annaabrosimova
Анна Абросимова Пользователь — была сегодня 7:39

Путешествие в домонгольскую Русь. Часть 1-ая

В этом году, планируя свои путешествия по России, мне очень захотелось посмотреть на домонгольскую Русь. Посмотреть на то редкое, что было построено до 1237 г. (начала татаро-монгольского нашествия) и сохранилось до наших дней. К сожалению многое из того что датируется домонгольским периодом сохранилось только частично или было перестроено и приобрело облик другого времени. А мне хотелось прикоснуться к тому, что удалось сохранить в первозданном виде или в почти первозданном…

Сказано — сделано! Но нельзя увидеть все и сразу, поэтому пока в поле зрения попали древности только Владимиро-Суздальской земли. Что-то из них я уже видела, а что-то предстояло увидеть впервые. Путешествие в домонгольскую Русь решено было разбить на две части.

В мае мы запланировали посмотреть и послушать рассказы о Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском

6

И о Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском

5

А в июне мы решили полюбоваться Дмитриевским собором и Золотыми воротами во Владимире

1

3

Насладиться храмом Покрова на Нерли в Боголюбово

2

И увидеть церковь Бориса и Глеба в Кидекше

2

Ранним утром 1-го мая мы отправились в 1-е путешествие. Очень хотелось в первой половине дня приехать в Юрьев-Польский, осмотреть Георгиевский собор и другие достопримечательности города, а после этого переместиться в Переславль-Залесский, где и остановиться на оставшиеся праздничные дни.

Пробки на выезде из Москвы в выходные и праздники есть всегда, но 1-го мая 2014 г. было что-то совершенно невообразимое. В дороге до Юрьева-Польского мы провели 9-ть часов!!! Измученные, постоянно созваниваясь с гидом и перенося время заказанной экскурсии, мы наконец-то достигли цели! Наградой за все наши мучения стал Георгиевский собор.

5

Собор был сооружен в 1230—1234 гг. в период правления князя Святослава Всеволодовича, еще до того времени как стал он Великим князем и занял владимирский престол.

Храм, построенный Святославом, восхищал современников. В летописях есть этому свидетельства. Особенно восхищало то, что стены собора были украшены резьбой по камню. Искусство камнерезов восхищает и сегодня. Признаться, я ничего подобного не видела не до знакомства с Георгиевским собором ни после.

4

4

При Святославе на стенах Георгиевского собора красовались картины из резного камня, каждая со своим сюжетом полным символизма. В кружево сплетались фигуры людей, животных и растений. Такое убранство делало храм ни с чем несравнимым, воздушным и легким.

Теперь можно только догадываться, как выглядели эти картины.

5

В 15 веке, во времена правления Ивана III (Великиго) Георгиевский собор обрушился. Великий князь Иван III повелел зодчему Василию Ермолину восстановить собор как можно скорее. В спешке, имея только часть сохранившихся кирпичей с резьбой (часть их погибла во время обрушения) восстановить чудесные резные картины не удалось. Попытки их воссоздать были, о чем свидетельствуют отдельные фрагменты, но… Предание гласит, что Ермолин начал собирать пазлы и даже преуспел в этом. Однако ему пришлось уехать, а его подручные себя утруждать не стали. Когда он вернулся стены уже собрали. Разбирать их и заново складывать, не было уже ни времени, ни денег. Что-то эта история мне напоминает…

4

Не хватило строительного материала и для того, чтобы восстановить пропорции собора. Он стал более приземистым и таким дожил до наших дней.

4

В кружевном узоре Георгиевского собора, как утверждают исследователи, присутствует изображение (портрет) князя Святослава Всеволодовича. Вот он… в самой верхней точке над входом в собор.

3

Ниже портрета Святослава Всеволодовича можно увидеть образ Георгия Победоносца, но не верхом на коне, как его обычно изображают

5

Вот как выглядит вся композиция входа в собор.

3

Что только не разглядишь в узорах каменного чуда. Есть львы

2

И птицы Сирин (райские птицы с головами дев)

4

Есть даже слон. Я никогда не встречала изображений слонов в православных храмах

5

Резные украшения собора удивляют и восхищают! Их можно рассматривать бесконечно.

