Турист Павел Киселев (PavelK)
Павел Киселев
был 23 мая 2018 0:08

Вильнюс — Литва Май 2014
Две столицы. Вильнюс

В центре города Вильнюса ровно сто восемь улиц. И если ходить по ним достаточно долго, то есть почти каждый день на протяжении нескольких лет, на некоторых улицах можно стать свидетелем удивительных историй. А на некоторых — даже их участником».

Сказки старого Вильнюса Макс Фрай.

В Вильнюсе определенно не возникает головокружения от обилия достопримечательностей мирового значения, и тем не менее скучать определенно не придется.

В Вильнюсе огромное количество гостиниц, рассчитанных на разный уровень требований и кошелек. Но на этот раз мы решили остановиться в апартаментах. И надо сказать совершенно не пожалели. Просторнейшие апартаменты в центре города (в них запросто поместилось 6 человек), в десяти минутах неспешной ходьбы от Кафедрального собора-базилика Святых Станислава и Владислава — самого важного католического храма во всей стране, места великих христианских, народных и государственных торжеств. Статус базилики кафедральный собор получил в 1922 году. Слово «базилика» означает «королевский». Это наивысшая категория храмов, которая присваивается Папой Римским лишь особым костёлам. В подземельях Кафедрального Собора погребались выдающиеся люди Великого Княжества Литовского: вельможи, епископы, князья.

Две столицы. Вильнюс

Напротив Кафедрального собора возвышается колокольня — наиболее сохранившаяся башня оборонительной стены вильнюсских замков. Её высота составляет 57 метров. Современный вид колокольня приобрела 200 лет тому назад, после реконструкции. Согласно имеющимся предположениям, четырехугольная подземная часть башни построена в XIII или XIV веках. Круглая часть с узкими окнами, то есть, бойницами пришла к нам из XIV–XVI столетий. Впоследствии башня была приспособлена под колокольню, она стала выше, была надстроена ее верхняя часть, которая является наполовину барочной, наполовину классицистической. Невзирая на смешение разных архитектурных стилей, башня выглядит грациозно и гармонично.

В XVII веке на башне появились часы. Их особенность — отсутствие минутной стрелки, а каждые 15 минут о времени оповещают удары колокола. На протяжении многих столетий часовщики колокольни один за другим поднимались по 92 ступенькам на самый верх и раз в неделю заводили механизм часов.

Несколько лет тому назад на колокольне на смену часовщику пришла автоматическая техника.

Две столицы. Вильнюс

Одной из самых впечатляющих достопримечательностей Вильнюса по право считается шедевр готического стиля — Костел Святой Анны. Единого мнения относительно его автора и времени постройки нет. Популярная легенда гласит, что Наполеон Бонапарт, очарованный грациозностью этого костёла, захотел на ладони унести его в Париж. К сожалению, действительность не столь романтична: во время похода Наполеона через Литву костёл был отдан в распоряжение французской кавалерии. И все же в своем письме жене Наполеон упоминает, что «Вильнюс — очень красивый город

Почти не изменившийся за пять столетий костёл Святой Анны сохранился до наших дней и стал одним из символов Вильнюса.

Две столицы. Вильнюс

Еще один интересный костел почти наверняка встретится вам на пути из центра старого города к костелу Святой Анны — костел св. Иоанна. Полное название храма — костел св. Иоанна Крестителя и св. Иоанна Богослова, поэтому некоторые называют храм костелом святых Иоаннов. Строительство костела св. Иоанна продолжалось почти 40 лет и было завершено в 1426 году. В то время это было готическое здание. В 1571 году костел перешел в ведение Ордена иезуитов. С тех пор он считается частью университетского комплекса.
Если пройти немного от костела в сторону реки Велинки, то вы рискуете оказаться в другом государстве — Республике Ужупис (Заречье). Да, так сложилось, что на территории Вильнюса существует небольшое государство. В 1997 году жители квартала Заречье провозгласили Республику Ужупис со своим собственным флагом, президентом, конституцией и даже армией из 12 человек. Они празднуют полушуточный день независимости 1 апреля. Сейчас Ужупис имеет свою валюту, гимн, таможню, почётных граждан, послов и консулов в 320 городах мира, выборы и карнавалы. Разумеется Республика никем не признана, кроме своих жителей, а к самому факту существования крохотного государства стоит относиться с максимальным чувством юмора.

Две столицы. Вильнюс

Конечно, это лишь краткий рассказ о поездке в Вильнюс. Список достопримечательностей можно продолжать еще долго. А найти все самое интересное можно на официальном туристическом сайте Вильнюса.
Если эти заметки показались вам интересными, то можете почитать также мой рассказ о поездке в Вильнюс в 2011 году. Или посмотреть все фотоальбомы о Вильнюсе:

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия