Турист Oleg N. (Nomad)
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Паро — Бутан Май 2014

ПАРО. ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.

Дорог в Бутане мало, поэтому в Паро мы ехали ровно так же, как и в Пунакху — по строящейся дороге (пару раз попав в конкретные пробки), через перевал Дочу-Ла, проехали Тхимпху, и оттуда еще час до Паро. Мы едва успели отъехать от Пунакхи, как дорога пошла в гору, и нас накрыл густейший туман, видимости практически не было, что особо актуально с учетом горного серпантина, по которому мы ехали.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 11

По дороге остановились в каком-то ресторане глотнуть чайку. Оттуда (ну само собой!) открывается вид на Гималаи, что подтверждает находящаяся внутри фотография. Да… С учетом видимости в пару десятков метров, это было актуально…

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 11

Ближе к Тхимпху туман рассеялся, и стало жарко. К половине двенадцатого мы уже подъезжали к Паро. Паро находится на западе страны, и является административным центром одноименного округа. Паро издревле играло важную роль — через долину, где стоит город, проходил единственный удобный путь на Тибет. Ну, а сейчас в Паро находится единственный международный аэропорт в Бутане.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 11

Один из многочисленных дзонгов.

Очередная коротенькая остановка была у слияния двух рек в местечке Чу-Зом. На остром треугольном мысе на стыке рек стоят три ступы, построенные в непальском, тибетском и бутанском стилях.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 11

Вообще, с реками и водоснабжением в Бутане все хорошо, благодаря большому количеству горных рек с быстрым течением, они даже экспортируют электричество в Индию.

В начале первого мы уже были в городе, и поехали… правильно, на ланч.

Вид на долину Паро.

Центрально-сувенирная улица в Паро.

Тут мы ланчевали.)

Ксю изрядно разболтало по дороге, поэтому большая часть еды досталось мне, чему я вовсе не был рад. После обеда, мы приехали в очередное волшебное место — Ринпун-дзонг.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 11

В 15 веке местные жители передали участок скалы под названием Хунгрел, на берегу реки Паро с видом на долину, ламе Друнг Друнг Гьял, который построил там небольшой храм, а потом — пятиэтажную крепость, которая получила название Хунгрел-дзонг. В 17 веке его потомки передали крепость нашему знакомому Шабдрунгу, который в 1644 году разобрал старую крепость, и заложил на ее месте новый дзонг, планировавшийся как монастырь и резиденция для администрации. В том же году дзонг был построен, и в нем разместились лица, ответственные за управление западного региона Бутана. Новый дзонг получил название Ринпунг-дзонг. Так же, дзонг защищал регион от многочисленных попыток вторжения тибетцев.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 11

Ринпунг означает «Гора Драгоценностей», подразумевая, что дзонг был построен из камня, а не из глиняных кирпичей, как обычно. Однако это не спасло его от пожара, в 1907 году дзонг сгорел вместе со всем своими драгоценностями. Уцелела только одна тханка. После пожара дзонг был перестроен. Сейчас в дзонге располагаются 14 храмов и алтарей — вот названия некоторых из них: Алтарь Ясного Кристалла, Храм одиннадцатиликого Авалокитешвары, Храм открывателей драгоценностей, Храм Будды Акшобьи, и так далее. Ну, и на закуску — в этом монастыре были сняты некоторые эпизоды фильма Бертолуччи «Маленький Будда».

Что бы попасть в дзонг, нужно перейти реку Паро по старинному мосту. Внутри он напоминает остальные дзонги, где мы уже побывали, так что подробно я его описывать не буду.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 11

Замечу лишь, что в храме мы снова попали на такую же молитву, как и в Пунакхе, и она снова вышибла нам мозг, и с высоты дзонга открывается шикарный вид на долину.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 11

Вид на долину из дзонга.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 11

Вид на дзонг с другой стороны.

Вид на дзонг от реки.

Вид на дзонг от моста.

После посещения дзонга мы поехали к храму Кьичу-Лакханг, который, как и все в Бутане, имеет интересную историю.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 11

Это один из самых старых тибетских монастырей в стране. Его основал царь Тибета Сонгцен Гампо еще в 7 веке. Согласно легенде, в свое время, всю территорию Тибета и Гималаев закрывала лежащая там гигантская демоница, мешая распространению буддизма, да и вообще, портя людям жизнь. Что бы ее победить, царь Гампо приказал построить 108 монастырей, пригвоздив ими к земле все части ее тела. Двенадцать из них строились в соответствии с точными расчетами. В самом центре стоял храм Джоканг в Лхасе, а там, где было ее сердце — стоит дворец Потала. Далее, три группы из четырех монастырей на определенном расстоянии охватывали различные части ее тела. Монастырь Кьичу-Лакханг был одним из самых удаленных, и соответствовал подошве демоницы.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 11

Храм сравнительно небольшой, но очень приятный и внутри и снаружи.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 11

Как обычно — с отличным видом вокруг.

