Турист Oleg N. (Nomad)
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Паро — Бутан Май 2014

ПАРО. ДЕНЬ ВТОРОЙ.

Сегодня у нас был ранний подъем, ранний завтрак (6.30) и ранний выход (7.00). Сегодня мы должны были посетить самый-самый хит Бутана — монастырь Гнездо Тигрицы (Такцанг-лакханг, Taktshang monastery). Итак, в семь утра мы загрузились в машину, а двадцать минут спустя уже шли через сосновый лес в сторону ведущей к монастырю тропинки.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 12

Расскажу чуть-чуть про монастырь. Итак, монастырь расположен на скале, на высоте 3120 над уровнем моря, и в 700-х метрах над уровнем долины Паро. У монастыря есть множество переводов названия — Гнездо Тигрицы, Тигриное Гнездо, Логово Тигра и так далее. Название произошло от очередной древней легенды, якобы, в 8 веке, Падмасабхава (Гуру Ринпоче) прилетел на это место аж из самого Тибета на спине тигрицы-демона, которую он смог укротить. Более распространенная версия гласит, что в тигрицу превратилась его жена (как это знакомо!). Словом, прилетев в это место на тигрице, кем бы она ни была, учитель остановился в одной из пещер, рядом с которой приземлилась тигрица, и остался там медитировать, проявив восемь воплощенных форм. Таким образом, это место стало святым. Падмасабхава принес в Бутан буддизм Махаяны, и стал святым покровителем Бутана.

С 11 века многие тибетские святые и знатные люди приходили медитировать в Такцанг. Сам храм, посвященный Гуру Ринпоче, построил Тензин Рабджи в 1692 году. Считается, что Рабджи был перевоплощением самого Падмасабхавы. В 1998 году в монастыре случился крупный пожар, погибли монахи, и здания были сильно повреждены. Однако монастырь был полностью отреставрирован к 2005 году. Монастырь построен на скале, прямо над пропастью, с использованием святых пещер. Внутри очень интересно — местами вместо пола или стены находится коренная скала, то есть здания буквально «вживлены» в камень.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 12

По дороге нам часто встречались оранжевобрюхие белки.

Перед поездкой я прочел ряд отчетов и рассказов про это место, и готовился к конкретному подъему, чуть ли не альпинистскому. Однако все оказалось не так уж и страшно — бодрым ходом мы дошли до храма ровно за два часа. Местами тропинка была весьма крутая, или приходилось долго идти по ступенькам — но ничего сверхъестественного в этом подъеме не было. Так что, чтобы увидеть это замечательное место, достаточно наличие желания, не самого здорового прокуренного организма средних лет, и стоптанных кроссовок.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 12

Как я уже говорил, дошли мы до монастыря ровно за два часа. При этом по дороге мы фотографировали, останавливались попить чаю с печеньем в специальном месте, и вообще глазели по сторонам, благо было на что. Пара-тройка небольших храмов с молитвенными мельницами — это красиво, но ничего удивительного. Удивительными были открывающиеся между деревьями панорамы на долину.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 12

Удивительным был окружающий тропу лес — чем выше, тем удивительнее. Огромные деревья, заросшие седым бородатым лишайником, стоящие в тумане — самое место для Бабы Яги и прочих Кикимор.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 12

Само Гнездо, то появляющееся, то исчезающее вместе с изгибами тропинки. Тысячи молитвенных флажков, натянутых между деревьями. Лично мне сама дорога понравилась ничуть не меньше чем место, куда она нас привела.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 12

