Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был сегодня 5:10
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Самостоятельно по красивым местам и городкам вблизи Рима в регионе Лацио и немного Умбрии

Лацио, Сперлонга, Террачина, Витербо, Орвието + 1 город — Италия Июль 2014

Начинал я свое самостоятельное путешествие летом 2014 года с Италии, и первым опорным городом был Рим, в котором я не был с 2009 года, то есть 5 лет и поэтому я забранировал заранее за 7 месяцев отель в районе вокзала Термини на 8 ночей.

Из этих восьми дней я выделил три дня, чтобы посмотреть рядом с Римом его окрестности и так, чтобы это было не слишком далеко — в районе 1- 2 часов на транспорте от Рима.

Почитав отчеты и изучив регион Лацио — я выбрал города и составил маршрут на эти три дня:

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ — 21 июля 2014 года.

В этот день я должен был впервые увидить два небольших городка в регионе Лацио, на так называемом побережье Одиссея Тирренского моря, что примерно в 1 часе езды от Рима — Террачина и Сперлонга

Сначала я поехал из Рима в город Террачину, в которой есть прекрасные пляжи и хорошо сохранившийся средневековый район.

Я приехал в Террачину рано утром -21 июля 2014 г. из Рима -сначала на поезде региональном (час езды) до станции - Monte S.Biagio, а затем от нее на автобусе за 10 минут до городка Террачины

-Подробно, о том как доехать из Рима сначала в Террачину. а затем из Террачины в Сперлонгу, я написал подробный совет на туристере в разделы «Советы по Италии» ,который называется — «Как добраться из Рима до Террачины и Сперлонги»

По небольшой дороге (на фото вверху) я стал подниматься на холм, где расположена старая средневековая часть Террачины

Террачина была основана еще древними римлянами и стояла на стратегической Аппиевой дороге

— Через средневековые ворота я вошел в старый город Террачина

-Размер средневековой части Террачины небольшой — 300 метров в длину и 150 метров в ширину. Все достаточно компактно.

-Вскоре я подошел ко еще одним средневековым воротам Террачины. Нижняя часть кладки сделаны еще при древних римлян, так как через эти ворота проходила знаменитая Аппиева дорога, проложенная римлянами в 3 веке до нашей эры, которая связала Рим и юг Италии.

Это другие старинные ворота Террачины. Кладка здесь еще от римлян

-Вся старая Террачина огорожена крепостными стенами, но они такие, что не сразу и поймешь, что это башни и стены, в них сейчас живут местные и прорублены окна и сделаны квартиры. скорее всего еще со средневековья.

Вот пример крепостной стены,где живут местные

-Как я уже сказал, что старый город небольшой и поэтому выйдя из ворот я пошел по его периметру вдоль крепостных стен

Все здесь переплелось и римская кладка и средневековые церкви

-Затем уже через третьи средневековые ворота я снова вернулся в старый город и направился в его сердце на Кафедральную площадь.

Средневековые улочки
Римские колонны
Центральная площадь Террачины.Сторожевая средневековая башня и рядом муниципалитет

-Слевой стороны от башни находится небольшой археологический музей Террачины

Главный собор Террачины- собор Святого Чезария

-До конца 19 века собор Святого Чезария был летней резиденцией римских пап. На месте Кафедрального собора был раньше древнеримский храм, а первый христианский собор на этом месте известен с 5 века. Он неоднакратно перестраивался и мы видим в настоящее время- собор 12–13 веков, который остался почти без изменений.

От смотровой площадки городского музея расположенного на главной площади старой Террачины открываются прекрасные виды на город

-Вдали видно море, кажется что оно далеко- но идти до него пешком всего окло 20 минут

Узкие средневековые улочки старой Террачины,здесь просто приятно прогуливаться

-Затем я просто прошелся по верху крепостных стен, которые иногда заканчивались тупиками или приводили к дверям квартир местных жителей.

