Турист Аверин Дмитрий (AverinDV)
Аверин Дмитрий
был 18 марта 10:48

Айя Напа, Кирения — Кипр Октябрь 2013

Пора отдыхать — где? вот в чем вопрос — выбор курорта и отеля — как меня в старики записали — весь отпуск впереди

Три года без отпуска давали знать о себе. Тупил в простых вопросах, подолгу рассматривал обои рабочего стола с пляжами и пальмами, отворачиваясь от окна с унылым, серым и холодным Челябинском. Значит — пора.

Подбор спутника много времени не занял, жена не могла, из друзей мог составить компанию только старый друг Саша, с которым еще в институте вместе учились. Куда? Вот вопрос, над которым стоило подумать. Ввиду того, что поехать мы могли только в середине октября, а хотелось и позагорать и покупаться, выбор сильно ограничивался. В Египте война, судьбу искушать не хотелось, в Юго-Восточной Азии (Таиланд, Бали, Вьетнам и пр.) сезон дождей, да и был я уже там три раза.

Оставались Эмираты, Канары, Израиль и Кипр. В Эмиратах как раз в октябре был праздник Рамадан — все увеселения отменялись, на алкоголь полный запрет. Не то, чтобы я был алкоголик, но провести отпуск без капли спиртного тоже не хотел, надеюсь большинство меня понимает. Ибо как говорил Воланд в незабвенном произведении «Что-то, воля Ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы — такие люди или тяжко больны или в тайне ненавидят окружающих». На Канары все билеты из Екатеринбурга уже отсутствовали, а полет через Москву да и итоговый ценник заставили забыть об этом кусочке островной Испании. В Израиле как всегда отличалась наглостью цена, да и в плане безопасности были сомнения — воюющая Сирия рядом, Иран не раз грозился стереть Израиль с лица Земли (надо понимать что вместе с туристами).

В общем, выбор пал на Кипр, о чем ни разу не пожалели. В ближайшем турагентстве «Пегас-туристик» девушка Юля с ходу предложила несколько курортов — Лимасол, Пафос. Но я в отзывах натыкался на название Айя-Напа, многие рвались туда. Спросил об этом курорте — девушка Юля с удивлением воскликнула «Там здорово конечно, но шумно очень, Айя-Напа — это ацкий отжиг». Похоже мой внешний вид ей подсказывал что я ищу отдых для пенсионеров в тихом отеле рядом с кладбищем))) Да, старею, однако. «Нас то двух мужиков этим не испугать» — говорю. Она сразу смутилась. «Ну да, конечно, я просто сама недавно на Пафосе отдыхала, никого видеть не хотела» — объяснила она оправдываясь, и тут же стала расхваливать прелести Айя-Напы. А они были. И самые лучшие пляжи и самый крупный аквапарк ну и много вечерних развлечений. Ну, а выбор отеля был недолгим, сначала попыталась предложить 3-звездочную «Марину» на краю города, но увидев мою кислую мину, поискала еще и нашла то, что нужно — отель «Напа-Плаза» 4 звезды, «в самом центре, до пляжа тоже не очень далеко, отзывы только хорошие, все пытаются в него попасть» — это все со слов Юли, но говорила она убедительно и я поверил. Дальнейшие поиски отзывов в интернете все это подтвердили — отель и впрямь был одним из лидеров по оценке туристов и отзывов 95% было положительных и даже восторженных. Это убеждало.

Ну что ж, все решено, деньги уплачены, визы получены и ощущение, что отпуск на теплом море неминуем, примирило меня даже с холодным октябрьским Челябинском. «Весь отпуск впереди» — это самое классное ощущение, как вечеру пятницы радуешься больше чем самим выходным.

12 октября — как в Кольцово мы порядок нарушали — перелет — особенности заселения — первые впечатления от Айя-Напы

Вылет из Екатеринбурга в Ларнаку в 3.00 ночи. Прошли мы паспортный контроль, зашли в Duty Free, купили конечно «горючих материалов». Хочется же отметить начало отпуска, но ни одной кафешки как назло на горизонте не наблюдается. Купили большую швейцарскую шоколадку, распечатали одну бутылочку 0,5 л французского коньяка, сели в зале ожидания и успели сделать по глоточку. Через пару минут «как бы» проходящий мимо лейтенант милиции аэропорта невзначай глянул в нашу сторону, заинтересовался, подошел и начал задавать дурацкие вопросы «что у вас там, покажите что вы пьете» и прочее. Мы скрывать ничего не стали — показали что мы пьем и чем закусываем. Лейтенант вежливым отработанным движением приглашает следовать за ним для составления протокола. «О чем?» — этот вопрос он ждал и быстро отчеканил все параграфы и статьи Административного Кодекса о распитии спиртных напитков в общественных местах. Делать нечего — у него на боку кобура, в руках рация. Сопротивляться бессмысленно. Да и мы, чувствуя себя виноватыми, и не пытались этого делать. Привели нас недалеко к столу, где другой полицейский уже оформлял протокол на такого же бедолагу как мы, решившего отметить начало отпуска не вспоминая об Административном Кодексе. Только мы сели к столу, появились еще нарушители и даже пара девушек, отчаянно стеснявшихся, что их «замели» за таким делом. Стандартные вопросы — паспорт, где живете-работаете, объяснительная («пишите, — подсказал сердобольный лейтенант, — что боитесь летать и выпили для храбрости»). Мало того, он после составления протокола (работа то выполнена) посоветовал уйти в самый конец зала, где нет видеокамер и продолжить распитие уже с чистой совестью. Меня всегда умиляет такая забота наших полицейских, которые поймав нарушителя и выполнив план по протоколам, подсказывают как дальше можно нарушать («езжайте смело, следующий пост через 15 км», «пейте, где не видят камеры»). Урожай полиция Кольцово собрала богатый. Протоколов 10–12 составила с одной партии туристов. И ведь всё сделано для того, чтобы поймать, а не предотвратить нарушение. Ни одной таблички в магазинах Duty Free, ни одного объявления в зале ожидания о запрете распития, ни одного кафе в зоне видимости. Понятно, что незнание не освобождает от ответственности, но цель то поймать или чтоб не нарушали? Ответ ясен. И так у нас во всем, к сожалению.

Вылетели без задержек. Расстояние в Боинге 737 между креслами мизерное, ноги затекают минут через 10, так скрючившись и летим почти 5 часов. Прилетаем в Ларнаку в 5 утра, пилоты такое снижение закладывают, что аж голова болит и уши заложены наглухо. И посадка была довольно жесткой — самолет ударился об полосу, подпрыгнул, пролетел еще, ударился опять и только потом поехал по полосе. Наверное пилотов Оренбургских авиалиний недавно с грузовых авиаперевозок сняли за поломку грузов и перевели пассажиров возить — они не поломаются…

Прошли всё спокойно, правда багаж никто не сверяет с багажными бирками — бери любой понравившийся чемодан и иди себе. На улице уже ждал автобус. Температура на улице 14 градусов (так объявили в самолете), в тонком джемпере совсем не жарко. А в интернете было написано — ночью 20–21. Зато днем весь отпуск было наоборот — в реальности 28–30 против 23–25 в интернете.

Еще 1 час езды и мы в Айя-Напе. На улицах пока темно, но на востоке уже появляется светлая полоса рассвета. Видно ее хорошо, потому что дома в Айя-Напе невысокие — нет ни одного здания выше 2 этажей. Курортная деревня))). Выгрузилось нас возле нашего отеля человек 12–15. В отеле «радуют», что заселить смогут к 14–00, может быть раньше, если освободятся номера. Мы оставили багаж в специальной комнате, приговорили в лобби коньячок, который нам не дали выпить в Кольцово, и пошли посмотреть куда ж мы приехали, благо уже совсем светло стало.

