Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова
была сегодня 10:19

Стамбул — Турция Июль 2014

В некоторые города, как в некоторых женщин, можно влюбиться практически мгновенно — иногда хватает одного взгляда на стандартный набор достопримечательностей: главную площадь, главный собор и главную смотровую площадку. Во Флоренции приворожит неувядающая красота Санта-Марии-дель-Фьоре, в Ницце — бесконечный источник приятных прогулок и новых знакомств Променад-дез-Англе, а, скажем, в Гонконге достаточно будет подняться на пик Виктория в хорошую ясную погоду, чтобы уже никогда не забыть дружбу мегаполиса и джунглей.

Мне показалось, хотя я могу и ошибаться (каждый создает собственный «роман» о путешествии), Стамбул не из тех городов, о которых можно судить по какой-то одной, но яркой достопримечательности или в который можно влюбиться с первого взгляда.

Да, здесь есть исторический район Султанахмет, где сосредоточено все, что связано с «великолепной» эпохой в истории Турции, когда европейские правители дрожали при одном упоминании о могуществе и богатстве османских султанов. Но ни одна из достопримечательностей имперского Стамбула не узнаваема так, как, например, Эйфелева башня, пирамиды Хеопса или статуя Свободы, хотя это нисколько не умаляет их историческую и культурную значимость.

Купола Голубой мечети
Знаменитая перевернутая голова Медузы Горгоны из Цистерны Базилики - (водохранилища, построенного во времена Византии)

Да, в Султанахмете огромное количество ресторанов и ресторанчиков, а также продавцов уличной еды, которая так популярна в восточных странах — от нарезанных ломтиками арбузов и свежевыжатого гранатового сока до калачей-симитов и жареной кукурузы. Но цены здесь, как правило, выше, а вот еда не всегда вкусная. Да и кафешки больше ориентированы на туристов, чем в действительности отражают гастрономические пристрастия и атмосферу страны.

Да, в Султанахмете почти в круглосуточном режиме многолюдно, и, что удивительно, большинство окажутся не туристами, а местными жителями или «внутренними» туристами, то есть приезжими из других городов Турции.

Но настоящая их жизнь протекает вовсе не здесь, а в жилых кварталах современного «большого» Стамбула, который в последние десятилетия рос не только вширь, раскинувшись по обе стороны Босфора, но и ввысь. Лично у меня Стамбул ассоциировался исключительно с небольшими низкими домами в стиле поздней Османской империи. На самом же деле небоскребов в Стамбуле, расположенном в сейсмически нестабильном районе, куда как больше, чем в той же Москве.

И это тоже Стамбул!

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

Не устану повторять, что главное преимущество в Стамбула состоит в том, что он может быть разным. В этот город можно смело возвращаться и возвращаться, каждый раз посещая новые районы, бывая в новых местах и насыщая поездку новыми впечатлениями. Здесь все пропитано историей, причем сборником мини-историй может стать и само ваше пребывание. В один день это будет закутанная в паранджу турецкая женщина, которая попросит закурить, высунувшись на улицу со второго этажа (как, например, произошло с моим отцом). В другой день это окажется случайно обнаруженная лавочка с уникальными антикварными вещами по бросовым ценам. А в третий день найдется что-то действительно прекрасное, о чем не упоминается на страницах путеводителей.

Стамбул — это город комплексных впечатлений и оценить его реальную красоту, как красоту алмаза, можно после некоторой работы. Чем больше граней, тем ярче сверкает камень. Чем больше впечатлений, тем больше Стамбул западает в душу и тем полнее представление о нем.

Для туристов с их ограниченным временем идеальным вариантом знакомства с городом являются обзорные экскурсии. Услышав это словосочетание, хочется зевнуть, но экскурсии экскурсиям рознь.

Один из самых популярных видов таких экскурсий — водный кораблик, потому что большинство крупных городов мира расположены в непосредственной близости от воды (Париж, Москва, Санкт-Петербург, Венеция, Лондон, Сан-Франциско, Шанхай…). Передвигаясь по воде, можно увидеть действительно очень много и осмотреть разные районы города, не беспокоясь о пробках и составлении сложных маршрутов на общественном транспорте.