Крепостные стены

-Так, я сделал снова по старой Террачине круг и затем спустился вниз в Новый город

Осмотрев средневековую Террачину, я на автобусе ,с той же остановки,на которую приехал с вокзала уехал в городок Сперлонга.(ехать 15-20 минут) На фото дорога,которая проходит над горой при выезде из Террачины, а на верху храм Юпитера,на высоте 220 метров.

-С той же остановки я уехал на автобусе в второй город на побережье Одиссея — Сперлонгу, которая находится примерно в 12 километрах от Террачины. Автобус в Сперлонге делает сначала остановку на горе, где расположена старая и самая интересная часть Сперлонги, а затем спускается с горы вниз к пляжам. Я вышел на остановке на горе у разрушенной церкви и сразу оказался на единственной большой площади Сперлонги. На этой площади расположен муниципалитет Сперлонги.

От остановки автобуса сразу видна одна единственная "большая" площадь старой Сперлонги
В Сперлонге два центра
Вид с площади на южную часть пляжей Сперлонги
Пляжи Сперлонги

-Спасаясь от набегов пиратов жители Сперлонги в средневековье, поднялись и стали жить высоко на горе, буквально вгрызаясь в скалу. Поэтому многие дома наполовину построены в пещерах. От этих пещер городок и получил свое название — Сперлонга.

Сначала я пошел гулять по малюсеньким улочкам старой Сперлонги

-В Сперлонге типичные белые домики

На горе все очень компактно и дома и площадки и улочки

-Здесь не улицы, а скорее тропинки, следующие естественным неровностям местности.

Дома почти не имеют промежутков,они как бы выросли из скалы

-Старая часть Сперлонги, еще меньше, чем у Террачины — здесь всего-то в длину 150 метров и в ширину 100 метров

Одна из самых маленьких площадей городка,перекрыта синим сводом- с название площадь Конкордия
Часть белых стен разрисована на средневековые темы

-Между домами сделаны арки, чтобы дома поддерживали друг друга. В Сперлонге всего 4 тысячи жителей и летом ее заполняют туристы

Сперлонга

-Нагулявшись по улочкам, пора было спуститься к пляжам Сперлонги, который окружают ее с двух сторон — и с южной и с северной.

Дорога вниз к южному пляжу была не крутая. и даже широкая по местным меркам.

На горе осталась старая Сперлонга,по которой я только что бродил

-Пляжи в Сперлонге протянулись на 10 километров и считаются одними из лучших в Италии.

Погода в этот день 21 июля менялась каждый час, то затянет тучами небо, то выглянет жаркое солнце

-Пройдя по южному пляжу Сперлонги, я дошел до грота римского императора Тиберия.

Я пришел к концу пляжа- это около 2 километров, до грота императора Тиберия,который в 1 веке построил в Сперлонге виллу

-От самой виллы правда остались только руины

-Вилла Тиберия была значительная по размерам и занимала чуть не половину этого пляжа, спускаясь прямо к морю. Я сделал на этом пляже остановку и покупался и отдохнул около двух часов в теплом море. Море здесь довольно мелкое и нужно заходить далеко от берега, чтобы поплавать, но за то это хорошо для маленьких детей.

-После отдыха, я решил обойти скалу, на котрой стоит Сперлонга вдоль моря и выйти на северный пляж, идя вдоль моря по дорожке. Я прошел сквозь Арку рядом с которой стоит маяк Сперлонги и вскоре увидел пляж с ее северной стороны

Северная часть Сперлонги- это Новый город - симпатичный курортный городок

-Здесь в Новом городе -фактически одна улица, которая тянется вдоль и параллельно пляжу на север-via Chistoforo Colimbo (внизу на фото начало этой улицы, ее можно пройти за 15–20 минут, на ней находятся пара продуктовых магазинов и небольшой супермаркет.

Далее я поднялся наверх и вернулся в Террачину на автобусе. Сперлонга прекрасно подходит и для пляжного отдыха, так и для осмотра .

-Из Сперлонги в Террачину я снова вернулся примерно через пять часов и прошелся по ее пляжам, еже вечерело, и прошел сильный ливень, который быстро закончился

Но погода стала портиться на глазах

-Здесь также есть участки и бесплатных пляжей.

