Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была 15 апреля 23:05

Рим — Италия Март 2014

К поездке в Рим я готовилась долго и тщательно. Хотелось за отведенную на поездку неделю увидеть как можно больше… Но как объять необъятное?

В мой план входило много. Ватикан и галерея Боргезе, колоритный район Трастевере, римские холмы, Колизей, главные римские базилики, Аппиева дорога, катакомбы и еще много всего…

Ночами мне снились эклектичные сны, в которых причудливым образом сплетались первые христиане, великие императоры и художники эпохи Возрождения.

Долго я трудилась над программой поездки, тщательно прорабатывая маршруты, заказывая экскурсии и покупая билеты в музеи…

Удачно выбранный рейс с ранним прилетом в Рим позволял не терять время даром и начать знакомство с Римом, что называется, «с колес».

В день приезда решено было познакомиться с местами первых христиан — с римскими катакомбами. Из возможных вариантов я выбрала катакомбы Домициллы. Это самые обширные катакомбы, в них сохранилось больше всего росписей, и здесь находится самое первое изображение Христа. На сайте катакомб Домициллы была информация о днях и часах работы, а также указаны автобусы, на которых можно сюда добраться.

Но в эти катакомбы я не попала. Судьба привела меня в катакомбы святого Каллиста.

В день нашего приезда в Рим погода была, надо сказать, совсем не веселая — небо было затянуто тучами, моросил дождь. Но это не помешало, бросив вещи в отеле, отправиться по задуманному маршрут.

Загадки Аппиевой дороги и тайны римских катакомб

Место отправления нужного автобуса легко найдено, остается дождаться автобуса и доехать до нужной остановки, но, увы, я не знаю, как ее опознать.

Поэтому забравшись в автобус, мы начинаем расспрашивать попутчиков. Но никто из них не может ответить на наш вопрос. Один из мужчин советует нам выйти сразу за старой городской стеной и дальше идти пешком по Аппиевой дороге. Других вариантов нет, и мы следуем его совету.

И вот перед нами Аппиева дорога. Тротуаров здесь нет, поэтому надо соблюдать осторожность, чтобы не пострадать от проносящихся мимо машин.

Загадки Аппиевой дороги и тайны римских катакомб

Не знаю, сколько мы шли под моросящим дождем, периодически прижимаясь к стене. Мне казалось очень долго, но думаю, на самом деле не более 10 — 15 минут.

Экстремальный путь под моросящим дождем уже изрядно надоел, когда мы вышли на перекресток с множеством указателей. Один их них указывал на ворота, сообщая, что войдя в них, мы окажемся на пути к катакомбам святого Каллиста. Мы решили отказаться от идеи разыскать катакомбы Домициллы и вошли в ворота.

Загадки Аппиевой дороги и тайны римских катакомб

За ними открывался совсем другой мир. Волшебным образом, не покидая Рим, мы оказались в сельской местности.

Загадки Аппиевой дороги и тайны римских катакомб

Было трудно поверить своим глазам, ведь всего минуту назад мы с ужасом уворачивались от несущихся машин, а теперь стоим в какой-то удаленной от цивилизации глубинке.

Загадки Аппиевой дороги и тайны римских катакомб

Только стройный ряд домов на горизонте напоминал, что мы в Риме.

Загадки Аппиевой дороги и тайны римских катакомб

Я вспомнила, что где-то здесь апостол Петр встретил Христа. Возможно, я стояла на этом месте, но утверждать точно не берусь…Возможно, эта неприметная церквушка на фотографии стоит на месте легендарного разговора…

Как гласит предание, Святой Петр был заточен в темницу. Его друзья и последователи нашли способ вызволить его оттуда, и он бежал из Рима.

Загадки Аппиевой дороги и тайны римских катакомб

На рассвете, уже за стенами города, он встретил шедшего ему навстречу Иисуса.

-Куда ты идешь? — спросил Петр.

-Иду в Рим, чтобы быть распятым во второй раз, — ответил ему Христос.

После этого Петр вернулся в Рим, сдался властям и был распят.

Путь от ворот до катакомб занимает минут 15, дорога очень приятная и безопасная — нам не встретилась ни одна машина.