Стамбул в этом ряду не исключение. Наоборот, пожалуй, в отношении Стамбула и в силу его уникального географического местоположения экскурсия на кораблике является самой популярной и известной у туристов, особенно в жаркое время года, когда так хочется отдохнуть от суеты площадей и узких улиц на свежем морском воздухе.

Экскурсия по Босфору на кораблике

Мы не стали исключением и, оказавшись в Стамбуле, первым делом стали искать возможность отправиться на экскурсию на кораблике по бухте Золотой рог и Босфорскому проливу.

Это оказалось проще простого, так как в Султанхамете через каждые десять метров стоят зазывалы, рекламирующие босфорский тур (тур можно приобрести и в других местах, например, в порту напротив Новой мечети). Многие из них не просто знают несколько слов по-русски, но даже отлично иъясняются на нем, как, например, эта женщина на фотографии.

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

Экскурсию нельзя назвать дешевой — 25 $ с человека за 2,5 часа, но мы согласились заплатить, потому что уж очень хотелось увидеть Стамбул с воды, в особенности его азиатскую часть, до которой не при каких раскладах в рамках этой поездки доехать бы не получилось.

Экскурсию взяли на 18.30 (есть и другое, более раннее время), чтобы увидеть город не только при свете дня, но и на закате и ночью, когда все вокруг засияет множеством огней.

Туристов собрали в назначенное время на площади Султанахмет и повели всей толпой вниз к причалу.

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

Ощущение, конечно, не из самых комфортных, когда в плотной толпе необходимо пройти на кораблик и попытаться занять не самые плохие места, то есть те, с которых будет хоть что-то видно.

Кораблик следовал по экскурсионному маршруту, поэтому по ходу движения давались комментарии по тем или иным достопримечательностям на турецком и плохом английском языках (не так, как, например, на экскурсии по Сене, когда можно взять аудиогид, который четко поставленным голосом, в том числе на русском языке, все подробно расскажет). Причем комментарии были не самыми информативными, большая часть достопримечательностей так и остались неопознанными.

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

Но весь негатив моментально перекрылся эйфорией от поездки — вода освежает и в прямом, и в переносном смысле. Все-таки здания совершенно по-разному воспринимаются вблизи и на отдалении. Зато когда получается совместить эти два впечатления, они накладываются друг на друга и получается объемная «картинка». Масштаб, форма, цвет здания становятся понятными и узнаваемыми, а не очередной галочкой в туристическом проспекте.

Новая мечеть (слева) и Сулеймание (справа) - жемчужины имперского Стамбула
Галатская башня - одна из самых популярных смотровых площадок в Стамбуле. Она торчит над всем остальным ландшафтом и легко узнаваема и видна и с земли, и с воды
Галатская башня - одна из самых популярных смотровых площадок в Стамбуле. Она "торчит" над всем остальным ландшафтом и легко узнаваема и видна и с земли, и с воды

Возникло ощущение, что рыбалка — национальный турецкий вид спорта и любимый вид досуга мужчин. Рыбаки попадались повсюду, где хотя бы гипотетически могла ловиться рыба. И не только на Галатском мосту — месте, где туристы привыкли их видеть. Едва ли не больше рыбаков — на набережной Босфора вдоль всего Султанахмета. И их неизменными спутниками остаются представители очень любимого во всех восточных странах племени кошачьих, которые активно размножаются среди этих камней.

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

На мой взгляд, лучшее время для водной экскурсии в Стамбуле — ближе к вечеру, когда можно будет увидеть, как заходящее солнце золотит воды бухты Золотой рог, и последняя оправдает эпитет в своем названии.

Когда-то воды бухты, как и воды Босфорского пролива, были богаты рыбой и даже более изысканными морскими гадами, которых подавали на стол султану, но интенсивное и хищническое освоение земель вдоль Золотого рога, сброс отходов прямо в воду и неправильная конструкция старого Галатского моста убили всю живность в бухте.

Несмотря на то, что экологическая ситуация ощутимо улучшилась, рыбаков выше Галатского моста вы не увидите. Рыба пока не вернулась в Золотой рог…

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

Маршрут кораблика охватывает бухту Золотой рог до моста Ататюрка, европейское и азиатское побережье Босфорского пролива (район Бейоглу) до Босфорского моста.

