Турист Николай Рыскин (ronadort)
Николай Рыскин
был 17 апреля 15:27

Палермо — Италия Июнь 2014

Прелюдия.

Как-то, подготавливая себя к встрече с Сицилией, по обыкновению заглянул в туристер.ру, чтобы полюбопытствовать, что же это за штука такая — «остров Сицилия»? Здесь и наткнулся на рассказ всем нам хорошо известной Sheftali (в миру — Настя Буянова), в котором она поведала блоггерам нашего сайта печальную историю о своих безуспешных попытках поимки сицилийской мафии. Голову закружило. В водовороте мыслей всплыла идея — а может и нам попробовать… а, вдруг вот именно нам и повезет? С тем и рванули на остров, давший миру самую страшную и таинственную в современной истории криминальную организацию — Коза Ностра. Рассказ Насти Буяновой можно посмотреть здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_8719

Лирическое вступление.

Когда первые лучи Солнышка, пробиваясь сквозь радостный птичий гомон и шуршание листвы на твоей веранде, робко заглядывают сквозь неплотно закрытые ставни в твой номер, а затем, совсем уж осмелев и набравшись сил, скользя по белоснежной постели, ласково касаются твоего лица, ты… просыпаешься.

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

В блаженной истоме, с улыбкой на губах, с ощущением обволакивающего тебя абсолютного счастья. Именно это состояние при пробуждении испытывали мы каждое утро в течение целых десяти радостных дней, которые провели с Олей в начале июня 2014 года на Сицилии.

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

Что мы увидели на Сицилии?

Наше путешествие по Сицилии мы предусмотрительно разбили на три почти равные части, с проживанием в отелях в достаточно удаленных друг от друга местах: в столице Палермо, в деревне Вердура, вблизи города Шакка и в лучшем курортном городке острова — Таормине. Все отели, в которых мы останавливались, располагались прямо на берегу моря, что весьма отрадно, не правда ли?

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

Если объехать весь остров по побережью, то расстояние пройденного пути будет равняться одной тысяче километров. Для вояжа по Сицилии, по прилету в Палермо прямо в аэропорту мы взяли в аренду новенький дизельный Мерседес класса А-200, на котором накатали по сицилийским дорогам за 10 дней более 1600 километров.

За время путешествия из девяти провинций острова мы побывали в шести из них. Используя в качестве базовых, три, названные выше мЕста наших проживаний на Сицилии, мы объезжали их окрестности, посетив при этом несчётное количество местных поселений и лакомых для каждого туриста островных достопримечательностей: Монреале, Корлеоне, Трапани, Агридженто, Кальтабеллоту, Селинунт и винодельню «Планета», Катанию и самый большой действующий в Европе вулкан Этну. Да…, есть, что вспомнить… Внукам, правда, не всё расскажешь, да и надо ли? Впрочем, сейчас не об этом… Пора и про Палермо отчитаться перед моим Читателем.

Отель «Вилла Ижеа Гранд 5*», (рекомендую).

Наш отель в Палермо «Вилла Ижеа Гранд», несомненно, лучший в сицилийской столице. Любителям телепередачи «Орёл и Решка» он, безусловно, отлично знаком. Именно в нём проживал обладатель золотой карты и ведущий этой программы Андрей Бедняков, номер которого хорошо просматривается с нашей веранды.

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

Гостиница разместилась в двух корпусах старинного особняка и имеет большую и ухоженную территорию, поросшую дивными кущами декоративных деревьев, с выходом к морю и причалом для яхт.

В «Вилла Ижеа Гранд» явно прослеживается культ его бывшей хозяйки донны Франки Флорио, которая, слегка надменно, взирает на постояльцев отеля с многочисленных полотен, развешанных по его стенам. Нельзя не обратить внимание на необыкновенную красоту и внешнюю привлекательность этой женщины, во всем облике которой просматривается властность и отменная породистость аристократки.

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

Полюбоваться красоткой можно также, прогуливаясь по парку отеля. Кажется, что давно уже почившая в бозе хозяйка, и в наши дни приглядывает за своими владениями и за тем, как персонал отеля обслуживает его гостей.

Отдельно стоит рассказать о картине работы Джованни Болдини стоимостью в 1 миллион евро, на которой Франка Флорио изображена во всей своей стати и в роскошных жемчужных бусах.

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

Существует такая забавная легенда, что за каждую свою измену, муж Франки дарил ей по одной жемчужине. Посмотрел я на бусы своей супруги, подаренные мною ей на китайском Хайнане и глубоко осознал, как же безупречен и свят я пред любимой супругой моей, почти как жена Цезаря вне подозрений.

