Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Кострома — Россия Июль 2009

Лето началось сразу с двух смелых идей: 1. Купить у знакомого старую «шестерку», которую он продавал очень дешево, 2. Отправиться на ней в путешествие. Идеи принадлежали молодой девушке, чуть за 20, и ее маменьке. Короче, мама с дочкой — это мы, главные героини повествования. Дело в том, что в начале июня дочка получила права. Осторожные и скуповатые мужчины нашего рода заявили, что для начинающего шофера «шестера» — самое то, потренироваться, вокруг города покататься, а уж потом «папа доверит свою машину».

Кострома, Мон Амур

Дочь только кивала, она была согласна хоть на «запорожец», потому что мы часто мечтали с ней об автопутешествиях по нашей необъятной России, а муж мой, дочкин отец, увы, не романтик и не путешественник. А тут все сошлось. Есть машина, есть полный рвения шофер, есть отважный пассажир. Для начала мы решили ехать не очень далеко и не очень надолго. Маршрут сочинился быстро: Кострома — Плес — Щелыково. От нашей Вологды до Костромы около 270 километров.

Главным препятствием для молодого шофера мы справедливо сочли Ярославль, самый большой город на нашем предполагаемом пути, поэтому совершили тренировочную вылазку именно туда. Обошлось без происшествий, полмаршрута было освоено с первой попытки. И вот ясным, радостным июльским утром мы уже держим курс на Кострому. Дорога от Вологды до Ярославля — все 199 км — просто прекрасная, ровный асфальт, яркая разметка, чудесные виды родных просторов по обе стороны от трассы радуют глаз, все предвещает только удовольствия!

О том, что машина зачихала уже около Пречистого (примерно 100 километров от Вологды), рассказывать не буду. Скажу только, что знакомство с Костромой мы начали с автосервиса. Но, как говорил Остап Бендер, «к пожарной охране, которую я в настоящий момент представляю, это не относится». Будем сосредотачиваться только на хорошем! Учитывая скромный опыт моего водителя, до Костромы мы доехали сравнительно быстро — дорога заняла около 5 часов.

Слава-слава костромским мастерам автосервиса! Чем могли, тем помогли и заодно душевно объяснили, как добраться до гостиницы «Дворянское гнездо» — нашего пристанища на 3 ночи. Номер я забронировала заранее по телефону. Персонал «Гнезда» оказался очень заботливым. Пока мы ремонтировались, нам позвонили из гостиницы, осведомляясь, не потерялись ли мы, все ли благополучно с прибытием.

Гостиница «Дворянское гнездо» занимает один подъезд довольно большого здания. Остальные принадлежат отелю «Шелест- офф», видимо, довольно престижному. По крайней мере на огороженной территории «Шелестова» даже бил фонтан. У нашей гостиницы своей территории практически не было, но для машины место нашлось. «Гнездо» очень чистенькое. Стены обшиты пластиковыми панелями (может, это как раз и имеет отношение к «пожарной охране», но зато выглядит все очень опрятно). Номер мы сняли самый простой, двухместный: две кровати, шкаф, телевизор, холодильник, туалет.

Душевая — большая комната, также обшитая белыми панелями, — за стеной. Плещись, сколько хочешь! Постояльцев было немного, возможно, потому, что мы поехали в рабочие дни. Правда, отсутствие кондиционера сказывалось. На улице стояла жара, и в номере было душно, несмотря на распахнутое окно. Особая благодарность работникам гостиничного кафе! Когда мы усталые, но довольные возвращались в гостиницу впритык к закрытию кафе, они заботливо жарили нам яичницу, резали бутерброды и улыбались, улыбались, а это так важно!

Приняв душ, переодевшись, мы отправились на встречу с Костромой. Обе мы в разное время бывали в этом городе. В моей памяти и на фотографиях запечатлелись Ипатьевский монастырь, музей деревянного зодчества, краеведческий музей, огромный мост через серую осеннюю реку, гостиница «Волга». В этот раз, учитывая на редкость теплые дни, решаем — только гулять, никаких музеев! Первым делом мы поспешили к Волге, конечно, не гостинице, а великой реке — русскому Нилу, как назвал ее один автор. Мы спустились к самой воде, я разулась — вода оказалась очень теплой, мягкой. Белый пароход у пристани манил в новые путешествия. У легендарной беседки Островского самозабвенно целовалась парочка, не обращая на нас никакого внимания.