Так мы, например, увидели дворец Долмабахче — резиденцию султанов в 19 в., построенную в стилистике дворцов европейских правителей. Посещение дворца не входило в план этой поездки, зато мы получили общее о нем представление.

В 20 в. здесь жил, работал и умер Ататюрк — творец турецкой революции и борец за независимость Турции. Почитается в современной Турции куда как больше любого из султанов.

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

Но более всего остального хотелось увидеть мост через Босфор. Красивый, стройный и длинный, напоминающий знаменитый мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско, хотя и не столь эффектный.

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

Почти всю вторую половину экскурсии я не фотографировала, — в фотоаппарате, как назло, «умерла» батарейка. Единственное фото, которое удалось сделать уже после того, как зашло солнце, оказалась одна из самых известных достопримечательностей азиатской части Стамбула — Девичья башня, с которой связно несколько красивых и печальных легенд.

Но я была даже рада, что фотоаппарат отказывался работать, потому что после первого часа неспешное передвижение по воде, откровенно говоря, поднадоело. И даже виды Стамбула на закате, а затем в подсветке огней не радовали должным образом.

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

В Султанахмет мы вернулись затемно, уставшие и утомленные.

Мой совет: хотите сэкономить деньги и время — не тратьте их на экскурсию по Босфору! Она скучная, затянутая (целых 2,5 часа!) и дорогая — 25 $ с человека в нашем случае.

Есть достойная и гораздо более доступная альтернатива — поездка на Адалары, или Принцевы острова. Стоимость парома туда-обратно — 10 лир (чуть меньше 4,5 $!), а увидите вы все то же самое, что и на экскурсионном кораблике. К тому же, не придется целых 2,5 часа находиться на воде, умирая от скуки и испытывая неудобства на тесном, не вмещающем всех желающих пространстве.

Если все же решите потратить деньги на экскурсию по Босфору, то рекомендую отправляться в 18.00–19.00, чтобы увидеть город при свете дня, на закате и ночью, когда зажгутся огни, и все будет в разноцветной подсветке.

Hop-On Hop-Off Big Bus Tour

Еще один популярный вид обзорной экскурсии у туристов — это автобусы hop-on hop-off, имеющие, как правило, открытый второй этаж. Особенность таких автобусов в том, что можно купить билет на 24 или более часов и в течение этого времени заходить и выходить на любой остановке по ходу маршрута автобуса.

Обычно мы не пользуемся «хопами» для знакомства с городом, предпочитая пешие прогулки. Но только не в случае со Стамбулом. И тем более не в случае, когда солнце печет немилосердно, и можно запросто потерять сознание по причине перегрева черепной коробки.

В Стамбуле такие автобусы легко найти — они темно-красного цвета, на боку надпись Big Bus. Их стоянка находится на площади Султанахмет между Голубой мечетью и Айей-Софией, напротив фонтана.

Цена вопроса — 30 евро с человека, билет на 24 часа. Удовольствие не из дешевых, но оно того стоило. Кататься на Big Bus оказалось наааамного интереснее, чем на кораблике по Босфору.

Во-первых, в автобусе есть аудиогид, в том числе на русском языке. Удобно, комфортно и все понятно. Едешь и одновременно слушаешь информацию о достопримечательностях, причем все это сопровождается характерной восточной музыкой, создающей антураж.

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

Во-вторых, ехать интереснее, чем на кораблике, потому что автобус идет по двум разным маршрутам. Первый — более короткий и охватывает только европейскую часть Стамбула в районе бухты Золотой рог (синий маршрут), включая парк миниатюр Миниатюрк и канатную дорогу на смотровую площадку и знаменитую кофейню «Пьер Лоти»…

Автомобильный мост через бухту Золотой рог

Более длинный красный маршрут охватывает район Бейоглу в европейской части Стамбула с такими достопримечательностями, как Долмабахче и площадь Таксим.

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

Честно говоря, представляла себе знаменитую площадь Таким повеселее и поинтереснее, хотя по мимолетному впечатлению и сложно судить.

Но самое главное — красный маршрут проходит по Босфорскому мосту! Это же возможность не только увидеть его со стороны, но и проехать по нему в общем потоке машин!

