Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была вчера 11:33

Зальцбург. Замок Хоэнзальцбург, музей марионеток, самый старый фуникулер, дом палача и многое другое...

Зальцбург — Австрия Ноябрь 2014

Имя замка переводится как «Высокая крепость Зальцбурга». И основан он был в 1077 году по приказу архиепископа Зальцбурга Гебхарда Первого.

Зальцбург добывал соль, успешно ею торговал и его благосостояние росло год от году, что не нравилось очень и очень многим! И тогда решено было строить крепость, чтобы обезопасить и город, и горожан, и свои собственные капиталы. Надо сказать, умнейший человек был этот архиепископ! Стратегически правильно выбранное место защитило замок от каких-либо нападений, взять такие отвесные скалы с боя было просто невозможно! Из узких бойниц щетинились жерлами пушки, казематы поджидали пленников, но смельчаков или безумцев так и не нашлось — замок не был сдан ни разу за всю историю своего существования!

Замок строился очень долго. Внутри замка есть коллекция макетов и портретов — какой правитель до какой стадии достроил неприступную цитадель.

Первоначально это был замок в романском стиле, но постепенно строились высокие башни и неприступные стены, прорезались бойницы, удлиннялась стена вокруг замка, появлялись новые помещения, в том числе и жилые, пока замок не превратился в мощную крепость, служивщую праявящим архиепископам неприступным оплотом.

Свои нынешние размеры замок приобрел к 16 веку: 250 метров в длину, 150 — в ширину. Площадь замка — 30 тысяч квадратных метров. И нигде, ни в одном справочнике я не нашла информации — сколько камней ушло на его стены, сколько загубленных людских жизней стоила его постройка, как много работали и как мало прожили безымянные строители этой твердыни…

Во времена строительства Хоэнзальцбурга, средства на строительство давали шахты в Альпах, где помимо соли добывали золото. В те далекие времена третья часть мирового золота добывалась в Альпах. Неудивительно, что сказочники тех врмен, поселили подгорный народ — гномов именно в Альпах и сделали их бесконечно богатыми. Все сказки имеют свои объяснения…

Один лишь раз, за всю свою истроию, замок подвергся осаде. Было это в первой половине 16 века.

Шахтеры и крестьяне, которым приходилось много работать, но не удавалось много зарабатывать и вдоволь есть, не говоря уж обо всем остальном, подняли восстание и взяли замок в осаду. Продовольствия в замке было совсем мало и через несколько дней осады начался голод…

Но архиепископ перехитрил шахтеров! Единственного уцелевшего быка (не иначе архиепископ для себя его занычковал!) велено было каждый день перекрашивать в другой цвет и водить вокруг крепости, на виду у восставших, дабы продемонстрировать многочисленность стада. Обман удался — восставшие поверили вымыслу. И решив, что с такими запасами крепость измором не взять, через 14 дней отошли от неприступных стен (правда, некоторые источники утверждают, что осада длилась 61 день — кто прав я не знаю).

Так никому и не удалось взять Хонзальцбург — ни приступом, ни осадой! Лишь во время Наполеоновских войн крепость сдали без боя, но к тому времени она потеряла свое стратегическое значение и история не рассматривает этот случай как поражение.

Военные действия на территории замка не велись никогда и даже во время Второй мировой войны бомбардировки обошли его стороной.

А в начале века двадцатого в Хоэнзальцбурге была тюрьма для военнопленных и нацистов, и ни один заключенный так и не смог устроить побег их этих неприступных стен.

В замке есть комнатушка, оснащенная пыточными приспособами. Не скажу, что зрелище такое уж интересное или увидела я что-то новое, но представить, каково было сидеть в холодном замке под унылое завывание ветра и мерный стук капель дождя, считая дни до освобождающей тело и душу кончины, вполне можно.

После такого невольно станешь на путь истинный…

Но не все время замок готовился к войне или воевал. Мирная жизнь текла свои чередом, времена года меняли друг друга, рассветы сменяли закаты, жители замка рождались и умирали, сменялись архиепископы, шли века… И все это время обитатели замка любовались фантастически красивыми видами южного предгорья Альп, раскинувшейся долины, а потом и лежащего у подножия горы Зальцбурга, разделенного рекой Зальцах на два берега.

Замок велик и осмотреть его весь — дело не одного дня. На его территории 8 основных башен, пожарная каланча, несколько ворот, цистерны, церковь и алтарь капеллана, тюрьма, колодец и даже своя булочная — всего насчитывается около 20 строений!

Для посещения туристов открыты Башня Краут (орган и роспись часовни), Княжеские палаты (средневековый интерьер и Золотой зал), средневековый туалет, крепостной музей, коллекция оружия. Можно подняться на башню замка и полюбоваться окрестностями — предгорьем Альп, Зальцбургом, рекой Зальцах.

