Турист Ольга Кленкина (Olga1978)
Ольга Кленкина
был 27 сентября 2019 7:57

Италия Октябрь 2014

Начну с общей информации, как обычно.

1. Погода — везде было без дождя, даже в Альпах. НО — в Альпах ТУМАН. Глухой ТУМАН, дышать темно и воздуха не видно. В Милане и Венеции было приятно тепло — ходили в шортах и майках, на вечер нужны брюки и куртка (флиска). Но время, на наш взгляд, было выбрано правильно — еще тепло, но уже мало народу.

2. Питание. Мы собирались питаться «из супермаркета», по крайней мере, на обед. Потом поели в паре мест и поняли, что такую еду пропускать грех. Вкусно было везде — и в тщательно рекомендованных местах, и просто в случайно выбранных харчевнях.

3. Язык. Ездили мы, в основном, по деревням и деревенским трактирам, поэтому английский понимали не везде. В Тренто вообще лучше идет немецкий.

4. Отношение к русским. Не знаю, почему, но все мои знакомые спрашивали: «А как там к русским относятся?». И глаза делали испуганные. Хорошо там к русским относятся. Как ко всем, кто деньги привез. Стараются, чтобы было уютно и комфортно. Короче, бояться нечего.

вот как-то так))))

5. Перелет — Самара-Франкфурт-Милан, Люфтганзой. Долетели хорошо, комфортно. В последнее время летчики Люфтганзы перестали садиться так, как будто уходят от крылатой ракеты. Добрые традиции люфтваффе наконец-то начали забываться.

6. Машина — Ауди А5R. Машина классная, но в Италии бессмысленная из-за ограничений скорости. Вполне можно обойтись чем-нито дешевле. Будем брать в следующий раз, если поедем в Германию.

7. Booking — не знаю, чья это сложность, сервиса или отелей, но получается вот какая фишка. Если отель блокирует на дебетовой банковской карте деньги до момента оплаты, то я картой Сбербанка этими заблокированными деньгами в этом же отеле расплатиться не могу. Т. е. получается, что, если все отели по маршруту следования блокируют оплату, на карте у меня должно быть свободных денег ровно в два раза больше, чем реальная стоимость отеля, или я не смогу расплатиться за жилье… А разблокируются деньги чуть ли не в следующем месяце… Вот и ломаю теперь голову, как это обойти, не прибегая к кредитным картам, коих терпеть не могу.

Поехали…

Сели во Франкфурте, стыковка удобная, аэропорт почти родной, позавтракали в кафе вот с таким забавным оформлением

От Милана до Венеции через озеро Гарда и Альпы

и сели в самолет на Милан. В Милане сознательно выбрали аэропорт Линате, поняв, что сдача машины в большом аэропорту с немеряным количеством парковок — не наш конек (в прошлом году во Франкфурте три круга намотали).

Указатели в аэропорту в итальянском стиле — идешь по ним, идешь, и вдруг — раз!- заблудился. Но аэропорт маленький, хорошо заблудиться не удалось. Машину брали в Херце, сразу готова она не была, хотя предварительно делали чек-ин. Но ждали недолго — минут 10. Для Италии это даже с опережением. На парковке была смешная ситуация, когда в нашу машину пыталась загрузить свои вещи пожилая немецкая пара со счастливыми лицами. Им, видимо, назвали неверный номер места на парковке, и они безрезультатно пытались открыть нашу, думая, что им привалило счастье и дали более дорогую машину. А тут пришли русские и все обломали. Пошутили, пожелали приятного отдых друг другу и разошлись.

Милан.

На мой глаз — город одного дня. Я там не закупалась, мы просто побродили по городу.

Машину припарковали в гараже Buonaparte в квартале от главного входа в Сфорца (6 евро). Гвоздем дня было посещение тайной вечери. Билеты купили на тикетитали. На устраивающее нас время был только комплексный билет с сити-туром. Ну да ладно. Сбор туристов был у главного входа в замок Сфорца. Что приятно удивило: гид пришел вовремя, обзвонил туристов, которые по каким-то причинам не подошли, подождал их. Потом пошли осматривать замок Сфорца. Большое сооружение, интересное, но не уникальное. Разок глянуть можно. Побродили по внутренним дворам, послушали пояснения.

