Турист Виктория Муллер (victoriamuller)
Виктория Муллер
была 7 ноября 2023 17:19

Стамбул — Турция Апрель 2014

План посещения рассчитан на 7 дней и, конечно, не охватывает все интересные объекты Стамбула. За неделю все посмотреть просто невозможно. Ниже перечисление интересных мест Стамбула в том порядке, в котором их удобно посещать, на мой взгляд.

Транспорт: основной вид транспорта, на который надо ориентироваться в Стамбуле — скоростной трамвай. Также есть автобусы, метро, тюнель, паромы, такси. В транспорте объявляют остановки.

1 день. Исторический центр, старый город. Станция скоростного трамвая Гюльхане (Gulhane).

Через кафе в арке у остановки попадете в парк Гюльхане. Самый старый парк Стамбула, находится рядом с главными достопримечательностями города. В дальнем углу парка за стенами дворца Топкапы — уютные кафе с панорамным видом на Мраморное море.

Стамбул за неделю

Погуляв по парку, вернитесь к его входу и поднимитесь по каменному коридору к Археологическому музею. В музее собрано огромное количество предметов искусства и культуры Византии и Османской империи. Также здесь удобно купить карту на посещение основных музеев Стамбула. По карте пропускают без очереди, что особенно актуально в дворце Топкапы и Айя-Софии. Музей объединяет 3 музея. Самый знаменитый экспонат — саркофаг Александра Македонского.

С территории Археологического музея вы сразу попадаете в Первый двор Дворца Топкапы. Это место, откуда начался Город, как называли Стамбул ещё до того, как он стал Константинополем. Просто Город. Скорее всего, первое, что вы увидите — очередь через весь двор. Очередь движется быстро, для тех, кто приобрел музейную карту и должен проходить без очереди — отдельная очередь.))) На осмотр дворца у вас уйдёт от 3х часов. В каждый двор/ парк/ дворец/ помещение — очередь. Но посещение дворца — обязательно. Он того стоит.

Стамбул за неделю

Выход из дворца — через его Первый двор. Здесь обратите внимание на кусочек Константинополя — Церковь святой Ирины. Построена Святая Ирина ещё раньше Святой Софии, но несколько раз была разрушена и заново восстановлена. Это единственный храм, который ни дня не был мечетью. Вместо этого долгие годы Церковь святой Ирины была арсеналом и складом. Сейчас здесь концертный зал.

Если у вас ещё остались силы, то можете пройти по району Султанахмет вниз к морю, до Церкви Сергия и Вакха, или как еще её называют — Малая София. В этом районе во времена Византии располагались самые богатые дворцы Константинополя. Сейчас церковь Сергия и Вакха — небольшая действующая мечеть. Экскурсоводы рассказывают, что она была как бы полигоном для строительства Айя-Софии. Это не так. Сооружения во многом разные, хоть и строились одними архитекторами. На малой Софии они опробовали идею подпирать подпружные арки купола полуколоннами-конхами.

2 день. Остановка скоростного трамвая Султанахмет (Sultanahmet).

Одно из чудес света, символ Стамбула, олицетворение и христианской Византии, и мусульманского Стамбула. Айя-София. Православный собор — Мечеть — Музей. Это была краткая история Айя-Софии. Только представьте себе собор, более 1000 лет остававшийся самым высоким православным собором с мире! При этом построен он был в 6 веке! И все это вы можете увидеть собственными глазами. Снаружи Айя-София может вас не впечатлить совсем, но обязательно зайдите внутрь. Особенно впечатляет купол, который будто парит в небесах.

Вход по музейной карте без очереди. Здесь это особенно актуально. По времени вы можете пробежаться за час, а можете задержаться надолго, рассматривая мозаики 9–10 вв., грандиозные колонны, двери и даже полы, за 15 веков стоптанные посетителя храма.

Стамбул за неделю

Выходим из Айя-Софии и видим перед собой Голубую мечеть. Вход во все мечети бесплатный. Перед входом берёте пакет, снимаете обувь, кладёте обувь в пакет, пакет берёте с собой. В обуви в мечеть нельзя. Голубая мечеть снаружи кажется больше Айя-Софии и гораздо интереснее. На самом деле по размеру она уступает главному символу города. Также по сравнению с Айя-Софией, Голубая мечеть — новостройка, всего-то 17 век)). Почему мечеть голубая — узнаете, когда войдёте внутрь.