По зеленым аллеям мы поднялись в исторический центр. Вологду и Кострому любят сравнивать, даже песенка существует на эту тему: «Спорит Вологда и спорит Кострома». Спорить не о чем. Старинные русские города — особая, неяркая, но невыразимо прекрасная краска на многоцветной палитре России. А Кострома показалась такой милой, приветливой, радушной, что в голове все время крутились строчки из другой песни: «- Здорово, Кострома! — Здоровянька!»

Кострома, Мон Амур

Со школы помню еще об одном споре: несколько приволжских городов спорили о том, какой из них вывел Островский в «Грозе» под именем Калинова. Памятуя о деле Клыковых (злобная свекровь довела невестку до самоубийства), которое произошло в Костроме, я все-таки склоняюсь к мысли, что Кабаниха и Катерина родом не отсюда. Очень уж домашняя, мягкая атмосфера разлита в воздухе.

— По твоей логике, и «Бесприданница» тоже не отсюда, — парирует дочь. — Ее же тоже застрелили! А «Жестокий романс» Эльдар Рязанов именно в Костроме снимал…

Тут мне подумалось, что великий драматург довольно безжалостно расправлялся с лучшими своими женщинами: Снегурочку «растаял», Катерину «утопил», Ларису» застрелил»… К мужчинам он был снисходительнее. И когда чуть позже мы увидели памятник «Колумбу Замоскворечья» напротив драматического театра, я внимательно всмотрелась в лицо Островского. Кажется, раньше оно мне казалось более добродушным…

Для меня любые места, в первую очередь, ассоциируются с людьми, которые здесь жили и живут, поэтому с радостью, как старых добрых знакомых, приветствовала я памятники людям, ставшим гордостью Костромы: Юрий Долгорукий — основатель города, крестьянин-патриот Иван Сусанин. Серьезные люди, великие свершения…

Кострома, Мон Амур Но, честно признаюсь, больше радостного оживления лично у меня вызвали восковые фигуры Остапа Бендера, Кисы Воробьянинова, мадам Грицацуевой в окнах кофейни «Рога и копыта». Об этом кафе я читала в интернете сплошь положительные отзывы, и они ничуть не преувеличены. Любезные официанты, одетые в стилизованную под эпоху 20-х годов одежду, вкусное и разнообразное меню, коктейли, кофе…

Когда мы вышли из кафе, на город опустился светлый теплый летний вечер. Мы описывали круг за кругом по центру, с восхищением разглядывая каждый раз неожиданно вырастающий красавец — Богоявленский монастырь, торговые ряды, изящную Пожарную каланчу, многочисленные старинные особняки с уютно распахнутыми окнами. Из-за занавесок доносились голоса, звуки телевизора, музыка… Вот старинной кладки красные массивные стены костромского винзавода, похожие на крепостные стены.

Зашли в фирменный магазин. Спиртосодержащие напитки местного производства оказались довольно недорогими, купили подарки родственникам, которые знают в этом продукте толк… Бродили долго, к гостинице шли пешком — от центра это около получаса ходьбы. Тихо, тепло, мягко. Взгляд фиксирует отдельные живописные картинки.

За распахнутыми коваными воротами бушуют разноцветные мальвы… В луже отражается высокий сталинский дом с гипсовыми статуями. Во дворе деревянного двухэтажного дома колготятся цыгане, человек десять… Прямо из асфальта растет старинный железный самовар. А это облупившееся здание, наверное, бывший Дом культуры. На нем до сих пор висит кованая театральная маска, а окна явно нежилые, пустые.

