Турист Елена Бортник (BortnikL)
Елена Бортник
была 31 мая 2021 14:11

Верхотурье — Россия Ноябрь 2014

Когда собиралась на экскурсию Верхотурье — Меркушино — Актай я даже не знала, что из себя представляют эти места. Просто собиралась в Екатеринбург и очень хотелось посмотреть Уральскую природу. Путёвка 2 дневная, покупала её в фирме Тур- Урал, что на улице Азина. Путёвка на человека в 2-х местном номере стоила 4500р, туда входило 2 обеда, завтрак и ужин.

Мы выехали из Екатеринбурга в 8 часов, экскурсионный автобус отъезжал от гостиницы Маринс Парк Отель, что около ЖД. вокзала Дорога до Верхотурья заняла чуть больше четырех часов. Сразу пообедали в городе в кафе «Империя», а потом разместились в гостинице «Соболь». Она была построена совсем недавно, когда здесь захотели сделать туристский центр. Номер очень просторный, есть телевизор. Впрочем, других гостиниц в городе нет. В здании гостиницы расположено кафе «Империя-2», где мы на следующий день завтракали.

Верхотурье — самый старый город Свердловской области, возникший в 1598 году. Когда-то, в XVII–XVIII веках, этот город был воротами в Сибирь, здесь располагалась внутренняя таможня, и ни въехать, ни выехать из Сибири, минуя Верхотурье, было невозможно. Тогда это был крупнейший и богатейший город Урала, шла торговля, по реке сплавлялись пушки, ядра, оружие. В Верхотурье был очисленный город Свердловской области, в нём менее 9 тысяч жителей.

Верхотурье - Меркушино — Актай или по пути Святого Симеона

А ещё Верхотурье — паломнический центр Урала. А случилось это благодаря праведному святому Симеону Верхотурскому, по местам которого наша экскурсия и проследовала.

В Верхотурье находится древнейший в Зауралье Свято-Николаевский мужской монастырь, куда мы сразу и пошли. Основание монастыря относится к 1604 году. Богатеть и широко развиваться монастырь стал с 1704 года, только после переноса туда святых мощей Симеона Праведного Чудотворца из села Меркушино. На небольшом пятачке здесь расположено десять храмов, один из которых Крестовоздвиженский собор удивляет своими размерами. Считается, что своими размерами он уступает только Московскому Спасу на Крови и СПБ Исаакиевскому собору, хотя утверждать точно никто не может. Его архитектор А. Б. Турчевич, поляк и католик, построил в России более 40 православных храмов. Как только он увидел Верхотурье, ему сразу представилось необычное цветовое решение собора — светло-коричневые стены и серые купола. Серые потому, что небо на Урале серое, чтобы на этом фоне лучше выделялись золотые кресты. В соборе находится главная святыня монастыря — мощи святого Симеона Верхотурского. Охранники у входа следят за правильной одеждой входящих, женщин без юбок и головных уборов не пускают. В городе совсем нет высотных современных зданий, поэтому церкви и колокольни видны с любой его точки. А вокруг — красивая уральская природа. Ещё на территории мужского монастыря находится музей Провославия Урала, очень интересная экспозиция.

Верхотурье - Меркушино — Актай или по пути Святого Симеона

Следующим местом нашего посещения был Кремль. Кремль — второй по значимости, после монастыря, туристический объект города. Построен он был в конце XVII-начале XVIII века на высоком утёсе на левом берегу реки Туры. Малые его размеры объясняются тем, что ко времени постройки он уже не имел военного значения, и, по сути, представлял собой укреплённую усадьбу воеводы. С восточной стороны в кремлёвский ансамбль был встроен Троицкий собор (1703–1712 годы), частично, своей колокольней, он стоит на территории кремля. По обе стороны собора в стене устроены парадные ворота. Внутри крепостных стен находился воеводский дом. Это самый маленький кремль России. Квадрат его стен 100 на 200 и это предпоследний кремль, последний был построен в Тобольске.

Верхотурье - Меркушино — Актай или по пути Святого Симеона

В городе есть еще один монастырь — Свято-Покровский женский. Знаменит он проживавшими здесь царскими невестами и чудотворными иконами. С 1619 по 1621 годы здесь проживала невеста царя Михаила Романова Мария Хлопова. Будучи уже в статусе официальной невесты царя, она стала неугодной его матери и боярам Салтыковым, которые добились изгнания Марии в далекое Верхотурье. В 1740 году невольной монахиней здесь была Анна Долгорукая — представительница древнейшего и знатного рода. Она была сослана в Верхотурье после смерти Петра II, при котором ее семья занимала самое высокое государственное положение.

На этом первый экскурсионный день закончился. Когда шли в гостиницу, по дороге нам попалась стайка мальчишек, все с нами поздоровались, а потом один говорит: Вот видите, к нам едут люди со всего света. И сказано было это с такой гордостью. Меня тогда это так поразило.

