Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Минск, Мир, Несвиж, Заславль — Беларусь Март 2010
Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Место отдыха — Минск, республика Беларусь.

Время отдыха — 10 — 17 марта 2010.

Бюджет поездки — примерно 18850 руб. (на двоих).

Беларусь! В названии этой удивительной страны сочетаются шум дубрав и вековых пущ, медовые луга и широкие пашни, «песни партизан» и чарующие голоса «Песняров». Где-то по полям с золотистой рожью ходит старик Белун, а между белоствольных берез мелькают коралловые бусы Олеси. Беларусь — это песня, это сказка, это тайна. Беларусь западает глубоко в душу, в самое сердце. Потому что она родная, близкая, понятная, чудесная страна Беларусь.

Так вышло, что мой отпуск выпал на совершенно бесперспективный месяц. Ну, скажите, куда можно поехать в холодном ветреном марте? Еще летом нам рассказывали об отличном отдыхе в стране берез и озер, но тогда я равнодушно пожала плечами: подумаешь, какая-то Беларусь… Но позднее прочла замечательный, увлекательный и очень позитивный рассказ об этой волшебной стране, в частности, о Минской области. И мысли, воспоминания, впечатления, ассоциации тонкими ниточками побежали по сознанию. Вот она, Беларусь, из школьной программы, вот моя любимая «Олеся» А. И. Куприна, вот строчки из хитов «Песняров» и «Сябров», вот пронизанные любовью к своей родине песни Виталия Аксенова, вот избушка Белуна в сказке А. М. Ремизова «К морю-океану»…

Какая же она красавица — Беларусь, страна с нежным и красивым названием, похожим на песню?

ПУТИ, ДОРОГИ…

Поездку в Беларусь мы организовали самостоятельно. Примерно за 2 месяца я начала изучать различные сайты в Интернете, в результате чего набралась приличная папочка из распечаток о стране, транспортном обслуживании, гостиницах, достопримечательностях Минска и других интересных местах Беларуси. Ну, и конечно, были детально изучены многие отзывы и темы форумов.

В Минске мы были с 10 по 17 марта 2010 года, т. е. 8 дней/7 ночей. Мы познакомились не только с прекрасной столицей синеокой Беларуси, но и съездили на 3 загородные самостоятельные экскурсии: в очаровательный Заславль, самобытные Дудутки и старинные городки Мир и Несвиж. В своем рассказе я постараюсь дать необходимый минимум полезной информации, а также поведать о впечатлениях и эмоциях, которые оставила эта чудесная страна.

Поезда в Минск и обратно ходят достаточно часто, поэтому очень удобно выбирать подходящее время отправления и прибытия. Время в пути на различных рейсах: 9 — 12 часов. Кстати, приобрести билеты можно и через сайт ОАО «РЖД», в этом случае вы сэкономите на кассовых сборах. Плацкартные вагоны вполне приличные, чистые, не душные, с хорошим постельным бельем. В Минск наш вагон шел практически полупустой, а вот в Москву хотели попасть многие. Очень удобно, что оба поезда оказались ночные (в Минск — № 395, отправление в 19.37, прибытие — в 06.35; обратно в Москву — № 028, в 22.18 и 09.20 соответственно). Приятно удивило, что, по сравнению с поездкой в Ялту, в Беларуси мы не проходили таможенный контроль. Кстати, на Чыгуначном (железнодорожном) вокзале Минска мы пользовались камерой хранения (1260 бел. руб.) и платным залом ожидания с удобными креслами, где можно подремать, телевизором и санузлом (3500 бел. руб. с человека, для льготных категорий граждан — бесплатно, оплата у дежурной по вокзалу, кабинет которой находится напротив комнаты отдыха).

С «путями, дорогами» все предельно ясно, а вот «холода, тревоги», т. е. проблему (и самые неприятные моменты) составила необходимость добираться в Минск через Москву. Мы, конечно, подобрали наиболее удачные рейсы, но до столицы и обратно ехали в общих вагонах со всеми вытекающими последствиями. Но это были мелочи по сравнению с тем, что ожидало нас в Москве. Пишу об этом так подробно, потому что проблема очень актуальна, а приведенные примеры будут полезны гражданам, совершающим путешествие через столицу.

Итак, Ярославский вокзал порадовал нас чистым асфальтом (дома мы еле довезли чемодан по обледенелым заснеженным буеракам), неприятно поразил мелким противным снегом, шокировал маргиналами и огромным количеством равнодушной к ним милиции. При входе в метро людей атаковали многочисленные субъекты нерусской наружности, которые что-то требовали и буквально хватали за руки. Мне пришлось даже прикрикнуть на одного особо настойчивого. Белорусский вокзал, куда мы, наконец, попали, прорвавшись через толпу в метро, в принципе нам понравился. Народа здесь было не много, а на 2-й этаж в зал ожидания нас с чемоданом доставил эскалатор. Замечательно, что здесь же оказалась милая часовенка в честь Георгия Победоносца, где можно было спокойно поставить свечку на дальнюю дорогу (хорошо, что эта добрая традиция возрождается на наших вокзалах!). Разобравшись с расписанием и намотав пару кругов по залу ожидания, я захотела погулять вокруг вокзала, но муж, успевший побывать внизу, предупредил, что там привязываются «телефонщики». Эти странные люди поднимались и сюда, но внизу буквально налетали на путешественников. «Телефонщиками» я прозвала подозрительных личностей, которые всем настойчиво предлагали купить мобильники с явно сомнительной историей. Они были разными, больше всего запомнились беременная длинноволосая девушка в шубке, бандитского вида крепкий парень с барсеткой и небогато одетая женщина средних лет. Потом к нам вдруг подсел еще более жуткий тип с неславянской внешностью и жестом попросил прикурить. Мы отрицательно покачали головой. Тогда он весьма нахально заявил: «Пойдем, покурим». Это было уже слишком! Достаточно громко, чтобы слышали остальные ожидающие, я рявкнула: «Сейчас милицию вызову!». На удивление фраза подействовала, и по тому, как молниеносно ретировался парень, стало понятно, что этот субъект вряд ли имел по отношению к нам дружественные намерения. Потом я еще пару раз видела, как он ходил по залу ожидания и подсаживался к путешественникам. А теперь угадайте, как на все это безобразие реагировала охрана вокзала и милиция? Так что, когда истекли наши 4 часа ожидания, я вздохнула с облегчением. Кстати, на обратном пути, когда мы ждали наш поезд на Ярославском вокзале, по залу ходили какие-то унылые тетеньки с огромными баулами, предлагающие различный товар. Но к нам они не привязывались.

Так что, уважаемые путешественники, если вам предстоит добираться через Москву, предупреждаю, будьте исключительно внимательны и предельно осторожны! А властям столицы нужно срочно принимать хоть какие-то меры, чтобы ожидающий своего поезда народ не находился в состоянии панического мандража! Я очень люблю поезда, обожаю романтику убегающего вдаль полотна, мне нравится смотреть на мелькающие за окном пейзажи и слушать убаюкивающий стук колес… Но вот что делать с нашими вокзалами?!! И как обеспечить спокойствие и безопасность?!!

Кстати, по дороге в Минск я просыпалась ночью и замечала очень красивые станции. В те моменты я понимала: это уже Беларусь, Европа…

ЗНАКОМЬТЕСЬ, БЕЛАРУСЬ!

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Поезд мчал нас навстречу приключениям. Это, можно сказать, наш первый выезд за границу (Крым я почему-то воспринимаю как «почти наш курорт»), зарубежье, пусть и ближнее. Пора познакомиться поближе со сказочной страной Беларусью, для чего я приведу самые общие энциклопедические сведения.

Начнем с истории. В X — начале XIII вв. на землях современной Беларуси располагалось несколько княжеств, входивших в состав Киевской Руси. С середины XIII в. Беларусь находилась под юрисдикцией Великого княжества Литовского, а с 1569 г. — Речи Посполитой (Польши). В конце XVIII в. Беларусь была присоединена к России, а в 1922 г. стала одной из союзных республик. Независимой ясноокая Беларусь стала лишь в 1991 г. Не будем углубляться в политику, рассуждая, хорошо или плохо этот факт отразился на стране. Все-таки мы едем на отдых. А вот оценить уровень жизни в Беларуси мы сможем, едва сойдя на перрон в ее столице — городе Минске.

Географически Беларусь расположена в Восточной Европе, между Россией и Польшей. Несомненно, это тесное соседство наложило на страну свой отпечаток. Однако нет в голубоглазой стране озер польской хитринки, нет и русской бесшабашности. Беларусь самобытна, привлекательна своею неброской красотою, плавностью, напевностью. Это еще не пафосная Европа, но уже и не простодушная РФ. Вспоминая экзамен по конституционному праву стран СНГ и Балтии, добавлю, что в Беларуси форма правления — республика, глава страны — президент («батька» Лукашенко:)), а законодательная власть представлена двухпалатным парламентом — Национальным собранием. По административному признаку Беларусь делиться всего на 6 областей: Брестскую, Гомельскую, Гродненскую, Минскую, Могилевскую и Витебскую. Часовой пояс — минус 1 час от Российского времени. Беларусь занимает 64 место по уровню жизни населения (атлас-справочник «Все о странах мира»).

По природе и климату Беларусь напоминает Россию, только градусов на 5 теплее. Практически все дни стояла ясная, солнечная и теплая погода с комфортной температурой — 20 С, + 20 С. Лишь один день шел крупный мокрый снег, который, впрочем, не помешал нашей прогулке по центру Минска. А вот в России в это время вместо заявленной разницы в 50 С бушевали морозы, поэтому возвращение на родину не обошлось без акклиматизации со всеми вытекающими последствиями.

Денежная единица республики — белорусский рубль, который я ласково называла «белорусиком» :). Курс примерно 97 бел. руб. за 1 рубль, потом стал еще выгоднее для нас — 99 «белорусиков» за 1 российский. С обменниками проблем нет, их можно найти повсюду, а совершенная операция подтверждается чеком. Мы уже были знакомы со скачками курса по Ялте, поэтому обменивали деньги по мере необходимости, а не всю сумму сразу.

Белорусские рубли — такие разноцветные, большие, потрепанные, с красивыми изображениями, чем-то напоминают «царские банкноты». Они различного номинала, от крошечных 10 бел. руб. (по-нашему — 10 копеек) до многотысячных. Вот из-за маленькой ценности банкнот и сложно было ориентироваться с ними. Обмененных денег было так много, что при расчете за покупку мы невольно начинали путаться. Даже мой имеющий склонность к подсчетам муж до конца не смог привыкнуть к «белорусикам» :).

Например, минералка стоит 1500 бел. руб. Я, совершенно не ладящая с точными науками, приспособилась попросту отбрасывать 2 последние циферки на ценнике. Пусть не слишком точно, но сумма получалась достаточно близкая к цене. Ладно, с этим разобрались, цена нам подходит, поэтому снова переводим ее в «белорусики». Но тут подстерегает очередная сложность. Так, сперва было просто трудно преодолеть определенный психологический барьер. Посудите сами, за обычную минералку вам предстоит сейчас отдать целых полторы кровно заработанных тысячи:)! Вас и это не беспокоит? Ну, тогда попробуйте в распухшем от вороха цветастых банкнот различного номинала бумажнике найти требуемую сумму! Впору опять «нолики пальчиком зажимать» :). Уж мы и как карты денежки «по мастям» (номиналу, цвету) раскладывали, и старались «мыслить по белорусским ценам», но все равно путались. Наконец, продавцам надоедало смотреть на мужнины усилия по раскладыванию «пасьянса» и они с поминающей улыбкой забирали из его рук купюры: «Вы россияне, да? Давайте я сама отсчитаю, сколько надо. Да не волнуйтесь, у нас никто не обманывает!». Такая забота, безусловно, трогала.

Потом, конечно, мы стали немного лучше ориентироваться, но иногда муж просто отдавал наш «ворох бумажек» кассирам: «Вы уж сами отсчитайте, пожалуйста, для экономии времени». Или же мы старались расплачиваться крупной купюрой, которая была заметно больше суммы покупки. Но не обходилось и без казусов. «Давайте еще эту, такую зелененькую», — подсказывали нам. «Нет, надо 5000 (бел. руб.), а вы слишком много даете, аж 50000 (бел. руб.)», — поправляли мужа. «Дайте, пожалуйста, 10 (бел. руб.)», — просили на кассе, и тут уж я догадывалась: «А, это такую маленькую бумажку, да?». Продавцы улыбались и кивали. До сих пор сердечно благодарны всем этим милым работникам торговли за их колоссальное терпение, вежливость, внимание и понимание!