Несмотря на духоту, засыпаем быстро. Последние видения перед сном — серебристая рябь на Волге, белые колонны торговых рядов и зелень, зелень…

Плес

Кострома, Мон Амур
Утром после завтрака выезжаем в Плес. Наш путь лежит в Ивановскую область — около 100 километров от Костромы. Все начинается прекрасно. Весело бежит наша подлеченная «шестерка». Дорога неплохая, по бокам сосны, березки, деревни, дачи. Вот проезжаем современный, по слухам, богатый промышленный город Волгореченск. За ним нас ждет Приволжск, а там уже и Плес. Вот тут, перед Приволжском, и началось ужасное — асфальт снят подчистую, узкая дорога засыпана гравием, машина дергается и дрожит.

Мне все время кажется, что мы соскользнем с насыпи в кювет… «Лена, какой кошмар! — ахаю я. — Сколько езжу — такого ужаса не видела!» (На следующий день я убедилась в том, что бывают дороги куда хуже…) Но сегодня я ахаю и охаю, незаметно от дочери скрещиваю пальцы и твержу про себя: «Нам всегда везет! Мы в безопасности!» Сразу оговорюсь, что осенью мы вновь проезжали по этой дороге — все уже отремонтировано. На пути от Волгореченска до Приволжска водителю беспокоиться не о чем. К счастью, дорожный беспредел заканчивается, и по далеко не идеальной, но все-таки проезжей дороге мы вкатываемся в Плес.

Кострома, Мон Амур Плес… Само название какое поэтичное! Оставили машину на площади и сразу погрузились в классическое русское лето. Тишина, прерываемая стрекотом насекомых. Белые стволы берез, голубые крестики цикория, остатки старинной брусчатки под ногами. Высокое синее небо над головой… Яркие домики. Предприимчивые жители открыли в некоторых избушках частные музеи. Спускаемся на набережную, и словно попадаем в другое временное измерение. Белые старинные парапеты над рекой, двух-трехэтажные особняки, один из которых — дом-музей Левитана.

Кострома, Мон Амур

Здесь великий художник создал лучшие свои произведения. Конечно, чуть позже мы будем лазать по холмам и увидим тот самый вид — деревянная церковь в море зелени, что запечатлен в картине «Над вечным покоем» Пройдемся и по той самой «Березовой роще», примкнув к группе экскурсантов… Становится все жарче, и мы решаем искупаться. Следуя за праздными отдыхающими в шортах и сарафанах, приходим на городской пляж. Вода в Волге теплая-претеплая. Выходить из нее совсем не хочется. Плыву на спине — вверху синева, подо мной синева, вокруг синева… Благодать!

Обедаем в элегантном по интерьеру кафе: ветерок колышет белые занавески, на рояле стоят цветы… Попсовая музыка здесь так неуместна! Но, видимо, кто-то из персонала ее очень любит. На просьбу сделать коктейль со льдом девушка-официантка отреагировала с легким недоумением, но все-таки бултыхнула в бокал кусок замороженной воды. Дочь, которая была здесь в прошлом году, говорит, что стало хуже, раньше была атмосфера. На нашу долю, увы, атмосферы не досталось, и особо вкусной еды тоже… Но не за едой мы сюда и ехали!

Кострома, Мон Амур

Гулять по холмам над Волгой — сущее наслаждение, один вид живописнее другого! Много художников, иногда мелькнут экскурсанты. Фотографируем без конца. Около пяти часов снова идем на пляж, теперь на дикий… Много народу. Неудивительно, учитывая, сколько в Плесе выстроено особняков. С удовольствием плещемся в Волге и поднимаемся наверх на площадь, к церкви, где оставили машину. Обратный путь проходит быстрее, и даже ужасный участок дороги кажется короче. В гостинице нас встречают, как родных. Ужинаем в кафе и вновь выходим на прогулку до центра. Дочка мурлычет песню Бориса Гребенщикова: «Ах, Самара- сестра моя, Кострома, мон амур…" «Мон амур», — соглашаюсь я.

Щелыково

День третий. На повестке — Щелыково, имение АН Островского! Администратор в гостинице, узнав о наших планах, качает головой: «Далеко! Я там никогда не была…" Местный таксист приветливо объясняет, как туда доехать, хотя тоже добавляет, что сам там не был. Почему костромичи не ездят в Щелыково, мы поняли через несколько часов. Сначала ничто не предвещало проблем. Нормальная дорога, живописный городок Судиславль; скорее деревня, чем город Островский, и вот указатель «Щелыково — направо». Табличка-предупреждение: «Особые условия дороги» нас развеселила.

