Турист Дмитрий Рудников (ruddy71)
Лариса Карасева
была 13 октября 2021 18:43

Бордо, Аркашон — Франция Октябрь 2014

Поездка во Францию. Краткий курс.

Я потратил много времени на то, чтобы понять, чем же Франция так привлекает людей со всего мира и постараюсь сэкономить это время для тех, кто только начинает с ней свое знакомство. Конечно это не истина в последней инстанции, но мне кажется, что мои вкусы достаточно среднестатистические и инструкция будет полезна многим. Правда придется приложить усилия, чтобы понять страну. Если вы едете с мыслью, что мы круче всех или у нас тоже все есть — вы пропустите много приятного.

Удовольствие от страны я бы разделил так: 25% люди, 25% архитектура и природные красоты и 50% еда и вино.

Народ здесь очень приятный. У них получилось создать общество, в котором люди не мешают друг другу. Находясь с французами в самолете, ресторане, любом другом общественном месте вы никого не услышите, притом, что они будут оживленно общаться. В малоразвитых обществах громкость поведения означает проявление силы, значительности, крутизны. У французов все не так. Тихо разговаривать, улыбаться и уступать друг другу, здороваться и прощаться не признак слабости, а признак нормального воспитания. Если француз рядом с вами начинает вести себя громко, если вас долго не обслуживают, если вам говорят, что не понимают язык, то с высокой вероятностью вам мягко дают понять, что вы ведете себя неправильно. Измените свое поведение и все сразу наладится.

Очень советую смотреть людям в глаза. У нас это не принято и мы в магазине или при заказе обеда в ресторане обычно смотрим в пол. Если вам удастся заставить себя смотреть в глаза вы получите огромный поток доброжелательности и сами начнете искренне улыбаться. Не стесняйтесь спрашивать у окружающих- обязательно помогут, причем так, что это будет долго самым ярким впечатлением. Если есть проблема туалета(во французском звучит так-же) -идите в кафе. Конечно идеально, если вы закажете чашечку кофе, но и без этого тоже пустят. Продавцы в магазинах совершенно не приставучие — скажешь «жу регард»(я посмотрю) и тебя никто не трогает. При входе в принято здороваться (бонжур) глядя на человека, перед уходом — прощаться (оревуар) и улыбаться.

Если уж зашел разговор о магазинах, то одеваться во Франции дешевле, чем в России, а о качестве я и не говорю. Все покупки по приезду на Родину оказывались очень стильными и удобными. Для детей очень советую сеть магазинов ORCHESTRA. У них прямо в магазине можно купить за 30 евро клубную карту и получить скидку 50%. Цены из смешных становятся просто безумными при очень высоком качестве. Удивительно качественные и дешевые вещи в супермаркетах.

Путешествовать лучше на машине. Я заказываю по интернету и получаю сразу в аэропорту. На дорогах как в жизни -удобно и безопасно. Очень много указателей. По ним часто ехать удобнее, чем по навигатору. По трассе километров через20 площадки отдыха (ареа).

Франция.Как выбрать вино и еду

На них обязательно туалет и бесплатные столики для перекуса. Плюсом может идти заправка, ресторан, отель. Комплектация указывается на указателях задолго до съезда. Левый ряд только для обгона, тот, кто на круговом движении имеет преимущество, соблюдай ограничения скорости, не хами и все будет хорошо. Если нарушил правила и тебя сфотографировали — пришлют в Россию письмо. В нем три варианта:

1. Оплачиваешь штраф в срок- номинал

2. Досрочно — 50% примерно

3. Оспариваешь — 200% примерно

Реквизиты там есть. На заправке сначала заливаешь топливо, потом отъезжаешь, потом идешь в кассу и называешь номер колонки. На некоторых заправках есть колонки с оплатой их фирменной картой — смотрите куда подъезжаете. Не доводите ситуацию до пустого бака- есть заправки, на которых ничем кроме фирменной карты не оплатить.

При проезде по платным участкам можно платить наличными (нужно иметь много мелочи) или банковской картой(просто вставляешь в аппарат и деньги списывают без пин-кода). Где какая оплата — горит на табло над проездом. В случае аварии обязательно заполнить бланк, который дают вместе с договором аренды. На нем нарисовать схему расположения участников и их данные включая № страховки. Все это подписываете у партнера по аварии и сдаете в прокатную фирму. Советую просмотреть и перевести этот бланк заранее, потому, что после аварии все немного возбуждены.