Но, шутки в сторону, не до них сейчас.

Мафия.

Вполне возможно, что в головы некоторых читателей моего отчёта запальчиво закрались шальные мысли, что мы с Олей приехали на Сицилию исключительно загорать, купаться и предаваться прочим и всяким праздным развлечениям баклажанного отдыха. Известно ведь, что остров славится на всю Италию своими роскошными пляжами. Спешу разочаровать таких романтиков. Главной целью нашего вояжа по Сицилии были поиски следов Коза Ностры на острове. Да-да, непростую задачку мы перед собой поставили: найти и внедриться в криминальную организацию и… остаться при этом в живых. Палермо — главный город Сицилии, и при этом — столица прославленной на весь мир жестокой и кровожадной сицилийской мафии.

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

Палермо — древнейший город. Он был основан финикийцами в 754 году до нашей эры. В разные годы своей жизни Палермо, как и весь остров, был под властью готов, норманнов, греков, сарацин, римлян. Поэтому, город, словно губка в раковине вашей кухни, впитал в себя культуры разных эпох, цивилизаций и народов.

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

Палермо буквально напичкан разнообразнейшими достопримечательностями античной и средневековой архитектуры, скульптуры, живописи. Одних только церквей и капелл здесь имеется в количестве 295 штук.

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

По счастливому стечению обстоятельств, все эти достопримечательности, как в шкатулке с побрякушками у моей ненаглядной супруги, сосредоточились практически в одном месте — в старой части города. Они (достопримечательности) в буквальном смысле кучкуются возле главной улицы города «Виа Витторио Эммануэле».

Вот туда-то, в старый город, мы и отправляемся в поисках мафии и налаживания с ней контактов.

Наши мысли просты, незамысловаты и логичны, как железобетон на стройке: а) в культурном центре города всегда много туристов; б) там, где много туристов, там всегда крутятся огромные деньги; в) там, где крутятся огромные деньги, там всегда и мафия. Как сказал бы товарищ О. Бендер — конгениально!

По дороге в Старый город я, сам того не ведая (зачем и для чего?) неожиданно даже для самого себя брякнул: «С этого момента, жена, пожалуйста, называй меня — Дон Ронадорто». «Ага!», — смекнула Оля через пару часов: «А мой супруг-то не так простоват и примитивен, как кажется со стороны. Всё продумал, всё просчитал на десять ходов вперёд. Уже в машине вживается в роль, надев на себя маску матёрого сицилийского мафиози. Что же, буду ему подыгрывать в этом».

Ворота и Капелла

Порто Нуово (новые ворота) открывают вход в старые городские кварталы Палермо.

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

Проехав через эти Новые ворота, которые на самом деле — очень даже старые (1584 год — дата их рождения), ставим в стойло нашего Мерина, напротив норманнского дворца, королевской резиденции.

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

Всем доподлинно известно, что мафия проникла и опутала своими липкими щупальцами все стороны и сферы общественной жизни острова. Она, повсюду и везде: в торговле и в полиции, в дошкольных учреждениях и в спорте, в правительстве и в медицине, в образовании и в пенсионных фондах. Атмосфера в Палермо такова, что прожив в городе всего пару дней, нам с Олей вдруг стало казаться, что Коза-Ностра прочно засела и в наших душах, искушая нас от лукавого дорогим вином и роскошными сырами.

Проникла мафия, конечно, и в святая святых — сицилийскую церковь.

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

Именно в Старом городе, напротив Норманнского дворца мы припарковались отнюдь, неспроста, как кому-то опрометчиво могло показаться. Именно в Норманнском дворце, на втором его этаже разместилась самая главная достопримечательность Палермо, редчайшая диковина европейского средневековья — Палатинская капелла. Здесь всегда много туристов. Припоминаете пункты: а), б) и в) наших рассуждений? Вот здесь-то, в Палатинской капелле мы мафию и накроем со всеми её потрохами. С тем и вошли в святилище.

Оказавшись в капелле, о мафии мы тут же и позабыли, а прикусив языки, стали дивиться на диво дивное. Перед нами предстало умопомрачительное зрелище средневекового шедевра, все стены и своды которого сплошь покрывала изумительной работы мозаика.

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

Палатинская капелла когда-то являлась личной капеллой сицилийских королей, а сегодня — это выдающийся памятник архитектуры арабо-норманнского стиля. В наши дни Палатинская капелла работает, как музей, однако раз в сутки здесь обязательно совершается месса. Практически все мозаичные работы выполнены византийскими и местными мастерами в 12 веке.