Первым делом конечно — к морю. Минут восемь-десять от отеля по прямой и мы у моря. Не на пляже, а именно у моря, так как купаться здесь могут только экстремалы — кругом валуны вулканической породы разнообразных форм и размеров. Пляж, как мы выяснили позже, был левее в 5 минутах от этого места. До воды мы добрались конечно, море чистое и теплое, градуса 22–23. Постояли, подышали чистейшим воздухом, завернули на пристань, увидев плавучий ресторанчик на причале, вспомнили что неплохо бы поесть, но не тут то было — ресторан работал только с 10 утра, а время было всего 8. Пошли в отель, разглядывая по пути магазинчики, ресторанчики (чередовались они через каждые 5 метров буквально), но ни один из них еще не работал — не те люди киприоты, кто работает с утра до ночи. Нашли все-таки один работающий ресторан под названием «Tommy Pub». «Давай закажем „Мусаку“- предложил Саша, — это такое блюдо типа картофельной запеканки с мясом, мы в Греции его ели — вкусно и недорого». В меню такое было, цена — 8 Евро, что выше чем средняя цена в Греции на 1–2 Евро. Ну да ладно, заказали это, да еще местного пива «Кео» по 3 Евро за кружку. Блин, это где же в Челябинске в уличном кафе попьешь пивка за 132 р. за кружку? Да, дорого тут у вас. Мусака была большой и вкусной, пиво — так себе. Надо сказать, что готовят киприоты довольно вкусно и порции обычно очень большие — салат например мы часто брали один на двоих, чтоб не объесться. Обслуживание почти везде неплохое, но неторопливое — народ здесь такой. Атмосфера курортного городка медленно и верно пропитывала нас «некуда спешить, расслабьтесь, забудьте обо всем» и все челябинские заботы стали отступать на второй план.

В отеле между тем борьба за заселение продолжалась. Номеров, которые значились в ваучере, то есть с видом наружу отеля, в наличии по прежнему не было. Зато освободились номера с видом на бассейн. Начитавшись в отзывах как громыхает ночами музыка в номерах с видом наружу мы изначально хотели взять с видом на внутренний бассейн, но их при бронировании в агентстве в наличии не было. А тут — плиииз, естественно с доплатой. Так как Саша давно уже спал в кресле около стойки, и заселяться никуда уже не торопился, решение по выбору номера пришлось принимать мне. Очень вежливо (надо заметить что персонал отеля действительно очень приветливый, дружелюбный и предупредительный) мне показали и предложили взять номер с видом на внутренний дворик с большим балконом и даже с лежаками на нем с доплатой 20 (!) Евро в сутки. Я не менее вежливо отказался. Администратор тут же снижает цену до 15 Евро, расплываясь в улыбке еще шире. Я, с улыбкой, не уступающей профессиональной администраторской, опять отказываюсь. Идем обратно к стойке, ждем. В итоге к 13–00 нам нашли номер с видом на бассейн с доплатой 10 Евро в сутки и я, посмотревший еще 2 номера, и уже уставший от соревнований с администратором на лучшую улыбку, согласился.

Двое мужчин в Айя-Напе на Кипре

В отеле и правда работают милые люди и за все время отдыха они не дали ни одного повода для недовольства, поэтому мне не хочется думать, что номера с видами на бассейн специально не пускают в продажу и 10 Евро в сутки — банальный откат, но другой причины отсутствия этих номеров при покупке тура и обилия их же при заселении я не нашел. Но квитанцию об оплате дали, надо отдать должное.

Саша переместился в номер практически не просыпаясь, а я искупался в бассейне (вода бодрящая как в море), позагорал и также отправился спать, поскольку в самолете спать у меня почти никогда не получается. Проснулись часов в 8 вечера, сходили поужинали в одном из 6 ресторанов отеля, там где было больше всего людей — верный признак хорошего ресторана. Я сам не зная что это такое, заказал «Кебаб из Октопуса». Думаю рыба наверное такая. Приносят запеченные на гриле щупальца осьминога. Тут и вспомнил сразу, что Октаэдр — это восьмиугольник, соответственно и Октопус — что-то, связанное с числом восемь)) На вкус кстати было неплохо. Еще заказывал крестьянский салат — принесли порезанную большими кусками вареную свеклу и картошку, политые оливковым маслом. Причем тарелка размером с небольшую спутниковую тарелку. Хоть и много, но 6,5 Евро за такой салат — это слишком. А у Саши за те же деньги была такая же огромная тарелка овощного салата с сыром Фета, помидорами, оливками, зеленью и прочим. Вдвоем еле съели. Еще немного погуляли и спать.

13 октября — завтраки в отеле — разборки с вай-фай — встреча с гидом — экскурсии — опять вай-фай — пляж Лиманаки — луна-парк с экстримом — ацкий отжиг ночной Айя-Напы

С утра как следует выспавшись пришли на завтрак. И порадовались. Такого богатого завтрака не видели давно, хоть и поездили немало. Несколько видов основ и начинок для мюсли, включая чищеные орехи, овсяная каша, яйца в четырех видах — глазунья, болтунья, пашот и омлет, хрустящий жареный бекон, несколько горячих блюд и даже ведерки с шампанским во льду, не говоря уже об овощах, фруктах, йогуртах и десертах. В общем, как говорят женщины, «прощай фигура».

Сам отель небольшой, двухэтажный, построен в виде монастыря — внутри прямоугольный дворик (правда в отличие от монастыря с бассейном), готического типа порталы, башенка непонятного назначения без купола и колокола,

Двое мужчин в Айя-Напе на Кипре

маленький ресепшн на входе, лобби со странным архитектурным изыском — отверстие по центру, занимающее чуть ли не треть площади лобби.

На его дне от центральной колонны выложена светлыми и темными камнями спираль — символ отеля Напа Плаза. И всё. Больше на нижнем этаже ничего интересного не было, по крайней мере для постояльцев. В самом лобби — два огромных мягких уголка, где постоянно возлежали люди с мобильными гаджетами — телефонами, планшетами, ноутбуками и наслаждались бесплатным вай-фай, который действовал только в лобби. Да и действовал надо признать не очень устойчиво. Если много человек в сеть залезли да еще не дай бог в скайпе общаются — качество связи резко падает. Я лично в скайпе общался несколько раз — видео меняется от почти идеальной картинки до неразличимых квадратов и звук тоже плавает.

Вот с интернетом-то и было у нас много вопросов в течение всего отпуска. Во первых, бесплатный интернет только в лобби. Хочешь в номере — расценки нереальные — 3 Евро в час, 8 Евро в день, 30 Евро в неделю. Другу моему Саше нужен был постоянный доступ в интернет (работа требовала), поэтому он скрепя сердце выложил 30 «юриков» за недельный вай-фай в номере. Я порадовался, что тоже воспользуюсь, фиг там, оказалось, что доступ только для одного устройства, и даже если он вышел из интернета, я зайти не могу под его логином, т. к. он уже для него зафиксирован. Вот такие хитрые киприоты. Я 30 Евро платить не собирался за то, чтоб пару раз почту проверить и раз-другой в скайпе с семьей поболтать. Поэтому мне приходилось спускаться в лобби каждый раз как была нужда в интернете.

В 10–30 встретились с отельным гидом Юлей. Послушали ее рассказ о том о сем, разумеется главное предупреждение — «не покупайте экскурсии на улице». Гид поведала нам душещипательную повесть о том как вот в такой экскурсии, купленной в агентстве на улице, забыли туристов высоко в горах и они оттуда добирались за 200 Евро, и если что случится в такой экскурсии, страховка Пегаса не действует, а медицина на Кипре ох какая дорогая и т. д. и т. п. Мы это благополучно выслушали, но я то и в отзывах читал и еще по Таиланду помню какая разница в ценах на экскурсии у гидов Пегаса и агентствах на улице. Единственное, что можно было купить здесь и сейчас — билеты в аквапарк, гид нас уверила, что там цена в кассе точно такая же — 35 Евро и вот тут мы ей поверили. Да Саша еще убедил меня купить у гида экскурсию в Северный Кипр (75 Евро с человека), поскольку территория оккупирована Турцией и проезд только по загранпаспорту, мол лучше с Пегасом проехать. Я согласился, как выяснилось потом, потеряли мы на этом около 40 Евро на двоих. А народ (каждый раз удивляюсь) все экскурсии покупает у гида, переплачивая за каждую минимум 30%. Ну тут надо отдать должное гиду Юле — расписала она все экскурсии красиво, сразу захотелось их купить. На что все и «повелись», мягко говоря.

