Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была 15 апреля 23:05

Владимир — Россия Июнь 2014

Как я успела сказать в первой части, путешествие в домонгольсую Русь предполагалось совершить в два этапа. В мае я планировала побывать в Юрьеве-Польском и в Переславле-Залесском, чтобы увидеть Георгиевский и Спасо-Преображенский соборы. Это мне удалось (часть 1-ая: https://www.tourister.ru/responses/id_10704)

Следующая поездка включала 4-ре домонгольских объекта. Я планировала посмотреть на Золотые ворота и Дмитриевский собор во Владимире, полюбоваться Покровой на Нерли в Боголюбово и увидеть церковь Бориса и Глеба в Кидекше.

Напуганные в первом путешествии ужасной пробкой, в июньскую поездку мы отправились до восхода солнца. Ранний выезд позволил нам сэкономить уйму времени. В пробке мы, конечно же, постояли, но это было ничто по сравнению с майскими мучениями.

И вот мы в достославном Владимире. Путешественники, приезжающие во Владимир со стороны Москвы и устремляющиеся в центр города, не смогут проехать мимо Золотых ворот.

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 2-ая

Золотые ворота Владимира были построены в 1164 гг. при князе Андрее Боголюбском сыне Юрия Долгорукова. Эти ворота, как говорят сейчас, были многофункциональными. В первую очередь это был стратегический объект. Одновременно с этим ворота были культовым сооружением, т. к. в их верхней части располагалась надвратная Ризоположенская церковь. Кроме этого они исполняли роль триумфальной арки.

С обеих сторон ворот тянулись земляные валы. Правый вал можно видеть и сегодня (правда, сейчас он не примыкает к воротам).

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 2-ая

Золотые ворота единственные из пяти ворот города, которые дожили до наших дней. Это были парадные ворота Владимира. Вход в них имел массивные дубовые створы, отделанные золоченой медью. Эти створы упирались сверху в арочную перемычку, на которой лежал деревянный настил, служивший боевой площадкой.

К сожалению, в первозданном виде мы сейчас Золотые ворота не увидим. Домонгольскими является только сама въездная арка с ее стенами и боевая площадка над ними. Все остальное достраивалось или перестраивалось. Если приглядеться — старинная часть легко считывается.

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 2-ая

К слову сказать, Золотые ворота не имеют аналогов во всем мире, т. е. нигде не обнаружены ворота, выполнявшие столько функций.

По легенде строительство Золотых ворот начинали русские мастера, но в процессе строительства произошло обрушение. По счастливой случайности никто из строителей не погиб. Это сочли чудом, и князь повелел в честь этого события построить надвратную Ризоположенскую церковь. После обрушения доверия русским мастерам не было, и их заменили итальянцы, приглашенные Боголюбским. Они то и достроили ворота.

Есть еще одна легенда о дубовых створах Золотых ворот. В 1238 г., после захвата города, татаро-монголы сняли створы с петель и отправили их в Орду. Но при переправе через Клязьму створы упали в воду и затонули. По другой версии створы в реке утопили сами жители Владимира. Еще есть версия, что створы спрятали в тайном месте, где они лежат и по сей день. В любом случае створы Золотых ворот не обнаружены до сих пор.

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 2-ая

Уникальные и легендарные ворота сохранила для нас история.

От Золотых ворот мы едем дальше, туда, где стоит красавец Дмитриевский собор.

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 2-ая

Точная дата возведения этого собора не известна. По одним источникам он был возведен в 1191 году, по другим в 1197 году. Доподлинно известно, что собор был возведен в период правления князя Всеволода Большое Гнездо в честь великомученика Дмитрия Солунского.

Князь Всеволод был сыном Юрия Долгорукова и младшим братом Андрея Боголюбского. В единый узор сплетаются сохранившиеся храмы и их создатели…

Предание гласит, что поводом для закладки собора явилось рождение 10-го ребенка в семье князя Всеволода. Владимир (Дмитрий), так назвали ребенка, родился в 1192 году, так что может быть легенда о решении выстроить собор является былью. При князе Всеволоде собор играл роль придворного храма.

Дмитриевский собор возводили русские мастера. Он поражает своей гармонией. Его пропорции безупречны.

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 2-ая

Я заметила, что Дмитриевский собор был построен на 40 лет позднее Спасо-Преображенского собора в Переславле и приблизительно настолько же лет раньше Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Интересны сходство и различия трех храмов…

Дмитриевский собор украшен резьбой по камню. Не этот ли собор с его украшениями вдохновил сына князя Всеволода через 40 лет поставить у себя в Юрьеве-Польском резной собор? Ведь в детстве Святослав Всеволодович молился с родителями в Дмитриевском соборе и не мог не оценить его красоты и гармонии.

Резные украшения Дмитриевского собора великолепны и гармоничны. Ученые насчитывают более 600 изображений состоящих из более чем 1000 резных камней. Древние скульпторы мастерски изобразили людей, животных и растения.

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 2-ая

По мнению исследователей, стиль изображений очень напоминают стиль, принятый в те времена в Европе. Возможно, украшением собора занимались приглашенные мастера.

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 2-ая

При обилии изображений в облике собора нет вычурности и помпезности. Он выглядит изящно и торжественно. Он притягивает к себе.

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 2-ая

Я обратила внимание на основание колон собора. Очень необычно для православного храма, колоны имеют когти.

Но пора зайти в собор

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 2-ая

И осмотреть его внутреннее убранство. Внутри собор почти не имеет росписей и украшений.

Из истории собора известно, что расписывали его греческие мастера, приглашенные князем Всеволодом. Лишь немногое чудом уцелело

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 2-ая

Знакомство с Дмитриевским собором оставляет долгое приятное послевкусие.

Но на этом мое путешествие по домонгольской Руси не окончено. Впереди меня ждет Покрова на Нерли и церковь Бориса и Глеба.