Но хватит о трудностях. Мы уже достаточно знаем о Беларуси, пора знакомиться со столицей республики — Минском.

МИНСК: ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Что мы знаем о Минске? Самые ранние поселения восточнославянских племен в долине реки Свислочь известны еще с IX века. Впервые город был упомянут в «Повести временных лет» в 1067 году в связи с битвой не реке Немиге между сыновьями основателя нашего города Ярослава Мудрого и полоцким князем Всеславом Брячиславичем. Считается, что своим названием столица современной Беларуси обязана реке Менке, впадающей в Птичь недалеко от города. Якобы именно там и находились первые поселения далеких предков сегодняшних минчан. Постепенно названия города «Меньск», «Менеск», «Менск» трансформировались в привычное нам «Минск».

За свою долгую и нелегкую историю много всего перенес белорусский город, впоследствии ставший столицей государства. Так, в XII в. Минск неоднократно переходил от Полоцкого княжества к Киевскому и наоборот. Город подвергался жестоким набегам Золотой Орды и Киевской Руси, пока в 1242 году добровольно не вошёл в состав Великого княжества Литовского. В конце XV в. от литовского князя Минск получает драгоценное магдебургское право, а позднее становится центром Минского воеводства. Долгое время город находился под властью Речи Посполитой, что не могло не сказаться на его культуре и религии. Многочисленные костелы и рыцарские замки — польское наследие. Многие страдания выпали на долю Минска в ходе Русско-Польской войны, неоднократно город разорялся шведами и царскими войсками России. В 1793 году в результате раздела Речи Посполитой Минск, как и вся Беларусь, вошел в состав Российской империи и вскоре лишен магдебургского права, тем самым, практически потеряв свою независимость. Далее развитие Минска идет с переменным успехом, город вновь страдает от войны, на этот раз Отечественной 1812 года, и от Польского восстания 1830 года. После Октябрьской революции и Гражданской войны Беларусь входит в состав РСФСР, а Минск становится столицей молодой республики.

Огромный, невосполнимый ущерб принесла в Минск Великая отечественная война 1941 — 1945. Буквально с первых дней город подвергся жестокой оккупации, немецкие изверги устроили в столице гетто, уничтожив тысячи невинных людей. Минск подвергся страшным бомбежкам, был практически полностью разрушен. Беларусь сильно пострадала от фашизма, хотя, отважный народ светлых и добрых людей героически сражался за свою маленькую родину. В густых белорусских лесах действовали многочисленные партизанские отряды, люди от мала до велика старались всячески противостоять немецким оккупантам. Невероятными усилиями, с огромными жертвами Великая Победа была одержана! Храбрый белорусский народ, не покорившийся и не покоренный, при поддержке Советской Армии освободился от ига ненавистных захватчиков. Я преклоняюсь перед силой духа, перед невероятным мужеством белорусского народа, умеющего не только сочинять добрые сказки и рассказывать красивые легенды, но и стойко сражаться за свою родину! Минск за все свои страдания, за подвиги и мужество по праву удостоен звания города-героя. И не менее значимо, что за послевоенные годы город не только смог ударными темпами восстать из руин, но стать еще краше, прекраснее, лучше! Он словно был наградой всем выжившим и живущим в нем замечательным людям, которые были достойны жить только в таком красивом, светлом, уютном и современном городе, городе для людей, городе будущего!

Одной из последних значимых вех в истории Минска стал 1991 год, когда город провозгласили столицей суверенной Беларуси. Городу вернули его старинный исторический герб: «барочный щит, в голубом поле которого изображены Божья Матерь на серебряном облаке в красно-синих одеждах, два ангела и два херувима». Это изображение первоначально было присвоено Минску еще в 1591 году, и с ним связана прекрасная легенда, согласно которой чудесная икона с изображением Вознесения Богородицы прибыла в город вверх по течению Свислочи из Киева, разрушенного татарами.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Любой город начинается с вокзала. А Чыгуначны вакзал (железнодорожный вокзал) Минска заслуживает отдельного внимания. Он очень необычной конструкции, красивый, стильный, современный и светлый. Внутри чисто, просторно и опрятно, по табличкам на белорусском языке ориентироваться достаточно легко. Особенно впечатлил прозрачный потолок и удобный эскалатор. Вокзал — лицо города, и, судя по нему, можно с уверенностью сказать, что Минск — прекрасная и удивительная столица Беларуси.

Минск сразу же произвел неизгладимое, удивительно позитивное и эмоционально сильное впечатление. Утро нашего приезда выдалось изумительным, мартовское небо было по-весеннему голубое, высокое и прозрачное, сквозь легкий морозец приветливо светило яркое солнышко. Утренний умытый город с ясными глазами и свежей улыбкой — таким нас встретил весной очаровательный Минск.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Видимо от ощущения простора, нам казалось, что народа в Минске живет не очень много. Ни разу не наблюдали мы обычной для мегаполисов суеты и нескончаемого потока людей. Не заметили мы и пробок.

Народ говорит на русском, а вот названия улиц, учреждений и некоторых торговых заведений звучат по-белорусски. В метро и общественном транспорте остановки (наступные станцii и прыпынкi) тоже объявляют на государственном языке. Но, разумеется, все предельно понятно. Славянские языки все похожи, по крайней мере, можно догадаться по смыслу.

Общественный транспорт и метро стоит одинаково — 700 бел. руб. В подземке для прохода через турникеты используют жетончики, в наземных машинах билетики продают контролеры-ревизоры, проезд можно оплатить и у водителя (750 бел. руб.). Для того чтобы лучше ориентироваться в городе, мы купили подробную карту. Сначала она показалась мне неудобной, слишком подробной, мелкой и громоздкой, но вскоре я приспособилась, и то, что казалось недостатками, переросло в достоинства. Так, на карте можно было легко найти любую улицу по алфавиту, на ней были нанесены культурные и торговые объекты, показаны маршруты транспорта.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Город предстал перед нами во всей своей красе: светлый, блестящий, современный, энергичный и невероятно чистый! Сверкающие широкие тротуары, просторные площади, ухоженные проспекты, изумительной красоты здания. Конечно, Минск очень сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, но то, что сделали в послевоенные годы талантливые архитекторы, заслуживает уважения и восхищения! Нам очень понравились монументальные административные здания, очаровали разноцветные, модные, веселые жилые дома. Архитектуру Минска нельзя назвать скучной, дома поражают необычными объемами, причудливыми формами, притягивают взгляд интересными украшениями. Здания в центре столицы, где размещаются различные министерства, ведомства, а также судебные и правоохранительные органы, напоминают грандиозные дворцы. Особо впечатлили ЦУМ, ГУМ и «Белпошта» — гордость Минска. Проспекты обрамляют красивые особняки, фасады которых пышно отделаны лепниной и украшены кокетливыми балкончиками. В спальных районах города и во дворах жилые дома не похожи на привычные нам безликие серые коробки. Они все очень высокие, стройные, как свечки, пестреют сочными позитивными красками. Мы сразу же пленились чудесной и органичной архитектурой Минска, я не выпускала из рук фотоаппарат, пытаясь запечатлеть это чудо. Минск напоминал мне город будущего.

Очень понравилась любовь минчан к малым архитектурным формам. Набережные обрамляли строгие беседки, а в скверах, парках и на улицах было много интересных скульптур.

Похоже, в Минске были в почете доминанты. Помимо высоченных жилых домов, мы видели стелы, посвященные Победе. Замечательно, что в Минске помнят и чтят героизм белорусского народа в борьбе с фашизмом. Великой Победе посвящены улицы, парки, название Перамога носит площадь, в городе много монументов.

Минск, сохраняя трогательное отношение к подвигу предков и своей истории, выглядит очень современным. Он открыто смотрит в будущее, ему не чужды новинки технического прогресса. Так, удивили светофоры с жидкокристаллическими мониторами, мы таких еще нигде не видели. Выглядят очень нарядно и необычно.

Приятное впечатление произвело минское метро. Оно неглубокое, комфортное, удобное и чистое. Вагоны хорошенькие, опрятные. Людей не очень много, никакой давки и спешки. Станции симпатичные. И еще в нем тот знакомый с детства, «вкусный» запах метро, которого уже напрочь лишилась подземка российской столицы. Единственное, названия станций написаны очень мелко, неудобно читать.

Понравилось, как в Минске организована торговля. Никаких стихийных рынков, подозрительных ларьков, мешающих фургонов и прочих объектов, захламляющих наши города. Зато много магазинов и кафе. Часто встречались киоски «Белсаюздрук» (как наши «Роспечать») с интеллигентными надписями «Кнiгi» (книги) и «Часопiсы» (газеты, периодика). Правильно, уж лучше читать литературу, чем жевать чипсы с пивом:).

Мне очень понравился белорусский язык. Еще в Крыму я влюбилась в украинский, а они достаточно похожи. На первый взгляд язык белорусов может показаться несколько наивным, будто первоклашка пишет с ошибками:). В нем поразительным образом сочетаются московское «аканье», кавказское «э» и любовь в восточной букве «ы». Получается просто очаровательно. Именно таким языком надо рассказывать сказки и легенды, петь красивые баллады о героях и сражениях, писать лирические стихи о любви и природе. У меня нет абсолютно никаких способностей к языкам, кроме славянских, и белорусская мова (речь, язык) очень органично легла на мой слух. Я наслаждалась белорусским напевным говором, я с восхищением читала таблички и слушала, как объявляют остановки. До сих пор в транспорте мне кажется, что вот сейчас объявят ставшее родным: «Наступный прыпынок вулiца Захарова» :). Да, стоит учесть, что многие ударения отличаются от привычных нам. И определенный акцент присутствует. В Минске мы за собой этого не замечали, но, едва приехали домой, как я обнаружила, что могу говорить с белорусским акцентом! Мне очень хочется научиться говорить на этом сказочном языке цветов и зверей, овладеть мовой белорусских сказочников и поэтов. Не от того ли, известные литераторы Белой Руси так увлекались волшебными сюжетами? К сожалению, нигде не могу я найти русско-белорусского словаря или разговорника. Но, может быть, мне все-таки удастся не только понимать, но и свободно общаться на прекрасном языке Максима Богдановича? Белорусская мова — одно из сильнейших впечатлений от минской поездки!

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Минск — город просто изумительный! Все время нашего отдыха меня не покидало ощущение непередаваемой чистоты, света, яркости, тепла, солнца и добра. Мне было здесь невероятно комфортно и приятно. Хотелось бесконечно долго гулять по этим солнечным проспектам, любоваться сказочными зданиями на фоне мартовского голубого неба, наслаждаться красотой парков.

ГОСТИНИЦА «40 ЛЕТ ПОБЕДЫ»

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Выбор жилья в Беларуси лучше начать с изучения сайта www.belhotel.by. Конечно, это посредник, но именно здесь можно найти всю интересующую вас информацию, а также сравнить объекты по уровню цен и инфраструктуре. В результате нас устроили 2 гостиницы «40 лет Победы» и «Экспресс». Они подходили нам по расположению, стоимости и номерам. К тому же, в большинстве более дорогих отелей в стоимость входил завтрак, который был нам не нужен. К сожалению, у выбранных гостиниц нет сайтов, хотя в Интернете мне удалось найти их адреса и телефоны. Бронировать заранее мы не стали, т. к. читали, что понравившиеся нам отели не работали по брони частных лиц. В итоге ехали мы практически «в никуда», что придавало нашему путешествию некую остроту и очаровательный налет авантюризма:). Рассудили, что в столице республики наверняка найдем хоть какой-нибудь отель (помимо 2-х основных у нас был список еще из 6 — 8 возможных вариантов) или же снимем квартиру.

Начать решили с гостиницы «40 лет Победы», которая приглянулась нам больше всего. Контакты: Республика Беларусь, 220088, г. Минск, ул. Азгура, 3. Тел. (+375–17) 294-79-63, (+375–17) 297-17-55, факс (+375–17) 294-73-13. Расчетный час — 12.