От Милана до Венеции через озеро Гарда и Альпы

Экскурсия стандартная, но достаточно качественная. На уровне английского В все понятно.

Затем пошли смотреть Леонардо.

Туда даже вход обставлен специфически — группу проводят через две камеры, двери в которые одновременно не открываются. Как в банковское хранилище ведут. Внутри лавки и ШЕДЕВР. Смотреть однозначно стоит. Около фрески пребывание ограничено 20 минутами, все это время включена трансляция описания картины. Времени на постоять около нее не будет, поэтому советую не садиться, а сразу подойти поближе.

Потом пошли к собору. Перекусили в ресторанчике во дворике за Рынком. Цена стандартная — около 50 на двоих, съедобно. Хотя до вкусно не дотягивает.

Миланский собор.

От Милана до Венеции через озеро Гарда и Альпы

Ну, красиво. Но не потрясающе. Посмотрели-зашли внутрь (величественно, интересные витражи, но не накрыло)- потолклись на площади — обозрели памятник. Собственно, в Милане все? А, нет, есть еще Ла Скала.

Ла Скала. Странное сооружение с точки зрения внешней красоты. В Инете есть сведения об экскурсиях внутрь, но я не заказывала, да и не театралка. Теперь, пожалуй, в Милане все.

Получилось, что заехав в гараж в 11.15 в 16.30 мы из него уже выехали. Точка на карте поставлена, Леонардо осмотрен — покатили дальше!

План был проехать вдоль озера Гарда по дороге Джеймса Бонда и приехать в Рива-дель-Гарда с запада. Но слишком положились на навигатор и он потащил нас по шоссе через дорогу на Тренто. Расстроились. Так что, если будете повторять наш маршрут — посматривайте, как ведет навигатор. Отель Luise https://www.tourister.ru/go/75a5ac описанию на букинге полностью соответствовал. Учтите только, что окна с видом на озеро действительно выходят на дорогу и малоаппетиную парковку, и шум машин действительно мешает спать. От отеля до форта в центре города около 10 минут пешком вдоль вилл и отелей.

Рива-дель-Гарда.

Мило, но всего лишь. Старый форт с невнятным музеем, бастион, до которого минут 20 в гору по нормальной тропинке, церковь, по-моему, св. Варвары, до которой часа 2 по ненормальной тропинке (не ходили). Мило, симпатично, но ехать отдельно незачем. В отеле нам порекомендовали ресторан на улице виа Бастионе, слева в закутке, если идти в сторону бастиона. Еда была потрясающая, и замечательное, истинно итальянское семейное обслуживание, когда официант треплется сразу со всеми гостями ресторана, и все это на позитиве и быстром обслуживании. Очень рекомендую.

От Милана до Венеции через озеро Гарда и Альпы

Вот так выглядит десерт «сухие бисквиты в сладком вине».

Вечером прошлись по городу около форта, пофоткали цветочки немножко и завалились спать. Утром меня приподняло в 5 (при том, что рассветает в 7.30), в 6 я вышла из отеля и пошла бродить к озеру. Посмотрела на оливковые деревья, громадные платаны? за фортом, яхты в серых предрассветных сумерках. Потом полезла на бастион, куда попала, когда уже почти совсем рассвело. Виды хорошие, сходить вполне стоит.

Рассвет на озере Гарда.

Parco Grotta Cascata Varone

Вернулась, позавтракали (завтрак в Luise выше всяких похвал), сдали номер, договорились, что машина постоит пару часов и ушли дофотографировать город при полном свете. Прошлись по тем же местам, закупились в супермаркете по дороге и поехали к Parco Grotta Cascata Varone.