Тут Саша снова озадачился интернетом. Теперь уже на мобильном телефоне, чтоб на улице быть в доступе. Так как ему все время надо быть на связи, а разговаривал он по IP-телефонии Sipnet, где звонок стоил в несколько раз дешевле, чем в роуминге и обменивался сообщениями и фотками в пейджере WhatsUp. В общем интернета потреблял много. Продвинутый чувак, в отличие от меня)))). Пошел он в близлежащий магазин и купил за 15,5 Евро сим-карту местного оператора Cyta, хотя гид говорила что-то про 7,5 Евро. А подключить интернет не смог, мобильная связь встала, а вот интернет никак. Разговоры с продавцом ни к чему не привели, тем более что он по-русски не говорил и в мобильной связи и протоколах интернета разбирался не больше чем в термоядерной физике. Разговоры с администраторами на ресепшн также успеха не принесли. Русская девушка Ирина (у нее был отдельный стол и занималась она насколько я понял PR и продвижением отеля в интернете) реально пыталась нам помочь — нашла в сети инструкцию по подключению 3G-интернета на Cyta mobile, Саша вводил номера протоколов под ее диктовку, но все напрасно, кипрский интернет остался глух к нашим мольбам. Ирина посоветовала съездить в офис оператора Cyta, да вот незадача в Айя-Напе его не было, ближайший только в городе Паралимни, недалеко от Айя-Напы. «Сядете на 101 автобус, 40 минут и там» — успокаивала она нас. Надо отдать Ирине должное — человек просто создан для работы в сервисе, редко встретишь такого дружелюбного и приветливого человека. Недаром отзывы об отеле «Напа Плаза» пестрят благодарностями именно ей. Я не буду оригинален, Ирина, если читаете этот отзыв, так и знайте — Вы молодец.

Так что нам предстояла незапланированная экскурсия в Паралимни, город где живут в основном местные жители, а не только отдыхающие, как в Айя-Напе и ближайшем Протарасе. Поездку эту мы запланировали на следующий день и отправились наконец на пляж. Ближайший к отелю пляж назывался Лиманаки. 10 минут пешком и мы там. Цены однако кусаются — за два лежака и зонтик 7,5 Евро в день, поэтому многие лежат на полотенцах на песочке. И, как выяснилось позже, пресный душ тоже только для тех, кто лежаки оплатил. Сам пляж хорош — мелкий желтый песок, чистое как слеза море, только при заходе в море около 10 метров — камешки, а потом дно песчаное. Говорят, если пройти дальше (пляж то длинный), там с самого начала песчаное дно, но мы далеко не ходили, тем более, что догадливые киприоты через каждые 50–60 метров выложили дорожки из мешков с песком, которые позволяют пройти камни и выйти на песок. У наших почему то соображалки на такое не хватает. Сразу вспоминаю как где-нибудь в Сочи народ раскорячившись как крабы осторожно входит по камням в воду охая и матерясь. Ну, а в общем, купаться в прозрачном, сверкающем море и загорать в середине октября, когда в Челябинске 0, а то и минус, очень клево, да простят меня те, кто там в это время работает и живет.

Вечером с 18–00 оживает в Айя-Напе Луна-парк. Аттракционы, детские взрослые, тиры и прочее. Есть там три экстремальных аттракциона: 50-метровая рогатка Sling Shot, 40-метровая вертикальная карусель Booster и 55-метровая тарзанка. Все они, да еще 45-метровое чертово колесо подсвечиваются яркими огнями и видны далеко за пределами Айя-Напы, на подъезде с суши или с моря.

Двое мужчин в Айя-Напе на Кипре

Мы в этот вечер опробовали рогатку. За 50 Евро на двоих — прыжок и каждому диск с записью орущих прыгунов и футболка. Поорали всласть, впечатления конечно мощные. Особенно когда тебя выносит на высоту 50–60 метров, кабинку разворачивает к земле и силой тех же растяжек несет вниз. Ух! Остальное мы решили попробовать позже, ну разве что кроме тарзанки — я уже прыгал на Бали, да и 50 Евро были совсем не лишними.

Ну, а после 22–00 оживают многочисленные бары, после 23–00 — клубы и все прочие шумные заведения, именуемые «Ацкий отжиг в Айя-Напе». Прошлись мы по улицам, надо же посмотреть на эти безобразия. Бары то ладно, где-то есть тематические, например ирландские пабы с живой музыкой — парни с гитарами действительно неплохо пели. Обстановка соответствующая — краны с 10–15 видами пива, включая конечно Гиннесс, Эль и прочие, любимые англичанами и ирландцами. Или простые диско-бары. А вот клубы конечно — сосредоточие греха, разврата и вредных привычек))) Грохочущая музыка (привет близлежащим отелям), дым от сцены и дым табачный — адская смесь, пропитывающая твою одежду, что-то запретное наверху в туалете (судя по всему таблетки или что-то более серьезное) и алкоголь рекой внизу — коктейли, пиво, крепкие напитки, полуголые бармены, смешивающие напитки и пляшущие одновременно, визжащие девицы, самые смелые и бесшабашные из которых забираются на барные стойки, молодые парни и мужики постарше разных мастей, пришедшие снять на ночь пьяненькую девочку и прицельно выбирающие добычу. Вот примерно так выглядят клубы в Айя-Напе, например клуб Senior Frog’s или «Crazy Frog» («Сумасшедшая Лягушка») как его здесь называют, где мы провели часок, наблюдая за этим диким зрелищем.

Если бы мы конечно выпили по пол-литра каждый, то может быть и присоединились бы к этим танцам под дикую смесь англоязычного хип-хопа, диско, русской попсы и прочего. Но мы в таких количествах алкоголь не потребляли к счастью, посмотрели, подивились и пошли домой спать как два пенсионера.

Вот когда мы порадовались, что доплатили за номер с видом на внутренний бассейн! Даже здесь до 5 утра было слышно БУМЦ-БУМЦ от клубов, расположенных недалеко от отеля, так что приходилось закрывать балкон, а что было в номерах с видом на улицу, даже представить сложно. Так что если вы сами каждый день до 5 утра не будете в клубах зажигать, берите номера с видом внутрь, а не на улицу.

14 октября — кипрские автобусы — пляж Нисси Бич — поездка в Паралимни

В понедельник, отменно позавтракав (как всегда «отменно» — не объесться на завтраке было делом непростым), решили мы прокатиться до самого, как нам говорили, красивого пляжа на Кипре — Нисси Бич. Для этого надо было перейти улицу и сесть на 102 автобус. Кстати об автобусах. У каждого рейсового автобуса вместо номера наверху электронная строка, где высвечивается номер и конечный пункт следования. Например на том, который был нам нужен горело 102 WATERPARK, потому что его конечной был аквапарк Waterworld (туда мы съездили позже), а пляж Нисси Бич — по дороге. Как только автобус доезжал до конечной, надпись менялась на 101 PARALIMNI и он ехал в обратную сторону. Входить можно было только через переднюю дверь, а выходить через обе. Если, пока все выходили, кто-то заскакивал в заднюю, водитель доставал свисток и выгонял нарушителя, чтобы он зашел в переднюю дверь. Как правило нарушители были русские (а как же). В общем, весело.

Вообще русских очень много на Кипре. Хоть на экскурсиях и приводили статистику, что больше англичан, но по ощущениям и по разговорам с продавцами и официантами — русских большинство. На пляже, в ресторанах, в магазинах, на улицах — везде преобладает русская речь. Может англичане на другие курорты ездят или в октябре уже холодно им. Кстати, отельный гид Юля говорила, что летом было много англичан и ведут они себя гораздо хуже чем русские. Да еще базы свои военные они оставили со времен, когда Кипр был их колонией. 3,8% всей территории Кипра — английские военные базы со своими домами, театрами, стадионами — т. е. полной инфраструктурой. Не подчиняются законам Кипра, не платят за свои базы ни копейки, в общем, захватчики. Киприотам это не нравится конечно, русских они любят, а англичан не очень.

За такими вот размышлениями приезжаем на Нисси Бич. Вроде пляж как пляж, похож на Лиманаки, такой же мелкий светло-желтый песок, но вода конечно красивее. Никаких камней конечно, заход мелкий, после глубины по пояс опять начинается по колено — песчаная отмель. Вода сверкает, отражая солнце в каждой маленькой ряби. Прозрачная как стекло, слегка зеленоватая. Действительно очень красиво, не наврали нам.