Платные пляжи Террачины, в том числе с волейбольными площадками

-Вечером я возвратился в Рим. Сперлонга мне понравилась больше, чем Террачина, но пляжи и море в обоих городках- отличные.

ВТОРОЙ ДЕНЬ.

22 июля 2014 года я посвятил достопримечательностям города Тиволи. В 5 километрах от Тиволи находиться огромная вилла римского императора Адриана, построенная 1800 лет назад, а так как я любитель античности, поэтому пропустить я ее не мог.

Из Рима я сначала доехал на автобусе до самого городка, а затем на другом местном автобусе- до виллы императора Адриана, которая находится всего в 5 километрах от Тиволи. О том как доехать до виллы Адриана я подробно изложил в ветке Туристера -«Советы. Италия» и называется он — «Как доехать самостоятельно из Тиволи на виллу императора Адриана»

-В самом начале при заходе на виллу Адриана, можно посмотреть в павильоне макет виллы. какой она была в эпоху своего расцвета в 2–3 веках нашей эры. Билет стоит 11 евро, открыта с 09.00 часов. Я приехал в начале десятого, почти к открытию

-Вся территория виллы Адриана со 2 века была окружена кирпичной стеной

-Входим в ворота в римской стене и оказываемся у Большого бассейна виллы. Виллу Адриана создвал в качестве своей летней резеденции. и построил ее в 118–134 годах.

Большой бассейн

-Говорят, что Адриана недолюбливал Рим, поэтому и построил виллу примерно в 30 километрах от него, хотя это скорее не вилла. а целый город, только на обслуживание подземных коммуникаций трудились 5 тысяч рабов!

-Поэтому любимые места в его путешествиях были воспроизведены на его Вилле

Остатки былой роскоши- но все равно красиво!

-Самый сильный удар по разрушению виллы Адриана, нанесли сами римляне. Так. император Константин через 150 лет, в 4 веке вывез из нее, когда основывал Константинополь самые ценные скульптуры и произведения искусства.

Еще через два века в 6 веке, все добили вандалы

1800 лет назад здесь гулял император Адриан и сочинял стихи на греческом и латинском.

-И даже несмотря на такой разгром, когда начались раскопки виллы в 16 веке- кардиналом Д Эстэ, были вывезены мраморные колонны и еще более 300 скульптур, которые находятся в главных музеях мира, например такие как -Дискобол. Диана Версальская и другие

-И даже несмотря на эти все погромы вилла впечатляет, хотя большая ее часть не раскопана до сих пор.

-Рядом с Малым бассейном расположен музей

Рядом с малым бассейном расположен небольшой музей в древнеримском здании

-В музее находится, то что не успели разграбить за 2 тысячи лет, и то что нашли совсем недавно. Музей входит в стоимость билета на виллу.

-Людей на вилле было немного- лишь несколько малочисленных туристических групп, но и они теряются в масштабе виллы.

-В комплекс виллы входили дворцы, несколько терм. театры, библиотеки, стадионы, казармы и конюшни, помещения для придворных и рабов

-На вилле находилось более 30 больших зданий, некоторые высотой более чем 9-ти этажный дом

Остатки отделки дворца Адриана
А вдали на горе виднеется город в Тиволи,который находится в 5 км. Вообщем я получил большое удовольствие от всех этих развалин.Это безусловно грандиозно!!!

-Следующим пунктом моего осмотра была вилла кардинала Грегориана- фактически это парк и одно из самых красивых мест в Италии. Здесь можно побродить по пещерам, гротам, горным тропам полюбоваться водопадами, один из которых имеет высоту более ста метров, античными храмами, и даже не верится, что все это находится почти в черте города Тиволи.

На виллу Грегориана я приехал после осмотра виллы Адриана- на автобусе № 4, который останавливается у касс виллы Адриана и довозит до конечной, на круговою площадь на окраине Тиволи, почти ко входу к вилле Грегориана.