Мечеть знаменита своими 6-ю минаретами, из-за которых к главной мечети в Мекке пришлось пристраивать ещё один минарет, чтобы она вновь стала непревзойдённой.

Стамбул за неделю

Если стать к Голубой мечети лицом, то слева будет небольшой базар с сувенирами и прочими интересными торговыми лавками — рынок Араста. В конце этого базара — Музей Мозаики. Не поленитесь и посетите музей, к тому же он тоже входит в музейную карту Стамбула. Мозаики хорошо сохранились. Они являлись частью мозаичного пола Большого Дворца, который был расположен на огромной территории от Цервки св. Сергия и Вакха до Ипподрома.

Ипподром находится справа от Голубой мечети (если стоять к ней лицом). Сейчас это площадь At Meydani. Ипподром был построен в 203 году, задолго до того, как Город стал называться Константинополем. И был для жителей города, как Колизей в Риме, главным развлечением. А помимо этого здесь решались важные политические вопросы. Ипподром был соединен скрытыми ходами с императорским дворцом. Разрушение началось в 1204 году при взятии города крестоносцами и окончательно разрушен ипподром турками в 16 веке.

Стамбул за неделю

Длина ипподрома была примерно 400 метров, ширина — больше 100. Многие здания, находящиеся вблизи ипподрома построены из материалов разрушенного сооружения. В том числе и Голубая мечеть. Вдоль всей длины ипподрома стояли памятники искусства, разделяющие его на 2 части. Из сохранившихся — египетский обелиск и змеиная колонна.

Здесь же, рядом, находится Цистерна Базилика. Её вы тоже узнаете по очереди. Создана Базилика в 528 году. Интересная своими размерами (140 на 70 метров), колоннами (336 колонн: 12 рядов по 28 колонн до 8 метров высотой) и головой Медузы.

Стамбул за неделю

Здесь водятся огромные рыбы, а туристы прогуливаются над водой по мостикам. В городе всегда были проблемы с водой и такие цистерны до сих пор обеспечивают ею жителей города.

Ещё одной частью системы водоснабжения был акведук. Акведук Валента построен в 375 году, окончательно заброшен в 12 веке. Впечатляет своим внешним видом: под арками древнего акведука как ни в чем не бывало проходит оживленная магистраль, бульвар Ататюрка. В одном из кафе под акведуком можно очень вкусно пообедать.

Стамбул за неделю

3 день. Остановка метро площадь Таксим (Taksim).

Перейдя площадь Таксим, вы попадаете на улицу Истикляль.

Улица идет все время вниз и сопровождает вас магазинами с привычными нам брендами одежды и разной уличной едой. Достопримечательность улицы — трамвай, который ходит по одноколейке туда-сюда. Наверное вы его видели, если вводили в интернете слово Стамбул)).

Стамбул за неделю

По этой улице неторопливым шагом, покупая по пути сувениры, мы приходим к Галате. Район, подаренный генуэзцам в 13 веке. Район расширялся и в 1348 году была построена Галатская башня, или Башня Христа, еще один символ города, который видно почти из любой его точки. Соседние переулки застроены старыми итальянскими домами. Совсем другой Стамбул. Во время опасности, пролив Золотой Рог, на северном берегу которого расположен район Галата, закрывали на цепь. Один ее край крепили к башне на южной стороне, другой к башне Галата на северной стороне Золотого Рога. Башня Галата и Галатская башня — это разные башни. На Галатскую вы можете подняться и осмотреть ее. Башня Галата не сохранилась. Только фундамент в мечети возле Галатского моста. На мосту, кстати, всегда стоят вездесущие рыбаки и вообще это такое оживленное место с атмосферой шумного Стамбула.

На южной стороне Золотого Рога недалеко от моста — великолепный комплекс Сулеймание. Комплекс включает мечеть, медресе, больницу, библиотеку, кладбище с мавзолеями, где похоронен султан Сулейман Великолепный и его любимая Хюррем, или Роксолана. Также комплекс включает действующий хамам. Недалеко и могила зодчего, построившего комплекс и, наверное, самого известного архитектора Стамбула — Синана. Мечеть достроена в 1557. Размер мечети 60 на 63 метра и вмещает она до 5000 человек. Великолепный интерьер и впечатляющие размеры — ради этого стоит посетить комплекс.