Двое мужчин в Айя-Напе на Кипре

И показалась она нам чуть прохладнее, чем на Лиманаки, может как раз потому что совсем прозрачная и не так нагревается. Но с детьми здесь конечно раздолье — неглубоко, есть где им побегать. Были интересные посудины напрокат — водный велосипед, а сзади — водяная горка с лесенкой высотой метра полтора. Народ заплывал подальше на этих велосипедах и катался с горки.

Позагорали, покупались и решили, что Лиманаки пусть не настолько красив, но ближе, вода чуть теплее и ездить сюда на автобусе смысла мало. Так что наше первое посещение Нисси Бич стало и последним, да простят меня любители этого пляжа. Хотя для себя галочку я поставил, что если ехать с семьей, с детьми, лучше селиться не в центре, где еще по ночам и музыка гремит, а здесь, неподалеку от Нисси Бич.

Саша без интернета на мобильном жить не мог. Поэтому нам предстояла поездка в город Паралимни — конечная остановка того же автобуса, но в обратную от Нисси Бич сторону. И мы отправились в этот долгий (как оказалось) путь. Хоть нам Ирина и говорила про 40 минут, автобус шел больше часа, собирая и высаживая во всех городках и поселках отдыхающих и местных жителей. Поскольку сам Паралимни находится не на море, живут там в основном местные и те, кто работает в туристических Айя-Напе и Протарасе. А в этих городках жизнь зимой практически замирает (точнее, замерзает) до нового сезона — с ноября по март закрываются отели, рестораны и магазины. В общем уже и в наше пребывание половина ночных клубов и каждый пятый ресторанчик были закрыты. И становятся Айя-Напа и Протарас «городами-призраками», почти как Фамагуста — бывший главный курортный город Кипра, пустующий с 1974 года — с момента вторжения турецких войск, что привело остров к разделу на Северный Кипр и Южный.

Так вот доехали до Паралимни, до конечной автобуса, который развернулся, поменял номер 101 на 102 и приготовился в обратный путь. «Где тут офис Cyta mobile?» — спрашиваем прохожих. «Да вон, прямо» — отвечают. Мы без труда нашли офис, попутно торгующий телефонами и сим-картами Cyta mobile. Девушка за стойкой сначала удивилась, что мы так и не смогли подключить интернет, потом дала нам бумажную инструкцию с номерами протоколов сети, и посчитала, что отмазалась. Не тут то было, «давайте-ка сами настройте» — мы были неумолимы. Она спорить не стала, ввела все протоколы сама. Вуаля! Эффекта ноль. «Ага!» — позлорадствовали суровые уральские мужики. Девушка стала кому-то звонить, объясняться по-гречески, эта часть беседы нам была недоступна. И потом вроде ничего кардинального не сделала, выключила-включила, что-то нажала — и о чудо! все заработало. «Ого!»- уважительно сказали суровые уральские мужики и на радостях Саша еще дал ей 10 Евро для пополнения баланса. На том же автобусе и так же долго добирались до Айя-Напы. Когда приехали, уже было поздно и в непроглядной темени издалека видны были только огромные аттракционы луна-парка — колесо обозрения, тарзанка и прочие объекты острых ощущений. Оставалось только поужинать и спать.

15 октября — пляж Лиманаки — теннис — гопота приехала — морская прогулка

Вторник 15 октября был тихим, свободным от планов, пляжным деньком. С утра сходили на пляж Лиманаки, пообедали в ресторанчике на берегу, изучили плакаты с морскими экскурсиями.

Экскурсии самые разные — от скоростных катеров или морской рыбалки до тихих прогулочных посудин. Русскоязычные девушки украинского происхождения быстро обалтывают русских туристов на пирсе, комплектуя очередную посудину. Вот и мы поддались на уговоры и решили ближе к вечеру прокатиться по морю. Экстрима нам не особо хотелось, поэтому выбрали прогулочную экскурсию в сторону известного мыса Каво Греко с купанием в море. Цена смешная — 15 Евро, да оно и понятно.

После обеда вернулись в отель, от нечего делать пошли рубиться в настольный теннис. Ну «рубиться» сказано громко, поскольку Саша играть почти не умел, дело сводилось к обучению и беганию за шариком. Часок так провели, пока не появилась некая гоп-компания из двух пьяных парней (из которых один был просто пьяный, а второй пьяный в хлам) и такой же пьяной девки. У меня возникло ощущение, что я не в тихом хорошем отеле на Кипре, а на какой-нибудь турбазе в Челябинской области, куда часто ездил в молодые годы (увы, уже могу так сказать — «в молодые годы»). В силу большого сборища молодежи, там было весело, пьяно, а иногда и откровенно опасно. Менталитет молодых парней, не отягощенных интеллектом, да еще приправленный уральским колоритом с алкоголем вперемешку, к сожалению часто определяется программой — «выпили-подрались-потрахалибаб-выпили…». Комнаты после выезда таких компаний могли оставаться с проломанными дверями, измазанными кровью стенами и лужами блевотины на полу. Я не говорю, что всегда было такое, но я такое наблюдал и не раз.

Вот примерно такая компания из моей бурной молодости направлялась к нам громко смеясь и матерясь, не обращая внимания не недоуменные взгляды отдыхающих около бассейна, которые брезгливо и опасливо разглядывали их, как вы разглядываете какую-нибудь мокрицу или толстого паука включив свет где-нибудь в чулане. Как в этот момент было стыдно, что мы тоже русские! Как-то раньше я не замечал таких откровенных гопников на иностранных курортах, они конечно есть, но более солидные что ли, в дорогих шмотках, с дорогими часами. Хотя этот прикид никого не обманывает, и их быдловская сущность видна в каждой фразе или поступке. Но это была какая-то уж совсем откровенная гопота, чуть ли не в рваных кедах и трениках. Я утрирую конечно, но вытянутые майки и грязные шорты присутствовали.

«Оп-па, пацаны, давайте в теннис играть» — сипло сказала очень пьяная рожа и направилась в нашу сторону. Компашка потянулась к нам. Один из них щеголял свежим (еще красно-синим, а не желтым) фингалом под глазом. Похоже в самолете или аэропорту уже успел получить? Почему-то это не удивляло. Непроизвольно напрягает такая ситуация. Сразу прикидываешь шансы на случай столкновения. Быдлогопники были пьяны не по-детски, значит шансы у нас были явно предпочтительнее. Но настроены они были на удивление не воинственно. Поздоровались, узнали откуда, «остроумно» пошутили, что они «такие деревенские парни из деревни с названием Питер», попытались предложить сыграть, получив отказ, предложили сыграть завтра, и менее пьяный утащил более пьяного, не забыв прихватить и девицу. Больше мы их не видели к нашему большому удовольствию.

Пора было выдвигаться на пристань, где нас ждала на прогулку по морю расписанная рекламой посудина. Народу совсем немного. Две женщины лет по 30, еще две женщины и мужчина пенсионного возраста и семья с ребенком. Ну и мы. Вот и вся компания. Выходит даже при цене в 15 Евро и таком малом количестве пассажиров дело все равно выгодное? Иначе зачем бы они поехали… Посудина простая до невозможности — палуба с мини-баром (кстати бесплатно угощали какой-то алкогольной гадостью с анисовым вкусом), кабина со штурвалом и лестница на второй этаж, где стояли шезлонги для загара. Вот и всё. Время подошло и наша «калоша» тихонько стала выбираться между других и пошла вдоль берега в сторону мыса Каво Греко. Море сверкало. Солнце грело. Ветер свистел в ушах. Брызги летели. В общем всё как и положено на морской прогулке.

Двое мужчин в Айя-Напе на Кипре

В полукилометре от пристани и основного пляжа посмотрели интересные капризы моря — морские пещеры, выбитые и подмытые волнами в крутом береге из вулканической породы. Каких только форм не принимает берег под постоянным воздействием прибоя! Гроты самых фантастических форм и размеров, вылизанные волнами до зеркальной гладкости и блеска.