Перейдя эту площадь в 50 метрах от нее увидите вход с улицы на виллу кардинала Грегориана

-Вход на виллу Грегориана стоит 8 евро, дают путеводитель по парку с указанием троп, в том числе на русском языке. Парк работает с 10.00 до 18.00 — выходной- понедельник

Большой водопад на вилле Грегориана

-Собственно вилла Грегориана, это скорее парк, разбитый по решению римского Папы Грегория 16 в 19 веке., псоле того как река Аньене вышла из берегов и смела половину старого Тиволи с лица земли. Реку убрали в туннели, а в конце их сделали водопады.

Внутри гротов на вилле Грегориана

-Вилла Грегориана является примером романтического сада с водопадами, гротами и обрывами.

-Есть места отдыха, где можно пекусить и сделать пикник на природе, есть комфортные туалеты

На вилле Грегориана - 22 июля 2014 года

-Спустившись к Малому водопаду, мне затем пришлось подниматься вверх к храму Весты на гору по крутой лестнице

Пещеры на вилле
Храм богини Весты (1 век до нашей эры)

-Прямо у храма Весты имеется знаменитый ресторан, в котором побывало много знаменитостей, в том числе и из России- члены царской семьи Романовых.

Храм богини Весты изначально был покрыт низким куполом с большим отверстием для выхода дыма священного огня

-После парка я погулял еще по средневековым улочкам в Тиволи и возвратился в Рим. Однако следует понимать, что лучшей достопримечательностью в Тиволи — является вилла кардинала Д Эстэ, в которую я не пошел, так как побывал в ней еще в 2009 году.

Мое мнение, что те кто находится в Риме, должны выделить один день на Тиволи и увидеть его знаменитые виллы, иначе — это все равно, что побывать в Петербурге и не увидеть Петергофа

ТРЕТИЙ ДЕНЬ.

В этот день 23 июля 2014, я должен был посмотреть старинные и прекрасно сохранившиеся города Витербо в регионе Лацио и Орвието в регионе Умбрия.

Сначала я с утра на поезде поехал в Умбрию в город Орвието. О том как доехать до Орвието, я написал подробный совет в ветке Туристера «Советы. Орвието-Италия», который называется «Как доехать из Рима в Орвието».

От Рима до Орвието ехать всего — 1 час и 15 минут на региональном поезде.

Орвието расположен на плоской вершине огромного холма, сложенного из вулканического туфа.

Весь средневековый город находится на горе и виды на равнину Умбрии открываются великолепные с любой точки

-Орвието является одним из самых впечатляющих городов Европы — средневековый город фактически возвышается над практически вертикальным утесом, и этот головокружительный вид дополняют оборонительные стены из того же туфа, красивейшие церкви, Папские дворцы, нетронутые временем средневековые кварталы.

Приехав в Орвието рано утром, мне пришлось с привокзальной площади подниматься на гору из туфа на фуникулере и первое, что встречает нас в Орвието — это его крепость -Альборнос, которая была построена в 16 веке, но крепостные стены в орвието были задолго до этого.

Этруски, которые в 6 веке основали Орвието, возвели и стены

Вот такая она Умбрия- одна из немногих провинций Италии у которой нет выхода к морю

-Передвигаться в Орвието можно пешком- он небольшой в длину всего 1 километр и в ширину — 800 метров. От фуникулера поднявшись на гору в старый Орвието. можно идти по любой улице, никуда не сворачивая и она вас приведет в центр Орвието — на Кафедральную площадь (Piazza Duomo) — на который расположена главная достопримечательность Орвието- его средневековый собор.

Собор в Орвието был посвящен Деве Марии Св.Констанцо. (1310 год)

-Полосатый романо-готический собор в Орвието — один из прекраснейших в Италии. В 1310 году были закончены работы над главным фасадом собора

Главный фасад украшен мозаикой на библейские темы

-Главный собор украшен мозаикой на библейские темы.