От Милана до Венеции через озеро Гарда и Альпы

Вход 5 евро, небольшой ботанический сад с разными цветочками с подписями, и водопад, прорезающий потолок пещеры. Красиво. Если бы мы до этого не съездили в Исландию, наверное, умерли бы от восторга. А так — просто красиво. И мокро — дождевик не помешает.

Вот такой вид на озеро Гарда был по дороге.

Ruina dantesca

Дальше порулили обозревать достопримечательность под названием Ruina dantesca. Если коротко, то это участок вдоль дороги, заваленный большими обломками камней, над которым расположена эта надпись. Парковка и возможность побродить не предусмотрена. Даром траченное время.

Следующим пунктом был Castel Beseno. С дороги смотрелся интересно, но, когда мы до него добрались, был закрыт в рабочее время без объяснений. Италия-с.

Переехали в Тренто с желанием осмотреть Castello del Buonconsiglio. Видно, был не замковый день — он тоже был закрыт. Имейте ввиду, что в Тренто отсутствует традиционная европейская площадь, где можно выпить кофе перед входом в замок. Прогулялись вокруг. Лучше всего замок выглядит, если обойти его почти полностью и смотреть сзади и сверху.

Следующей точкой были Earth Piramids.

От Милана до Венеции через озеро Гарда и Альпы

Нужно учесть, что координаты Гугла неверны километров на 15, что для гор очень и очень серьезно. Очень красиво и необычно, но мы устали и перенервничали из-за ошибки в координатах, поэтому увидели все это весьма мельком. Парк большой, предполагает постоянные подъемы-спуски, выглядит не очень подходящим для пожилых или малоходящих людей.

Дальше идея была в том, чтобы покататься по альпийским дорогам, посмотреть пейзажи. Тут мы немного ошиблись. Во-первых, рано темнеет, и в пять с пейзажами уже напряженно. Во-вторых, сплошные серпантины, местами — однополосные (мама дорогая!). В-третьих — ТУМАН. Непроглядный. Сплошной. Хочется ехать не только с включенными противотуманками, но и с сиреной. Мы поехали, наплевав на навигатор по SP29. Так вот, там в горах 30 км. однополосной дороги. Такой адреналин при мысли о встречном! Но — все хорошо, что хорошо кончается, и, проехав через стандартный старый центр Бормио, мы приехали в отель Rini. Отзыв на него я оставляла на букинге, могу смело рекомендовать номера, и также смело советую ужинать и завтракать в другом месте. Зато там мы узнали о существовании в Бормио терм, и это стало открытием поездки.

Бормио

Вообще, там три бани. Мы поехали в самые исторические, которые существуют чуть ли не со времен Римской империи. Организация подъезда — итальянская, т. е. крошечная вывесочка около дороги и примерные координаты (плюс-минус две улицы одна над другой на склоне горы) на навигаторе. Еле нашли. Парковка небольшая, но можно проехать чуть ниже, и встать вдоль стены. Вход — 40 евро, включая халат и тапочки. Место — выше всяких похвал. Бассейн в подземной пещере, каскады, джакузи, открытый термальный бассейн, несколько разбросанных на склоне горы джакузи, бассейны в очень старом здании за церковкой, позиционированные как римские, несколько саун, в том числе с панорамным видом на горы. Просто потрясающе!

Практические моменты: внутренняя организация — итальянская, т. е. ничего не понятно, и ни одного указателя. Если поймаете служителя, расспросите сразу обо всем — где туалет, где какие бассейны, как вернуться к одежде и где бар)))

Бани маленькие, нас там было человек 50, и то это было заметно. Что делается внутри в сезон — наверное, страшно представить. Как шпроты в банке.

Бани — большая нагрузка на сердце. Хотя они внутри оборудованы очень ммм… чувственно, нужно с осторожностью относиться к ммм… физическим нагрузкам в процессе купания или после него. Можно схлопотать нормальный полноценный сердечный приступ.

Из-за бань мы потеряли полдня, которые собирались провести в замках под Мераном — да и шут с ними.