— Интересно, чем они особые? Может, частые и густые туманы? — фантазировала я. — Или на трассу выходят привидения? — дополняла меня дочь. Но очень скоро мы поняли, в чем особенность дороги до Щелыкова со стороны Костромы. Склоны, спуски, серпантины похлеще, чем южные, учитывая отсутствие асфальта и пыльные завесы, которые поднимают встречные тяжеловозы… Никаких указателей, куда ехать… Изредка появляются деревеньки из нескольких домов. Название одной из них впечатлило — Адищево! Выразительно и актуально!

Существует ли оно, это Щелыково, вообще, или мы едем в тьму- таракань? Этот вопрос мы задали единственному встреченному нами селянину.

— Ехайте дальше, вам туда, — махнул он неопределенно рукой, и мы, ободренные, потряслись дальше. Опять спуск, подъем, поворот… Ой, как страшно. Не к месту вспоминаю, что водительский стаж у дочери от силы месяц, и тайком отстегиваю ее и мой ремни безопасности. Вдруг придется выпрыгивать из машины на ходу! Тревожные мысли лихорадочно толкаются в голове. Кругом лес. Домов попадается совсем мало. Надеюсь, нас все-таки найдут, случись что… Наверное, дядька нас обманул… Я была в Карабихе, Спасском-Лутовинове, Михайловском, Ясной Поляне…

Кострома, Мон Амур Сейчас совсем не похоже, что мы едем в одно из легендарных мест на литературной карте России. Ой, ай, уф!!! Наконец, после полутора часов страданий, появляется Щелыково! Справа — ухоженное здание-новодел литературно-театрального музея. Слева — типичные для дворянской усадьбы ворота… Оставляем перед ними машину. Ну, здравствуйте, Александр Николаевич! Видит Бог, мы очень старались попасть к вам в гости. Входим под своды высоченных деревьев. Очень зелено, сумрачно.

Солнце сегодня спряталось за тучки, но наверняка и в жаркий день здесь тенисто. Автор «Снегурочки» встречает нас недалеко от входа. Массивный памятник поставлен почти напротив дома, где жил драматург с семьей. Тут же машины и фургоны с надписью «Мосфильм». К дому не пройти. Там снимают кино. Как сообщил нам худенький паренек из съемочной группы: «Пелагея и белый бульдог» по Акунину. Видим киношные кареты, стоящие на изумрудной траве. Видим какие-то фигуры у дома. Были ли там Феклистов или Кутепова — неизвестно… Мы не поняли.

Кострома, Мон Амур
Зеваки на съемочную площадку не допускаются. (Интересно, что два месяца спустя мы столкнулись с этой же съемочной группой в городке Кириллове в нашей области, но это уже другая история). Идем по центральной аллее дальше. В доме, принадлежавшем дочери драматурга, находится касса. Покупаем билеты в музей «Изба крестьянина Соболева» (друга Островского) и в Литературно-театральный музей. Щелыково вообще очень театральное место. Здесь с советских времен находится Дом творчества союза театральных деятелей.

Кто здесь только не бывал из корифеев отечественного театра! Кстати, подумалось мне, учитывая огромную популярность пьес Островского, дороги к Щелыкову могли бы быть получше. Если бы Александру Николаевичу «отстегивали» авторские отчисления за все фильмы и спектакли по его пьесам, не только главные дороги, но и все самые узенькие тропинки можно было бы покрыть мрамором. Итак, в театральном музее посмотрели костюмы, фотографии, афиши, макеты декораций… Вернулись в усадьбу, погуляли по парку-лесу.

Деревянные лестницы заводили нас в овраги и поднимали в беседки… Образ Островского в рубашке навыпуск, шароварах и широкополой шляпе (таким видели его в Щелыково современники) идеально вписывался в эти сумрачно-тенистые пейзажи, вроде бы и не тронутые временем. К сожалению, мы безрезультатно попытали местных жителей насчет ключика Снегурочки и Ярилиной долины.