Пара минут — и вот из Европы вы перемещаетесь в Азию! Но затем почти сразу же обратно, потому что маршрут делает всего лишь крошечную петлю у дворца Бейлербейи (летней резиденции султанов), не предусматривая более основательного осмотра азиатской части.

Подробнее маршрут Big Bus Tour расписан на официальном сайте

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

В-третьих, автобус hop-on hop-off позволяет прокатиться с ветерком и комфортом по гигантской туристической части Стамбула, ведь обойти всю ее пешком в условиях ограничений по времени практически невозможно. Аудиогид дает краткую справочную информацию по основным достопримечательностям, с которыми при желании можно ознакомиться подробнее, а затем снова сесть на этот же автобус и продолжить путешествие.

Кроме того, со второго «открытого» этажа автобуса смотришь на город с другого ракурса и под другим углом, и замечаешь то, что невозможно увидеть, находясь внизу в качестве пешехода.

Одним словом, рекомендую.

Принцевы острова

Когда я спросила у подруги, страстно влюбленной в Стамбул, что из стамбульских достопримечательностей она бы посоветовала включить в программу «must see», то первым в ее списке значились Принцевы острова.

Откровенно говоря, я даже не знала об их существовании до планирования поездки в Стамбул. Но по настоятельному совету подруги решила изучить вопрос подробнее, тем более что нет сезона лучше, чем лето, для посещения Принцевых островов, которые являются излюбленным местом пляжного отдыха как у туристов, так и у местных жителей.

Если кратко, то Принцевы острова (или Адалары, что переводится с турецкого, собственно, как «острова») — это группа из 9 островов к югу от Стамбула. Размер островов различен, некоторые настолько маленькие, что не заселены людьми, однако у каждого есть свое название, подчас труднопроизносимое и труднозапоминаемое для нашего настроенного на русскую речь ума.

Находятся Адалары в Мраморном море, ближе к азиатской части. Знамениты тем, что со времен Византии на острова ссылались знатные особы, которые таким образом помещались на удаление от столицы и в то же время всегда были под рукой (для умерщвления, если правитель захочет избавиться от потенциального конкурента, или же, если сильно повезет, для восшествия на престол, когда других кандидатов не останется).

Добраться до островов очень просто: из европейской части ходят паромы от причала Кабаташ (район Бейоглу, где находится Галатская башня), из азиатской части — от причала Кадыкой.

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

Расписание паромов лучше посмотреть заранее, но если приедете утром, то не прогадаете, потому что утром паромы ходят часто. Чем раньше на самом деле, тем лучше, потому что так вы избежите больших толп и очередей на вход и выход.

Билет или, вернее, жетон на проход можно купить в специальных автоматах.

Машина по выдаче жетонов на проход стоит рядом со входом на причал. Приготовьте мелочь заранее. В июле 2014 года стоимость проезда в одну сторону составляла 5 лир.

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

Сам паром достаточно большой и просторный, куда как просторнее, чем экскурсионный кораблик, описанный выше. На пароме несколько этажей, и, конечно, все хотят разместиться на верхней открытой палубе.

Зато на нижних этажах мягкие сиденья и гораздо больше свободных мест. В течение всего пути работает кафе, где можно купить еду и напитки, Также постоянный обход всего парома делают продавцы калачей-симитов (сытная и в то же время дешевая выпечка, очень популярная в Турции).

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

Мы сели на паром, который отходил от Кабаташа в 10.30. Это достаточно поздно, потому что ехать до самого большого из Адаларов около 1,5 часов. Рассчитывайте время правильно.

Вот так со стороны выглядит пассажирский паром.

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

В районе Бейоглу находится не только причал Кабаташ, но и стамбульский порт, принимающий большие круизные лайнеры.

Панорама европейской части Стамбула. С парома до Адаларов открываются все те же виды, что и с экскурсионного кораблика, только в пять раз дешевле.

Дворец Топкапы, резиденция султанов до 19 века, со стороны Босфорского пролива

Слева — Долмабахче, справа — Девичья башня. Позади — небоскребы, самый высокий из которых (и это видно на фото) называется Сапфир. Сапфир — самое высокое здание во всем городе (238 м), здесь же находится, соответственно, самая высоко расположенная смотровая площадка. До нее мы не добрались (как и до многого другого за эти 5 дней), но хочется обязательно побывать на ней и увидеть не имперский Стамбул, а Стамбул XXI века — с современными высотными домами и дорожными развязками.