Стамбул за неделю

4 и 5 день. Остановка трамвая Кабаташ (Kabataş).

Путешествовать вдоль Босфора можно двумя способами: по суше и по морю. В любом случае надо доехать до конечной остановки трамвая «Кабаташ». Отсюда на морском трамвайчике можно отправиться в путешествие по Босфору с экскурсией или просто, как на общественном транспорте. Отличный вариант — взять билет до парка Эмирган и обратно. Вы увидите основную часть пролива и посетите прекрасный парк со множеством цветов. На всю прогулку потратите примерно от 4 часов.

Стамбул за неделю

Путешествие вдоль Босфора по суше также начинается от станции Кабаташ, где нужно сесть на любой автобус в сторону Бешикташ. Здесь можно и нужно сделать первую остановку.

Дворец Долмабахче. Посещение самого дворца возможно только с экскурсией (на английском или турецком языке). Чтобы попасть на территорию надо купить билет хотя бы на 1 экскурсию: мужская часть дворца, гарем или все вместе. По времени экскурсия длится 2 часа. Дворец с дорогущим интерьером на грани китча. Хрусталь богемский, ковры турецкие, мрамор каррарский итд. По территории можно гулять хоть весь день, а можно быстро пробежаться, сфотографировать белоснежные кованные ворота к Босфору. Фотографировать интерьеры запрещено, строгий дядька следит за вами.))

Стамбул за неделю

Что ещё в Бешикташе: Морской музей: много лодок всех времён и размеров, которые когда-либо ходили по Босфору. Мавзолей Барбароссы — страшного пирата.

Дальше по пути следования — Ортакёй (Ortaköy)

Район в выходные и вечером очень оживленный. Набережная — место паломничества молодежи и туристов. Все едят местную крошку-картошку и вафли, спуск к набережной — сплошной базар: бижутерия, сувениры, местные промыслы. Одно из украшений Босфора — мечеть на набережной Ортакей, к сожалению, на момент нашего пребывания была на реконструкции.

Первый Босфорский мост, который подсвечивается вечером создаёт уютную романтическую атмосферу. Множество ресторанов на набережной с вкуснейшей местной рыбой.

Стамбул за неделю

За районом Ортакёй начинается местная «рублёвка» — Бебек. Здесь можно долго идти вдоль набережной, иногда останавливаясь в парках, скверах и ресторанчиках. Очень приятное место для неспешной прогулки вдоль Босфора.

Парк Улус. Небольшой парк, со смотровой площадки которого открывается одна из многочисленных восхитительных панорам Стамбула.

Трафик по проливу ничем не уступает по загруженности трафику наземному. Это главный минус всего Стамбула и районов за Бешикташем в особенности. Здесь можно передвигаться на автобусах, но быстрее пешком. От Бешикташа до Ортакёя примерно 15 — 20 минут спокойным шагом. Но если утром — это приятная прогулка, то вечером — изматывающая полоса препятствий))

Мы жили в отеле Pasha Konagi в районе Ортакей. Если бы не пробки, то очень приятный для проживания район. Вечером можно спокойно погулять, зайти в кафе и если не выходить на набережную, то можно увидеть почти безлюдный Стамбул, что само по себе удивительная редкость.

Стамбул за неделю

Румели Хисары. Остановка автобуса Румели Хисары.

На мой взгляд — самое интересное место на европейской стороне Босфора — крепость Румели Хисары.

Что делать: залезть на все лестницы, сделать миллион красивых фотографий, смотреть на Босфор.

По времени от 1 часа до бесконечности)). Мы были здесь рано утром, людей было мало.

6 день. Остановка автобуса Сарыйер (Sariyer).

У нас был долгий маршрут, но он того стоил. Мы доехали на автобусе до остановки Сарыйер, сели на паром и через 20 минут были на азиатской стороне Анадолу Кавагы. Здесь реально чувствуешь себя на краю земли. Совсем близко выход в родное Черное море. Здесь мало туристов и все очень загадочно. Может потому, что был сильный туман?))