Прибой и в тот день продолжал свое мокрое дело, осыпая тучами брызг смельчаков, пытающихся залезть в гроты с высокого берега. Причем дело это было довольно опасным, так как волны были силы нешуточной и если кто-нибудь из «скалолазов» сорвался бы со скользкой поверхности, его быстро размазало бы волнами, с ревом разбивающимися о скалы. Ну что ж, каждый сам кузнец своего счастья…. А мы поплыли дальше, огибая высокий холм на мысе,

Двое мужчин в Айя-Напе на Кипре

за ним — плоская песчаная коса с высокими антеннами на территории, обнесенной забором с проволокой. Проклятые англосаксы и здесь устроили свою базу.

Огибаем мыс и через полчаса неспешного хода останавливаемся в небольшом заливе с чистой водой. Типа здесь надо купаться. Но что-то как раз купаться и не хочется. Солнце уже опускается, жары нет и в помине, ветерок довольно прохладный, не говоря уже о воде. А мы еще и сухого белья не взяли — шли то на пристань по жаре, я лично был уверен, что плавки в пять минут высохнут на солнце. А тут совсем другой коленкор — даже сухому ни фига не жарко. Отважные дамы (которым около 30) раздеваются, прыгают в воду и старательно изображают удовольствие. Но нас не обманешь, поджилки у них трясутся когда они залазят на корабль. Больше никто закаляться не пожелал и мы отправились в обратный путь. Солнце все ниже, ветер холоднее. Отважные дамы дрожали так, что создавали дополнительные колебания кораблю. Даже анисовая алкогольная халява не помогала. Я думаю тут они (да и мы) вспомнили что хоть это и Кипр, но ни фига не июль, а октябрь. Когда мы подошли к пристани, они даже немного посинели. Поездка удалась))))) Мы тоже поспешили скорее домой, греться. Виски, коньячок, джин — выбор согревающего есть. И согревшись напитками, незаметно уснули.

16 октября — аквапарк Айя-Напы — нетрадиционное поведение русских и нерусских — ресторан Los Bandidos — неожиданный вечерний концерт

В этот день у нас был запланирован аквапарк. Не спеша посмаковали завтрак с шампанским (мы конечно не аристократы и не дегенераты, как говорил незабвенный Лёлик в «Брильянтовой руке», но шампанское по утрам пили) и пошли на остановку автобуса 102. Минут через 15–20 мы уже были в аквапарке.

Двое мужчин в Айя-Напе на Кипре

Название у него очень «оригинальное» — «Water World», то есть «Водный мир», если кто не понял. Ну, а дизайн очень даже ничего. Всё в древнегреческом стиле — статуи, колоннады, сразу почему-то вспоминается любимая книжка детства «Легенды и мифы Древней Греции».

Гид Юля не обманула — билеты так и стоят 35 Евро, мы проходим отдельным турникетом со своими бумажками. Подробно описывать все прелести отдыха в аквапарке не буду — думаю подавляющее число людей бывали в таких заведениях. Горки возможно здесь не самые крутые, хотя две «камикадзе» очень даже ничего.

Двое мужчин в Айя-Напе на Кипре

Ну, а остальное как везде — детские горки и «брызгалки-поливалки», река с течением по кругу вдоль всего парка, волновой бассейн — каждый час раздается призывный гудок и желающий попрыгать на волнах народ уже подтягивается, продолжается правда всего десять минут — энергетически сильно затратный похоже аттракцион.

Был мной замечен один интересный эпизод около горок, где надо съезжать на специальных матрасах лицом вперед. Матрасы эти висят на стойке около лестницы на горку. Компания немцев (а может австрияков или швейцарцев, в общем немецко-говорящих), прокатившись на этих матрасах, бросили их прямо у выхода из бассейна, не потрудившись пронести 15 метров до стойки. Тут, кстати, просчет организаторов — стойку надо ставить как раз у выхода из бассейна, а не у входа на горки. Те кому надо прокатиться, не поленятся, пройдут 15 метров, а вот кто уже прокатился…. Тем не менее, поведение их было некультурное. И если б это были наши (ТАГИЛ РУЛИТ!) я бы наверное нисколько не удивился, а от немцев не ожидал (а как же знаменитый немецкий ordnung?). Каково же было мое удивление, когда наши туристы, прокатившиеся с горки и отнеся свои матрасы на стойку, со словами «ну нехорошо так» взяли брошенные кучей немецкие матрасы и отнесли их туда же. В общем разрыв шаблона, так сказать. Ну, а Ваш покорный слуга после этого эпизода не поленился перенести стойку к выходу из бассейна, чтоб предотвратить такие ситуации в будущем. Не в плане похвастаться, так к слову, а то скажете — «культурный, да? а сам то почему порядок не навел?»

Ну, а в целом — аквапарк как аквапарк, разве что тематический — дренегреческий. Покрасивей многих других будет. В общем, ожидаемо приятное времяпрепровождение для лентяев. Единственный неприятный момент — абсолютно беспонтовое кафе с беднейшим ассортиментом блюд хренового качества. Не утрирую — так и есть. Разница с кафе в городе колоссальная. А цены ничуть не меньше. Альтернативы нет — иди поторгуйся. Нет, конечно альтернатива всегда есть — оставайся голодным. Мы поели, но явно только чтоб вопящий желудок заткнуть.

Вернулись уже под вечер, время как всегда в таких местах пролетает быстро, хотя там кажется что идет медленно. Ужинать пошли в мексиканский ресторан Los Bandidos, который многие рекомендовали в интернете, желудки ведь надо порадовать после ужасной забегаловки в аквапарке. Да, ресторан был популярен. Если в это время года, на излете сезона, почти все рестораны стояли тихие, пустые или полупустые, то тут кипела жизнь. Столики почти все заняты, официанты снуют с полными блюд руками, народ веселится, пьет пылающие коктейли и ест с шипящих сковородок — в общем, видно сразу, что здесь всегда весело, вкусно и шумно. Столик достался конечно не самый лучший — хорошо, что вообще достался. Но надо признать что несмотря на всю суету обслуживание поставлено отменно. Мексиканские блюда были как и полагается — горячими, острыми и вкусными. Только успевай пивом заливать пожар во рту. Атмосфера тоже воссоздана хорошо — латинские песни, костюмы, декорации — прям то, что хочешь получить в мексиканском ресторане. Очень всем рекомендую это место.

Двое мужчин в Айя-Напе на Кипре

Выпив на дорожку еще по бокалу пива, пошли прогуляться и совершенно неожиданно наткнулись на интересное зрелище — по улице шагали артисты с музыкальными инструментами, играли на барабанах, волынках, несколько человек вертели горящие факелы, а столпившиеся вокруг туристы снимали это действо разнообразными гаджетами — телефонами, фотоаппаратами, планшетами и даже ноутбуками. Вся процессия двигалась явно с какой-то конечной целью и мы пошли за ними. И артисты и толпа заходили в стены какого-то монастыря неподалеку от нашего отеля. Мы нырнули туда же. Оказалось что там проходит фестиваль творчества народов Средиземноморья, на стенах висят разные картины, продаются сувениры, а большую часть внутреннего двора монастыря занимала сцена и ряды стульев импровизированного зрительного зала. Становилось интересно. Мы решили примкнуть к зрителям и пробрались к свободным местам, а их было уже немного. Выступления были разные — интересные и не очень, песни мелодичные, ритмичные и так себе, но что подкупало — все самобытные, искренние и с внутренним огнем, идущим от исполнителей.

Невооруженным глазом было видно — люди не за деньги стараются — от души, все на 100% энтузиасты своего дела и искусства. Некоторые номера были такими зажигающими, что 70-летние старушки и старички пускались в пляс вместе с исполнителями. И так это было далеко от современной попсы, нацеленной на сбор денег, так радовало душу чувство сопричастности с чем-то искренним и настоящим, что просидели мы до конца, не жалея ладоней на аплодисменты.

17 октября — экскурсия в Северный Кипр — проверка документов — флаги на горе — горные дороги и мастерство водителей — замок Св. Иллариона — все выше и выше — крепость в Кирении — аббатство Беллапаис.

В этот день мы планировали отправиться на экскурсию в оккупированную Турцией территорию — Северный Кипр. В 1974 году Турция, посчитав, что на Кипре происходят притеснения турков-киприотов (что имело под собой основания), ввела свои войска в Северный Кипр и «откусила» добрую треть острова, создав там Турецкую Республику Северного Кипра, которую никто в мире не признает, а Турцию в основном из-за этого не пускают в Евросоюз. А им наплевать, как Путину сейчас (КРЫМНАШ). Но тогда, осенью 2013, мы про Крым еще и думать не думали, а вот в Северный Кипр съездить собрались.