Что хочется посоветовать тем, кто захочет поехать — берите с собой побольше еды, мы нигде в городе не смогли купить себе продукты, а поскольку все домашние бутерброды были отданы верхотурским уличным собакам, то нам с дочкой было ощутимо голодно, поэтому на ужин мы бежали первыми, а получили кусочек неизвестной жаренной рыбы, а на гарнир пшённую кашу… ну, и в каком ресторане Европы вы такое ели? Короче, догонялись хлебом, но всё равно спать легли голодные.

Верхотурье - Меркушино — Актай или по пути Святого Симеона

Утром мы выписались из гостиницы и поехали дальше, в село Меркушино, находящееся в 60 км к востоку. С этим селом связана жизнь святого Симеона Верхотурского (раньше его называли Симеон Меркушинский). Он зарабатывал на пропитание шитьем овчинных полушубков и тулупов, да ловлей рыбы. Прожил он недолго, примерно сорок лет, был похоронен у деревянной Михайло-Архангельской церкви в Меркушино. Неожиданно его гроб в 1692 году вышел на поверхность. Чудо привлекло людей, заметивших вскоре, что молитвы у мощей, прикосновение к ним исцеляют болезни. В 1694 году митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий написал житие святого праведного Симеона, Сибирского Чудотворца. Через 8 лет его мощи были перенесены из Меркушино в Николаевский монастырь.

Рассказывают, что из Меркушино в Верхотурье мощи Симеона переносили много дней. После в местах всех этих остановок были возведены часовни и церкви. Потому по дороге мы их встречали довольно много, хотя не останавливались. Сделали лишь одну остановку — у деревянного храма в честь Всех Святых. Рядом с храмом установлен поклонный крест на месте моления Симеона Верхотурского. От креста ведёт тропинка к прибрежному камню, с которого, по преданию, Симеон любил рыбачить. В часовенке купили вкуснейшее варенье из кедровых шишечек и настоящий Иван-чай с малиной.

Верхотурье - Меркушино — Актай или по пути Святого Симеона

В селе Меркушино находится Свято-Симеоновское Подворье Ново-Тихвинского женского монастыря, включающее в себя два храма. Церковь Симеона Верхотурского и собор

Михаила Архангела соединены между собой галереей. Внутри богато оформлен уральским камнем. Недавно Меркушино получило еще одного святого. В соборе теперь находятся мощи священномученика Константина Богоявленского, убитого большевиками в 1918 году.

Верхотурье - Меркушино — Актай или по пути Святого Симеона

Собор стоит на берегу реки Актай.

Раньше это была глубокая, полноводная река, на ней была верфь, где строилось до 100 судов в год, а теперь везде такое запустение. В церкви Симеона, на месте его бывшего захоронения открылся святой источник, где всегда можно набрать воду. А ещё на территории собора есть монастырская чайная, где продаются пироги испечённые монашками по старым русским рецептам Вкусно! Один пирог съели тут же на улице в компании монастырского кота и уличной собаки.

Вернулись в Верхотурье, пообедали и отправились в обратный путь. По пути заехали. в ещё один объект православного паломничества — скит Октай, он находится в 5 км от Верхотурья. Принадлежит верхотурскому Николаевскому мужскому монастырю. Известность это место стало приобретать после того, как тут стали останавливаться на отдых паломники, следующие в Верхотурье поклониться мощам Симеона Верхотурского. В живописном месте, прямо на берегу реки, находился источник, вода которого вскоре стала считаться целебной. В 1888 году над источником была построена деревянная часовня, которая в 1894 году была преобразована в храм иконы Богоматери «Живоносный источник». Церковь сохранилась до наших дней.

Верхотурье - Меркушино — Актай или по пути Святого Симеона

В заключении хочу сказать, что несмотря на такую богатейшую историю, такое количество красивейших храмов на такой маленькой территории, сам город Верхотурье представляет собой очень печальное зрелище, забвение и нищету. В городе одна единственная лесопилка, где местные жители могут работать. На главной площади Верхотурья стоит памятный знак в честь 400-летия основания города. В бронзе отлито «Под руководством губернатора Росселя в 1996 году началась реализация программы возрождения Верхотурья».

Верхотурье - Меркушино — Актай или по пути Святого Симеона
Особого возрождения не видно, хотя что-то понемногу и делается, а в основном всё за счёт монастырской братии. Я была в святых местах Иерусалима, но там вся вера поставлена на коммерческую основу. И только, побывав в русских монастырях, расположенных в такой глуши, понимаешь, что только это — настоящее. Здесь и туристов нет, и паломники другие, и монахи другие и монастыри чище и светлее.

Поэтому хочу пожелать этому городу и его замечательным людям возрождения, пусть не былого, но достойного.

Хочу отдельно поблагодарить замечательного экскурсовода Надежду Абрамовну, без которой эта экскурсия не были бы такой яркой.