Проехали через Стельвио

(между прочим, самый высокий перевал в Европе, через который проходит асфальтовая дорога), не рискнули срезать через Швейцарию из-за непоняток с виньеткой, и взяли курс на Глоренцу. Первым пунктом было Abbey of Monte Maria, вкусно расписанное путеводителем и отлично сфотографированное. Абсолютно пустое место. Заходишь во двор аббатства, есть маленький сувенирный и музей, вход в церковь. Все! Лучше сфотографировать снизу, и этим ограничиться.

Глоренца

От Милана до Венеции через озеро Гарда и Альпы

Глоренца — мило и приятно, самый маленький город Европы. Посидели на городской площади, выпили кофейку с местной ветчиной, посмотрели на речонку… Приятно. Когда попадаешь в такие места, в них хочется остаться. Думаю, что, если останешься, через неделю захочется выть.

Castel Coira

Шедевром дня был Castel Coira. Им до сих пор владеет одна и та же семья, и показывают его так, как показывают гостям дом, который любят, и которым гордятся. Вход только с экскурсией, если у Вас с английским совсем плохо, посещение бессмысленно. Пояснения яркие, живые, много необычных вещей — комнатный орган (действующий!), мужу очень понравилась оружейная. Там я впервые поняла, как рыцари, пардон, ходили в туалет в своих доспехах. Еще увидели кучу всяких доспешных приспособ и механизмов. Вообще, люди всегда были не дураки облегчить себе жизнь! Короче, мужчине, владеющему хоть немного иностранным языком, должно понравиться!

Вышли из замка и покатили дальше на Сельва-Гардена. По дороге проезжали яблочные… поля, по другому не скажешь. Сад — это нечто другое. А тут все яблони чуть выше человеческого роста, со странными кронами, но просто усыпанные яблоками. Продают у каждого поворота на ферму, по евро за кг. Яблоки вкусные, сочные, крупные.

Вообще, дорога на Меран — рай для любителей замков. Они, по-моему, здесь натыканы с такой же частотой, как на Рейне. Так что если кто-то не наелся рейнских или луарских замков, то вполне можно обратить внимание и на эту часть Италии.

Сами городки по дороге швейцаризированные, однотипные и скучные. Был «несезон», поэтому все закрыто и ощущение, что жители вымерли до следующего снега. Хотя, как представишь, когда хлынут туристы, и тут еще и толпа будет… Не нравится, не хочу.

Passo Pordoi

До Сельвы доехали в традиционной темноте, поели в рекомендованном хозяйкой ресторанчике на главной улице — вкусно. Утром слопали завтрак и поехали в направлении Passo Pordoi. Около развилки на Canazei, если повернуть на Canazei, есть маленькая парковка, если перейти дорогу и войти в лес, попадаешь в царство замшелых скальным обломков, которые выглядят как реальное логово троллей. Не пропустите.

Собственно Canazei скучен как понедельник — обычный альпийский городок ни о чем. Купили сувенир и булку в булочной и поехали на перевал с подъемником. А на перевале был туман.

От Милана до Венеции через озеро Гарда и Альпы

Вот такой. Решили подняться наверх. Зря))). Там все было то же самое. Но — первый опыт катания на подъемнике, сносный ресторанчик наверху, хорошие сувениры (если что-то понравилось, берите там, внизу сувенирка другая). Ладно, будем считать, что нам понравилось. Дальше по плану шли Три Пика, но туман лежал непроглядный, собирался дождь, и мы, махнув на все рукой, решили ехать в отель.

По дороге перекусили в придорожной траттории. Меню только на итальянском, официант по-английски не говорит, но еда отличная. От этого места начинается какая-то сырная дорога, но муж сказал, что сыт Альпами по горло, и хочет на ровную дорогу в цивилизацию. Ладно, я уже тоже не против.

