Анна Абросимова Пользователь — была сегодня 10:46

Загадки Аппиевой дороги и тайны римских катакомб

20 декабря 2014 г. 2:18 Рим — Италия Март 2014

К поездке в Рим я готовилась долго и тщательно. Хотелось за отведенную на поездку неделю увидеть как можно больше… Но как объять необъятное?

В мой план входило много. Ватикан и галерея Боргезе, колоритный район Трастевере, римские холмы, Колизей, главные римские базилики, Аппиева дорога, катакомбы и еще много всего…

Ночами мне снились эклектичные сны, в которых причудливым образом сплетались первые христиане, великие императоры и художники эпохи Возрождения.

Долго я трудилась над программой поездки, тщательно прорабатывая маршруты, заказывая экскурсии и покупая билеты в музеи…

Удачно выбранный рейс с ранним прилетом в Рим позволял не терять время даром и начать знакомство с Римом, что называется, «с колес».

В день приезда решено было познакомиться с местами первых христиан — с римскими катакомбами. Из возможных вариантов я выбрала катакомбы Домициллы. Это самые обширные катакомбы, в них сохранилось больше всего росписей, и здесь находится самое первое изображение Христа. На сайте катакомб Домициллы была информация о днях и часах работы, а также указаны автобусы, на которых можно сюда добраться.

Но в эти катакомбы я не попала. Судьба привела меня в катакомбы святого Каллиста.

В день нашего приезда в Рим погода была, надо сказать, совсем не веселая — небо было затянуто тучами, моросил дождь. Но это не помешало, бросив вещи в отеле, отправиться по задуманному маршрут.

Место отправления нужного автобуса легко найдено, остается дождаться автобуса и доехать до нужной остановки, но, увы, я не знаю, как ее опознать.

Поэтому забравшись в автобус, мы начинаем расспрашивать попутчиков. Но никто из них не может ответить на наш вопрос. Один из мужчин советует нам выйти сразу за старой городской стеной и дальше идти пешком по Аппиевой дороге. Других вариантов нет, и мы следуем его совету.

И вот перед нами Аппиева дорога. Тротуаров здесь нет, поэтому надо соблюдать осторожность, чтобы не пострадать от проносящихся мимо машин.

Не знаю, сколько мы шли под моросящим дождем, периодически прижимаясь к стене. Мне казалось очень долго, но думаю, на самом деле не более 10 — 15 минут.

Экстремальный путь под моросящим дождем уже изрядно надоел, когда мы вышли на перекресток с множеством указателей. Один их них указывал на ворота, сообщая, что войдя в них, мы окажемся на пути к катакомбам святого Каллиста. Мы решили отказаться от идеи разыскать катакомбы Домициллы и вошли в ворота.

За ними открывался совсем другой мир. Волшебным образом, не покидая Рим, мы оказались в сельской местности.

Было трудно поверить своим глазам, ведь всего минуту назад мы с ужасом уворачивались от несущихся машин, а теперь стоим в какой-то удаленной от цивилизации глубинке.

Только стройный ряд домов на горизонте напоминал, что мы в Риме.

Я вспомнила, что где-то здесь апостол Петр встретил Христа. Возможно, я стояла на этом месте, но утверждать точно не берусь…Возможно, эта неприметная церквушка на фотографии стоит на месте легендарного разговора…

Как гласит предание, Святой Петр был заточен в темницу. Его друзья и последователи нашли способ вызволить его оттуда, и он бежал из Рима.

На рассвете, уже за стенами города, он встретил шедшего ему навстречу Иисуса.

-Куда ты идешь? — спросил Петр.

-Иду в Рим, чтобы быть распятым во второй раз, — ответил ему Христос.

После этого Петр вернулся в Рим, сдался властям и был распят.

Путь от ворот до катакомб занимает минут 15, дорога очень приятная и безопасная — нам не встретилась ни одна машина.

Дождь закончился. На небе сияла радуга!

А вот и катакомбы. Надо купить билет. Кстати, этот билет дает право на посещение и других достопримечательностей, связанных с первыми христианами.

В катакомбы можно спуститься только с экскурсией. На русском нет ни одной. Ближайшая по времени экскурсия должна была проводиться на немецком языке. Мы решили, что ждать англоговорящую группу нет смысла, и отправились в катакомбы с немцами.