Расположена она в центре, недалеко от пл. Перамогi и парка им. Горького, но, в то же время, в тихом районе. От стации метро идти прилично. Лучше воспользоваться автобусом № 18 (ост. Первомайская) или, как мы, ездить на трамвайчике (№ № 1, 4, 7, ост. ул. Захарова). Гостинца представляет собой высотное здание, напоминающее обычный жилой дом в спальном микрорайоне. Крыльцо украшает большая яркая вывеска «40 лет Победы» со звездой (мимо не пройдете). На 1-м этаже отеля есть чудесное кафе «Лунный амулет», на 2-м — бар. Сразу же понравился просторный холл с 2-мя шикарными аквариумами, в которых неспешно плавали очаровательные золотые рыбки. С этими милыми созданиями я здоровалась каждое утро:).

На ресепшене очень удивились, что нам надо номер аж на 8 дней и заявили, что могут предложить комнату лишь на сутки. Я раньше читала, что в минских гостиницах не редка такая практика, что сначала номеров якобы нет, а часа через 2 они чудесным образом появляются. С чем это связано, не знаю, но я не растерялась и ответила, что берем номер на 1 день, а там, если получится, можно будет продлить. Все так и вышло. На следующий день администраторы дали «добро», вечером мы привезли с вокзала чемодан и, окончательно заселившись, заплатили за оставшиеся дни. Вскоре администраторы уже узнавали нас. Вообще, у меня сложилось впечатление, что мы так бы и жили здесь постоянно, будто у себя дома:). Выезжая из гостиницы, сердечно поблагодарили за прием. Так что, помните, даже если нет свободных номеров, они имеют тенденцию чудесным образом появляться, ведь Беларусь — сказочная страна:).

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Наш номер был самым обычным 2-местным стандартом эконом-класса (90480 бел. руб. за двоих). Наша комната № 50 находилась на 5 этаже, куда нас доставил один из лифтов. Кстати, на некоторых этажах (например, на 2-м), где, вероятно, располагались люксы и единственные в отеле апартаменты, был сделан евроремонт. Наш этаж с унылыми коридорами, трюмо и приятным холлом с симпатичной мягкой мебелью и множеством цветов напомнил мне санаторий в Ялте. Просто, непритязательно, но нам же здесь не званые вечера устраивать:). Впрочем, холл нам очень понравился, и среди свежей зелени мы пару раз вечером устраивали импровизированные фотосессии.

Номер сначала не произвел особого впечатления, казалось, он перенес нас на лет 10 — 15 назад. Но вскоре мы привыкли, комната начала казаться нам родной и уютной. Это был «наш дом», в котором приятно просыпаться по утрам и куда хочется вернуться после длительных белорусских прогулок. Особенно мне нравилось, что из нашего окна было видно Чертово колесо парка им. Горького. А в один из вечеров я долго смотрела на разыгравшуюся метель, наблюдая, как крупные хлопья снега отражаются в красноватом свете фонарей. Это было так красиво…

Небольшой коридор и комната были оклеены приятными обоями. В прихожей находилось удобное трюмо с большим зеркалом и вешалка для верхней одежды. Мебель оказалась хоть и староватой, но вполне приличной, крепкой. В комнате были 2 кровати, стул, большой шкаф, журнальный столик и маленькая TV-тумба. Холодильник пришелся кстати для хранения вкусных минских продуктов, хотя и громко урчал по ночам. По маленькому телевизору по утрам мы смотрели новости по местным каналам «ВТВ» и «ОНТ». Транслировали и наш канал «Россия». Вообще, в Минске большой выбор телеканалов, нам понравился «Animal Planet», по которому шли интересные передачи естественно-географической направленности. В номере также был графин с двумя стаканчиками и тарелочка. Просторный балкон, к сожалению, оказался заклеенным. Постельное белье веселой расцветки выглядело свежим, на каждого полагалось по большому махровому и маленькому вафельному полотенцу. В шкафу лежали 4 шерстяных одеял. В первую ночь мы замерзли, поэтому пришлось натянуть их все на себя. Но потом комната прогрелась, стало комфортно.

Т. к. основным нашим требованием к номеру было наличие адекватного санузла, к оборудованию ванной комнаты мы отнеслись более придирчиво, но остались довольны. Санузел был отделан чистой кафельной плиткой в розовых тонах, сантехника оказалась новой. В ванной порадовал смеситель, который работал четко и безотказно, видимо, был белорусского производства. Единственное, полочка с зеркалом висела так высоко над раковиной, что посмотреть с утра на себя любимую не представлялось никакой возможности:). При заселении обнаружили по одноразовой упаковке мыла и шампуня на каждого. К сожалению, обновили их нам только один раз за всю неделю. Видимо, администрация гостиницы полагала, что с таким ассортиментом косметических средств фирмы «Белита» не стоит утруждать себя покупкой мыльных принадлежностей:). Полотенца и постельное тоже не меняли. Но в номере убирались ежедневно и качественно.

Так что, номер был путь небольшой, без изысков, но чистый и приятный. Нас он вполне устраивал.

Отношение персонала было хорошим. У вежливых и отзывчивых горничных мы нередко спрашивали дорогу до очередной минской достопримечательности. А на ресепшене постоянно царила какая-то веселая неразбериха. Вроде много народа, но все чем-то заняты. Мы трижды пытались расплатиться за оставшиеся дни, пока, наконец, администратор со смешливыми извинениями не приняла деньги. Забавно было за всеми ними наблюдать.

В холле гостиницы стоял кулер с холодной и горячей водой (что было очень актуально) и прибор для чистки обуви. На стенде около лифта висели маленькие карточки с рекламой турфирм, общепитов, музеев. Многие из них одновременно являлись дисконтами на 5 — 10% скидки. В отеле можно было заказать завтрак (около 10000 бел. руб.), судя по цене, наверняка, приличный

В целом, гостиница «40 лет Победы» нам понравилась. Удобное расположение, близость к центру, транспортная доступность, выбор номеров различных категорий, милое отношение и вполне лояльные цены — ее несомненные преимущества. Мы остались довольны тем, что с жильем все у нас сложилось так замечательно.

Пара строк о 2-м рассматриваемом варианте — гостинице «Экспресс». Принадлежит железной дороге, располагается практически на вокзале в очень высоком сером здании. В нее мы заходили ради интереса. Бронировать номера действительно нельзя, если приедете и будут свободные комнаты — заселят. Цены на комнаты немного ниже, чем в нашей гостинице. Основные преимущества: от вокзала можно уехать практически в любом направлении, рядом остановки общественного транспорта и станция метро, совсем близко пл. Незалежнасцi. Но, наверное, очень слышно поезда. Как бюджетный вариант с приемлемыми условиями тоже можно рассматривать. Но наша «40 лет Победы» нам понравилась больше:).

ПРО ДРАНИКИ И ПРОЧИЕ ВКУСНОСТИ

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Быть в Беларуси и не попробовать драников?! Конечно же, это национальное белорусское блюдо было в нашем «списке достопримечательностей». Кстати, знаете ли вы, что драники первоначально были блюдом беднейшего крестьянства и очень выручали белорусов во время Великой Отечественной войны? Дело в том, что дефицитную муку смешивали с более доступным картофелем и делали такие экономичные лепешки, заменяющие хлеб. А сейчас дражники — символ национального белорусского колорита и очень-очень вкусное кушанье, которое любят и жители страны, и любопытные до кулинарных новинок туристы.

Не буду давать какие-то конкретные адреса и тем более советовать определенные «вкусные» места Минска. Просто поделюсь собственным опытом питания в столице Беларуси. Ну, и о драниках, конечно, тоже расскажу:).

Вообще, проблем с питанием в Минске, на мой взгляд, нет. На всех центральных улицах, не говоря уж о проспекте Незалежнасцi, полно баров, кафе, ресторанов. А большинство магазинов имеют собственные кулинарные отделы, предлагающие свежие и вкусные готовые продукты.

Магазины Минска в основном работают с 9–10 до 21–22 часов. Чаще всего, это маркеты самообслуживания на манер наших, реже торговля идет через прилавок. Выбор товаров разнообразен, по ценам — дешевле, чем у нас в городе. Очень многие магазины торгуют от каких-либо предприятий. Такая «Фiрменная крама» (фирменный магазин), реализующая товар от одного из многочисленных «холодильников» и расположенная на ул. Першамайской (Первомайской), находилась недалеко от нашей гостиницы и очень полюбилась нам, в т. ч. за «кафэтерiй» — превосходный отдел кулинарии. Примечательно, что все эти пирожки, котлетки и т. п. были чрезвычайно свежие, неоднократно мы наблюдали, как румяные белорусочки вносили подносы с горячим и ароматным содержимым и выкладывали вкусности на прилавок. Значит, продукция пользуется спросом. Кроме того, понравилось, что всю покупаемую в кулинарных отделах еду нам разогревали. Еще заметили множество кондитерских изделий, тоже собственного производства. Разнообразные симпатичные пирожные (от 700 бел. руб.) и тортики в изобилии ожидали сладкоежек на прилавках белорусских крам. Правда, мы с мужем абсолютно равнодушны к сладкому, поэтому на вкус их не дегустировали, но, судя по внешнему виду, все эти «вредные вкусности» с шоколадом, сгущенкой, кремом, кокосовой стружкой и т. д., и т. п. должны быть очень аппетитными:).

Мы не очень много ходили по кафе. Расскажу о нашем скромном опыте.

Так, на пл. Перамогi (Победы) мы в первый же день зашли в очень симпатичный кафетерий «Каравай». Здесь предлагалась всевозможная выпечка, симпатичные на вид кондитерские изделия, чай и кофе, в т. ч. свежемолотый. В кафетерии всегда толпилось много народа, но очередь шла быстро, шустрые продавщицы активно давали консультации о предлагаемом товаре. Как мы поняли, этот кафетерий работал от одного из хлебозаводов, поэтому и продукция была свежая, вкусная и очень аппетитная! Мы купили по стаканчику кофе (1000 бел. руб., молотый — немного дороже) и мягкой ароматной слойке с сыром (примерно по 1000 бел. руб.). Все было очень вкусно! В кафетерии имелись стойки, живо напомнившие мне наш институтский буфет:), кто-то пил кофе прямо на улице, на пороге кафешки, нежась под теплым минским солнышком.

На просп. Незалежнасцi, ближе к пл. Калинина, мы зашли в буквально первую попавшуюся столовую «Трали-вали». Нагулявшись по Ботаническому саду и парку Челюскинцев, муж внезапно почувствовал редкий для него приступ аппетита. Да и мне после дорожного сухпайка хотелось чего-то «домашнего» типа супчика. Заведение пестрело вывесками «Мы открылись», значит, решила я, здесь еще не халтурят. Столовая оказалась обыкновенной, но очень многолюдной, видимо, пользовалась популярностью, особенно у молодежи и студентов, судя по контингенту. На стене висело меню, имелся санузел и вешалки для одежды, еду требовалось набирать на раздаче. Ничего особенного. Еда на вкус, конечно, столовская, но не противная, есть можно. А особенно наесться! Правда, щи с куриными фрикадельками, на мой взгляд, были жирноваты, но пюре оказалось практически настоящим, не порошковым и не на одной воде. Рыбные тефтели вообще понравились. Порции были приличные, половину своего второго я даже переложила на тарелку мужа. И все равно едва встала из-за стола:)! В общем, для обеда вполне годится. Счет составил около 10000 бел. руб. на двоих. Кстати, при столовой был гриль-бар со всевозможными «вредными вкусностями» типа картофеля-фри, жареных крылышек, ножек и прочих холестериновых продуктов:). Продавалось пиво. Кстати, чуть дальше (по направлению в центр) оказалось рекомендуемое мне кафе «Эль Помидоро». Но его мы увидели намного позже, из окна автобуса № 100.

Но, вы, наверное, уже заждались драников? Вот, пожалуйста!

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Кафе-бар «Эльдорадо». Зашли мы в него, опять же, случайно. Всю субботу шел мокрый снег, на улице было противненько. К тому же, я сильно замерзла в просторных залах исторического и природного музеев. На ул. К. Маркса было достаточно кафешек, но мужу все что-то не нравилось. В конце концов, пройдясь по улице туда-сюда, мы снова вернулись к барчику с сомнительным названием «Эльдорадо», хотя первоначально я тяготела к более симпатичному кафе с национальной вывеской. Муж пошел «на разведку» и вскоре вернулся с радостным сообщением, что у них есть драники, да еще и со свининой (в предлагаемом мной кафе был классический вариант национального блюда). Получив от него заверения, что в этом заведении не курят, я спустилась в полуподвальное помещение. Что ж, это оказался типичный городской бар, вполне пристойный, чистенький, небольшой, уютный. В полутемном зальчике стояли столики, окна, естественно, были занавешены. Официантки оказались вежливыми. И хотя заказ мы ждали примерно 20 минут, зато были уверены, что драники были свежими, блюдо готовили прямо при нас, а не разогревали. Стены украшали какие-то новомодные фотографии, звучала попса и иностранная музыка. Меню, в общем то, было достаточно разнообразным. Единственное, здесь все же курили! И, похоже, вытяжка работала не очень, потому что после прихода особо смолящей пары мне приходилось закрывать нос салфеткой. Но первоначально заведеньице произвело сносное впечатление, к тому же, я так замерзла, что мне было все равно, где сидеть, лишь бы было тепло и пища горячая:).