Собор интересен не только снаружи.

1

Внутри собора храниться Святославов крест.

1

Ученые спорят о том, с каким событием было связано создание этого древнего распятия. Некоторые утверждают, что крест был сделан в память о чудесном спасении Святослава на реке Волге в 1224 г. Другие утверждают, что создавали его как памятник воинам, погибшим в Липецкой битве 1216 года. Точно не знает никто…

Кроме реликвии — Святославова креста, в соборе меня удивили росписи.

2

Они показались мне не похожими на традиционные фрески православных храмов. Как мне пояснили, расписывал собор местный мастер в 18 веке. Имя мастера не сохранилось.

Как не хорош Георгиевский собор, но надо ехать дальше. Пора перейти ко второму объекту домонгольской Руси. Мы едем в Переславль-Залесский.

Здесь стоит еще более древний храм — Спасо-Преображенский собор.

3

К большому сожалению, когда мы подъехали к собору был страшный ливень. Не было возможности выйти из машины и заглянуть в храм. Даже сфотографировать собор не получилось. По счастью это не первое мое посещение Переславля и у меня сохранились фотографии из прошлой поездки. Они и стали иллюстрациями к этой части рассказа о домонгольской Руси.

Спасо-Преображенский собор создавался в период с 1152 — 1157 гг. Юрием Долгоруким. По сравнению с Георгиевским собором Спасо-Преображенский собор строг и лаконичен.

Уникальность этого храма заключается в том, что он дошел до нас в первозданном виде, почти в полной сохранности.

С момента основания собора ведет свое летоисчисление и город Переславль-Залесский. Именно этот собор стал первым зданием нового города основанного легендарным князем.

В начале своего существования собор играл роль придворного храма, т. к. был соединен переходом с палатами князя. В соборе молился сам князь и члены его семьи. Кроме придворного храма, как утверждают историки, собор являлся крепостью, за стенами которой можно было надежно укрыться. По легенде под храмом существовал подземный ход, через который в случае осады можно было уйти из города.

1

У Спасо-Преображенского собора богатая история. По преданию в этом храме крести Александра Невского. Есть все основания так думать, ведь Александр Невский родился в Переславле-Залесском в 1220 г. и было бы удивительно, если бы его крестили в каком-нибудь другом месте.

Несколько веков собор служил усыпальницей переславских удельных князей. Здесь похоронены сын Александра Невского Дмитрий Александрович и его внук Иван Дмитриевич.

В 1310 году в Спасо-Прображенском храме проходил собор святителей Русской церкви. В 1354 году здесь принял сан священника Сергий Радонежский.

По свидетельству историков, сюда на богомолье неоднократно приезжал Иван Грозный.

В советское время собор чуть было не погиб, но на наше счастье этого не случилось и мы можем наслаждаться его суровой красотой.