Alice Relais Nelle Vigne

Слазим с Альп, с облегчением проезжаем последний серпантин, выскакиваем на автостраду и едем в сторону Венеции. Наш отель около городка Витторио-Венето. Мы планировали быстренько бросить вещи и побродить по городку, но, заехав в отель, быстро изменили мнение. Alice Relais Nelle Vigne (https://www.tourister.ru/go/3d92cc) — потрясающее место.

От Милана до Венеции через озеро Гарда и Альпы

Глубокое, нежное и мягкое английское слово lovely лучше всего передает мои ощущения. Там — нега и покой, джакузи на свежем воздухе, потрясающий вид на виноградники из беседки на холме и просекко с этой же виллы… Я приеду еще раз дня на три. Также, не в сезон. Просто покайфовать от ощущения полноты, красоты и неспешности жизни.

Короче, из отеля нас выгнал только голод, и мы поехали в Венето ужинать. Хозяйка порекомендовала Via Carrera Hostaria, в которой мы были единственными туристами. Это, я скажу Вам, была еда… Там интересная система, есть просто меню, есть меню недели, есть меню для гурманов. Доедали через силу, но оторваться не могли. Потрясающе вкусно!

Доползли до отеля, завалились спать. Утром душевно позавтракали, попили кофе с печеньками на воздухе, с сожалением простились с хозяйкой и уехали в Венецию.

Вененция

Парковка была зарезервирована заранее, очереди не было никакой, не обратив внимание на резервацию, нам просто назвали номер этажа. Машина у нас была большая, поэтому на десятом ничего не нашли и уехали на 11-й, где и встали. Вещи все оставили в машине, взяли небольшой рюкзак и флиски на вечер. Вышли, вдохнули воздух… Море… Венеция…

В Венеции я прожила как-то почти 10 дней, исходила ее вдоль и поперек, и она мне не понравилась. Но, приехав с мужем, я поняла, что это, во-первых, город 1–3 дней, а во- вторых — город для двоих. Поэтому день, проведенный там, прошел замечательно.

Маршрут был такой: вапоретто № 1 по Гран Канале, выходим на Салюте, проходим на мыс, возвращаемся, (первый бар — Шпритц — Беллини — бутербродики), переезжаем на трагетто к Сан-Марко — площадь — дворец Дожей — кофе на Сан-Марко (50 евро за два капуччино и один десерт, мама дорогая!) — дорога на Оспедале (второй бар — Шпритц — Беллини — бутербродики) — через мост Риальто в отель Ca' Angeli (https://www.tourister.ru/go/7ad8b2)(люкс с видом на Гран Канале, старинная мебель, джакузи, шампанское в подарок — что может быть лучше для того, чтобы отпраздновать 15 лет свадьбы!) — (третий бар — Шпритц — Беллини — бутербродики) — просто побродить по каналам и мостам — ужин на улице в Alla Conchiglia — домой через мост Риальто, к шампанскому у открытого окна под плеск волны от весел гондол… Класс!

Вид из нашего окна

номер

Вид на наше окно)))

Утром поели, захватив лучший столик в ресторане в эркере))) и пошли на парковку. Указатели в Венеции — это местное шаманство. По ним идешь-идешь-идешь, хоба-на — заблудился… Причем, понять где ты практически невозможно. Это какая-то местная магия. Так что всегда закладывайте полчаса на разблудиться обратно.

При оплате машины показали резервирование, нам обнулили парковочный талон, и мы уехали… Не без легкой грусти, с какой и надо уезжать откуда-то.

В этот день посетили Соаве, деревушку Valeggio Sul Mincio и Сирмионе.

Соаве

В Соаве потрясающий замок и городские стены.

От Милана до Венеции через озеро Гарда и Альпы

Внутри все это не очень впечатляет, замок как замок, но тот факт, что мы бродили по нему одни, и местного графа, портрет которого висит в парадном зале звали Serego (при наличии мужа Сергея), а внутри есть прижизненный портрет Данте… Ладно, своих денег стоит.