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

Помимо мозаики, впечатляет ещё и арабский резной потолок, столь редкий для европейской архитектуры.

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

Лепота! И говорить тут боле нечего. Смотреть надо…

Не обнаружив мафии в Палатинской капелле, пошли искать её по всему Норманнскому дворцу. Нутром чувствовали, что она где-то совсем рядом притаилась и, растворившись эфемерной субстанцией по коридорам и залам огромного дворца, обдает нас своим липким холодком и чихает на нас протяжно из-за каждого угла.

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

Забрели даже в Зал заседаний сицилийского Парламента. Известно ведь, что мафия глубоко проникла во все структуры итальянской власти, но и там Коза Ностры не оказалось. Зал был совершенно пуст. Мафия, заманивая нас в свои сети, тем не менее, неуловимо все время ускользала от нас.

Кафедральный собор.

От Палатинской капеллы до главного сицилийского храма Кафедрального Собора Успения Пресвятой Богородицы — буквально, рукой подать… минут пять неспешной ходьбы по улице «Виа Витторио Эммануэле».

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры
Боясь спугнуть осторожную мафию, по главной улице города к Собору мы шли (как это принято тут) — без оркестра и парашютов. Ещё никогда до этого мы не были так близки к провалу.

Когда-то, очень и очень давно на том месте, где сейчас возвышается Кафедральный Собор, стояла скромная церквушка, которая чем-то не угодила варварам и, они её… разгромили. Варвары ведь! Чего с них взять?! Когда в Палермо из Аравийской пустыни пришли сарацины (племена бедуинов разбойников), они быстренько соорудили на месте церквушки для себя мечеть.

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

И только совсем уж в недалекие от нас времена (в 1179 году) норманны приступили к строительству того, что открывается взору моего Читателя. Бывшую мечеть они, в отличие от варваров, полностью не разрушили, поэтому Собор сохранил и до наших дней черты арабско-норманнского стиля.

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

Так что, уважаемый и дорогой мой Читатель, перед нами — типичный образец сицилийского новодела начала 12-го века.

Мафию возле Собора решили ловить в ближайшей подворотне на наживку, то есть — на МЕНЯ! Для этого мне пришлось даже изобразить синьору совсем не образцового, а легкомысленного поведения. Увы, мафия на мои чары и творившийся в подворотне РАЗВРАТ никак не прореагировала, а жаль.

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

Возможно, кое-кто из эстетов подвергнет сомнению наш с Олей невзыскательный и где-то примитивный вкус, но мужеподобная Святая Розалия — покровительница Палермо и любимица всех сицилийцев, не произвела на нас ровным счётом никакого впечатления. Груба, неотёсана, мужиковата, вульгарна. Но, это, как говорится — дело вкуса.

На всякий случай решили заглянуть в Собор, а вдруг там (чем чёрт не шутит) нам подвернётся какой-нибудь гангстерито, а может даже и бандито.

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

Оказалось, что в Кафедральном Соборе, как и в Палатинской капелле, мафия не живет. Зато здесь находятся в огромном количестве усыпальницы сицилийских королей, а также в 1624 году сюда были перенесены мощи той самой Святой Розалии, памятник которой стоит на Соборной площади.

Сан-Джузеппе-деи-Театини.

Огорченные очередной неудачей, бредем в сторону пьяцца Кватро Канти (площади Четырех углов, по-нашему).

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

По пути зашли в первую подвернувшуюся нам церковь. Нет, не помолиться, а спасаясь от жары и усталости. Оказалось, что мы (сами того не ведая) попали в знаменитейшую католическую церковь Сан-Джузеппе-деи-Театини — выдающийся образец, как утверждает википедия, сицилийского барокко. Мать честная!!! С ума сойти!!! Упасть и не встать!!! А мы-то думали — обыкновенная церквушка.

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

Впрочем, чему уж тут удивляться, ведь мы находимся на Сицилии, а здесь, любой булыжник под ногами, и тот представляет собой историческую и культурную ценность.

Свое простое и незамысловатое название Церковь Джузеппе-деи-Театини получила в честь Святого Иосифа и католического ордена театинцев.

Пьяцца Кватро Канти

И все-таки мафия на Сицилии еще жива! Придя на пьяцца Кватро Канти, мы столкнулись с ней, буквально, лоб в лоб. Бандитской наружности мафиози, восседая в коляске, запряженной лошадью, оценивающе взирал на толпы туристов вокруг, притворившись самым обыкновенным кучером.

