорожные деньги? Не стоит менять деньги в дорогу слишком мелкими купюрами. И не только потому, что чем больше объем денежной пачки, тем больше неудобств в её перевозке и хранении. Дело в том, что курс обмена иностранной валюты на национальную в банках Мьянмы зависит от номинала и сохранности (внешнего вида) каждой купюры. То есть по максимально-возможному в банке курсу вам поменяют внешне — новые купюры выпуска после 1996 года (с большими портретами президентов).

Это как в наших банках есть специальный (более выгодный) курс для крупных сумм. А здесь этот специальный курс распространяется не на всю сумму, а на отдельные крупные купюры. То есть, если вы даете 180 долларов пятью купюрами: 100, 50, 20, и 10, то вам каждую из них меняют по разному курсу (в порядке убывания). При этом общая сумма обмена — роли не играет. А еще с вас удержат за изношенность и ветхость каждой банкноты. Не сложно предположить, что купюры с меньшим номиналом обычно чаще используются владельцами в повседневных расчетах, а потому больше и быстрее изнашиваются. Однако, это не значит, что вам вообще не пригодятся купюры номиналом в 20 и 10 долларов. При расчетах в долларах с авиакомпаниями и отелями часто нужно предоставить сумму без сдачи, а еще этими мелкими купюрами вы будете оплачивать госпошлину за вход (въезд) в археологические и культурные зоны. Поэтому целесообразно поменять в дорогу минимум 100 долларов по 10 и 200 долларов по 20 (на каждого человека). Остальные купюры пусть будут крупными (достоинством 100 и 50 долларов). А еще местные утверждают, что их валютный рынок наводнен долларовыми фальшивками серии «СВ», которые якобы печатают коварные гонконгские фальшивомонетчики. Поэтому если кто-то из туристов и представляет к обмену такие купюры, то относятся к ним с большим подозрением и если и меняют, то по самому низкому курсу. В общем, страшилка эта — старая и многолетняя, но как говорится, нет дыма без огня. Так что на всякий случай, обращайте внимание на серию покупаемых долларов в России.

Фото © Олег Nomad

Национальная валюта. На слух европейца название мьянмарской валюты в зависимости от региона, в котором вы находитесь, звучит по — разному: Кьят; Чат; Джет. Хотя речь идет об одних и тех же национальных деньгах. Самая маленькая банкнота — имеет номинал 10 Кьят, самая большая — 5.000 Кьят. Наиболее популярная (ходовая) купюра — 1.000 Кьят. На период: декабрь 2012 — январь 2013 курс местной валюты по отношению к доллару США составлял от 800 до 855 Кьят за $1 в разных городах и точках обмена. В среднем доллары можно было свободно менять по курсу — 830 Кьят за $1. Стоимость товаров и услуг, которые были приобретены за Кьяты и которые будут приводиться в этом отчете далее, мы рассчитывали, исходя именно из этого среднего курса — 830 Кьят за $1. А вообще, за 14 дней своего пребывания в Мьянме мы поменяли всего $600. Потому что в основном (почти везде) платили сразу в американской валюте. А по сему, чтобы никого не путать, постараемся о местных деньгах вообще больше не упоминать. По нескольким причинам. Во-первых, потому, что повсеместно принимаются доллары США. С Евро — валютой могут быть некоторые затруднения. Простые смертные бирманцы о курсовой стоимости Евро не имеют и малейшего представления, и чтобы совершить справедливый обмен, а не по курсу доллара, придется искать представительство банка (официальный обменный пункт), что в свою очередь — не всегда удобно, а порой, даже не возможно за отсутствием такового.

Во-вторых, потому, что основная часть ваших трат: авиабилеты и проживание в отелях — приходится на оплату именно в долларах США. Авиакомпании и отели стараются не принимать от иностранцев местную валюту. Потому, как налоги мьянмарскому государству они обязаны платить в долларах (с каждого зарегистрированного иностранного паспорта). Плюс им нужен собственный запас валюты для внешнеэкономической деятельности.

Цены в меню ресторанов указаны в Кьятах, но запросто можно рассчитаться в долларах по среднему на данный момент курсу. Водитель такси (частник на своей машине) при разъездах с вами в течение всего дня или половины дня, тоже не откажется получить оговоренную сумму в долларах. Билеты в археологические зоны, в театр марионеток, и разного рода музеи — все оплачивается исключительно долларами США.

И наконец, если наменяете сразу и много, но не истратите, то на обратном обмене остатка, существенно потеряете. И опять же — сделать это будет можно только в представительстве банка (обменном пункте).

Зачем и сколько нужно менять местной валюты? Тем не менее, местная валюта вам понадобится. В основном для мелких расходов. Примеры: такси на короткие расстояния по городу, рикши, конные повозки, лодки на переправах, питьевая вода, соки, ром, пиво, легкий перекус, фрукты на рынке, чаевые и сувениры. Мелким доходом в иностранной валюте (таковым считается сумма до $5) таксисты и торговцы брезгуют. Опасаются потерять на курсе обмена. Да и просто не хотят утруждать себя вопросом обмена мелочевки. Хотя это в принципе, не слишком сложная задача.

Где менять валюту? Везде! В магазинах (супермаркетах), в газетном киоске аэропорта, в ювелирных магазинах, на рынке у торговцев, на почте, в ресторане, на рецепции отеля, в обменном пункте и конечно — в банке. Как ни странно, в банке под час выгоднее, чем где-либо еще. Лишь бы он был где-то поблизости, этот самый банк. Самый известный частный банк Мьянмы называется «KBZ». Этой же финансовой организации принадлежит одноименная авиакомпания, осуществляющая перевозки на внутренних линиях и сравнительно дорогая (не дешевая) по стоимости билетов.

Фото © Олег Nomad

Но, мы отвлеклись. Нам ведь с вами нужно в город: в отель и на прогулку. А об этом в следующей части.

Мьянма (Бирма). Инструкция по применению. Часть 3

 

Фотографии: Олег Nomad и Василий Яковлев

Частные гиды
в Янгоне

Бронирование отелей
в Янгоне

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

Arkhip251166
27 декабря 2014 г. 23:07
+5!!!
mamka
25 марта 2015 г. 10:54
Подробно и доступно!!
Читаю дальше....
Allyonaz
+1
20 апреля 2015 г. 15:49
Пока читала ваш отзыв, вспомнила, как мы летели из Янгона в Мандалай (конечно мы думали, что следующая посадка и есть конечный пункт Мандалай) и вышли… ладно в аэропорту служба безопасности нас спросила в каком мы отеле собираемся останоситься я и сказала: Mandalay Hill, он сказал, что это вовсе не Мандалай, а пункт с озером Инле. Пришлось им по рации останавливать самолетик и запихивать нас обатно. На следующей посадке мы уже 10 раз спросили, это точно Мандалай? Так что у них самолеты, как маршрутки. Зато есть что вспомнить
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.