Мы заказали пиво (из заявленного в меню оказалось всего 2 — 3 наименования). Мое «Грин бир» еще куда ни шло, а вот у мужа «Балтика № 7» оказалась явно разбавленная. Но главное — это были драники, а их в простеньком барчике с пафосным названием «Эльдорадо» готовить умели! Драники мы заказали в горшочках. Представьте теперь, на дно горшочка был положен ароматный, пропитанный мясным соком драничек. На него — слой мелко нарезанной, нежнейшей, вкуснейшей и абсолютно не жирной свинины с остреньким лучком. А сверху был еще один драник, поджаристый, аппетитный, с хрустящей корочкой, намазанный густой вкусной сметанкой и с веточкой пряного укропчика! Да, национальное белорусское блюдо умели готовить даже здесь! Мы кушали и жмурились от удовольствия от этого горячего, с пылу-жару, вкуснейшего, свежайшего, ароматного блюда! Редко когда в кафе мы ели что-нибудь такое восхитительное!

Так что, по приготовлению драников бар «Эльдорадо» нам понравился. Драники стоили по 12700 бел. руб. за порцию, пиво — 6300 бел. руб. (Грин бир) и 5800 бел. руб. («Балтика № 7») за 0,5 л., по моему мнению, вполне приемлемо. Но нас там пытались обсчитать, приписав в счет хлеб, который мы не заказывали. Вопрос решили просто: заплатили полностью по счету, но чаевых не оставили. Похоже, официантки остались крайне недовольны. Но что они хотели? Ведь могли бы вместо приписанных нам 600 бел. руб. получить намного больше! Кстати, это был единственный случай в Беларуси, когда с нами пытались жульничать.

Кафе «Лунный амулет». Как всегда, самое лучшее, интересное оказалось рядом. Мы искали, где бы нам отпраздновать «прощальный ужин». Оказалось, легче и проще всего было найти приятное место… в нашей гостинице! Да, именно на первом этаже отеля «40 лет Победы» располагалось чудесное кафе «Лунный амулет», которое мы как-то и не принимали во внимание. Отчаявшись найти место для отдыха, я отправила мужа на разведку в кафе и бар, которые располагались в нашей гостинице. Каково же было мое удивление, когда он вернулся в номер с прекрасным известием, что бар работает только до 22 час., но в кафе (до 23 час.) можно отлично посидеть, и вообще он уже заказал нам драники!

Кафе «Лунный амулет» оказалось просто замечательным! Просторное, чистое, очень приличное, даже респектабельное, красивое. В кафе работал телевизор с ненавязчивым музыкальным сопровождением. За столиками культурно отдыхали командировочные мужчины благоприятного вида, никто не курил. Нас предельно вежливо и доброжелательно обслужили. Официантка принесла порции драников и разлила пиво (мы брали 0,5 л. на двоих) по бокалам. И мы наслаждались! Едой, великолепной атмосферой кафе, приятным общением, чудесным вечером. И, кстати, никуда не нужно было идти по холодной ветреной улице, а лишь подняться на лифте на нужный этаж:). Потом мы много раз пожалели, что открыли для себя «Лунный амулет» лишь в предпоследний день нашего пребывания в Минске. Эх, знали бы раньше!.. Но тот чудный вечер, проведенный в кафе, доставил нам только приятные впечатления и оставил самые теплые воспоминания. Огромное спасибо персоналу кафе и гостинице «40 лет Победы».

Ну, а теперь, я еще раз введу вас в искушение и расскажу, чем нас угощали в приятном кафе «Лунный амулет». Здесь мы попробовали настоящие классические белорусские дранички, золотистые, поджаристые, хрустящие! К ним полагалась вкусная, белоснежная сметана. Надо было кусочек сочного драника обмакнуть в сметанку, зажмуриться, отправить в рот и пригубить глоточек янтарного, богатого по вкусу пива. Драники готовили здесь превосходно! Так что, ужин оказался очень аппетитным, сытным и приятным. Но вы просто удивитесь, узнав, что счет составил сущие копейки: драники со сметаной (3 шт. на порцию) по 3200 бел. руб., пиво (0,5 л. на двоих) — 5000 бел. руб. Это был настоящий прощальный ужин!

Напишу немного о хваленном многими ресторане-бистро «Лiдо», кажется, это филиал какой-то прибалтийской сети общепитов. Заведение, находящееся на просп. Незалежнасцi сразу бросается в глаза. Покорить «Лiдо» мы пытались два раза, но оба безуспешно. В первый раз были вечером, в конце недели. Кафе показалось нам пафосным, сверкающим, многолюдным. Зашли мы в него. Основной зал забит целиком, столики стоят даже в холле при входе, на дверях маячит неприступного вида охранник, которого мы и испугались:). Второй раз мы туда сунулись, когда хотели отпраздновать последний вечер в Минске. Я нацепила юбку и купленные в ГУМе легинсы (замерзла — жуть!), накрасилась (который раз убеждаюсь, что косметика — самая бесполезная вещь в поездке, все равно ей не пользуюсь), и мы гордо почепали в это самое «Лiдо». В будний день народу было поменьше, по крайней мере, секьюрити, охраняющего вход, мы не заметили. Прошли в оказавшийся достаточно небольшим зальчик. В общем, испугавший нас своей пафосностью «Лiдо» оказался обычной евростоловой, что-то типа нашего «Обжорного ряда». Не знаю, как на вкус, но на вид еда не слишком впечатлила. Из запомнившегося: салатики из редких долек огурчика и помидорчика (9100 бел. руб.) и какое-то жирное перемасленное жаркое (7500 бел. руб.). На жирноватые подливки и супы даже смотреть не стала, фу! Еще неприятно поразило, что румяные веселые поварята «на горячем» открыто матерились. Не знаю, как вам, а мне покрытое «трехэтажным» мясо есть как-то не хотелось:). Последним ударом стало известие, что драников (это было обязательное условие для нашего «прощального ужина») в этом самом хваленном «Лiдо» не было! Так что, данная «явка» нами отвергнута бесповоротно:)!

Питались мы и за пределами Минска, в частности, в баре «Шынок» в Дудутках и кафе «Рагнеда» в Мире. Но все наши искренние комплименты этим замечательным заведениям я принесу в соответствующих частях рассказа.

Наверное, вы удивитесь, что мы продегустировали так мало точек минского общепита. Но не зря же я рассказывала о прекрасных минских продуктовых магазинах! Именно в них мы и покупали еду. Особенно полюбился нам продуктовый отдел ЦУМа. Такого обилия мясных деликатесов по ТАКИМ ценам мне еще ни разу не приходилось видеть. Прилавки ломились от всевозможных яств, одни только колбасные изделия чего стоили: копченые, сырокопченые, вареные, грудинки, рулеты, окорока и бесподобное белорусское сало! И, главное, все свежее, вкусное, настоящее! Если колбаса — так ароматная, натуральная, а не «смесь картона и гороха». Особо понравился нам рулет с печенью (12170 бел. руб./кг.) с изумительно нежным вкусом, у нас таких мы не наблюдали. А еще «Детская колбаса» (13790 бел. руб./кг.) — без наполнителей и химикатов, вкусная, ароматная! Покупали грудинку «праздничную» (14350 бел. руб./кг.), ветчину куриную (13340 бел. руб./кг.). А сыр! Купили «Суворовский», так он пах, как я выразилась, «коровками», т. е. парным молочком! Сразу понятно, что это свежие, настоящие продукты, которые есть не только не опасно, но и приятно, вкусно! Я просто расточала всевозможные комплименты по поводу белорусских продуктов. Кстати, в ЦУМе они пользовались популярностью, витрина пополнялась регулярно. По ценам — просто говорить смешно. Вареные колбасы, ветчинки, рулеты и сыры в среднем по 15000 бел. руб./кг.! Представляете?!! Я вообще крайне настороженно отношусь ко всякой мясной продукции, а у нас за такую цену даже бы смотреть на колбасу не стала. Я редко ставлю еду «во главу угла», а тут, ела и жмурилась от удовольствия!!!

А еще в Минске непередаваемо вкусный хлеб. Я ела черный заварной, с тмином. Тоже настоящий, ароматный, мягкий, просто восхитительный! Так что, бутерброды с аппетитными белорусскими мясными и сырными продуктами мы поглощали с двойным удовольствием.

Как-то раз купили баночку сметанки (20% жирности). У нас такой, естественно, не встретить, сразу видно, натуральная, вкусная, густая! Особенно приятно было намазать ее ложкой на ломтик восхитительного белорусского хлеба! Такой сытный и аппетитный бутербродик, просто прелесть!

Еще мы покупали вкусненькие салатики из морской капусты, из белокочанной и морской капусты (оба примерно по 560 бел. руб./100 гр.), корейскую морковку с баклажанами. Все белорусского, а, значит, надо ставить знак равенства, качественного производства! Приобрели и вкусненький свежий огурчик (6500 бел. руб./кг.). А еще, возвращаясь из Дудуток, в одном магазинчике мы купили трехлитровый баллон маринованных зеленых помидорчиков. Белорусских, естественно! Как же невероятно приятно было, зажмурив от удовольствия глаза, вонзать зубки в их крепкие хрустящие бочка, чувствуя, как брызжет пряный островатый сок! Мы и дома частенько покупаем зеленые маринованные томаты, но с белорусскими им, явно, не сравниться:)!

Все эти вкусности на ужин мы кушали с гречневой кашей. Делать ее очень просто (скорее записывайте рецепт, путешественники и молодые хозяйки, у которых кашка всегда норовит убежать:)). Муж, добывший этот рецепт, промывал нужное количество гречи, а затем, посолив, заваривал ее кипятком (например, в кружке), так, чтобы вода чуть прикрывала крупу. Через 30 — 40 мин. (чем дольше — тем лучше, можно накрыть чем-то теплым) вкусное и полезное блюдо готово! Учтите, что крупа — самая обычная, из развесных по полкило, не быстро завариваемая.

Еще, конечно, мы покупали всяческие пирожки в кулинарийках. Очень понравилась «смаженка» (булочка с фаршем, смазанная яйцом и сметаной), которую мы пробовали в нашей «Фiрменной краме», а также горячие «картофельные оладьи».

Мы часто покупали различную минеральную воду белорусского производства. Приятная, но все-таки, наша «Угличская» вкуснее:). Из спиртного мы дегустировали «Белорусский бальзам» (12560 бел. руб.) — очень вкусный, на травках, лучше всего добавлять в чай или кофе. Крепковат, но хорош коньяк «Крепкий орешек» (стоит примерно столько же), на кедровых орешках, очень пикантный. Девушкам понравится вкусный ликерчик со вкусами клубники и банана (6500 бел. руб.), пьется, как сок, проверено:). Белорусское пиво (примерно 5000 — 6000 бел. руб. за 1,5 л.) показалось мне горьковатым и крепким. Наиболее приятными оказ ались «Крынiца» и «Лiдское».

Так что, как видите, нам было не до кафе. Вкусно и сытно питались в номере, наедались так, что я начала думать, что привезу домой пару лишних килограммов:). Но вся эта восхитительная белорусская еда была настолько аппетитной, что даже я, в обычной жизни старающаяся не потреблять столь калорийную пищу, не могла отказать себе в удовольствии съесть лишний бутербродик:). Но ведь в отпуске можно, не так ли:)?

ИНТЕРЕСНЫЕ ПРОГУЛКИ ПО МИНСКУ

Бытует мнение, что Минск «можно осмотреть максимум за 2 дня». Может быть, если ездить по городу на транспорте или судорожно бегать, ставя «галочки» напротив достопримечательностей. Но Минск один из тех городов, по которым надо просто гулять. Не гоняться за знаковыми объектами, а бродить, изучать, рассматривать, наслаждаться, удивляться, поражаться. Минск с его широченными проспектами, залитыми солнцем, с великолепными, грандиозными, интересными по своей архитектуре зданиями сам по себе является достопримечательностью! Конечно, надо еще исходить и из того, кому что интересно. Кто-то предпочитает изучать архитектуру, кому-то важно посещение святынь. А еще в понятие «достопримечательности» входят малые архитектурные формы, которыми так богат Минск, монументы, обелиски и памятники, парки. И, безусловно, музеи, о которых я расскажу отдельно.