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

Впрочем, у него это плохо получалось. Криминальная рожа со всей очевидностью выдавала в этом типе его мафиозную сущность. Вот тут-то мы, признаться, и оробели, а попросту — струсили. Пытаясь скрыть волнение, мы, в свою очередь, из охотников за бандито прикинулись ветошью, то есть — обычными туристами и, изображая неподдельный интерес, стали незатейливо осматривать все четыре угла знаменитой площади.

Пьяцца Кватро Канти — очередной шедевр сицилийского барокко, берет свое начало с 1608 года. Нижний ярус фасадов срезанных углов четырех зданий украшен фонтанами, средний — статуями испанских королей, верхний — статуями святых дев Палермо: Агаты, Кристины, Нинфы и Оливы.

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

Пока мы взирали на всё это совершенство, нашего мафиози и след простыл.

Пьяцца Претория.

Окрыленные удачей, от первой встречи с представителем Коза Ностра, мы уже вполне уверенно двинулись на пьяцца Претория. Наша уверенность опирается на три кита. Первый кит — площадь Претория обрамлена церквями Святой Катерины и уже знакомой нам Сан-Джузеппе-деи-Театини. Кит второй — здание Палаццо Преторио постройки 1463 года, в котором с 19 века размещается городская мэрия также ограничивает своим фасадом легендарную пьяцца. А теперь, самое главное!!! Вот он третий кит и наш главный козырь: в центре площади с 1574 года разместился знаменитый фонтан, прозванный местными жителями — «Фонтаном Стыда», поскольку большинство статуй этого развратного творения представлены в непотребном голом виде. А теперь, дорогой мой Читатель, следи за ходом моей мысли: Итак, вот они три кита, на которых прорастает наша уверенность — церковь, власть и разврат — все это сосредоточилось на совсем крошечной площади Претория. Ну, где, как не тут обязательно должна обитать сицилийская мафия? Другого такого криминального места я себе просто не представляю.

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

Да, видно правильно вещают знающие люди: «не говори „ГОП“, пока не перепрыгнул». Судьба-злодейка и тут посмеялась и над нами, и над стройным ходом наших мыслей, и над нашей железобетонной логикой. Даже на Пьяцца Претория (где уж, как не тут?) мы так и не смогли отыскать следов сицилийской мафии.

Театр Массимо.

К театру Массимо мы идем, кажется, уже без всякой надежды.

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

Театр Массимо — одна из достопримечательностей Палермо, свою мировую известность получил оттого, что именно здесь снимались некоторые сцены культового фильма «Крестный отец». На этих ступенях, что ведут в театр, в фильме была убита дочь главаря клана Майкла Корлеоне. Преступника ведь всегда тянет на место преступления, в робкой надежде размышляем мы. Впрочем, и тут нас ждал, как говорил шолоховский Дед Щукарь, полный отлуп.

Мраморный Театр.

Как и к театру Массимо, к очередному театру — Мраморному и Памятнику Филиппу Пятому мы тащимся без всякой надежды повстречаться с бандито и гангстерито. Идем, просто так, тупо, равнодушно и устало, для галочки, так сказать, чтобы совесть была чиста. Оказалось, что Мраморный театр — вовсе даже и не театр в нашем представлении, а мраморная скульптурная композиция, что окружает памятник испанскому королю Филиппу Пятому.

СИЦИЛИЯ. Палермо. В поисках Коза Ностры

Не надо обладать какой-то проницательностью Ванги, чтобы понять, что украшающие памятник барельефы, есть не что иное, как аллегорическое изображение частей света: Европы, Азии, Африки и Америки. Даже ежу-алкоголику понятно, что четыре коленопреклонённые обнажёнки — это покоренные царства и княжества, лежащие у ног своего властелина.

Любой первоклассник-сицилиец вам доходчиво объяснит, что стоящие на балюстраде восемь фигур, есть не что иное, как восемь вассалов Испании времён короля Филиппа Пятого. Но, нам-то что от этого, если потратив почти целый день, голодные и усталые, мы следов сицилийской мафии так и не сыскали. Придется ехать в горы, в потаенные и закрытые глубины острова, там мы этой Коза Ностре и прищемим хвоста. С этими мыслями утром следующего дня отправляемся в застенчивый, милый и тихий городок Монреале.

Впрочем, так уж выходит, что Монреале и прочее с ним — это тема моего следующего рассказа.