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

Стамбул — один из крупнейших портов мира и крупнейший порт Турции

Постепенно, никуда не торопясь, мы пересекли Босфор и причалили к Кадыкою в азиатской части Стамбула.

Толпа к этому часу набралась приличная, поэтому даже на нижних закрытых палубах стало шумновато и тесновато. Есть паромы, которые идут напрямую на Адалары, не приставая к причалу в Кадыкою, поэтому стоит предварительно изучить раписание и маршруты.

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

Но, несмотря на все неудобства, ехать на пассажирском пароме все же веселее и интереснее, чем на экскурсионном кораблике. На Адалары, которые находятся в непосредственной близости от Стамбула, едут не только туристы, но и местные жители, желающие отдохнуть от суеты вечно спешащего, загазованного и задымленного мегаполиса (это важно, потому что на Адаларах нет автомобильного движения. Все как в старые добрые времена — на гужевых повозках).

Контингент местных совершенно разный — от семей с маленькими детьми, дедушками и бабушками, до молодых девушек и парней. И вот тут-то наконец-то я увидела, что среди турецкой молодежи есть не только девушки в хиджабах, но и те, которые совершенно свободно чувствуют себя в более открытой одежде и так же милуются со своими парнями, как и девушки в немусульманских странах.

Виды по мере приближения к Адаларам становились все более и более живописными. Кто-то уже готовился на выход, намереваясь сойти на первой остановке — острове Кынылыада (даже не пытайтесь запомнить и выговорить это название:).

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

Аккуратные белые домики с красными черепичными крышами, утопающие в зелени и бугенвиллиях, напомнили разом Лазурный берег Франции с примесью Лиссабонской ривьеры.

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

Когда-то именно на Кынылыаду чаще всего ссылали византийских императоров и императриц. В наши дни в добровольную ссылку на остров могут отправиться все желающие. Особенно же хорошо будет тем, кто хочет обычного пляжного отдыха на берегу Мраморного моря без лишних достопримечательностей и суеты.

По пути на Бююкада, самый крупный из всех островов, который и был нашим пунктом назначения, паром делал остановки и на других островах, отсрочивая для нас долгожданное прибытие. С другой стороны, это позволило увидеть, что интересного есть на других Адаларах.

Следующий после Кынылыада — остров Бургазада. Совершенно невзрачный причал…

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

Зато, в отличие от предыдущего острова, на Бургазаде есть необычное сочетание достопримечательностей — на крошечной территории соседствуют греческая православная церковь, синагога и мечеть, а также один из старейших стамбульских санаториев и музей турецкого поэта и писателя Саита Фаика Абасыяныка, который воспевал остров в своих произведениях.

Вполне понятно, почему остров вдохновлял поэта. На мой субъективный взгляд, именно Бургазада самый живописный из всех Принцевых островов.

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

Кажется, что на Бургазаде практически нет людей. Все тихо, чинно и спокойно. Даже не верится, что на совсем маленьком расстоянии отсюда густонаселенная азиатская часть Стамбула.

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

Следующий остров Хейбелиада — нечто среднее между Кынылыадой и Бургазадой. Здесь есть и пляжный отдых, и достопримечательности, главная из которых — Свято-Троицкий монастырь, основанный в 9 в., и православный храм святителя Николая.

Но все на острове выглядит чуть более обашрпанным и менее аккуратным, чем на предыдущих островах.

Военно-морская школа на Хейбелиаде

Целью нашей поездки на Адалары был последний и самый крупный остров — Бююкада. Как правило, именно этот остров советуют к посещению все путеводители.

Знаменитым остров сделали не только его размеры, но и история. Именно здесь строились резиденции для султана и его приближенных, и вы увидите красивейшие особняки времен Османской империи. Именно сюда ссылали неугодных принцев (один из отелей острова так и называется — «Принц»).

На Бююкаде есть весь набор достопримечательностей — греческая православная церковь, францисканская церковь, мечеть, два монастыря, синагога и армянский храм. На острове можно задержаться подольше, арендовав комнату или целый особняк или остановившись в одном из многочисленных отелей.

