Турист Oleg N. (Nomad)
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Тхимпху — Бутан Май 2014
Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 9

Он был построен в 1974 году, в память об умершем двумя годами ранее третьем короле Бутана. Строительство осуществлялось по инициативе (и на деньги) королевы-матери. Ступа построена в традиционном тибетском стиле, она любима и уважаема не только столичными жителями, но и всеми бутанцами.

Чортен, как и любой другой буддийский храм надо обходить по часовой стрелке, вращая молитвенные мельницы, окружающие храм.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 9

По-хорошему, храм надо обойти 108 раз — число, священное в буддизме. И правда, народ ходит и ходит кругами вокруг храма, вращая маленькие ручные молитвенные мельницы.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 9

К сожалению, внутрь этого храма туристам заходить нельзя.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 9

После посещения Чортена мы поехали в гору, к монументу Будда Дорденма (Buddha Dordenma statue). Название можно перевести как «Удар бриллиантовой молнии».

Огромный (51,5 метр) бронзовый Будда сидит в позе лотоса, и смотрит на долину, в которой раскинулся Тхимпху. Памятник свежий, его закончили в 2010 году, но до сих пор еще ведутся работы на территории около монумента.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 9

Если подойти к краю площадки, то можно увидеть почти весь город, а если небо без облаков (нам снова не повезло), то и заснеженные пики Гималаев.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 9

По дороге к питомнику такинов, мы заехали в один из многочисленных дзонгов, к сожалению, не помню, как он называется.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 9

Покрутили мельницы, и поехали дальше, к такинам.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 9

Такин — интереснейшее парнокопытное, живущее в Гималаях на территории Бутана, Непала и Тибета.

Такин является национальным животным Бутана, равно как Blue Poppy, голубой мак — национальным цветком. Пока мы ехали, начал крапать дождик, поэтому смотреть на такинов было не очень комфортно, а жаль, животные очень интересные.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 9

Помимо такинов там были сероу, которых я в жизни никогда не видел, и какие-то олени.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 9

Недалеко от питомника, расположненного на склоне холма, открывается красивый вид на город и дзонг Tacchicho. C 1907 года в этом дзонге заседает бутанское правительство, а недалеко от него расположен очень скромный королевский дворец.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 9

Следующим пунктом был музей текстиля. Основанный в 2001 году, музей имеет отличную коллекцию изделий разных лет, рассказывает о национальной одежде, методах ее производства и так далее (съемка внутри музея запрещена). Музей (огромное по местным меркам здание) курируется лично королевой Бутана. Рядом с музеем находятся мастерские, где можно наблюдать за процессом ткачества — деревянные станки, сидящие около них женщины, снующие туда-сюда уткИ, яркие нити, превращающиеся в полотно с хитрым узором — какой говорите, на дворе век?

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 9

Тут же можно прикупить себе отрез на гхо… правда цена совершенно неподъемная, поэтому лучше просто посмотреть.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 9

После музея был перерыв на ланч — нужно было победить десяток разных блюд. Эх, тяжело быть туристом в Бутане… Поел, вышел, упал в Крузак, вышел, походил, упал в Крузак, поел…

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 9

Эти фото сделаны из окна ресторана, пока мы ждали еду…

После ланча мы посетили местный краеведческий музей — Folk Heritage Museum. Там нам продемонстрировали быт бутанцев столетней давности.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 9

Оттуда поехали в Школу Традиционных Искусств (School of Traditional Arts). На большой территории расположены несколько зданий, где в многочисленных классах местные подростки занимаются резьбой по дереву, шьют, пишут картины и прочие мандалы, лепят из глины, танцуют народные танцы — все в таком плане.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 9

Все, что они делают, именно традиционно — никто не рисует закат на море под пальмами.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 9

Оттуда мы поехали в Национальную Библиотеку. В четырехэтажном, построенном в виде дзонга здании, в застекленных шкафах, хранятся тысячи бутанских манускриптов и государственные архивы.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 9

Бутанские книги представляют собой узкие полоски бумаги в деревянных обложках, сшитые веревочками.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 9

Библиотека, как и все остальное, что мы сегодня увидели, была создана для сохранения и распространения культурного наследия Бутана — это политика страны.

Последним номером сегодняшней программы было посещение Симтокха-дзонга (Simtokha Dzong), одного из старейших в Бутане, построенного в 1629 году. Крепость построил Шабдрунг — король-основатель-объединитель Бутана. Тело Шабдрунга до сих пор хранится в священном чортене в дзонге Пунакха, и находится под постоянной охраной, что считается в Бутане самой почетной работой.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 9

В принципе, друг от друга дзонги отличаются, в основном, размерами. Но практически все они расположены в крайне живописных местах, да и архитектура крайне необычная. Дзонги сочетают массивные стены, башни, вереницу внутренних дворов, храмы, административные здания, жилье для монахов.

Толстые каменные стены обычно выкрашены в белый цвет, ближе к верху стену окаймляет красная полоса, плоские угловатые крыши с позолоченными верхушками — кроме Бутана такие постройки можно увидеть разве что в Тибете. Дзонги используются как военные укрепления, монастыри, университеты, центры управления и культурные центры. Так же, в дзонгах проводятся ежегодные религиозные праздники — цечу.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 9

В центре внутреннего двора дзонга находится огромная квадратная башня — основной храм. Если посмотреть вверх, то многогранные крыши башни практически пересекаются с крышами соседних построек. Внутри храмов снимать нельзя, а жаль, потому как там тоже много интересного. По центру башни расположен зал для молитв, по периметру — небольшие алтари, и у стены напротив входа — центральный алтарь. Удивительно, но внутри практически нет привычных по ЮВА изображений Будды, чаще всего там встречается «святая троица» — Будда прошлого Дипанкара, настоящий Будда Шакьямуни, и Будда будущего — Майтрейя. Часто, вместо них, или одного из них, представлена фигура какой-либо важной исторической личности — строителя данного храма, к примеру, или прочих известных в прошлом людей. Плюс к этому все стены расписаны фресками, или завешены яркими тханками. Внутри дзонгов фотографировать нельзя, что очень жаль. Но одну фотографию сделать все-таки удалось, покажу ее чуть позже.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 9

После посещения дзонга экскурсия закончилась (мы накатали по городу целых 40 километров), и нас привезли обратно в гостиницу. Договорившись, во сколько встречаемся завтра, ребята убыли, а мы, воспользовавшись свободным временем пошли прогуляться в сторону живописной речки Ванг Чу, которая течет через долину.

Вдоль реки раскинут небольшой приятный парк с большим стоящим Буддой, левее — через реку ведет очень живописный мост, весь завешенный разноцветными флажками.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 9

Мы погуляли, пока не стемнело, и пошли в гостиницу, с тоской думая о гигантском ужине.