Я нашла один отличный сайт www.minsk-old-new.com, где предложен великолепный маршрут прогулок по Минску и есть масса полезной и увлекательной информации по городу. У нас была карта, которую я первоначально обругала, т. к. не поняла ее и распечатка «прогулок». Пользовались тем и другим, немного корректируя маршруты, но в целом, просто гуляли. Я, умудрившись в первый же день трижды завести мужа «не туда», оставила попытки «тупо гоняться за достопримечательностями». Наши минские прогулки могут показаться нелогичными и неправильными. Но, тем не менее, мне хочется поделиться чувствами, эмоциями и впечатлениями, которые вызвали прекрасные достопримечательности Минска.

Выйдя из красивого и современного здания вокзала, мы сразу же увидели первую достопримечательность Минска — так называемые «Ворота города». Это 2 монументальных высотных здания, на одном из которых были главные белорусские часы, а на втором — зубр, символ республики. Особенно эффектно смотрятся они вечером, торжественно сияя огнями подсветки.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Проехав на автобусе по городу, мы не переставали восхищаться колоритными зданиями Минска, такими чистыми, цветными, нарядными. Первым храмом, который мы посетили в столице Беларуси, оказалась церковь святой Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины (построена — в 1847 г., возрождена — в 1990 г.). Удивительно, но именно в ней я мечтала непременно побывать! Храм выглядел нарядным, с круглой серой главкой, усыпанной золотистыми звездами, и плотненькой колокольней. Внутри церковь восхищала богатым убранством. Примечательно, что храм — православный, однако я ни разу не встречала у нас церковь, названную именем раскаявшейся грешницы. Храмовый комплекс также включал в себя недавно построенную церковь Иоанна Предтечи (1992 г.) и лаконичную часовню в память всех Белорусских святых (1998 г.) с золотой луковкой. Уютный приход обрамляла белоснежная изгородь и торжественные ворота, украшенные обновленными фресками. Около церкви Марии Магдалины был небольшой мостик, с которого прекрасно просматривался весь комплекс.

С площади Победы (Перамогi), расположенной вблизи нашей гостиницы, мы начали свою первую пешую прогулку по Минску. Это, пожалуй, самая торжественная площадь города. Ее обрамляют очаровательные дома, украшенные лепниной, и два благородных полукруглых здания, на которых большими буквами начертаны слова «ПОДВИГ НАРОДА БЕССМЕРТЕН». Посередине площади гордо высится над потоком транспорта и беспечно спешащих по своим делам людей высокий монумент Победы. Эта стела, одна из многочисленных доминант Минска, призвана напоминать, кому своим спокойствием, улыбками на лицах и этому голубому мартовскому небу обязаны проходящие, проезжающие мимо него жители и гости города-героя. Площадь Победы стала для нас второй любовью после праздничной красавицы-Незалежнасцi:). Ежедневно восхищаясь ей, мы однажды перешли по подземному переходу к героическому монументу. Стелу украшали проникновенные барельефы, изображающие борьбу солдат, партизан и простого народа с ненавистным фашизмом и торжество Великой Победы. Очень трогательно выглядела уже позабытая эмблема с серпом и молотом, а на вершине красовалась звезда. У подножия монумента ярко горел Вечный огонь, хранящий память о подвиге белорусского народа, а вокруг комплекса мы увидели мемориальные плиты с названиями городов-героев и четыре памятных венка. Немного оробев от торжественности момента, мы спустились в подземную галерею под монументом, где располагался мемориальный зал. На мраморных стенах были написаны торжественные слова и прикреплены таблички с именами павших бойцов, а в центре зала алой подсветкой сиял огромный венок, символично изображающий Вечный огонь. Нам очень понравился мемориальный комплекс, особенно был впечатлен муж. Вообще, странное охватывает чувство возле монумента Победы. Начинаешь невольно задумываться о многих вещах и чувствуешь глубокую благодарность ко всем этим неизвестным тебе, сильным, смелым, мужественным людям. Ведь именно благодаря им мы сейчас в молчании стояли в самом сердце площади Победы, или Перамогi, как называла я ее по-белорусски.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси
Очень понравилась светлая прямоугольная площадь Якуба Коласа со скульптурой писателя (работа знаменитого скульптора З. Азгура, 1972 г.). Монументальный задумчивый литератор сидит в окружении самобытных героев своих произведений. Сошедшие со страниц Якуба Коласа персонажи очень живы и динамичны. Понравились разговаривающие партизаны и играющий на свирели симпатичный пастушок со слушающей его озорной девчушкой. Здесь мы ходили особенно часто, потому что рядом находился полюбившийся нам ЦУМ:). Площадь Якуба Коласа обрамляли чудесные столичные здания, среди которых особенно выделялась башенка офиса знаменитой белорусской фирмы «Вilita-Вiтэкс». Кстати, напротив расположен их косметический магазин с очень аппетитным ассортиментом:). Еще стоит обратить внимание на нарядную филармонию. Площадь Якуба Коласа представилась нам достойной жемчужиной в ожерелье проспекта Незалежнасцi.

Продолжая нашу импровизированную прогулку по Минску, мы не уставали восхищаться изумительно красивыми и интересными домами, их причудливой архитектурой и сложным декором на идеально выглядевших фасадах, прошли мимо парадной полукруглой арки Национальной академии наук и здания Белорусской академии искусств. Как видим, в Минске с образовательными учреждениями полный порядок.

Вот и площадь Калинина. Здесь наше внимание привлекает памятник Калинину, здание известного часового завода «Луч», но мы уже торопимся посетить расположенные здесь парки. Вход в Центральный ботанический сад Национальной академии наук Беларуси обрамляет белоснежная романтическая колоннада. Основанный в 1932 г. Ботанический сад знаменит богатой коллекцией разнообразных растений из различных уголков света, полнота и уникальность которой сполна раскроется в конце весны. Но сейчас еще март, поэтому реликтовые ели и сосны утопают в изумительно белом снегу, не удалось нам полюбоваться прекрасными цветами и увидеть грациозных лебедей. Мы просто прогулялись по чистым дорожкам, послушали тишину, вдыхая свежий воздух ранней минской весны. Было так спокойно, тихо, размеренно, пустынно, что хотелось бродить здесь до самого вечера. Странное дело, все тревоги первого дня улетучились, от естественного волнения, вызванного приездом в незнакомую страну, не осталось и следа. Наверное, это благородный и мудрый Минск сам привел нас в это благодатное место, чтобы мы поняли, как нужно познавать столицу синеокой лесной Беларуси.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

К Центральному ботаническому саду вплотную примыкает просторный парк Челюскинцев. В окружении хвойных и лиственных деревьев так приятно, держась за руки, бродить по тихим аллеям. Посередине парка на круглой площадке у фонтана на удобных лавочках расположились благовидные пенсионеры и мамочки с колясками. Мы тоже погрелись на теплом мартовском солнышке, наконец-то почти разобравшись с картой. В парке Челюскинцев летом должно быть весело, мы заметили карусели и кафешки. А еще по его территории проходит Детская железная дорога, хорошенький вокзал которой привел в восторг мужа. У нас тоже в городе есть клуб юных железнодорожников, которому мой супруг отдал немало детских лет:). Жаль, что сейчас не лето, так бы хотелось прокатиться в маленьких шустрых вагончиках!

Через станцию метро «Академия наук» мы вернулись на Привокзальную площадь и продолжили нашу импровизированную и нелогичную прогулку по Минску.

Окружными путями, мимо монументальных административных зданий, мы вышли к Михайловскому скверу, который находится на пересечении улиц Кирова и Свердлова. Небольшой круглый скверик с лавочками и тенистыми деревьями знаменит тремя скульптурами работы В. Жбанова, которые хитро прячутся в нем. Первой мы увидели очаровательную статую босоногой девочки под зонтиком. В глубине сквера на лавочке сидела элегантная незнакомка, а еще мы увидели бесшабашного парня, просящего прикурить. И если первые две скульптуры нам очень понравились, то последняя была весьма неоднозначна. Конечно, молодой человек выглядел обаятельно, но подавал не самый лучший пример подрастающему поколению:).

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Вот и площадь Незалежнасцi, дающая начало одноименному проспекту, — центральная и самая красивая площадь Минска. Она очень яркая, нарядная, наполненная лучистым светом, обрамленная восхитительными столичными зданиями, которые сразу же привлекают внимание гостей города. Мы с интересом рассматривали стройную свечку Педагогического университета им. М. Танка, сложный по архитектуре, кубический Дом Правительства Республики Беларусь с неизменным памятником В. И. Ленину, очаровательные особнячки, пафосную гостиницу «Мiнск», монументальное, строгое здание «Паштамта», лаконичные строения в стиле конструктивизма, современное Управление Минского метрополитена со станцией метро «площадь Незалежнасцi», корпус Белорусского государственного университета. Площадь Незалежнасцi пересекает оживленная магистраль, а на ее прогулочной части, выложенной чистой симпатичной плиточкой, стоят лавочки, разбиты клумбы и высятся необычные прозрачные полусферы. Самая большая из них декорирована стремящимися ввысь журавлями и гербами главных городов Беларуси, малые украшены резными орнаментами. Кажется, летом над полусферами играют струи фонтанов. Под площадью и этими «шарами» расположен подземный торговый центр «Столица». По своему решению центральная площадь Минска напоминает московскую Манежку, а у нас таких чудес еще не придумали:).

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Главное украшение площади Незалежнасцi, ярким лучом врывающееся в строгую композицию административных зданий, конечно же, костел Сымона и Алены (или Красный костел). Это был первый увиденный нами костел, может быть, поэтому он произвел на нас такое неизгладимое впечатление. Одна из визитных карточек Минска, костел был так прекрасен, что каждый раз, оказываясь рядом, я инстинктивно хваталась за фотоаппарат. С Красным костелом, названным так из-за ярко-кирпичных стен, связана одна красивая городская легенда. Однажды в семье обеспеченных минчан Войниловичей случилась страшная трагедия. В одночасье они потеряли 12-летнего сына Сымона и красавицу-дочь Алену, которая не дожила одного дня до своего 19-летия. Тяжело больной девушке привиделся во сне прекрасный храм, который она нарисовала, завещав безутешным родителям, построить после ее гибели точно такой же на одной из главных площадей города. В память о безвременно ушедших детях, Войниловичи в 1910 г. на собственные средства организовали строительство прекрасного костела, названного в честь Сымона и Алены. Стоит сказать, что в послереволюционные годы костелу несказанно повезло: он был приспособлен под театр и киностудию, благодаря чему прекрасно сохранился. Видимо, дети Войниловичей и на небесах охраняли прекрасный храм, который в 1990 г. был наконец-то возвращен добрым католикам. Красный костел особенно ярко смотрелся на фоне густо-голубого весеннего неба. Нарядный, непривычной формы, с элегантными башенками и красивым мозаичным панно, изображающим герб семьи Войниловичей, костел Сымона и Алены сразу же притягивал взгляд и служил достойным украшением площади Незалежнасцi.

Мне почему-то казалось, что в костеле — музей. Но, когда мы вошли внутрь, оказалось, что он действующий, и я немного растерялась. Я понятия не имела, как принято входить в католическую церковь и вообще могу ли я, человек другой веры, находиться здесь? На всякий случай решила остаться в капюшоне, а муж снял шапку. В костеле шла служба. Мы присели на скамеечку. Несмотря на восхищение, чувствовала я себя крайне не уютно. Не ощущалось того спокойствия и умиротворения, которые испытываешь в наших церквях. И хотя наши веры достаточно близки, все-таки я православная, и этот храм казался мне чуждым по духу и восприятию. Фотографировать я тоже не решилась, хотя убранство Красного костела того стоило. Повсюду были белоснежные скульптуры, красивые картины и росписи на религиозную тематику (видимо, заменяющие православные иконы), ярко горели свечи. Все пространство до торжественно оформленного алтаря занимали добротные массивные скамейки. Сверху спускались прекрасные розовые ленты. В целом, создавалось впечатление богатства, пышности, парадности, даже некоторой помпезности, словно мы были не в храме, а в нарядно оформленном зале. Еще поразила тишина, хотя в костеле на лавочках сидели молящиеся люди. В наших церквях, даже если не идет служба, всегда слышен шепот, переговоры, шорохи, ощущается присутствие людей, даже если это всего одна старушка, продающая свечи. Здесь же были люди, но казалось, что помещение пустынно. Храм для храма, красота в отражении самолюбования. Зашли в лавочку при костеле, удивившись, что наряду с католической символикой продаются обычные сувениры. Складывалось впечатление, что Красный костел — более туристический объект, нежели обитель веры. Но как же он красив, просто нереально, потрясающе красив! Наверное, одна из самых ярких достопримечательностей Минска. Он нам очень-очень понравился!