Причал Бююкады
Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

Для россиян Бююкада особенно интересна тем, что с островом связаны имена двух наших знаменитых соотечественников-изганников — Льва Троцкого и князя Голицына. В одном из отзывов я читала, как один наш русский турист специально ездил на остров, чтобы найти дом, в котором жил Троцкий, и успешно нашел его, но наши цели на Бююкаде были вполне определенными — отдохнуть, позагорать и искупаться в Мраморном море. И только если бует время и желание, осмотреть достопримечательности.

Бююкада — остров большой и холмистый, автомобильный транспорт здесь не ходит. Можно взять напрокат велосипед…

Но большинство предпочитает более аутентичный способ передвижения — на повозке, запряженной лошадьми. Если пройти вперед от причала до небольшой круглой площади, в центре которой башня с часами…

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

То справа можно увидеть надпись «Phaeton station» и стоянку повозок. Удовольствие прокатиться «дедовским» способом далеко не из дешевых, так что будьте готовы потратить определенную сумму денег.

Мы не так уж и хотели осматривать достопримечательности острова, как стремились скорее попасть уже хоть на какой-нибудь пляж. В окрестностях причала никаких признаков пляжа не наблюдалось (в отличие от Кынылыады и Хебелиады, где пляжи находятся в непосредственной близости от причала).

Между тем настойчивые молодые люди предлагали всего за… (здесь боюсь соврать, потому что цену не помню. Возможно, 20 лир) довезти до одного из пляжей в западной части острова. В цену входил трансфер и вход на сам пляж.

Мы не знали, как еще можно было добраться до ближайшего пляжа, поэтому доверились молодым людям и сели в небольшой кораблик, в котором, помимо нас, уже находились и другие туристы.

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

Кораблик доставлял до трех пляжей на западной стороне Бююкады. Можно было сойти на любом понравившемся пляже. Обратно к причалу привозил этот же кораблик, время отправления мы заранее уточнили у персонала.

Пляж, на котором вышли мы, был галечным, но при этом полностью оборудованным (лежаки, зонтики, душ, туалет, небольшое кафе). Народу было мало, что не могло не радовать, и следующие несколько часов мы провели в покое и релаксе, загорая и купаясь в Мраморном море.

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

Нельзя сказать, что вода в Мраморном море была прозрачной и теплой (наоборот, весьма бодрящей для середины июля), но пару раз каждый из нас все же искупался.

Принцевы острова и другие способы увидеть Стамбул за пределами Султанахмета

По указанному времени прибыл кораблик, который отвез нас обратно на причал Бююкады, где мы купили обратные билеты до Кабаташа.

Погода к вечеру испортилась, пошел дождь, задул сильный ветер и стало прохладно. Мы порадовались за себя, что успели позагорать и искупаться в Мраморном море в комфортных погодных условиях.

Мы мысленно попрощались с Адаларами…

и поплыли в сторону Стамбула,

Советы по посещению Адаларов

1. На Адалары имеет смысл ехать при хорошей ясной и теплой погоде. Если погода плохая, то и делать на островах будет нечего, и изрядная доля их очарования смоется под струями дождя и ветра

2. Лучше приезжать на паромный причал как можно раньше, чтобы не попасть на толпы и очереди. По этой же причине лучше ехать в будний день

3. Старайтесь не оставлять поездку на Адалары на день вылета (например, если планируете поехать утром на Адалары, а вечером — в аэропорт). Опять же погода может испортиться, из-за этого собьется расписание паромов или их вовсе отменят. Зачем рисковать?

4. Летом обязательно прихватите пляжные принадлежности, потому что побывать на Адаларах и хотя бы не помочить ножки в Мраморном море — большое упущение

5. Имейте в виду, что цены на еду на Адаларах выше, чем на материке

Для местных Адалары это что-то вроде Подмосковья для Москвы с его непременным атрибутом — дачами. Для туристов это возможность увидеть, где жили — по своей ли или по чужой воле — знатные особы обеих империй, а также провести время на пляже васего в часе езды от одного из крупнейших мегаполисов мира.

Приятного отдыха на Адаларах!