Вокруг сплошные виноградники, бары вдоль главной улицы везде, наливают хорошо. На площади стоит бочка с вином и краном, но выдоить из нее что-нибудь не удалось))) Собирались купить вина с собой, но потом что-то разомлели на солнышке в баре, выпили пару бокальчиков, еще пару… И поехали обедать в Antica Locanda Mincio.

Valeggio Sul Mincio

Дивная деревушка с водяными мельницами,

От Милана до Венеции через озеро Гарда и Альпы

обалденным мостом Висконти (надо поискать где-нибудь, зачем вообще возводили такую громаду), очень кинематографичным замком на соседнем холме (судя по буклету, при нем еще и роскошные цветники; мы его променяли на Сирмионе, а зря). А как нас покормили на берегу реки под липами в Antica Locanda Mincio! Озерного угря я еще долго не забуду.

А ниже конина в красном вине, которую ел муж…

А какое потрясающее ассорти из равиоли с различными начинками (место приличное, поэтому с 15.00 до 18.00 закрыто). Когда мне будет 50, я туда на неделю приеду — гулять, смотреть на мельничные колеса и неторопливо пить вино…

Сирмионе — затоптанный туристами замок, то ли построенный в воде специально, то ли затопленный — неважно. Не рекомендую из-за затоптанности.

Дальше вниз, мимо Кремоны, в крошечный отельчик на берегу По La Finestra sul Po, прелестное место, вкусный ужин, но очень скромный завтрак.

Аутлет Серравале

Последний день — закупки в Серравале, аутлете под Миланом. Нормальный аутлет, большой, есть из чего выбрать, много высоких марок. Больших скидок не было, но в прошлогодних коллекциях вполне можно было порыться. Во всех магазинах, где цены на блузки около 70 евро есть русскоязычные продавщицы. Годится.

Последний отель нас потряс. Это был Agriturismo Cascina Caremma (https://www.tourister.ru/go/35b839). Судя по качеству дороги к нему (на ней были ямы!!!) мы ожидали брошенной в хлеву охапки соломы, но когда приехали…

Милые, уютные номера наверху, роскошный ресторан с обедом ala carte на 17 блюд (слава Богу, подавали одно блюдо на двоих, и то мы сломались на 15-м) за 20 евро с морды лица, спа с большим бассейном, в который пустили поплавать на часок бесплатно… Персонал говорит на очень условном английском, поэтому они пришли просто в дикий восторг, когда одна из официанток робко спросила нас: «Ребята, а вы не по-русски говорите?» Оказалось, что она из Молдавии. В набитом зале мест на 70 мы были единственными иностранцами. Сказка.

Франкфукрт

Утром подъем, 40 минут до Линате, быстрый осмотр сдаваемой машины (заправка прямо на выезде из аэропорта, но чтобы в нее заехать, приходится проезжать через аэропорт). Обратный рейс брали через милый сердцу Франкфурт с большой пересадкой с целью погулять по городу.

От Милана до Венеции через озеро Гарда и Альпы

Статуя у входа в музей карикатур. Обязательно зайдем в следующий раз.

Воскресенье, так что ни одного магазина не работало, да и деньги кончились. Пошатались по центру, зашли в Китайский сад (рекомендую!).

Для его постройки выписывали не только садовников, но и рабочих непосредственно из Поднебесной, но и получилось замечательно, посидели в кафешке на Ремер,

От Милана до Венеции через озеро Гарда и Альпы

там где винные бочки над тарелкой местного зеленого соуса с яблочным вином…, полюбовались на небоскребы с мостов… Хорошее завершение отдыха.

Резюме:

1. Озеро Гарда очень туристическое место, и в этом качестве не подойдет тем, кто привык отдыхать не в толпе, и не как толпа.
  2. Итальянские Альпы очень «очеловеченные» и после Исландии нам вообще не прокатили. Не поедем больше.
  3. Милые итальянские деревушки вокруг Венеции и южнее Милана (почти Тоскана) показались очаровательными и достойными неторопливой недели-десятидневья, наполненного прогулками и винно-гастрономическими радостями.