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

У Красного костела установлены 2 интересные скульптурные композиции. Сразу же привлекает внимание статуя Михаила Архангела, пронзающего копьем змея. Он очень напоминает герб Москвы, изображающий борющегося со злом Георгия Победоносца. Также у костела Сымона и Алены стоит колокол Нагасаки — напоминание о ядерных катастрофах прошлого века. Этот скорбный знак — точная копия колокола «Ангел», сохранившегося после атомной бомбардировки японского города Нагасаки в 1945 г. Я читала, что в основании скульптурной композиции заложены капсулы с землей из Иерусалима и пострадавших городов.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Перед входом в костел Сымона и Алены мы увидели хорошенький фонтанчик, изображающий девочку и мальчика. Возможно, фигуры символизировали погибших детей, в честь которых был построен костел. Еще одна скульптура, подаренная площади Незалежнасцi уже знакомым нам В. Жбановым, называлась «Зодчий» и символизировала общий труд всех минских архитекторов, создавших за короткий послевоенный период такой восхитительный город, город будущего.

Каким-то абсолютно волшебным образом (Беларусь — сказочная страна!) на площадь Незалежнасцi мы возвращались практически ежедневно, каждый раз открывая для себя что-то новое и восхищаясь ее гордой, столичной красотой.

Проспект Незалежнасцi — главная магистраль города и его полноценная достопримечательность. По нему надо обязательно прогуляться, насладиться его чистотой, свежестью и простором, полюбоваться широкими площадями и благородными разнообразными зданиями, которые органично вписываются в общую архитектуру города и составляют его неповторимый празднично-приподнятый облик. Мы гуляли по проспекту днем, вдыхая пьянящий мартовский воздух и очаровываясь глубоким синим небом. Мы бродили по нему вечером, любуясь яркой иллюминацией домов. Проспект Незалежнасцi — невероятно длинный (17 км), но пройти хотя бы его часть нужно непременно! Ведь для того, чтобы понять столицу Беларуси, душой которой является проспект Незалежнасцi, по Минску надо гулять, не жалея ног и сапог:).

Центральный детский парк имени Максима Горького находился недалеко от площади Победы и нашей гостиницы, и, конечно же, на следующий день мы решили его осмотреть. Интересно, что первоначально он именовался Губернаторским садом и был заложен в далеком 1880 г. Парк большой и живописный, интересен, прежде всего, огромным Чертовым колесом, которое было видно даже из окна нашего номера. Есть в нем и другие разные качели-карусели, правда, в марте они еще не работали. В парке им. Горького мы заметили стильное здание планетария с бюстом К. Э. Циолковского, кафе, современный спортивный комплекс. По горьковскому парку было приятно бродить по дорожкам среди высоченных вековых деревьев, наслаждаясь тишиной и покоем. А еще в Центральном детском парке живет много очаровательных уток. Они плавают в водоеме под хорошеньким маленьким мостиком, важно расхаживают по тротуарам. Конечно же, я не могла удержаться и скормила симпатичным упитанным созданиям оказавшийся кстати хлебушек. Утки с удовольствием хватали мякиш, крякали и без страха подходили к нам совсем близко, с достоинством позировали перед камерой. Этот момент стал для меня одним из самых светлых и счастливых воспоминаний о Минске, так было приятно вновь вернуться в детство. Такие это были милые минские уточки! Еще в парке есть бронзовый памятник Максиму Горькому, который находится у красивой набережной реки Свислочи. Гранитную набережную украшал элегантный мостик, а по мартовским водам вновь плавали серенькие уточки и селезни с изумрудными шейками и желтыми клювиками — одна из главных минских достопримечательностей:).

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

О самой современной достопримечательности Минска — Национальной библиотеке, мы, естественно, были наслышаны. Как и о том, что наиболее эффектно она выглядит вечером. Поэтому вернувшись из очередной загородной поездки, сели на автобус № 100, который почти через весь проспект Незалежнасцi, сияющий ночной подсветкой, довез нас до остановки Филимонова. Даже если не запомните название прыпынка, не волнуйтесь — это чудо вы ни за что не пропустите! Беларусь не переставала нас удивлять архитектурой, музеями, святынями, но такого чуда технического прогресса мы никогда не видели! Огромнейший многогранный кристалл переливался яркими разноцветными огнями на фоне ночного минского неба. Программы подсветки динамично менялись, казалось, что библиотека была живым организмом. Зрелище завораживало, казалось невероятным, прекрасным, восхитительным! Знаю, знаю, что минчане не любят эту достопримечательность, но, поверьте, на гостей города она производит неизгладимое впечатление! Налюбовавшись изумительным шоу и погуляв по набережной Свислочи, в водах которой отражались веселые огоньки, мы подошли к зданию-кристаллу. В национальной библиотеке собраны миллионы единиц хранения: белорусские и иностранные книги, периодика, раритетные издания. Около цитадели знаний стоит монументальный памятник Франциску Скорине — знаменитому белорусскому просветителю и первопечатнику. В вестибюле я прочитала, что можно подняться на смотровую площадку и полюбоваться панорамой ночного города (13.00–22.00, пт., сб., вскр. — до 23.00, билетик — всего 3500 бел. руб. с человека). Муж сразу же загорелся этой идеей, но, зная мой страх перед высотой и лифтами, заботливо спросил: «Не забоишься?». Говорю: «Забоюсь, но, если сейчас не сделаю этого, потом никогда себе не прощу!». И мы поднялись! Купили билетики, к которым прилагался жетончик для 3-минутного осмотра города в бинокль. Панорамный лифт стремительно вознес нас на 23 этаж, где на высоте более 72 м находилась смотровая площадка. Моментально заложило уши, сердце ушло в пятки, ноги подкосились, но я, цепляясь дрожащими пальцами за руку мужа, сумку с камерой и поручень, через прозрачные стены большой кабины успела заметить промелькнувшие огни города. На открытой смотровой площадке гулял ветер, над головой чернело небо, а где-то далеко внизу тоненькими пунктирами сверкали огоньки живущей своей жизнью столицы Беларуси. Город выглядел, словно на ладони. Страх постепенно прошел, его сменило восхищение. Мы долго гуляли по круглой площадке, смотрели в бинокль, пытаясь найти что-нибудь знакомое, любовались иллюминацией столицы и сияющим, казалось, никогда не замирающим проспектом Незалежнасцi. На какой-то момент меня с головой накрыло ощущение счастья и показалось, что весь Минск лежит у моих ног. Это незабываемо! Окончательно замерзнув, мы спустились на этаж ниже, где располагалась круглая закрытая смотровая площадка с дорогущим кафе и интересной фотовыставкой. Вниз на панорамном лифте ехать было уже не страшно, и я успела насладиться красотой открывающихся видов. Национальная библиотека оказалась, пожалуй, самым необычным белорусским впечатлением, и больше всего запомнилась и понравилась мужу. Панорамный лифт и смотровая — весьма экстремальный аттракцион, но ради того, чтобы испытать чувство восторга, глядя на мириады городских огней, стоит переступить свой страх. Я рада, что смогла это сделать!

Один из дней мы решили посвятить прогулке по знаменитому Верхнему городу, сохранившему интересные исторические памятники. Он расположен на площади Свободы, к которой мы вышли по улице Ленина. Некогда носящая название Соборная, площадь издавна являлась деловым и культурным центром Минска, а своему существованию была обязана так называемому Верхнему рынку. Расположенная на берегу извилистой Свислочи, площадь Свободы с ансамблем построек Верхнего города позволила нам погрузиться в глубину веков и поближе познакомиться с историей Минска. Конечно, не все здания сохранились, многие утеряли свой первоначальный облик, но оставшееся — является великим культурным наследием и представляет историческую ценность. В тот день шел густой мокрый снег, и здания казались призрачными видениями. Странное дело, в Верхний город мы возвращались еще раз, и это ощущение путешествия во времени не покидало нас.

Кафедральный собор пресвятой Девы Марии (бывший костел иезуитов, начало XVIII в.) органично вписывался между фасадами старинных зданий. Его нежно-персиковое убранство поражало великолепием, восхищали изящные башенки, белоснежная отделка портиков и колонн, аккуратный балкончик. Более всего очаровала миловидная фигура Девы Марии, благословляющей свою святую обитель. На этот раз в католический собор мы вошли более уверенно, плененные его утонченной красотой. Конечно же, внутри присутствовало пышное светлое убранство, статуи, картины, резной иконостас. Восхитительный собор!

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

На противоположной стороне мы впервые увидели Ратушу. Вместе с дарованным в 1499 г. Великим княжеством Литовским магдебургским правом (правом на самоуправление) в Минске появился свой дом для заседаний городского совета — Ратуша. Снесенную в середине XIX в. историческую достопримечательность восстановили лишь в 2002 г. Но восхитительному зданию вовсе не подходило обидное слово «новодел». Белоснежная, с массивными колоннами, балконами и неизменной башенкой с часами, Ратуша служила прекрасным украшением древнего Верхнего города и интересной достопримечательностью современной площади Свободы. По старой традиции к зданию Ратуши были пристроены торговые ряды, а перед входом красовалась живописная бронзовая повозка, запряженная «парой гнедых».

Кафедральный собор Святого Духа — еще одна жемчужина старинного зодчества. Первоначально это был костел монастыря бернардинок (1642 г.). В конце XIX в. его здание передали православной церкви. Собор выглядит очень впечатляюще, строго, торжественно. Белоснежный фасад украшает чудесная мозаика с изображением Богородицы, и лишь острые башенки напоминают о католическом прошлом святыни. Ценнейшие реликвии собора — чудотворная икона Богоматери Минской и мощи защитницы православия в Беларуси блаженной Софии Слуцкой. По случаю субботнего дня в кафедральном соборе Святого Духа шла служба, но народу было так много, что мы, к большому сожалению, так и не смогли попасть внутрь, чтобы полюбоваться убранством храма, а лишь скромно постояли у входа. Все-таки, как приятно, что в Минске так трепетно относятся к вере, наверное, эти добрые традиции заложены с детства. Может, поэтому в Беларуси живут такие замечательные, добрые и отзывчивые люди?

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Другие здания Верхнего города, смутно напоминавшие о таинственном прошлом монастырей бернардинцев, бернардинок и базилиан, давно утратили свое первоначальное значение и используются сейчас различными учреждениями. Более всего запомнилось пышное здание Архива, который размещен в бывшем костеле монастыря бернардинцев (XVII в.). Но, конечно, все здания ярко передают дух давно минувшей эпохи и живо напоминают о польско-литовском наследии Беларуси. Гулять по Верхнему городу и любоваться органично вплетенным в современный облик энергичного мегаполиса историческим уголком — настоящее удовольствие!

А мы свернули на Немигу. Своим красивым названием эта популярная улица обязана речке, которую заключили в подземную трубу. На Немиге мы полюбовались православной церковью Петра и Павла (1620 г.). Лимонно-белая, нарядная и изящная, она выглядела несколько не типично, удивляя симметричными башенками-колокольнями и отсутствием привычных луковок-куполов. Но если внешняя отделка храма была безупречной, то внутри только еще шли реставрационные работы. Здесь тоже шла служба, и было очень много народа. Стройные голоса, вторя басу батюшки, благоговейно пели «Отче наш». Сразу стало так светло и радостно на душе: вот оно, наше, родное!