Загадки Аппиевой дороги и тайны римских катакомб

Дождь закончился. На небе сияла радуга!

Загадки Аппиевой дороги и тайны римских катакомб

А вот и катакомбы. Надо купить билет. Кстати, этот билет дает право на посещение и других достопримечательностей, связанных с первыми христианами.

Загадки Аппиевой дороги и тайны римских катакомб

В катакомбы можно спуститься только с экскурсией. На русском нет ни одной. Ближайшая по времени экскурсия должна была проводиться на немецком языке. Мы решили, что ждать англоговорящую группу нет смысла, и отправились в катакомбы с немцами.

Мы спускаемся в подземелье. Я ощущаю мистический трепет.

Римские катакомбы это сеть лабиринтов, по которым можно путешествовать только с проводником. Здесь можно легко потеряться.

Загадки Аппиевой дороги и тайны римских катакомб

В катакомбах нельзя фотогравировать. Моя не осведомленность позволила сделать всего три снимка. После напоминания о запрете на съемку ничего не оставалось делать, как убрать фотоаппарат.

Мы идем по узким коридорам с высокими стенами. В этих стенах замурованы саркофаги не только первых христиан, но и людей умерших задолго до них.

Еще с древних времен в Риме было запрещено хоронить умерших в черте города, поэтому кладбища организовывали за его пределами. Для этих целей в известняке вырубали лабиринты, в стенах которых и хоронили усопших. Жутко идти по этим лабиринтам, осознавая, сколько людей покоится в этих стенах.

Для первых христиан катакомбы были не только местом захоронения мучеников, но также служили местом встреч и богослужений, а зачастую и местом убежища проповедников.

Я представляю, как процессия с факелами движется по этим темным лабиринтам. Люди идут медленно, в их движениях нет суеты. Они входят в зал и зажигают свечи. Под покровом ночи и страхом быть пойманными они пришли сюда восславить Иисуса!

Катакомбы святого Каллиста являлись местом упокоения 9 римских епископов. В разное время здесь были похоронены святой Понтиан, святой Луций и святой Евтихий

Но самое сильное впечатление на меня произвела крипта святой Цицилии. В какой-то момент мы вошли в один из залов, где у одной из стен лежало тело женщины. Сначала я сильно испугалась… В полумраке я не поняла что это скульптура. Мы подошли ближе, и я смогла внимательно рассмотреть скульптуру святой Цицилии. Скульптура установлена на том месте, где по преданию был обнаружен саркофаг с мощами святой.

Загадки Аппиевой дороги и тайны римских катакомб

По приказу папы Пасхалия I саркофаг, не вскрывая, перенесли в церковь Санта-Чичилия-ин-Трастевере. Его решили открыть только в 1599 году. Присутствовавшие были поражены, обнаружив, что в саркофаге находятся нетленные мощи святой. При вскрытии саркофага присутствовал скульптор Стефоно Мадерно. Увиденное произвело настолько сильное впечатление, что он создал скульптуру, повторив в камне то, что предстало его глазам в момент, когда крышка саркофага была поднята.

В катакомбах святого Каллиста установлена копия. Оригинал хранится в церкви Санта-Чичилия-ин-Трастевере.

Загадки Аппиевой дороги и тайны римских катакомб

Выйдя из подземелья, мы подслеповато щуримся. Чтобы немного прийти в себя, мы обходим территорию, прилегающую к катакомбам. Ничто здесь не напоминает о мрачном подземелье, из которого мы вышли минуту назад.

Возвращаться в Рим по уже известной нам дороге совсем не хочется, и мы выбираем другой путь. В парке перед катакомбами проложено несколько аллей. В конце одной из них видны ворота, напоминающие те, в которые мы вошли, свернув с опасной дороги.

Загадки Аппиевой дороги и тайны римских катакомб

Мы идем к ним. Все верно — это выход.

Мы оказываемся на автобусной остановке.

Очень мрачные впечатления у меня остались от посещения катакомб.

Во второй раз я бы сюда не отправилась… А вот по спокойной части Аппиевой дороги я бы еще разок прогулялась с удовольствием…

P. S. Фотографии скульптуры святой Цицилии взяты из Интернета.