Женщины. Француженки не так одарены природой, как наши, поэтому первая реакция — разочарование. Но после более пристального взгляда замечаешь, что почти все они без лишнего веса, с очень хорошей кожей, недорого, но стильно одеты, с выразительным лицом, без загнанности и безнадеги в глазах. Наблюдать за ними одно удовольствие. Независимо от возраста французы постоянно флиртуют с противоположным полом. Без обязательств. Просто образ жизни такой. Если вам удастся попасть в этот ритм — будет приятно.

2.Про осмотр красот объяснять особо нечего — все видно и так. Единственное могу посоветовать планировать маршрут с сайтом viamichelin.com. У них есть раздел достопримечательности с классификацией по значимости. Так вы точно посмотрите все заслуживающее внимания.

3 Еда. Чтобы ей насладиться нужно соблюдать определенный порядок. Это как пить теплую водку мелкими глотками и удивляться, что же русские в ней находят. Воду из крана можно пить и она вкусная, а вот чай получается неважный. И еще, думаю пройдет не менее трех дней пока из вас выйдут токсины и вы будете способны почувствовать вкус. Пробовать нужно все. То, что вы где-то ели что-то с таким же названием ничего не значит — здесь это гораздо вкуснее. Помидоры со вкусом помидоров, клубника со вкусом клубники. Первый раз в жизни здесь я наелся белых грибов.

Франция.Как выбрать вино и еду

Суп из курицы к утру превратился в холодец. Сама курица, как и все другое мясо застревает в зубах.

Хлеб это багет(длинный и тонкий) . Нужно покупать только в булочной и непосредственно перед едой. Если вас немного — возьмите половину (доми багет) — продавец отрежет, но никогда не берите хлеб утром на весь день. При еде багет не отрезайте, а отламывайте кусками длиной по пять сантиметров примерно. В булочной же утром покупается круасан и съедается на завтрак. На завтрак же советую фуа-гра. Сначала отламывается багет, потом кусок раскрывается, как книжка, намазывается сливочным маслом и накрывается куском фуа-гра толщиной 3–5 мм. Нужно иметь ввиду, что фуа-гра может быть как гусиной, так и утиной и делится на четыре сорта. 1-блок фуа-гра(цельный кусок)

4- мусс фуа-гра (разбитая до состояния пасты гусиная печень с добавлением большого количества печени свиной и говяжьей).

Между ними находятся паштеты (патэ) из смеси кусков гусиной, свиной, говяжьей печени разных пропорций. Конечно блок фуа-гра значительно вкуснее. Утиная (канард) мне нравится больше, хотя гусиная авторитетнее и дороже. Надо признать, что наш вкус значительно отличается от вкуса французов и то, от чего они балдеют нам может показаться невкусным. Мне, например, сначала больше нравился босяцкий мусс фуа-гра. Выбирать нужно то, что вкусно вам и при этом стараться понять вкус их деликатесов.

Например устрицы(лез витр, huitre). Они различаются по происхождению (лучшие из г. Аркашон) и размеру (№ 5 самые маленькие). Советую брать № 2 или № 3.

Устрицы подают на отдельном блюде

чаще всего

на льду. В комплект входит лимон, мелко нарезанный лук залитый уксусом красного цвета, хлеб и сливочное масло. Чтобы было совсем хорошо нужно белое вино. Оно дает вкус свежести. Лучше всего считается бургундское «Шабли» (Chablis) , но и Бордо тоже неплохо. Сначала нужно разлить вино и намазать хлеб маслом, потом взять устрицу в левую руку, а правой выдавить на самый краешек ее несколько капель лимонного сока или уксуса с луком. Свежая устрица начинает съеживаться. Маленькой вилкой отделяете устрицу от раковины и выливаете ее в рот. Можно сразу проглотить, можно прожевать. В раковине кроме устрицы морская вода, вытекшая из устрицы. Обычно выпивают вместе с ней, но можно и слить. Потом откусываете хлеб с маслом, съедаете его и делаете глоток вина. Во многих местах в качестве основного блюда подают вареных мидий(moule, муль). Очень недорого и вкусно. Чтобы было удобно есть возьмите пустую раковину и используйте её как пинцет для захвата всех остальных.

Франция.Как выбрать вино и еду

В еде французы стараются разделить вкусы и насладиться каждым, поэтому старайтесь не есть следующий продукт, пока не проглочен предыдущий. Лучше всего вкусы делятся глотком вина. После бокала вина за руль садиться можно — правила разрешают.