Как-то мы спросили Даву, нравится ли ему водить туристов на экскурсии. Ответ был более чем положительный, и одна из причин была та, что с туристами он постоянно посещает различные священные места, которые по разным причинам он не смог бы посетить самостоятельно. Замечу, что когда Дава приводил нас в какой-либо храм, он сначала молился, делал приношение, а уже потом начинал нам рассказывать. И мы обязательно обходили храм вслед за ним, вращая молитвенные мельницы. Надо заботиться о своей карме. Вот он, буддизм в действии…

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 11

Следующим пунктом было не менее интересное место — Друкьял-дзонг.

Дзонг был построен около 1649 года в честь празднования победы Шабдрунга над тибетскими войсками. Дзонг стоит в нескольких километрах от города на вершине холма, откуда открываются сногсшибательные виды на долину с одной стороны, и горы с другой. В ясную погоду оттуда можно увидеть вершину Джумолхари, второй высочайшей горы Бутана — 7314 метров. Думаю всем ясно, что мы ее не увидели.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 11

К сожалению, в 1951 году дзонг сгорел (пожар произошел от масляной лампы), и сейчас от него остались только руины.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 11

Но зато по ним можно полазить, в поисках красивых видов или просто для удовольствия. Место исключительное, мы сначала не хотели туда ехать (какие-то развалины), но Дава настоял, и за это — спасибо ему!

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 11

Сегодняшняя программа закончилась, и к половине пятого мы приехали в очередную шикарную гостиницу со сложным названием Ugyen Phendeyling Resort and Meditation Center.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 11

Медитацией там можно было заниматься. Красивые небольшие красные домики (жилые, ресепшен, столовая) располагались на склоне долины Паро. Если смотреть на горы на противоположной стороне долины, то прямо напротив можно было увидеть знаменитый монастырь Гнездо Тигрицы, с другой стороны зеленая долина постепенно превращалась в зеленые, поросшие соснами, горы. В таких местах достичь нирваны куда как проще, чем в тех, где нам приходится проводить большую часть своей скучной жизни.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 11

Уточнив, где и во сколько будет ужин, мы с Ксю, уже не так сильно восторгаясь очередным шикарным номером, кинули вещи, и пошли прогуляться по окрестностям, пока еще было светло. Окрестности были хороши. Мы, пройдя через деревушку, расположенную вокруг отеля, вышли на склон выше. Кстати, и деревушка была весьма интересная. Небольшие, украшенные фаллосами домики, водяные молитвенные мельницы, установленные на небольшом ручье, текущем вниз по склону, местные жители, ковыряющиеся на своих огородах.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 11

Как я уже писал, со склона открывалась чудесная панорама — если смотреть вперед, то склон спускался в долину, упираясь в протекающую через нее реку Паро, далее был виден противоположный склон, с прилепленным к нему Гнездом Тигрицы. Все, кроме окультуренных территорий, было покрыто высоченными соснами и прочей зеленью. За горы за спиной спускалось солнце, подсвечивая долину. Наверное, это было самое красивое место из тех, где мы останавливались в Бутане.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 11

Дальше мы пошли вниз по дорожке, которая, как казалось, огибает деревню, рассчитывая свернуть с нее в свой отель.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 11

По дороге нам попалась группка местных детей — они, махая нам руками, радостно высыпали на дорогу, и мы, пользуясь благоприятной возможностью, устроили с ними фотосессию.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 11

Потом мы шли и шли вниз по дороге, в надежде, что будет поворот к нашему отелю. Фиг там! Дорога была одна, а все места, где в принципе можно было бы пройти, были перегорожены заборчиками — частная собственность! Зайдя на большую территорию какого-то небольшого храма, мы даже увидели красные домики нашего отеля — до них было рукой подать, но пройти не было никакой возможности! А идти обратно нам не хотелось, мы все надеялись пройти другим путем. В результате, уже почти по темноте, мы вышли вниз в долину, на основную дорогу, по которой мы ехали.

По пыльной и разбитой дороге прошли еще километра полтора-два, с трудом идентифицировав поворот налево, который вел к отелю. Мы как раз успели к ужину, замкнув круг километров этак в пять-шесть. Бутан — загадочная страна, и дороги там тоже загадочные.