Мы спускаемся в подземелье. Я ощущаю мистический трепет.

Римские катакомбы это сеть лабиринтов, по которым можно путешествовать только с проводником. Здесь можно легко потеряться.

В катакомбах нельзя фотогравировать. Моя не осведомленность позволила сделать всего три снимка. После напоминания о запрете на съемку ничего не оставалось делать, как убрать фотоаппарат.

Мы идем по узким коридорам с высокими стенами. В этих стенах замурованы саркофаги не только первых христиан, но и людей умерших задолго до них.

Еще с древних времен в Риме было запрещено хоронить умерших в черте города, поэтому кладбища организовывали за его пределами. Для этих целей в известняке вырубали лабиринты, в стенах которых и хоронили усопших. Жутко идти по этим лабиринтам, осознавая, сколько людей покоится в этих стенах.

Для первых христиан катакомбы были не только местом захоронения мучеников, но также служили местом встреч и богослужений, а зачастую и местом убежища проповедников.

Я представляю, как процессия с факелами движется по этим темным лабиринтам. Люди идут медленно, в их движениях нет суеты. Они входят в зал и зажигают свечи. Под покровом ночи и страхом быть пойманными они пришли сюда восславить Иисуса!

Катакомбы святого Каллиста являлись местом упокоения 9 римских епископов. В разное время здесь были похоронены святой Понтиан, святой Луций и святой Евтихий

Но самое сильное впечатление на меня произвела крипта святой Цицилии. В какой-то момент мы вошли в один из залов, где у одной из стен лежало тело женщины. Сначала я сильно испугалась… В полумраке я не поняла что это скульптура. Мы подошли ближе, и я смогла внимательно рассмотреть скульптуру святой Цицилии. Скульптура установлена на том месте, где по преданию был обнаружен саркофаг с мощами святой.

По приказу папы Пасхалия I саркофаг, не вскрывая, перенесли в церковь Санта-Чичилия-ин-Трастевере. Его решили открыть только в 1599 году. Присутствовавшие были поражены, обнаружив, что в саркофаге находятся нетленные мощи святой. При вскрытии саркофага присутствовал скульптор Стефоно Мадерно. Увиденное произвело настолько сильное впечатление, что он создал скульптуру, повторив в камне то, что предстало его глазам в момент, когда крышка саркофага была поднята.

В катакомбах святого Каллиста установлена копия. Оригинал хранится в церкви Санта-Чичилия-ин-Трастевере.

Выйдя из подземелья, мы подслеповато щуримся. Чтобы немного прийти в себя, мы обходим территорию, прилегающую к катакомбам. Ничто здесь не напоминает о мрачном подземелье, из которого мы вышли минуту назад.

Возвращаться в Рим по уже известной нам дороге совсем не хочется, и мы выбираем другой путь. В парке перед катакомбами проложено несколько аллей. В конце одной из них видны ворота, напоминающие те, в которые мы вошли, свернув с опасной дороги.

Мы идем к ним. Все верно — это выход.

Мы оказываемся на автобусной остановке.

Очень мрачные впечатления у меня остались от посещения катакомб.

Во второй раз я бы сюда не отправилась… А вот по спокойной части Аппиевой дороги я бы еще разок прогулялась с удовольствием…