Рестораны работают по часам. Обед с 12 до 13–30,реже до 14, ужин с 19 до 21. После этого времени вас не посадят. Если посадили, то есть можно как угодно долго. То, что у нас «меню» у них " ля карт» ,то, что у нас " комплексный обед» у них «меню». Большинство берет «меню» — это дешевле, чем те же блюда набирать по «ля карт». Меню предполагает выбор из трех-четырех вариантов в каждом из разделов закусок (entrée) ,основного блюда (plat) и десерта. Стоит обычно 25–30 евро. Вино не входит. Можно брать сокращенное «меню» (без закуски или без десерта) это дешевле. Состав и цена «меню» написана на черной доске у входа в ресторан.

В ресторане может быть несколько " меню» отличающихся качеством блюд и разумеется ценой. Бывает «меню ду жур» (меню дня) -это совсем без выбора, как правило дешевле и все равно очень вкусно. Я советую брать полное меню из трех блюд плюс вино. Это немного перебор по объему, но стоит того. Дело в том, что десерты во Франции фантастически вкусные и есть их нужно везде — в ресторанах, булочных, кондитерских.

Франция.Как выбрать вино и еду

Если вы заказали воду — это за деньги, если сказали «гараф-де лё»- это бесплатная вкусная вода из-под крана. Платить удобнее картой -нет проблемы чаевых. Я советую при выборе ресторана в незнакомом месте пользоваться гидами viamichelin.com (мишлен)и Gault et Millau (го миё). У них полно хороших и недорогих ресторанов. То, что ресторан не отмечен в гидах не означает, что он плохой, но гиды экономят время поиска точно хорошего ресторана.

Вино. Французы не пьют с целью опьянения, чего и вам желаю. Пьют с целью разделить вкусы во время еды и насладиться вкусом вина. Если вы почувствовали опьянение, ваши вкусовые рецепторы уже не воспринимают оттенки вкуса. Продолжать пить вино -деньги на ветер. В этом случае лучше пить разбавленный водой спирт. Лучшее красное вино на мой вкус «Бордо». Перед употреблением охладить до 18 — 20 градусов и декантировать. Декантированние — это насыщение вина кислородом с целью его «открытия». Производится путем переливания вина в графин (декантер) с большой площадью поверхности вина на 30–40 минут.

На худой конец сойдет и просто открыть бутылку заранее. Чтобы не ошибиться с выбором достаточно выполнить три условия. 1.Вверху этикетки должно быть написано «grand vin de Bordeaux»- значит вино из винодельческой области Бордо. 2.Ниже названия шато -производителя должно быть написано «MEDOC»(медок)

или «GRAVES»(грав)

-это названия винодельческих районов(апелисьёнов) .Эти районы расположены на левом берегу реки Гарона и делают лучшее вино в области.

Все пять великих шато Бордо находятся в этих районах. Даже если шато находится территориально в этих районах, получить право написать название района на этикетке можно только после дегустации в специальной комиссии. В самом низу этикетки или на контрэтикетке должно быть написано «mis en bouteille au chateau»(произведено и разлито в шато). В Бордо шато достаточно большие, чтобы самостоятельно разливать свое вино, если оно удалось и ему не стыдно дать свое имя. А если вино не удалось его могут продать разливочным фирмам и те его разольют под своим именем. Не факт, что разливочная фирма обязательно жулье, но пить лучше то, что разлито в шато. Выполнение этих трех условий гарантирует, что вы купите очень хорошее вино.

Есть и следующие шаги по выбору. Например год производства (в Бордо удачные 2005;09;10) или название шато, но это уже для интересующихся. Конечно в других районах Бордо и в других винодельческих областях тоже есть прекрасные вина, так что пробовать и искать свое нужно обязательно, но начинать лучше с этих. Дополнительным ориентиром служат медали выставок (по возрастанию в Бордо, Париже, Брюсселе) и

Франция.Как выбрать вино и еду

отметки гидов вина(для меня самым совпадающим с моим вкусом является Ашет(Hachette) ,потом Го миё(Gault et Millau)) .Лучшее белое сладкое вино -это, безусловно Сотерн (Sauternes). Если вы хотите произвести впечатление на женщину — налейте ей Сотерн. Нравится всем. При выборе этого вина правило одно — должно быть написано Sauternes.

Хотя они и являются районом области Бордо, но настолько крутые, что часто на этикетке это не пишут. Кроме этого там много небольших шато и они кооперируются при розливе, так что условие «розлито в шато» не обязательно. По цене. В магазине не стоит покупать вино дороже 20, а в ресторанах 30 евро. Более дорогое вино для знатоков, а если не понимаешь разницы — зачем переплачивать. Вот и все. Желаю вам получить удовольствие от поездки и пусть Бордо в ваших бокалах всегда будет бордовым!