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Остров Мужества и Печали (иногда называемый «Остров слез»). Очень сильное место, которое пробирает до глубины души. Странное дело, когда мы шли к нему по заснеженной набережной мимо Троицкого предместья, начавшаяся еще с утра метель усилилась, превратившись в мокрый снежный дождь. В другой день, среди практически ясного неба снова сгустились тучи и полетели тяжелые хлопья. Будто этот скорбный остров навечно был окутан печалью и залит слезами. По крутому мостику мы прошли на небольшой искусственный островок — мемориальный комплекс «Сынам Отечества, которые погибли за его пределами». Особенно чтят здесь память афганцев, о чем свидетельствуют разбросанные по острову камни с надписями местечек Афганистана. Очень много венков — память о солдатах всегда живет в сердцах минчан. Посредине комплекса расположена лаконичная и энергетически сильная часовня, вход в которую охраняют скорбные могучие фигуры матерей, жен, сестер, дочерей. Все могут вынести только кажущиеся хрупкими женские плечи, но как справиться с разрывающим сердце горем потери любимого человека?! Всмотритесь в их непохожие, но объединенные тяжелой печалью лица, в опустошенные, обесцвеченные от пролитых слез и бессонных ночей глаза, в усталые позы — в них отражается, словно в неспешных водах мартовской Свислочи горечь вселенской утраты, боль всех живущих на нашей Земле. Внутри храма — 4 алтаря с иконами «Матерь святая Беларусь», «Ефросинья Полоцкая — заступница белорусского народа», «Не рыдай мене, мати» и «Молитва 14 святых за Беларусь». На стенах алтарей высечены имена павших героев, в многочисленных маленьких подсвечниках желтые свечи, некоторые из которых теплились и в этот пасмурный день. Лежали цветы, стояли солдатские стопки. В центре часовни, словно нервы, покачивались туго натянутые струны, и мне слышался поминальный звон. Отчего-то сжималось сердце, на глаза наворачивались слезы. Чем виноваты были эти мальчишки, почему именно им судьба отрезала такой малый срок, зачем остался от них лишь белый налет имен и фамилий? Нет, не зря, не канули они в небытие, жива о них память в душах людей, хотя не проходит боль в измученном сердце… Мемориал дополняет изможденная фигура закрывшего ладонями лицо Ангела с опущенными крыльями. И день, и ночь, под вечным снегом и дождем вынужден он нести наказание за то, что не смог сохранить защитников Беларуси. Странные, сильные, пронзительные чувства вызвал у нас Остров Мужества и Печали. А мокрый снег все шел и шел, и отчего-то казался соленым. Застывшее навсегда время, печальное и красивое место…

Троицкое предместье — славный квартал со старинной застройкой XVIII — XIX вв. Хорошенькие 2-3-этажные домики нежных пастельных тонов, выходящие аккуратными фасадами на набережную Свислочи, казались сошедшими со старинных открыток. В них располагались магазинчики, галереи и кафе, обитали горожане.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Улочки Троицкого предместья, по которым мы неоднократно гуляли, таили в себе много замечательных сюрпризов. Среди красивых самобытных домиков мы обнаружили Дом природы (бывшая синагога, начало XIX в.), около которого располагалась трогательная и наивная скульптурная композиция «Купалье». Таким нежным названием белорусы именуют летний праздник, очень похожий на нашу ночь на Ивана-Купалу. Скульптура представляла собой юную лесную ведьму с неизменной спутницей-совой. Фигурка была такой живой, летящей к сказочным далям, что мне невольно пригрезилась теплая июльская ночь, тихий шепот реки, отблески костров. Все-таки, поразительно, насколько светлая Беларусь близка к сокровенным знаниям своих предков! В Троицком предместье встретили мы и замечательный памятник Язэпу Дроздовичу, названный «Вечный странник». Он очень аллегоричен, что соответствует образу этого неординарного человека, художника, поэта, этнографа, мыслителя прошлого века.

Заповедные минские дорожки вывели нас к Октябрьской площади. Мы прогулялись по Александровскому скверу, где располагался Национальный академический великий театр оперы и балета им. Я. Купалы. От торжественного белого здания с колоннами и выразительными фигурами вели тропинки к интересным фонтанчикам «Музы» и «Мальчик с лебедем». Полюбовались строгим Дворцом офицеров, рядом с которым стоял так заинтересовавший мужа танк:).

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Дворец Республики — самое неординарное здание на Октябрьской площади. Такое монументальное, даже давящее, но не лишенное грации огромного неповоротливого животного. Четкие линии, геометрически выверенные размеры, стройные колонны, серый гранит придавали Дворцу Республики торжественный вид. Не зря здесь проводят все важные государственные мероприятия и масштабные концерты. В целом, вместе с просторной площадью, на которой в марте был еще залит каток, ансамбль смотрелся вполне органично. У Дворца Республики расположен знак «Начало всех дорог Беларуси», или «Нулевой километр». Признаться, нашли мы его только со второй попытки:). Прочитав описание, что знак выглядит, как пирамида, почему-то искали что-то грандиозное под стать Дворцу Республики. Оказалось, что это низенький гранитный треугольник, который не сразу и заметишь. Но, увидев, мимо, конечно, не пройдешь. Как водится, на знаке были указаны расстояния от Минска до всех значимых населенных пунктов, карта дорог, философское изречение на латыни «Via est vita» — «дорога это жизнь». Очень понравились стихи Якуба Коласа: «Дарогі, вечныя дарогі!.. Няма канца вам, ні супыну, вы жывы кожную часіну». Настоящий гимн путешественников:).

Наше внимание привлекли еще два замечательных здания, вместе с Дворцом Республики составляющих единую пространственную композицию Октябрьской площади. Музей истории Великой Отечественной войны с героической надписью «Подвигу народа жить в веках» выглядел по-военному сурово, словно облаченный в серую офицерскую шинель, а элегантный сливочно-белый ДК профсоюзов утонченной колоннадой, обилием лепнины и динамичными статуями на фасаде напоминал шикарный особняк.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Проспект Победителей — вторая значимая магистраль Минска. Освоение его достопримечательностей тоже входило в наши планы. И снова нас удивляли просторные чистые тротуары, нарядные здания магазинов, учреждений и гостиниц, разноцветные свечки жилых домов, современные спортивные комплексы.

Мы с интересом осмотрели 4 замечательные самобытные скульптуры «Времена года», отражающие исконно белорусские корни, самую суть этой зачарованной синеокой страны. Мне трудно судить, насколько хороши эти композиции в эстетическом значении, но, то, что они живо и эмоционально передают задумку автора — действительно так. Культуры славянских народов, в частности, России и Беларуси, очень близки. Как и у нас, предки современных белорусов жили «посолонь», по солнцу, что было органично связано с самой природой, со сменой времен года.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Новую жизнь давала Весна — время рождения, пробуждения и обновления. Ей посвящена самая симпатичная композиция «Гуканне вясны», изображающая молодых людей, кликавших «Весну-красну». У нас тоже есть похожие обряды, которые начинались с заманивания Весны еще с Масленицы, плавно переходя в праздник Жаворонков.

С Летом связан один из любимейших молодежных праздников — Купальские гуляния, или Иван-Купала по-русски. Ему посвящена следующая скульптура, которая носит название — «Купалье». Это время любви и радости, когда в сердцах играют зарницы чувств, а на губах ощущается горьковато-сладкий мед полевых цветов, когда природа набирает соки, готовясь к продолжению рода. Весенняя страда окончена, и можно порезвиться, прыгая в купаловскую ночь через костер, как здоровые, сильные юноша и девушка, замершие во второй скульптурной группе. Это самая энергичная композиция.

Золотой зовут Осень по желтым листьям и наливным колосьям ржи. Выхоленная заботливыми руками природа с готовностью отдает свои плоды трудолюбивым людям, обещая легкий и зажиточный год. «Свята ураджаю» — это благодарность зрелой Осени за труды и самая сильная скульптура.

Укрывает мягким белым покрывалом натруженную за долгий год Матушку-землю седовласая Зима. Отдыхает природа, а люди, славно поработавшие в сезон, могут немного повеселиться. Этот период находит отражение в скульптуре «Каляды», что родственно нашим рождественским святкам с играми, песнями, плясками и переодеваниями. В Беларуси эти добрые светлые традиции более сильны и живы. Кажется, что веселые ребята сейчас кинутся в пляс, в шутку пугая звериными масками нечистую силу. Это самая веселая композиция.

Вот так и живет белорусский народ «посолонь», близкий к корням своим, к природе первозданной.

Обелиск «Минск — город-герой» — еще одна яркая доминанта города, украшающая проспект Победителей. Он установлен в честь 40-летия Победы и представляет собой высокую стелу, украшенную торжественной фигурой женщины-Победы и текстом Указа Президиума Верховного Совета о присвоении Минску звания «Города-героя». Наполненный символизмом обелиск вновь напоминает о торжестве Великой Победы. Думаю, не случайно, сквозь весь наш отпуск красной канвой прошла мысль об отважных воинах, о Великой Отечественной войне. Нам, молодому беспечному поколению, к огромнейшему счастью не познавшему всех тягот, выпавших на долю наших героических предков, ни в коем случае нельзя забывать об этом! Совсем скоро мы будем отмечать 65-летие Великой Победы, и волею судьбы или чудом мудрый старинный город Минск, лесная заповедная Беларусь напоминали нам об этом значимом для истории и жизни событии.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Проникнувшись торжественностью момента у памятного обелиска, мы немного погуляли по парку Победы и очередной симпатичной набережной Свислочи. По воде плавали многочисленные утки — ставшие для нас символом Минска:).

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Всегда говорю: удивительное — рядом. Так, у нашей гостиницы оказался симпатичный сквер им. Сымона Баливара, в котором мы обнаружили 2 интересные скульптуры: ветряную мельницу (любимый символ Беларуси) и непонятный камень с дырочками и камешками.

О Лощицком парке я прочитала в книге С. В. Кузиной «100 волшебных мест на Земле, где можно заказать богатство, счастье и здоровье». Назвать его популярной достопримечательностью нельзя, не уверена даже, что минчане воспринимают парк как туристический объект. Не слишком надеясь на удачу, мы все-таки спросили у горничных, как туда доехать. Каково же было наше удивление, когда оказалось, что одна из милых женщин живет совсем рядом с Лощицким парком. Вот уж действительно, Беларусь — чудесная страна, готовая приоткрыть свои тайны для тех, кто искренне верит в сказку! Нам были даны подробные указания: доехать от нашей ул. Захарова до ул. Свердлова на трамвае № 1, 4, 7, а дальше до остановки Хладокомбинат на автобусе № 52 или 102. И вот мы уже подходим к узорчатым воротам Лощицкого парка. При входе предусмотрительно фотографируем схему с указанием достопримечательностей. Парк огромен, ведь это бывшая усадьба польских князей, самым известным из которых был пан Евстафий Любанский. С прекрасным комплексом связана красивая городская легенда о несчастной любви. Молодая жена влиятельного пана Любанского красавица Ядвига полюбила другого мужчину (по разным сведениям избранником мог оказаться русский граф Мусин-Пушкин, городской голова, бравый гусар или простой бедный слуга). Не в силах справиться с губительной страстью, из-за гнетущего чувства стыда перед любящим мужем и позора в черную звездную ночь, когда бледный лик всевидящей луны выглянул из фиолетовых туч и в укоризненной позе застыл над Лощицским парком, прекрасная пани Ядвига бросилась в прохладные воды Свислочи. Говорят, что и сейчас приведение молодой пани можно увидеть в полнолуние, когда цветет ее любимый маньчжурский абрикос.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

На обширной территории парка очень много различных деревьев: ровные ряды плодовых, могучие кроны вековых, отбрасывающих сиреневые тени на рыхлый мартовский снег. Здесь очень тихо и спокойно, лишь изредка нам встречались тихие пенсионеры да мамы с колясками, промелькнула яркая курточка лыжника. Лошицкий парк очень живописен, гармоничное соотношение деревьев, расчищенных дорожек и воды на фоне искристого снега и нереально голубого весеннего неба создавали впечатление прекрасных картин. Куда ни глянь — везде очаровательная открытка! Приятно, что Лощицкую усадьбу, некоторое время пребывавшую в запустении, начали благоустраивать. Так, на территории мы заметили симпатичные беседки. Мы осмотрели сохранившиеся постройки: миленький домик садовника, деревянный флигель с резным балконом и панский особняк, который старательно реставрировали. Гуляя по парку, видели старинные развалины каплицы, водохранилище с маленькими шлюзами, древние мельницы и бровар, хозяйственные постройки.