Взяли с собой загранпаспорта (а как же, все строго) и купленные путевки, автобус собрал экскурсантов с нескольких отелей и взял курс на север. Через час езды прибыли к границе оккупированной территории. Шлагбаумы, блокпосты, колючая проволока. Супер-серьезные турецкие пограничники глядели неприветливо. Плотная дама — турецкий пограничник — шла по проходу автобуса и внимательно, ОЧЕНЬ внимательно сверяла содержимое загранпаспортов с их хозяевами. Её лицо было настолько серьезным, что выглядело даже комично и всё казалось фарсом, шуткой, розыгрышем. Мне казалось, что вот-вот жутко серьезная дама-пограничник засмеется, скинет фуражку и скажет сквозь смех: «Да пошутила я, ПО-ШУ-ТИ-ЛА!». Но нет, шутить тут никто не собирался. Проверили, отдали документы, поехали дальше. МТС тут же присылает SMS: «Мы рады приветствовать Вас в Турции!» Т. е. для них вопрос давно решенный, забавно. Хотя конечно правильно, им то надо договариваться с действующей властью, а не разбираться в правовых тонкостях…

Еще до поста проверки на склоне горы вдалеке были видны два огромных прямоугольника раскрашенной земли — один красный с белым полумесяцем — турецкий флаг, второй — белый с красным полумесяцем — флаг непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра. Предмет гордости одних и унижения других, выставленный на всеобщее обозрение.

Доехали до гор и полезли вверх по крутым горным серпантинам. Не в первый раз уже поразился я искусству водителей этих длинных автобусов. Повороты они могут проезжать на скорости километров 40 в час, чуть не отрывая от земли колеса с одной стороны, а там где я побоялся бы на легковушке проехать, проезжают задом в горку где с одной стороны скала, с другой — обрыв. Жутковато. Пока ехали кругом виднелись воинские части, казармы, спортплощадки, полосы препятствий и т. п. Часто попадались знаки с изображениями солдат с автоматом и какими-то предупреждениями на турецком. Еще перечеркнутый фотоаппарат — ну это я догадался, хотя это не мешало мне снимать направо и налево.

Наконец прибыли к замку Святого Иллариона. Выходишь из автобуса и чтобы увидеть развалины замка задираешь голову так, что шапка сваливается (если она есть).

Двое мужчин в Айя-Напе на Кипре

И ведет туда исключительно пешеходная тропа. Гид сказала, чтобы соизмеряли свои силы, так как до самого верха могут дойти только самые сильные. Мы конечно вознамерились пройти по тропе до конца. Надо сказать что нагрузка на ноги и дыхалку выпала приличная. А десятипудовые тёти и сильно пожилые дедушки и бабушки благоразумно остались на первой площадке далеко внизу. И правильно, любая тропка в конце подъема давалась уже с большим трудом и одышкой. Больше всего поражает, что здесь люди ЖИЛИ на постоянной основе, ежедневно спускались вниз, поднимались. Неплохо так сходить к морю искупаться за пару километров по вертикали. Но они так высоко забрались конечно не просто так — чтоб завоевать их было трудно. Неспокойно тут было в средние века — убивали-грабили за здорово живешь. Зато наверху виды открываются захватывающие дух и развивающие воображение. Фотоаппарат как обычно передать всего восторга не может.

Потом поехали вниз, но уже по другому склону горы — в сторону моря, в город Кирению.

Двое мужчин в Айя-Напе на Кипре

Посетили Киренийскую крепость — довольно скучная коробка с толстенными стенами и глубокими подвалами.

Что было интересно — в подвалах с помощью кукол были кое-где воссозданы картины той жизни — например, бойцы возятся около бойницы с огромной пушкой, офицер лежит рядом на кушетке, руки за головой.

Т. е. никакой показухи — «герои-командиры в первых рядах» и прочее. Показали всё как и было.

Потом еще посетили аббатство Беллапаис — красивые готические постройки с живописными сводами.

Двое мужчин в Айя-Напе на Кипре

Чем это место было знаменито, к сожалению не помню, но всемогущая Википедия, если захотите, даст все ответы.

Что поразило — так это современные виллы высоко в горах — метров 500 от уровня моря точно. Не могу себе представить как хотелось человеку иметь красивый вид из окна, чтобы строить жилье на такой верхотуре — тащить туда все материалы и прочее и прочее. Есть еще романтики на этой кипрской земле под турецким флагом.

На обратном пути на горе — фигура турецкого лидера Ататюрка между двух флагов — Турции и Северного Кипра. Прям как живой кто-то идет только росту гигантского.

Двое мужчин в Айя-Напе на Кипре

18 октября — багги на прокат — ветер в харю — морские гроты — мыс Каво-Греко — Протарас — Паралимни: Сита-мобайл — ДТП — ресторан, где нет чили — дорога домой — как отдать багги?

На седьмой день пребывания наконец надумали на чем-нибудь покататься для разнообразия. Были в прокате мотоциклы, квадроциклы, багги разных размеров и такие интересные штуки — моноколесо с мотором и рулем, человек стоит на подножках колеса и довольно быстро едет, сохраняя равновесие только вправо-влево, так как вперед-назад не дает упасть само колесо, автоматически увеличивая или снижая скорость. Только стоили они совсем не по-детски, да и далеко не поездишь, аккумулятора не хватит. Поэтому решили мы сутки покататься на здоровом мощном багги.

Загранпаспорт в залог и 110 Евро за прокат — и черный рычащий зверюга наш на целые сутки. Управление простое если не сказать примитивное, в чем мы убедились покатавшись по центру Айя-Напы. Кстати это было не очень просто, но не из-за управления, а из-за того, что Кипр как бывшая английская колония имеет левостороннее движение. Мне в таком «зеркальном» отображении еще ездить не приходилось. Прямо-то еще ничего, а вот повороты непросто проходить. Весь твой опыт водителя говорит «направо — поверни, налево — пропусти», а тут надо наоборот, да и после поворота все время норовишь на встречную полосу податься. В общем, дело привычки конечно, через пару часов мы с Сашей уже лихо рулили невзирая на эти право-левые нюансы.

По маленькой сонной Айя-Напе ездить было скучно, решили мы съездить в Паралимни, так как опять у Саши возникли вопросы по мобильной связи — на этот раз с оплатой. Закралось у него подозрение, что девушка в салоне Cyta mobile деньги на баланс телефона не положила, а попросту прикарманила, больно уж дебет-кредит не бьется. Ну, а заодно заехать посмотреть на морские гроты, что видели на морской прогулке, на мыс Каво-Греко, заехать в Протарас искупаться, ну и просто с громом и шумом покататься на нашей коробчонке-погремушке.

Двое мужчин в Айя-Напе на Кипре

Уж чего-чего, а грому и шуму мы получили с избытком, особенно когда выехали на трассу и развили максимальную для нашего багги скорость — 90 км в час. Мотор рычал как раненый зверь, а ветер рвал волосы и свистел в ушах так, как будто ты прыгнул с парашютом. Разговаривать можно было только жутким криком в самое ухо собеседника. И хоть на улице было жарко, не меньше 26–27 градусов, на таком ветру мы даже начали немного замерзать. В общем акция «Ветер в харю» удалась на славу.

Довольно быстро добрались мы до морских гротов. Море было неспокойно, волны с такой силой бились в скалы берега, что соленые брызги особо удачной волны накрывали тебя с головой даже за 10 -15 метров от берега. Мы очень быстро в этом убедились, когда пытались поснимать эти волны и скалы вблизи. И через 5 минут уже были мокрые с ног до головы.

Двое мужчин в Айя-Напе на Кипре

Потом поднялись на гору на мысу.

По дороге на гору тут и там попадались всякие деревца и растения и у каждого — табличка с названием и краткой историей этого растения — этакий дендрарий в открытом доступе.