Уже на подходе к монастырю, тропинка резко спускается вниз, к небольшому водопаду, а потом поднимается вверх, ко входу в монастырь. Тут надо одеть длинные штаны (если идете в шортах), женщинам верх с длинным рукавом, а мужчинам — можно с коротким, но что бы был воротник. Я шел в рубашке с короткими рукавами. В принципе, ваш гид предупредит о форме одежды заранее. Так же перед входом нужно сдать всю фото- и видео аппаратуру, включая телефоны и планшеты, в камеру хранения — фотографировать на территории монастыря категорически запрещено. Причем все это сдают и местные тоже. Ходить по территории можно в обуви, но перед входом в храмы ее надо снимать. Согревшись во время подъема, понимаешь, что в храмах холодно. Если мерзнете, то лучше взять с собой что-нибудь потеплее футболки-рубашки.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 12

Дава поводил нас по монастырю, как обычно, совмещая рассказы с молитвами. Зрелище, конечно, интересное, особенно с учетом того, что-то тут, то там, внутри храмов проглядывала необработанная скала… Уму непостижимо, как все это построили 300 с лишним лет назад…

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 12

Дорога обратно заняла у нас всего полтора часа. Мы лихо шли вниз, с неким состраданием смотря на людей, которые еще только ползли вверх. Утром было прохладно, а к этому времени хорошо потеплело, так что тащиться в гору по жаре было не самым комфортным занятием. Да, полдороги вверх можно проехать на лошади, если есть такое желание.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 12

Спустившись вниз, я заныкался в лесочке что бы перекурить, а потом мы подвергли тщательной проверке пару десятков лотков с сувенирами, появившихся здесь за время нашего отсутствия.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 12

После этого мы быстренько вернулись в гостиницу, что бы переодеться и оставить ненужные вещи, после чего поехали в Паро на ланч. Отланчевав, нам дали часок времени прогуляться по городу — собственно, вдоль основной улицы, где первый этаж каждого дома был занят дорогими сувенирными магазинами.

Следующим пунктом был Национальный музей. Еще недавно он располагался в Та-дзонге, но при землетрясении в сентябре 2011 года дзонг был поврежден, и музей был переведен в соседнее здание.

Та-дзонг.

В 2015 году планируется закончить ремонт в дзонге, и перевести музей обратно. В музее представлена хорошая коллекция ритуальных бутанских масок, какой-то бронзовой посуды, древних тханок, одежды, оружия, представителей фауны в виде чучел и фотографий. Ну, и раз это дзонг-то к нему бесплатно прилагается очередной красивый вид на долину и горы.

Вид на долину Паро.

Последним местом, которое мы посетили, был так называемый Farm House, старинный бутанский дом, который предприимчивая женщина, в нем проживающая, превратила в подобие музея. Несомненно, было интересно окунуться в быт бутанцев тех времен, когда еще никакими туристами и не пахло. Помимо двухэтажного дома с комнатой для молитв, кухней, спальней, кладовкой, гостиной и туалетом, нам показали аутентичную бутанскую баню.

В стену специальной комнаты встроены как бы большие ванны, допустим, на треть находящиеся на улице, и на две трети — в помещении. В ванну наливают воду, и в ту часть, которая находится на улице, кладут раскаленные камни. Соответственно вода нагревается, и в ней можно мыться и совершать прочие бутанские банные обряды. При желании, баней можно было бы и воспользоваться, но мы решили оставить ее на другой раз. После осмотра дома нас угостили национальными напитками — рисовым вином, напоминающим по вкусу саке и тибетским чаем с солью и маслом. Винцо как винцо, можно и глотнуть, а вот чай такой я пил впервые — очень необычный вкус. Я люблю чай, и этот был не плох, но сомневаюсь, что я бы с радостью пил его каждое утро с бутербродом…

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 12

Это был последний пункт нашей довольно насыщенно программы. Вернувшись в гостиницу, мы еще погуляли по нашим красивым местам, правда, в этот раз мы не пошли искать новую дорогу, ограничившись прогулкой по близлежащим тропинкам.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 12

В семь вечера был прощальный ужин, за которым к нам присоединился Дава — обычно они ели отдельно от нас. Мы довольно долго просидели за столом, получая ответы на многочисленные вопросы об этой замечательной и интересной стране, которая нам безумно понравилась.