P. S. Фотографии скульптуры святой Цицилии взяты из Интернета.

в Риме

20 декабря 2014 г. 10:17
Барана, что на лугу мирно травку щипал, на ужин не захватили? Или их пасли сильно?
20 декабря 2014 г. 12:52
Мне даже мысль не приходила, что может быть интересно ужинать с бараном...
20 декабря 2014 г. 19:04
Только не ужинать с бараном, а ужинать бараном. Это, как говорится, две большие разницы. Хотя мне жена тоже иногда намекает, что ужинает бараном с бараном...
21 декабря 2014 г. 1:02
Дмитрий, Ваша жена веселый человек!
20 декабря 2014 г. 10:53
Сверху - полная идиллия! Внизу довольно мрачное местечко
20 декабря 2014 г. 13:08
Да, Аня, меня тоже поразил контраст. На поверхности все очень приятно - настоящий парк, а в подземелье - жуть... мрачно и сыро... Я когда скульптуру Цицилии увидела, меня ужас охватил. В полумраке вдруг видишь у стены эту фигуру...
20 декабря 2014 г. 18:01
Так от катакомб всегда остаются мрачные впечатления, это вполне естественно. Очень интересная прогулка получилась. По Аппиевой дороге я не ходила, так что спасибо за знакомство с ней. Пасторальные пейзажи с овечками практически в центре города очень трогательные. Сколько же в Риме всего интересного!
21 декабря 2014 г. 0:51
Ирина, очень рада, что прогулка понравилась! Спасибо!
Я совсем не ожидала встретить в Риме такой пасторальный пейзаж! Это настолько было неожиданно...
Рим бесконечен... Я бы очень хотела еще не раз в него вернуться
21 декабря 2014 г. 0:58
Я бы очень хотела еще не раз в него вернуться
И я тоже,хоть и была там два раза. Но всё наскоро, один-два-три дня. Это ничтожно мало для Вечного города.
21 декабря 2014 г. 1:52
Ирина, я была в Риме неделю - этого оказалось ничтожно мало... Желаю нам обеим обязательно вернуться в Рим и увидеть все, что еще не успели охватить!
20 декабря 2014 г. 23:15
Очень интересное место,спасибо за альбом!
21 декабря 2014 г. 1:05
Магдалина, спасибо! Очень рада, что место Вам понравилось!
20 декабря 2014 г. 23:46
счастливая!!! Интересно когда-нибудь попробовать вот так же!
Аничка, а на фото в начале когда вы вошли на территорию медное изваняние мальчика - это св. Тарцисиус (St.Tarcisius) покровитель Первого Причастия у мальчиков в католической христианской традиции. День его поминания - 15 августа. Жаль, что не альбом и прямо под его фото не могу подписать. Мне показалась, что именно эту скульптуру я уже видела в Швейцарии в Айнзидельне. Видимо, вего привозили туда... Посмотри сама во второй части альбома: https://margaritka.tourister.ru/photoalbum/13205
Потому что когда мы были в этот раз уже ни стенда о нем ин его самого там не было...
Я прямо так остро ощутила, что мне его не хватает. Теперь буду знать, где искать! только пока показать не могу, так еще не дошла до Айнзидельна этого года...
21 декабря 2014 г. 1:13
Рита, спасибо! Вот как здорово! Я теперь знаю, что это за мальчик!!! А я все голову ломала кто это может быть!
У меня не получается надолго вырываться из Москвы, поэтому к каждой поездке стараюсь подготовиться. Очень боюсь пропустить что-нибудь важное и интересное
21 декабря 2014 г. 1:32
annaabrosimova писала 21 декабря 2014 г. 1:13
Очень боюсь пропустить что-нибудь важное и интересное
безусловно!
я все голову ломала кто это может быть!
Это католический святой и у нас он совершенно не известен, я сама о нем узнла только на немецком языке
21 декабря 2014 г. 2:03
Рит, как здорово, что ты о нем узнала и спасибо преспасибо, что поделилась ссылкой!
21 декабря 2014 г. 10:03
Аничка, очень рада что хоть кому-то и самую малость пригодился мой опыт!
21 декабря 2014 г. 10:18
21 декабря 2014 г. 17:53
Спасибо, интересно. С удовольствием прогулялся с вами.
Позабавил резкий переход с городского пейзажа на деревенский. Не характерно в общем то для европейских столиц.
21 декабря 2014 г. 22:35
Михаил, спасибо! Меня тоже очень поразил этот контраст. Я не думала, что такое увижу в Риме Было очень неожиданно...
21 декабря 2014 г. 17:59
Вот эта церквушка. Она стоит на том месте, где св. Петр встретил Христа.