3

Продолжение следует…

Россия: полезная информация

Комментарии

tinka61
+1
19 ноября 2014 г. 8:54
Очень интересный маршрут, обязательно возьму себе на заметку.
annaabrosimova
19 ноября 2014 г. 12:37
Ирина, спасибо! Очень рада, что отзыв пригодится!
Dimitry
+4
19 ноября 2014 г. 9:37
Приезжайте к нам. Посмотрите самую настоящую МОНГОЛЬСКУЮ Русь. Недавно Сарай Бату откопали. И даже стали туда туристов немногочисленных пускать.
annaabrosimova
19 ноября 2014 г. 12:46
Хорошая идея! Беру на вооружение!
sovikont
+1
19 ноября 2014 г. 11:49
Как все перекликается .. культура плавно перетекает одна в другую и порой неожиданно можно сделать массу открытий! Очень интересно ,Аня! Спасибо!
annaabrosimova
+1
19 ноября 2014 г. 13:02
Соня, спасибо! Очень рада, что понравилось! Путешествуя по России, я однажды призадумалась о связи известных церквей и монастырей с историей и поняла, что, в сущности, я мало чего знаю о далекой истории Руси. Только основные имена и события. А сколько всего было интересного... Вот и решила, так сказать, привязать историю к местности
sovikont
+1
19 ноября 2014 г. 13:07
annaabrosimova писала 19 ноября 2014 г. 13:02
однажды призадумалась о связи известных церквей и монастырей с историей и поняла, что, в сущности, я мало чего знаю о далекой истории Руси.
к тому же истории ,которую постоянно "переписывали" ...
annaabrosimova
+1
19 ноября 2014 г. 13:22
Да! Что-то переписывали - подгоняли под идеологию, о чем-то просто умалчивали. Из школьного курса было известно, что государство было раздробленным, удельные князья постоянно воевали между собой, а потом наступило 300-от летние иго, которое затормозило развитие Руси. Но в европейской истории тоже было много катаклизмов, но сложилось все совсем по-другому...
sovikont
+1
19 ноября 2014 г. 13:57
annaabrosimova писала 19 ноября 2014 г. 13:22
сложилось все совсем по-другому...
и опять ,Аня ,повторюсь .. у каждого свой путь.....
annaabrosimova
19 ноября 2014 г. 14:15
Это верно
sovikont писала 19 ноября 2014 г. 13:57
у каждого свой путь.....
. Но интересно знать, что направило на этот путь, чья воля или какие обстоятельства. Взять, к примеру, Грецию или Португалию. Много стран с интересной историей своего пути...
Margaritka
+1
19 ноября 2014 г. 12:47
Аня, пожалуй всё самое-самое интересное из этой области ты включила в свою поездку!
annaabrosimova
19 ноября 2014 г. 13:12
Рита, в поездках было просмотрено еще много чего интересного. Просто у этих объектов больше других сохранились черты домонгольского периода. Вот я и решила, что есть возможность сделать акцент на домонгольские здания, выделить их из общей массы просмотренного и постараться связать между собой.
Margaritka
+1
19 ноября 2014 г. 14:16
Отличная задумка и очень хорошо реализованная, Ань! С большим интересом вновь почитала об этих краях и вспомнила свои впечатления, словно заново побывала и получила огромное удовольствие!
annaabrosimova
19 ноября 2014 г. 14:30
Рит, спасибо! Очень рада, что тебе понравилось! и напомнило о приятно проведенном времени
Margaritka
19 ноября 2014 г. 16:07
spatefillum
+1
19 ноября 2014 г. 17:12
Георгиевский собор особенно впечатлил каменной резьбой! И очень интересно было бы узнать достоверную историю тех времен ) Похоже, что на сегодня она по большей части состоит из догадок и домыслов ) А так и кажется, что в узорах собора какое-то тайное послание зашифровано
annaabrosimova
+1
19 ноября 2014 г. 17:30
Люба, спасибо! Очень рада, что тебе понравилось! Я когда материал собирала все время наталкивалась на слова "предположительно", "по некоторым летописям", "раньше считали, но теперь стало известно" и т.п.. Так что ты абсолютно права история тех времен по большей
spatefillum писала 19 ноября 2014 г. 17:12
части состоит из догадок и домыслов