Как поднимались раньше к замку — мне даже подумать страшно! Но с 1892 года стал работать фуникулер — воистине божье благословение для усталых ног! Сам фуникулер древний и красивый, при подъеме открываются шикарные виды и панорамы — только успевай фотографировать и любоваться! Ну и пауза для ног тоже имеет место быть — к концу дня они совершенно отказывались служить и мечтали лишь о передышке.

Фуникулер является старейшим в Европе. в стоимость подъема входит и посещение замка. Часы работы в летний и зимний сезон различаются — уточняйте этот момент обязательно.

С высоты башни замка можно разглядеть небольшой одинокий домик. Это бывший дом палача. Палач — нужная профессия в средневековые времена. Правда, жил он всегда на отшибе и рядом селиться никто не хотел — примета плохая, да и соседства с человеком, на голову которого обрушивалось больше всего проклятий, никто не хотел. Так и селились представители этой профессии уединенно от всех. Сейчас, как говорят, в домике живет врач-психотерапевт. Во всяком случае, место выглядит очень обитаемым!

Есть в замке Музей Марионеток.

Коллекция экспонатов Зальцбургского театра марионеток обширна, а сам театр достаточно известен. В музее представлены куклы из опер Моцарта — «Волшебная флейта», «Звуки музыки» и других, а также реальные люди, жившие в то или иное время в Зальцбурге и ставшие персонажами историй, показанных в театре.

Вроде бы висит знак, не приветствующий фотографов. Но полное отсутствие контролирующих этот процесс людей сподвигли на нарушение запрета. Утешением для меня стало осознание факта, что по-немецки я не говорю, а по-русски ничего не написано. Да и снимала и не я одна, как я смогла заметить…

В некоторых сценках угадывается крестьянское восстание, путешествия Моцарта, сцены на реке Зальцах, моменты из жизни высшего общества. Было очень забавно рассматривать всю эту коллекцию, и я совершенно не пожалела о потраченном времени!

Сходите и вы, если будете в Зальцбурге и подниметесь в замок — музей не велик и не отнимет много драгоценного времени, а удовольствие гарантировано!

Попав в замок, уходить совершенно не хочется! Да и когда еще можно походить по запутанным узким коридорчикам, выглядывая из бойниц, трогая руками пушки и заглядывая по ходу во все закоулки и тупички!

Подняться на башню тоже стОит. Панорама даже в дождливый день хороша, что можно разглядеть в солнечный и прозрачный день — я могу только догадываться! Зальцбург лежит как на ладони и можно рассмотреть и места, где ты уже успел побывать и места, куда только собираешься пойти.

Бродя по замку, мы нашли фрагмент раскопок и затормозили, чтобы разглядеть получше. Я вообще больше люблю такое настоящее, нежели вылизанные музейные залы, приглаженные и начищенные.

В общем, бродили бы мы еще по лабиринтам замка очень долго, если бы не билет на строго определенное время на поезд назад, в Вену. Волей-неволей, но пришлось ускоряться, пропуская какие-то интересные закуточки старого замка…

Спустившись с башни, попадаешь в замковый двор. Нам немножко мешала погода — хмурая и дождливая. Но стены Хоэнзальцбурга, от этого стали только таинственнее, эхо звучало глуше и печальнее, тучи укутывали замок, словно старались скрыть какую-то тайну, говорить хотелось тише, а ходить осторожнее. И покажись из-за поворота привидение, я бы ничуть не удивилась! Удивило, что привидение не появилось, наверное, тоже испугалось дождя и холода…

Короткий день завершался, сгущалась темнота, тучи опускались ниже и ниже, ветер пытался спеть свою вечную грустную песню, фонари начали отчаянную борьбу с сумерками, замок становился все таинственнее и загадочнее и отдыхавшая днем история, начала просыпаться, чтобы вернуться в эти древние стены…

Пора было спешить на фуникулер, чтобы не скользить в сумерках по крутой тропинке, ведущей из замка. Да и похолодало не на шутку, а дождь все не унимался, продолжая поливать и замок, и запоздавших путешественников, и желтеющие теплым светом фонари.

Дорога вниз всегда короче, даже на фуникулере! И как нам не хотелось задержаться еще хоть немного, но пришлось уходить…

Когда мы спустились вниз, тучи совсем закрыли замок, словно опустился занавес, и рассказ об истории самого непобедимого замка закончился…

Это было самое настоящее путешествие в прошлое — те средние века, когда жили архиепископы, рыцари, прекрасные дамы, благородные кавалеры…

Когда на главной замковой площади устраивались турниры и защищались цвета гербов, когда лязгали доспехи и неповоротливые рыцари, закованные в латы, доказывали свою храбрость в сражении….

Когда дамы были прекрасны и томились в высоких башнях…

Когда все было совсем иначе и то, что мы сейчас называем сказкой, было самой настоящей правдой…