Дальше по курсу был у нас городок Протарас. Такой же курортный городок как и Айя-Напа, разве что потише, поскромнее — для людей постарше. Хорошие отели, чистые улицы, оборудованный пляж с кафешками и лежаками — ожидаемая картинка курортного европейского городка.

Двое мужчин в Айя-Напе на Кипре

Покупались, позагорали — и дальше — в Паралимни.

Тут то и поджидали нас небольшие неприятности. Покрутившись с непривычки по городу и найдя таки тот салон Cyta mobile, в котором были в прошлый раз, я собрался припарковаться около него, но не рассчитал габариты нашего «зверя» и крылом зацепил стоящую на обочине Тойоту Королу. Негромкий скрежет, толчок и привет, приехали. В голове сразу понеслись картинки — полиция, штраф, разборки с прокатной конторой и страховой компанией (багги то застрахован конечно и моя ответственность тоже). Дьявол отчаянно шептал на ухо: «езжай дальше, никто не видел». Я машинально проехал еще 10 м, повернул за угол и остановился — в салон то все же нам надо было зайти. Это я так убеждал себя и Сашу, что мы не сбежали, просто сначала зайдем в салон, а потом будем разбираться с ДТП. Кстати, на нашем «танке» не было ни царапины. Выйдя из-за угла сразу понял, что дьявол был не прав — какой-то турист стоял и отчаянно пялился на меня и на поврежденную Тойоту, явно говоря всем видом, что он всё видел. Я глянул на него с видом «чо пялишься — сам знаю, щас разберусь» и мы зашли в салон.

В салоне была как раз та девушка, что помогала нам подключиться в прошлый раз и которую мы подозревали в присвоении 10 Евро. Начали обсуждать что там на счет падало или не падало, а я краем глаза вижу, что мужчина, стоявший в салоне, вышел на улицу, и тот самый турист «Зоркий Глаз» показывает на повреждения его Тойоты и тычет пальцами в нас. Тот тут же заходит в салон — ну думаю щас будем разбираться еще и почему я уехал с места ДТП. У нас бы лишением прав попахивало. Да, отвечаю на его вопрос, я задел Вашу машину — просто сначала хотели в салоне вопросы порешать. Вышли, посмотрели — в общем не такие и сильные повреждения — царапина и потертость на переднем крыле, само крыло Тойоты торчит немного. Хозяин тут же его вставил обратно. Походил, посмотрел. Я думаю «давай уже вызывай полицию, у вас же все застраховано — перестраховано, без нее никак». «ОК» — вдруг говорит он, — «no problem». Я аж оторопел — как «no problem», когда крыло стопудово красить надо? А он мне руку протягивает и улыбается, типа не переживайте (наверное у меня был неважный вид в предвкушении разных неизвестных мне еще проблем). И так мне стало стыдно за себя — вот ведь думаю какие есть хорошие люди, а ты мало того, что скрылся с места ДТП, а сам на его месте сразу же или деньги стал бы вымогать или полицию вызывать. А этот улыбается, как будто ему услугу оказали. «Давай», говорю ему «хоть часть на ремонт дам». А он руками машет — мол отстань. Ну не от мира сего эти киприоты! На силу ему 20 Евро (сколько было в бумажнике) сунул в руку, хотя что он на них сделать сможет, не знаю, разве что тряпочкой с полиролью царапины протереть.

Саша тем временем закончил разбираться с девушкой из салона, вроде как она объяснила ему куда те 10 Евро у него потратились. Ну так или иначе, а пора было в обратный путь трогаться. Закусили в ресторанчике на соседней улице. Хотели (после Los Bandidos не иначе) заказать что-то поострее, ничего такого у них не было, тогда сказали принести соус чили. Принесли какую-то кисло-сладкую дрянь — ни капли остроты. Я говорю «Хот соус», а они «вот он и есть». Тьфу! Кончилось дело тем, что пришла администратор, поняла (наконец-то) что нам надо, но тут же ответила что соуса чили у них нет. Есть типа соус Табаско — острый. «Давайте, несите» — нам уже было пофиг. Да, Табаско был острый, но вкус совсем не как у чили, помидоров нет и в помине, один перец. В общем не исполнил ресторан наш маленький каприз. Начинало темнеть, когда мы тронулись в обратный путь и когда подъезжали к Айя-Напе, совсем стемнело. Издалека были видны аттракционы луна-парка — тарзанка, Booster, рогатка и огромное разноцветное колесо. Кстати, потом уже дома, поглядев на карту я обнаружил, что прямая дорога между Айя-Напой и Паралимни чуть не втрое короче чем через Протарас и мыс Каво-Греко. А мы запомнили как автобус ехал, так и катались вокруг.

И тут я вспомнил, что завтра с самого утра мы едем на экскурсию в горы Тродос. А как же мы сдадим багги? Сейчас то контора уже не работает. Платить 110 Евро еще за сутки что-то не улыбалось. Приехали в отель, звоню по тому мобильному, что парень из проката оставлял. Трубку взял точно не он, но тому, что ответил, на ломаном английском я объяснил, что сдать завтра багги не можем, можем сейчас прикатить куда скажете. Он заверил меня, что нет проблем, оставляйте возле отеля, а ключи на ресепшн. Там же они оставят мой паспорт (который в залоге). Ну и ладно, довольные что все легко устроилось, поужинали и пораньше пошли спать, так как вставать чуть ли не 6 утра надо было.

19 октября — экскурсия Гранд Тур. Поездка в горы Тродос — воздух в горах — памятник Макариосу — его могила — Зивания — монастырь Киккос — очередь к иконе богоматери — обед «дешево, много и вкусно» — виллы в горах — камень и пляж Афродиты — измена со сдачей багги

Нам оставалась последняя экскурсия — в горы Тродос и монастырь Киккос — один из самых крупных и богатых православных монастырей. Теперь мы поехали не на север, а на запад, мимо известного курорта Лимасол, потом на север по трассе на Никосию, не доезжая ее, повернули опять на запад.

Перед горами, которые уже виднелись на горизонте, остановились около большого кафе, где стояло уже несколько автобусов. Похоже всех туристов сюда завозили перед экскурсией, наверное хозяева кафе умеют мотивировать водителей и экскурсоводов. Очередь выстроилась за кофе и соками как в мавзолей, как будто народ ничего не пил неделю. Ну и конечно через какое-то время такая же очередь выстроилась в туалет. В женский. Хозяева привлечь то народ смогли, а вот условия обеспечить почему-то не хватило ресурсов. То ли умственных то ли финансовых. Сделали два одинаковых туалета, в мужском свободно, в женском очередь жуткая. В итоге у самых нетерпеливых дам стало улетучиваться чувство смущения, и сначала робко и с кучей извинений, а потом уже смело и чуть ли не вперед мужчин, женщины стали использовать и мужской туалет. Бытие определяет сознание)))) В сложных условиях с человека слетает вся эта культура и цивилизация. И нисколько не сомневаюсь, что в условиях отчаянных и страшных, когда есть угроза жизни, люди готовы и убивать друг друга (а может и жрать, когда больше нечего). Но это так, мысли вслух, навеянные очередью в туалет……

Поездки по горам на длинном автобусе — дело непростое, но о профессионализме тамошних водителей я уже писал. После часа кружения по серпантину мы добрались наконец до вершины, где находился монастырь. Но сначала поехали к могиле архиепископа Макариоса III, который боролся с англичанами за независимость Кипра и стал первым его президентом.

Когда вышли из автобуса, первое, что поразило — воздух. Я никогда еще не пил (слово «дышал» тут не подходит) такой вкусный, чистый и свежий воздух. Чистый понятно почему — на многие километры одни горы, но еще напоенный ароматом хвои и кедровых шишек, к которому примешивался очень легкий аромат каких-то еще растений и цветов, что вместе составляло какой-то волшебный букет.

Двое мужчин в Айя-Напе на Кипре

Хотелось запечатать этот воздух в баночку и забрать с собой.

Да, Макариоса здесь чтили. Огромный в полный рост памятник (метров 10 в высоту) стоял на смотровой площадке.

Охрана возле гробницы.

Да и в самом монастыре сразу видно денежки водятся. На дорожках вокруг гробницы (сплошь выложенных декоративным камнем) через каждые десять метров — мозаичные портреты православных святых.