Отделка кафедрального собора в Орвието (14 век)
Бронзовые ворота в соборе Орвието (14 век)

-Осмотрев собор я направился по улочкам средневекового Орвието

Средневековая башня Моурицио

-В средние века Орвието, который располагается на полпути из Флоренции в Рим, считался большим городом и насчитывал 6 тысяч человек в 13 веке.

Дворец капитана (13 век)

-Все дома в Орвието сделаны из туфа, который является мягким камнем и имеет коричнево-розовый цвет, поэтому все дома и соборы и крепостные стены имеют такой цвет.

Орвието

-Многим домам в Орвието по 500–700 лет

Церковь Св.Ювенале построенная в 11 веке в ломбардийском стиле, и одна из самых древних в городе

-В конце 13 века здесь преподавал Фома Аквинский — знаменитый философ и теолог средневековья. что сделало Орвието культурным центром округи.

-Я решил пройтись по возможности по крепостным стенам Орвието, с которых открываются отличные виды на регион Умбрия

Город действительно как бы вырос из скалы
Объездная дорога вдоль Орвието
Средневековый Орвието
Вход в ресторанчик ,от которого можно попасть в мир подземного Орвието

-Внимание заслуживает и подземный Орвието, который долго хранил свои секреты подземных пещер и, колодцев и лабиринтов. Вырытые клубоко в скале из мягкого камня- туфа, они сегодня открыты для туристов.

Так, чтобы попасть в подземный мир, достаточно войти в бар и у хозяина купить билет за 2 евро, осмотреть интересные подземные помешения под землей, которые носят названия — колодец Кава

Колодец Кава.
На выходе из колодца расположен вот такой ресторанчик

-Я снова пошел в сторону Кафедрального собора, на этот раз осмотреть музеи Орвието

Орвието
Церковь Святого Андрея, 15 век
В церкви Святого Андрея в Орвието (15 век)
На улицах Орвието
Вдали башня дель Моро- высотой 47 метров (14 век) в Орвието
Площадь перед собором - напротив собора расположен особняк, в котором находятся сразу два музея Орвието
Палаццо Фаина

-Экспозиция городского Археологического музея Орвието в основном посвящена греческому и этрускому периоду жизни города. Коллекция обеих музеев была образована благодаря усилиям графов Фаина, которые начали собирать первые археологические находки с начала 19 века, а в 1954 году, последний из графов передал все собрание городу, в том числе и свой дворец.

Греческие вазы ( 4 век до нашей эры) найденные в Орвието

-С балкона музея открывается потрясающий вид на Кафедральный собор Орвието- вот это действительно шедевр на все времена!

Вид на Кафедральный собор Орвието (1310 год) с балкона дворца графов Фаина.

-Следующий музей во дворце Палаццо Папале (Папский дворец)- в нем разместилась экспозиция Национального Археологического музея

Палаццо Папале (13 век) в Орвието
В национальном Археологическом музее в Орвието
Папский дворец ( Palazzo Soliano), выполнен в чисто готическом стиле и построен в 13 веке, после того как Орвието вошел в состав Папского государства.

-Настало время возвращаться на вокзал, но перед фуникулером слева от него в 50 метрах расположен еще один интересный средневековый колодец, в который я не мог не заглянуть

Далее я стал возвращаться к фуникулеру возле которого расположен - знаменитый средневековый колодец - Святого Патрика

-Колодец глубиной 50 метров — высоты 15 этажного дома. С двумя лестницами на спуск и на подъем. Очень необычно

Спуск в колодец Святого Патрика
Колодец Святого Патрика

-На осмотр Орвието у меня ушло около 5 часов и я пожалел, что не выделил целый день на этот интересный город!

Колодец Святого Патрика в Орвието

-Я спустился на фуникулер и уехал на поезде в Витербо, правда мне в середине пришлось делать пересадку на другой поезд.

Около 15 часов я прибыл в Витербо.