— Были таблички-указатели, да их сломали, — пояснила нам миловидная девушка. — Вы как выйдете из ворот, идите направо, а там, может еще кого встретите и спросите. А воду из ключика не вздумайте пить! Никакая она не живительная, это я вам, как учитель химии, говорю…

Кострома, Мон Амур

Испытывать судьбу мы не стали. Вышли из ворот, сели в машину и поехали налево, в Николу-Бережки, деревеньку, которая находится в 2- 3 километрах от Щелыкова. Изба Соболева с крестьянской утварью не произвела особого впечатления. В буклете о музее написано, что Иван Соболев был прекрасным мастером-столяром, но в его доме нет ни резных орнаментов, ни рукописных эскизов. Горшки, плетеные короба и лукошки для грибов и ягод, прялка, домотканые половики. В наше время таких этнографических музейчиков появилось довольно много.

А вот погост рядом с Никольской церковью вызвал наше благоговейное молчание. Три могилы, одна черного мрамора, две белого… Клан Островских покоится тут: сам драматург, жена Мария Васильевна, дочь Мария Александровна. Рядом — могила Островского-старшего, отца А. Н. Село Никола-Бережки совсем маленькое, заросшее травой. Просто удивительно, что в таком тихом и уединенном месте без всякой помпы покоится наш русский Шекспир.

Возвращаемся в Щелыково вместе с солнцем. День распогодился, припекает. Пытаемся пообедать, но находим только ларек, где покупаем бананы и какие-то коржики. Отдыхающие в пансионатах, а на территории усадьбы несколько стандартных с виду корпусов, сидят на скамейках, наверняка сытые и умиротворенные. А нам уже не очень хочется искать ключик Снегурочки — последнее на сегодня звено в нашей туристической цепочки. Банально хочется вкусно поесть и отдохнуть. Но дочка оказывается более решительной и стойкой.

Чуть отъехав от усадьбы, она тормозит, завидев откуда-то бредущих ребятишек. Спрашиваем про ключик, пожимают плечами, потом один вроде бы вспоминает и указывает направление. Закрываем машину и уходим в луга по едва протоптанной тропинке. «Какое сочетанье цветов и трав, какие переливы цветной игры и запахов приятных», — все описанное Островским в «Снегурочке» — правда. Были и переливы, и запахи. Даже если Берендеево царство все-таки находится под Переславлем, как считают некоторые, природа в Щелыкове красивейшая.

Видели заброшенный домик на берегу озерца или реки… Возможно, Куекши. Видели круглый, явно людскими руками сделанный остров, к которому, видно, вели мостки с берега. Теперь мостки сломаны… Подышали, полюбовались, развели руками и вернулись к машине. Обратно с нами поехала попутчица почти до самого Островского. За беседой о жизни дорога прошла быстрее. Женщина поведала, что дорога эта разбита уже много лет и они, местные люди, к ней привыкли, что со стороны Иванова дорога в Щелыково лучше, но для нас это намного длиннее…

Кострома, Мон Амур
Высадив случайную спутницу у какой-то деревеньки, мы двинулись дальше. Я неустанно сыпала комплименты водительскому мастерству дочери, вспоминая бессмертные афоризмы: «Орлята учатся летать!», «Как закалялась сталь», «Тяжело в ученье — легко в бою»… Щелыковские впечатления были вытеснены ощущениями от дороги, но они догнали нас уже в безопасном месте, в гостинице, когда мы сидели в нашем милом кафе, попивая красное сухое вино…

— Есть что-то эдакое, колдовское в этих местах, — единодушно решили мы. — Недаром здесь Островский столько времени провел и столько написал: и «Позднюю любовь», и «На всякого мудреца…», и «Бесприданницу»… Надо обязательно еще сюда приехать, найти Снегурочкин ключик, Ярилину поляну и побывать в доме драматурга. Да будет так!

А утром мы отправились в обратный путь! Светило солнце, светилась зелень, сияла река! До свидания, Кострома! Мы обязательно еще вернемся. Ты, действительно, вошла в наши души и стала для нас «мон амур».

© Ольга Олевская. Материал размещен с разрешения автора.