Двое мужчин в Айя-Напе на Кипре

Смотрится красиво и богато, но нет ощущения времени, не верится, что этому монастырю не один век. Впрочем, могиле то всего 37 лет.

Ну, а на площади с памятником Макариосу примостился магазин для туристов. Иконки, фигурки святых, полотенца и разные сувениры с символикой монастыря Киккос. Ну и конечно куча алкогольных напитков. Кагор, медовуха (которую конечно делают монахи в своих кельях), ну и самый тут известный напиток под названием Зивания. В разных видах, в разной таре, просто засилье. И цены недешевые совсем — бутылка 0,7 л стоила в районе 20–25 Евро. А «монашки» в магазине такие продвинутые продавцы — консультируют отменно. «Это по старинным рецептам, все освещено у иконы богоматери — просто целебный бальзам» — увещевают. Кошельки туристов конечно всегда открыты на такие вещи. Мы с Сашей тоже поддались на уговоры, купили по бутылке этого «нектара». Но поверку дома, уже в России, оказалось (как и предполагал впрочем), что это отвратительного вкуса самогон, по сравнению которым наша обычная водка — коньяк ХО. Но все равно выпили — не пьянства ради, здоровья для.

Могила с магазином — на вершине горы, а в 200 м ниже по склону — сам монастырь Киккос. Создан он был по единственной практически причине — как хранилище чудотворной иконы Богородицы, которую привезли из Константинополя еще в XI веке. Надо ли говорить как чтят здесь эту святыню. И очень многие приезжают сюда только ради того, чтоб прикоснуться к этой иконе. А очередь — длинною в жизнь. И народ весь как один выстроился в эту очередь. Люди с таким исступлением целовали все иконы, которые проходили пока шла очередь к главной святыне, так истово крестились, что мне это казалось все слишком нарочитым, «напоказ», хотя я конечно могу ошибаться. Я человек неверующий, скорее «сочувствующий», поэтому мне все эти поклонения были не очень интересны. Хотя я честно отстоял длиннющую очередь, прикоснулся к чудотворной иконе (хотя даже не к самой иконе, а к серебряному окладу, под который ее уже давно спрятали), попросил о сокровенном (вам конечно не скажу о чём). Мне больше была интересна архитектура, быт монахов, которые тут живут. Хотя конечно в туристической зоне это все равно не так, как на самом деле. Думаю, что реальные условия, как они там живут, туристам не показывают, а то получится уже не монастырь, а театр. И тоже отчасти монастырь меня разочаровал своей новизной, яркой, свежей отделкой, как будто его построили вчера.

Двое мужчин в Айя-Напе на Кипре

Как же тут прочувствуешь, что он в XI веке основан, если кругом современные новые материалы и свежие краски?

Радостно конечно за них, что денег у них куры не клюют, и они могут какой хочешь ремонт отгрохать, но зачем новоделом старину портить?

Двое мужчин в Айя-Напе на Кипре

Может я конечно и не прав. Но я помню как в Риме стоят фактически развалины древних форумов и дух всех прошедших веков там очень даже чувствуется.

Когда настало время обеда, отправились в обратный путь, но уже по другому склону гор, в сторону моря. По дороге заехали в небольшую деревушку, где был непомерных масштабов кафе. Похоже тут останавливались все экскурсии, потому что для такой деревушки хватило бы в 10 раз меньшего заведения. Принцип «шведский стол», но чего только тут не было! Для каждого вида блюд — салатов, супов, горячего, десертов — отдельный огромный стол, где 10–15 наименований. И цены были раза в 2 дешевле, чем мы привыкли отдавать за обед в Айя-Напе. В общем, обожрались.

По дороге на пляж Афродиты (а мы ехали туда) в горах встречались приличные виллы, прилепившиеся к склону горы, на повороте дороги. Виды конечно там были замечательные, но я просто не представлял как они там строились и как возили материалы, если дорога — сплошной серпантин и склон такой, что с трех сторон дома — пропасть. Это как надо было хотеть жилье в этом месте! Как сказал гид, состоятельные киприоты стараются построить дом в горах, чтобы летом, когда на побережье невыносимо жарко, уезжать сюда.

Вот, спустившись по крутому серпантину с гор Тродос, мы подъехали к пляжу, где «вышла из волн морских и пены богиня любви и красоты Афродита» [конец цитаты чрезмерно восторженного экскурсовода из нашего автобуса]. Стоянка автобуса на одной стороне дороги, а пляж на другой, куда надо пройти через узкий тоннель под дорогой. Обязательная примета — кто найдет на этом пляже камешек в форме сердца, у того любовь будет — закачаешься. Все как один бросились смотреть камешки на пляже, коих там было великое множество. И даже те, кто не верил во все эти приметы, в том числе и я, все равно непроизвольно смотрели под ноги — не лежит ли там сердечко)))) Ну и что вы думаете? Нашел! Причем камень был действительно похож, симметричный, ровный, прям как на заказ.

Двое мужчин в Айя-Напе на Кипре

Не скрою, мне завидовали все, кто не нашел ничего или нашел кривые, корявые камешки, сердечко в которых мог признать только тот, кто специально рыл камни на пляже.

Уже вечером, когда начало темнеть, мы подъезжая к Айя-Напе думали, все ли нормально прошло с возвратом багги? И когда увидели его по прежнему стоящим перед отелем, поняли что не все нормально. На ресепшн отеля как мы и ожидали никто ничего не знал, за ключами никто не приходил, паспорт не возвращал. Блиииин, еще 110 Евро платить что ли? Звоню парню из прокатной конторы. «Да, я помню, извините» — отвечает он, «я в течение часа подъеду, отдам Вам паспорт». От души отлегло. Через час и правда свой паспорт я вернул.

20 — 21 октября — последние дни — жуткий Booster — мини-гольф — сувениры — море — рестораны — домой.

Последние два дня мы уже никуда выезжать не собирались, лежали на пляже, ели-пили, играли в теннис, в общем сладко бездельничали. После середины отпуска дни ускоряют свой бег, и становится все грустнее. Впереди дела-заботы, вместо теплого моря холодный и грязный Челябинск. Как раз в это время года в Челябинске всё серое и грязное — машины, дороги, дома. Единственное по кому скучал — семья. Дочке 2 с небольшим и когда она по скайпу кричит «Приезжай папа!» (с подсказки жены полагаю) — очень хочется домой.

Добрались мы в парке развлечений до аттракциона Booster — гигантской вращающейся перекладины, на краях которой закреплены сиденья. Высота — метров 40. Ощущения передать сложно. Когда летишь сверху зрительно кажется, что тебя размажет сейчас по помосту на котором стоит аттракцион. Мозгами конечно понимаешь, что когда садился, ноги до пола не доставали, но все равно непроизвольно всякий раз их поджимаешь, когда с такой высоты и с такой скоростью летишь прямо в помост. В общем рекомендую — это самый крутой аттракцион в парке, несмотря что самый дешевый — всего 8 Евро, хотя рогатка была 25, а тарзанка — аж 50.

Двое мужчин в Айя-Напе на Кипре

Было еще совсем другого рода развлечение — мини-гольф. На ровном газоне создано 16–18 площадок с разными изгибами и препятствиями и лункой для шарика в конце. И кто за меньшее количество ударов загонит шары во все лунки — тот и выиграл. Интересно и увлекательно. Нигде раньше не видел.

Ну, а в остальном — обычное окончание отдыха — магазины, сувениры, рестораны и море, которого еще долго не увидишь. Деньги кончились, хотя и так старался не шиковать. И обычно на отдыхе в 1000 долларов укладывался, а тут 1000 с лишним Евро улетела и не заметил. Я понимаю, у всех масштабы разные, кому то и 10–20 тысяч не хватит, но я то просто про отдых, без покупок каких-либо, максимум — небольшие сувениры. Все же Кипр — не самая дешевая страна для жизни, несмотря что тут недавно был серьезный финансовый кризис, а может как раз поэтому — пытаются вернуть потерянное)))).

Вот и все пожалуй, отдых получился неплохим, главное — получили то, что хотели. Тепло, чисто (в отличие от Юго-Восточной Азии), вкусно, сервис на высоте. Нормальный европейский курорт. Пусть и не самый дешевый. Но думаю, что еще разок уже с семьей я сюда приеду. Всем удачных путешествий!