В Италии нет другого города, который в такой степени сохранил средневековый облик 12–13 веков. Почти нетронутым дошел до нас средневековый квартал Пилигримов (12 век), дворец Римского папы (13 век) и средневековый собор Сан-Лоренцо (12 век). Витербо расположен в 90 километрах к северу от Рима

Витербо делится на две части — Старый и Новый город. Мне нужно было в старый город, который полностью окружен крепостной стеной с многочисленными башнями 12 века.

Крепостные стены Витербо (12 век)

-Как и многие города в округе Витербо был основан в незапамятные времена этрусками, а в 310 году до нашей эры перешел к римлянам. С 774 года город захватили лангобарды.

Палаццо Фарнезе

-Витербо в 11 веке считался частью — не сколько региона Лацио, а относился к Тоскане, положение изменила Матильда Тосканская, которая передала Витербо в 12 веке во владение Римского Папы.

Средневековый Витербо

-С 1193 года Витербо оставался формально независимым и имел своего епископа, хотя фактически оставался Вторым!!! после Рима — центром Папских владений в Италии.

Его золотой век пришелся на первую половину 13 века и закончился Авиньонским пленением Римских Пап в начале 14 века

Башни в Витербо

-Витербо компактный и его старая часть составляет 1 илометр вдлину и 500 метров в ширину, поэтому я достаточно быстро вышел к его главной площади — Сан-Лоренцо, где расположен Папский дворец 13 века и собор Сан-Лоренцо 12 века.

Кафедральный собор Витербо Сан-Лоренцо, воздвигнутый в 12 веке.
Двери собора Сан-Лоренцо в Витербо

-При соборе есть небольшой музей

В музее Витербо

-Дворец построили в 1255 году

Папский дворец (13 век) и его готическая лоджия
Лоджия в Папском дворце (13 век)
В Папском дворце Витербо

-Именно в этом зале Папского дворца — прошел самый длинный конклав по выбору в 1271 году -= Папы Григория 10

От соборной площади я направился в средневековый квартал 12 века, который называется квартал Пилигримов (Сан-Пиллегрино)

-Выйдя из дворца я направился в район Пилигримов

Квартал Сан-Пелегрино 12 век
Квартал Сан-Пеллегрино 12 век
Квартал Сан-Пеллегрино в Витербо (12 век)

-" До сих пор 12 и 13 века живы в Витербо, как живы 14 и 15 века в Сиене. Почти столько же, как и Сиена, этот интереснейший город сохранил из своего прошлого, но только прошлое Витербо восходит к временам еще более давним…." ,писал Павел Муратов своей книге «Образы Италии»

Квартал Сан-Пеллегрино в Витербо (12 век)

-Этот квартал действительно, позволяет вам побывать в нетронутом Средневековье.

Квартал Сан-Пеллегрино в Витербо 12 век
Витербо
Квартал Сан-Пеллегрино в Витербо

-Возраст некоторых домов достиг 900 лет! и здесь продолжают жить простые итальянцы.

Квартал Сан-Пеллегрино в Витербо
Витербо- действительно город из 12 века.

-Вышел я через другие крепостные ворота из старого Витербо и возвратился на вокзал, с которого уехал на поезде в Рим. Сейчас оценивая свой маршрут, я бы как уже сказал выделил целый день на Орвието и на пару деньков остался бы позагарать на пляжах Террачины и посмотреть интересные места в этом районе — например городок- Гаэте и др, но поездку нельзя было растянуть до бесконечности- меня ждал еще Рим(5 дней) и затем еще 9 дней путешествий по региону Кампания.

К данному отчету прилагаю более подробные 7 фотоальбомов об этих местах и городках с — 482 фото! Всё!!!

Более подробно я изложил это свое ИТАЛЬЯНСКОЕ путешествие в 26 отчетах ,начало которых можно посмотреть - здесь- "Самостоятельно в Рим или начало третьего путешествия по Италии в июле 2014 года"

В 2016 году я совершил большое самостоятельное путешествие по СИЦИЛИИ, исрользуя общественный транспорт(30 дней) - начало отчетов можно прочитать - здесь - " Сицилийская мозаика. Обзор путешествия"