А картины собора имели не только сюжет, но и сакральный смысл. Если с сюжетами на сегодня как-то разобрались, то вот "зашитые" в сюжеты тайные послания остаются загадкой. там же все сплошь символы и местоположение каждого символа имело значение и свой скрытый смысл. Так что и здесь ты тоже абсолютно права
elenarossi
+1
19 ноября 2014 г. 18:46
Очень интересная идея путешествия!!!
annaabrosimova
+1
19 ноября 2014 г. 19:11
Елена, спасибо! Рада, что вам идея понравилась!
Gensha
+1
19 ноября 2014 г. 23:34
Интересно! Особенно заинтересовал Георгиевский собор!
Однако, заметил, что на втором снимке собора каменные лица уж очень монгольские!;)
annaabrosimova
+1
20 ноября 2014 г. 0:23
Геннадий, спасибо! рада, что Вам понравилось! А лица действительно имеют восточные черты. Вы в "точку попали". Это все ученые отмечают. Я, когда собирала материал, читала, что в те времена были тесные связи как с Европой, так и с Азией. Мастерству отправляли учится как на восток, так и на запад. Наверное, оформлением Георгиевского собора занимались мастера восточной школы.
Gensha
+1
20 ноября 2014 г. 0:31
Анна, здесь скрыта какая-то тайна....
annaabrosimova
20 ноября 2014 г. 0:34
Без сомнения Я думаю, даже не одна
arxitektor
+1
19 ноября 2014 г. 23:45
Замечательно. Будем ждать продолжения. Давно о тех краях мечтаю. Вот теперь рубль отпустили - может и съезжу.
annaabrosimova
20 ноября 2014 г. 0:32
Андрей, спасибо большое! очень приятно, что мой рассказ Вам понравился. Вторую часть уже отправила на модерацию. Заканчиваю третью (последнюю) часть. Очень надеюсь, что продолжение Вас не разочарует.
Ena
+1
20 ноября 2014 г. 13:49
Анна, как здорово! Очень интересная поездка - давно смотрю в ту сторону, но пока даже до Переславля "ноги не доходят". Ваша информация обязательно пригодится в будущем, а рассказы Ваши я читаю с большим удовольствием - близки мне и темы их, и места, по которым Вы путешествуете! Спасибо
annaabrosimova
+1
20 ноября 2014 г. 14:04
Эна! Спасибо огромное! Мне очень приятно, что мы с Вами на "одной волне"
sheftali
+1
21 ноября 2014 г. 12:38
Классная тема для небольших путешествий! Когда смотришь всё подряд,получается не так интересно.
annaabrosimova
+1
21 ноября 2014 г. 13:34
Анастасия, спасибо! Очень приятно, что Вам понравилось. Путешествия были большими и много чего интересного мы видели. Но я, для себя, делала акцент на домонгольские здания. Очень их хотелось выделить
elenarossi
+1
21 ноября 2014 г. 15:04
Аня! Прошло время - еще раз перечитала, пересмотрела. Это и есть оценка труда)
annaabrosimova
+1
21 ноября 2014 г. 15:25
Елена, очень приятно, что Вам захотелось перечитать и пересмотреть мой материал. Если знаете, что-то интересное по этой теме - поделитесь, пожалуйста. Было бы здорово дополнить рассказ, сделать его интересней и лучше.
DmitryM
23 ноября 2014 г. 18:00
Удивительно, но я совершенно не помню фрески в Георгиевском соборе. Спасибо за просвещение!
annaabrosimova
23 ноября 2014 г. 18:49
Я на них как-то сразу обратила внимание. Они мне очень необычными показались для православной церкви . Эти росписи, по моему мнению больше похожи на те, которые я видела в католических храмах. Вот я и начала приставать с расспросами к смотрителю собора. Рада, что Вам было интересно
DmitryM
+1
24 ноября 2014 г. 18:15
Очень похожие на итальянские фрески (во всяком случае так показалось) я видел в церкви на Дебре в Костроме: практически в темноте горели только нимбы святых - фантастическое впечатление!
annaabrosimova
24 ноября 2014 г. 18:41
Очень интересно!!! Это Воскресенский собор на Дебре? А что-нибудь еще есть интересного в Костроме и окрестностях знаете?. Мы в августе искали и не нашли усадьбу Денисово.
DmitryM
24 ноября 2014 г. 21:03
Да, в Воскресенской церкви. К сожалению был в Костроме только один день, (ездил из Ярославля), так что много посмотреть не получилось - только центр. Кострома показалась самым бедным и неухоженным городом Золотого кольца.
annaabrosimova
24 ноября 2014 г. 22:13
А мне самыми бедными и неухоженными показались Юрьев-Польский и Ростов. Возможно, у меня завышенные ожидания были.
DmitryM
25 ноября 2014 г. 8:50
Все-таки Юрьев и Ростов - райцентры, а в России практически все города меньше областных центров в убитом состоянии. Кострома - центр области, а, например, с ближним Ярославлем не сравнить
annaabrosimova
25 ноября 2014 г. 12:26
Дмитрий! Полностью согласна! Ярославль намного чище и богаче. Я Ярославль очень люблю. Почти каждый год в него обязательно заезжаю
marsada
+1
25 ноября 2014 г. 16:23
А я что-то Георгиевский собор пропустила... Потрясающая каменная резьба - просто восторг!
annaabrosimova
+1
25 ноября 2014 г. 16:28
Маша! Собор бесподобен даже с перепутанными рисунками.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.