21 декабря 2014 г. 22:41
Елена, спасибо огромное! Значит, мы ее либо проскочили, либо попросту не дошли. Как жаль... Но теперь я ее знаю "в лицо" и если, Бог даст, попаду еще раз в Рим, постараюсь ее разыскать!
Еще раз, спасибо огромное!
21 декабря 2014 г. 23:54
+5!!!
22 декабря 2014 г. 1:14
Сергей, спасибо большое!
22 декабря 2014 г. 12:47
Помимо катакомб, отдельное внимание заслуживает сама Аппиева дорога. Мы прошли по ней 10 км (из Рима) - это что то незабываемое. Хотели посетить катакомбы, но, честно говоря, оставили на обратный путь (а это тоже 10 км) и не успели до закрытия. Мечтаю опять оказаться там и таки дойти до акведука Клавдия (Aqua Claudia), который должен был быть конечной точкой, но нам не хватило сил!
22 декабря 2014 г. 12:57
А мы побывали в катакомбах, но по Аппиевой дороге прошли совсем немного, к сожалению. Сложно было идти под моросящим дождем периодически уворачиваясь от машин.
Аппиева дорога безусловно заслуживает внимания , но уж очень опасно по ней идти... Как Вам удалось пройти по ней 10 км? Вы настоящий герой!
23 декабря 2014 г. 12:50
Мы готовились к длительной прогулке....только не ожидали, что акведук так далеко.... Любопытство тянуло всё дальше и дальше... В следующий раз попробуем арендовать велосипеды )))
22 декабря 2014 г. 19:28
Такой контраст! Между неожиданно пасторальным Римом и мрачным подземельем.
22 декабря 2014 г. 19:42
Да, Маш, было ощущение, что происходит телепортация... Сначала Рим - столичный европейский город, потом пасторальный умиротворяющий пейзаж, а потом мрачные сырые катакомбы...
23 декабря 2014 г. 12:25
Аппиева дорога- моё самое любимое место в Риме! Каждый раз,когда бываю в этом городе,приезжаю сюда хоть на часик.
23 декабря 2014 г. 12:34
Да, Аппиева дорога очень интересное место - мне понравилось, вот только пешком по ней ходить страшновато!
23 декабря 2014 г. 13:11
Надо же... Интересное место ,Аня!!! А погода .. мы были в конце февраля и такое весеннее настроение нам подарил ,Рим... Я даже вернулась посмотреть дату твоей поездки , какая все-таки капризная дама -погода!!
23 декабря 2014 г. 13:42
Соня, мы в Риме повстречались с разной погодой. Несколько дней гуляли под дождем, а несколько дней - под ярким солнцем. Мы были в Риме в самом начале марта.
Место, которое я описала, действительно интересное и неожиданное. Можно смело сказать, Рим - город контрастов...
23 декабря 2014 г. 13:54
Вот и мы были с 22 по 27...Да ,Рим город весьма интересный и главное в нем каждый найдет свое и под свое настроение!
23 декабря 2014 г. 14:07
Мы в Риме приняли у вас эстафету. Наши дни там были с 1 по 8
Мне бы очень хотелось вернуться в Рим, и не только ради недосмотренных интересных мест, но и ради атмосферы Рима. Мне было комфортно в этом городе.
23 декабря 2014 г. 14:12
Прекрасное состояние,Аня!!!
23 декабря 2014 г. 14:15
23 декабря 2014 г. 14:18
26 декабря 2014 г. 8:39
Аня, мне не довелось пока познакомиться с Римом так подробно, поэтому с удовольствием буду открывать этот город с тобой ) Интересное место! Обязательно побываю там, хоть и знаю теперь, что там мрачновато внизу )
26 декабря 2014 г. 8:50
Люба, место действительно очень интересное.
С удовольствием буду делиться историями о других интересных местах в Риме, где мне удалось побывать.
16 февраля 2015 г. 12:23
В Риме 3 раза, а до этого места не дошли, спасибо, возьмём на заметку )
16 февраля 2015 г. 13:06
Буду рада, если пригодится!
19 июня 2015 г. 19:53

Страшновато только до развилки: Via Appia Antica и Via Appia Pignatelli, далее, если продолжать движение по Appia Antica - сплошной частный сектор! Как раз там и сохранились участки ТОЙ САМОЙ ДОРОГИ, великолепная природf, по обе стороны дороги встречаются гробницы (правда плохо сохранившееся), мавзолей Цецилии Метеллы (вход на тер-рию платный), цирк Максенция (тоже платно) и et cetera ))
19 июня 2015 г. 20:16
Спасибо за информацию! теперь буду знать! Когда еще раз приеду в Рим обязательно ею воспользуюсь! Еще раз, большое спасибо!