Стамбул за неделю

От станции Анадолу Кавагы на автобусе можно доехать до странного места: Могила Юша. Мы автобуса не дождались и пошли медленно пешком. Вдоль Босфора местные жители устраивают пикники, тихо, птички поют, свежий воздух. По пути остановилась машина и нас предложили подбросить туда, куда мы идем. Наверное здесь только в одно место можно идти.

Это не обязательное место для посещения, но почему-то нас туда занесло и прогулка по безлюдному Стамбулу вверх по горе вдоль Босфора — это нечто! Странное, можно даже сказать загадочное место. Место паломничества. Кто здесь похоронен — точно не известно. Версии: от неизвестного великана до Иисуса Навина. Почему размер могилы такой огромный и что здесь произошло на самом деле? Красивый панорамный вид открывается с этой высоты, если, конечно, вы не попали сюда в туман, как мы)).

Стамбул за неделю

Дальше садимся на единственный в этих краях автобус и едем до остановки Анадолу Хисары.

Старший брат Румели Хисары, построенный дедом основателя крепости напротив. Выглядит не так впечатляюще, как Румели Хисары, но зато отсюда крепость напротив видна во всем ее великолепии. Здесь самое узкое место Босфора, всего 700 метров.

Стамбул за неделю

Дальше пешком идем до Дворца Кючюксу.

На азиатской стороне — самое красивое место, на мой взгляд.

Экскурсия на английском и турецком языке. Маленький и очень симпатичный дворец, в котором никто никогда не жил. Вроде как охотничий домик. На территории дворца есть приятное кафе у самого Босфора.

От дворца надо выйти на основную дорогу и доехать до Ускюдара. Отсюда отплывают паромы и здесь тоже есть что посмотреть.

Стамбул за неделю

Девичья башня. Один из символов Стамбула, его визитная карточка. Историю и мифы об этой башне прочитаете в любом путеводителе.

7 день. Путешествие в Константинополь.

Рекомендую найти книгу С. Иванова «В поисках Константинополя». С ней развалины города перестанут быть для вас развалинами, а станут историей великой империи.

С причала в Эминёню по Золотому Рогу отправляемся до остановки Айван-Сарай.

Стамбул за неделю

Этот район называется Влахерны. И из-за того, что в поздний период существования Византийской Империи, все дворцы и вся жизнь города переехала в этот район, здесь сохранилось много построек Константинополя. Спускаемся сразу от остановки вниз к дворцу Багрянородного, или Tekfur Sarayi. Гигантское сооружение, от которого остались только внешние стены.

За дворцом заканчивается, а для нас начинается Феодосиева стена. На стену можно зайти по ступеням.

Стамбул за неделю

Доходим до прохода в стене, видим перекрёсток. Впереди — мечеть дочери Сулеймана Великолепного — Михримах. Мечеть построена Синаном и имеет всего один минарет. Почему? — версии разные.

Самый главный объект, который должен посетить каждый, кто хочет увидеть Константинополь — Монастырь Хора или Карие Джами. Если вы выйдете из мечети Михримах и посмотрите в сторону Феодосиевой стены, но немного правее — увидите переулок Kariye Camii sok. Там и находится главная достопримечательность — Хора. Сохранность самого сооружения, фрески, мозаики, тайны и истории. Обязательно почитайте об этом объекте подробнее и посетите его.

Стамбул за неделю

Чтобы продолжить знакомство с Византией, надо каким-то образом добраться до станции Едикуле. Мы это сделали очень сложным способом, который вам не советую). Проще на такси.

Пройдя от Едикуле по мостику мимо старых стен, вы попадаете к Золотым воротам. Ещё одно знаковое место для каждого русского, ну кто не помнит Песнь о вещем Олеге, который свой щит прибил на врата Цареграда? Вроде как это было здесь. На окраине Города. Здесь можно провести достаточно много времени. Много ступенек, башен, смотровых площадок и прекрасных видов.

Стамбул за неделю

Я пыталась описывать всё кратко, хоть и получился в итоге очень большой рассказ. Но ведь здесь каждое место — многослойная история, каждый камень — достопримечательность. Стамбул — один из лучших городов и для романтического уикенда, и для долгой познавательной поездки. Не заблудИтесь!)