В Лощицком парке мы снова услышали отголоски Великой Отечественной войны. В страшные дни фашистской оккупации здесь были расстреляны отважные белорусы. Об этом напоминает скорбный мемориал, на котором перечислены имена погибших, лежат венки. Странное дело, в этом месте исчезло все размеренное спокойствие Лощицкого парка, в воздухе повисло грозовое напряжение, на мгновение мне вдруг стало горячо, и послышался глубокий гул, напоминающий колокольный звон…

Лощицкий парк плавно спускается к Свислочи, переходя в красивую, выложенную плиткой набережную, которую украшают беседки, фонари и лавочки. И снова нас приятно поражает ухоженность и чистота. По деревянному симпатичному мостику мы перешли на маленький уютный «Утиный остров» — романтическое местечко. Правда, уток там было пока всего две.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Самая главная достопримечательность Лощицкого парка — древний Обручальный (Заручальный) дуб, ради которого мы, собственно, и приехали сюда. Волшебный дуб исполняет любые желания, даруя любовь, здоровье, богатство, а особенно помогает в творчестве. С давних пор раскинул он свои могучие ветви над синими водами Свислочи, в которых отражалось весеннее небо с белым пухом облаков. Стоит дуб на крутом обрыве, своей мощью и статью выделяясь среди вековых деревьев старинной усадьбы. Признаться, мы немного беспокоились, что не сможем найти Обручальный дуб, да и спросить в пустынном парке было не у кого. Но добрый дух сказочной Беларуси сам привел нас к волшебному месту. Сначала муж увидел мужчину с фотоаппаратом и спросил, не дуб ли он снимает. В это же время я, немного отставшая от супруга, случайно увидела спускавшуюся с обрыва девушку, которая оглянулась и многозначительно посмотрела на дерево, не то прощаясь с ним, не то указывая на него. А, может, это была сама прекрасная пани Ядвига в облике современницы, ведь по легенде, она часто проводит влюбленных на это место. Таким вот чудесным образом, разными путями, следуя за незнакомыми людьми, мы с мужем встретились у величественного Обручального дуба. Дуб впечатлял. Своим мощным, в несколько обхватов стволом с шершавой теплой корой, сильными ветвями, тянувшимися к противоположному берегу. Дуб надо было обязательно обнять и загадать заветное желание, что мы и сделали. Бодростью, космической энергетикой, силой, мудростью и всепоглощающим добром веяло от этого чудесного дерева. От него не хотелось уходить, рядом с Обручальным дубом было так светло, так хорошо на душе! Мне казалось, что частичку этого позитива, благословление мудрого дуба мы навсегда забрали с собой, я будто все еще чувствую прикосновение коры на своей щеке, солнечное тепло под своей ладонью. Прогулки по красивому Лощицкому парку и встреча с чудесным Обручальным дубом стали для нас самым волшебным и добрым воспоминанием.

«Володарка», или «Пищаловский замок» — это минская тюрьма (сейчас — СИЗО) на ул. Володарского, названная так по фамилии спроектировавшего ее в 1825 г. архитектора Пищалы, который, видимо, тяготел к средневековью:). Острог действительно напоминает замок и может похвастаться именами многих выдающихся узников (в том числе литераторов и революционеров), поэтому причислен к столичным достопримечательностям. Находящаяся в самом центре города и спорящая по своей известности с «Владимирским централом», «Бутыркой» и «Крестами» крепость была в нашем перечне объектов, но смотреть там, в действительности, нечего. Из-за высокого забора с мотками колючей проволоки виднелись лишь 2 крепенькие башенки, так что оценить «замковую архитектуру» не представлялось возможным. От бетонного забора, массивных ворот, казенного КПП и курящих около него молоденьких девушек с пакетами веяло дискомфортом, над «Володаркой» витало плотное облако негатива, сломанных судеб, загубленных жизней. Когда же к тюрьме подъехали большие бронированные фургоны с крепкими вооруженными охранниками, я и вовсе потянула мужа поскорее из этого неприятного места.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Наш минский отпуск подходил к концу. А город преподнес нам очередной приятный сюрприз, подарив встречу с чудесным парком Янки Купалы. Расположенный около проспекта Незалежнасцi и Октябрьской площади, практически напротив здания минского цирка, парк оказался большим и красивым. К тому же… сказочным! То тут, то там выглядывали мифологические герои — дети белорусской поэзии. Мы с удовольствием прогулялись по широким заснеженным аллеям. Дорожки вели к центру парка, где мы увидели величественный памятник Янке Купале — Ивану Доминиковичу Луцевичу. Бронзовый литератор стоял на постаменте, опираясь на посох, а у его ног бил символический родник и распустился огромный каменный папоротник — «папарац-кветка». Это был первый увиденный нами цветущий папоротник:). И пусть он всего лишь застывшее изваяние, пусть привиделся нам не в жаркую купальскую ночь, а в мартовском заснеженном парке, ощущение чуда, сказки внезапно окутало нас. Я подержалась за каменный цветок и загадала желание. А статный Янка с хитринкой смотрел на нас, таких маленьких по сравнению с монументом, как будто знал какую-то тайну.

Мы пошли дальше, и тут нас поджидал очередной сюрприз этого чудесного парка. Перед нами во всей своей красе предстал шикарный фонтан «Венок», словно продолжающий тему произведений Янки Купалы. В заснеженной чаше фонтана сидели 2 огромные фигуры обнаженных девушек, пускающих венки. Трудно сказать, были ли это простые селянки или же русалки — прелестные и коварные духи воды. В их грациозных позах, развевающихся волосах, в порывистых движениях угадывалась такая динамичность и первобытная энергетика, что казалось, девушки были живыми, замершими лишь на мгновение. По чаше были разбросаны большие каменные венки, вероятно, летом из них бьют струи фонтана. Жаль, что мы не увидели его в действии. Фонтан «Венок» нам так понравился, что мы очень долго не могли от него отойти, такой лесной силой, юным задором весны веяло от него.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

В парке Янки Купалы была еще одна сказочная полянка, на которой полукругом были расставлены замечательные стулья, позолоченные вечерним солнцем, просвечивающим сквозь деревья-великаны. На окраине парка находился литературный музей Янки Купалы, в который мы, к сожалению, не успели зайти. Парк выходил к очаровательной набережной, напомнившей нам берега Невы в Санкт-Петербурге. Она выглядела строго и лаконично, спуск к воде украшали «питерские» шары. С набережной открывался изумительный вид на противоположный берег с красивыми зданиями и строгой беседкой. Прогулявшись по набережной, мы по парадной лестнице поднялись на проспект Незалежнасцi. Мимо фигурной решетки парка, украшенной шикарными вазонами, прогулялись по широким чистым тротуарам главной магистрали Минска. А вечер спускался на заснеженный парк Янки Купалы и отражался в спокойных водах Свислочи. И мне казалось, что мы только что совершили путешествие в волшебную, добрую сказку.

МУЗЕИ МИНСКА

Конечно, можно попросту бродить по улицам, восхищаясь архитектурой и рассматривая достопримечательности. Но, чтобы понять город или государство, необходимо посетить его музеи, особенно исторические.

Если кто-то еще считает, что «осмотреть Минск можно за 2 дня», пусть посетит музеи этого замечательного города. Знаете ли вы, что в столице Беларуси их более 20? А, между тем, ни в одном отзыве я не читала о музеях Минска. Музеи Минска очень разнообразны, а еще для любителей и ценителей есть много художественных галерей. Конечно, посетить все их было бы не реально, пришлось выбрать 4, наиболее интересных лично для нас.

Литературный музей Максима Богдановича. Адрес: ул. Богдановича, 7а, работает с 10.00 до 17.00, выходной — понедельник. Цена билета — 2200 бел. руб.

Признаюсь честно, с творчеством М. Богдановича я, к сожалению, не знакома. Но у нас в городе есть музей этого поэта, поэтому мне было интересно посетить его «белорусского коллегу». Домик в Троицком предместье, в котором когда-то и родился маленький Максим, найти не составило труда. Музей оказался небольшим, но очень душевным. Экскурсионное обслуживание ведется на белорусском языке, поэтому экспозицию я решила осмотреть самостоятельно. Музей оформлен в ретро-стиле, напоминает старинную библиотеку, обшитую деревом и заполненную книгами. Экспозиция повествует о короткой, но яркой жизни рано ушедшего поэта и его творчестве, ставшем для Беларуси путеводной звездой. Я с интересом рассматривала портреты семьи Богдановичей, старинные книги, вещи. Оказывается, Максим Богданович был талантливым и грамотным человеком. Увезенный с малых лет в Россию, лишенный возможности слышать белорусский язык, он самостоятельно выучил его по сказкам и легендам белорусских литераторов, а затем и сам стал слагать проникновенные и лирические стихи. М. Богданович переводил на белорусский язык русских и зарубежных писателей, книги которых можно было увидеть в музее. Это был очень начитанный и образованный человек, любящий всей душой Беларусь. В свою любимую страну Максим Богданович попал лишь за год до смерти (он умер от туберкулеза в возрасте 25 лет, невосполнимая потеря для белорусской литературы).

Обо всем этом я читала перед поездкой и теперь с интересом изучала экспозицию. Конечно же, больше всего меня поразили книги, такие старинные, некоторые в тяжелых переплетах. Здесь были и пособия, по которым раньше учились. Представляете, раньше гимназистам преподавали «Калевалу» (изумительные карельские сказки)! Вот чему надо учить детей. Книг было очень много, сложно даже представить, что за свою короткую жизнь Максим Богданович перевел столько трудов! Подписи к стендам были на белорусском языке. Кое-что я смогла даже перевести и прочитать. Еще запомнились вещи М. Ю. Лермонтова, книги которого тоже переводил М. Богданович, особенно лягушка-талисман. А еще я увидела наши ярославские фотографии, ведь Максим Богданович учился в бывшей ярославском юридическом лицее (сейчас — университет им. Демидова). Старые, но знаменитые снимки набережной и фонтана с Демидовским столбом. Видоизмененный фонтан «Ежик» и по сей день радует ярославцев на пл. Челюскинцев, а Демидовский столб, разрушенный при Советской власти, был восстановлен несколько лет назад. Вот с этих фотографий мы и начали интересный разговор со смотрительницей. Милая женщина рассказала мне много всего интересного о жизни и творчестве Максима Богдановича и, конечно же, мы поговорили с ней о России и Беларуси. Литературный музей М. Богдановича оставил очень приятное и восторженное впечатление. Мне захотелось непременно познакомиться с творчеством этого самобытного поэта и, конечно же, зайти в наш ярославский музей.

Национальный исторический музей Республики Беларусь. Адрес: ул. К. Маркса, 12, работает с 11.00 до 18.00, выходной — среда. Цена билета — 2200 бел. руб. (основные залы) + 2200 бел. руб. за экспозицию «Клады». Сайт музея: www.history.museum.by. Он на белорусском языке, но при желании понять можно практически все.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Мне кажется, что именно посещение исторического музея помогает представить полную картину развития того или иного государства, поэтому этот музей был обязателен для посещения. По правде сказать, я слегка беспокоилась, не будет ли скучно моему далекому от истории мужу. Но ему даже понравилась экспозиция, он с интересом знакомился с историческими вехами развития Беларуси и частенько просил переводить надписи к экспонатам. В музее все таблички были на белорусском и английском языках, но я с удовольствием практиковалась в первом. Что-то было понятно, о чем-то догадывалась по смыслу и очень гордилась собой за перевод текста о слуцких поясах:).

Купив билеты, мы отправились изучать залы Национального исторического музея, которые располагались на 3-х этажах очень красивого здания.

В первых залах мы ознакомились с экспозицией «Древняя Беларусь», где были представлены экспонаты, относящиеся к первобытной эпохе и средневековью. Это, конечно же, различные древнейшие орудия труда, украшения, предметы быта. Мужа особо впечатлило наследие литовского княжества: гербы, доспехи, холодное оружие. Очень понравился зал, оформленный в виде библиотеки, где на стеллажах стояли старинные фолианты, там же мы увидели печатный станок и узнали о роли Франциска Скорины в истории белорусского книгопечатания. Мы осмотрели зал с древними книгами в массивных окладах, драгоценными церковными вещами и монетами различного достоинства.

Было интересно посетить зал «Белорусской культуры XVIIXIX вв.». Здесь особенно сильно чувствовалось польское влияние на культуру Беларуси. Это отражалось в строгих портретах суровых панов и загадочных пани, в сложных переплетениях генеалогических древ с исконно польскими фамилиями, в гербах, от изображений которых веяло средневековой Европой. Увидели мы и лица Радзивиллов, «в гости» к которым нам предстояло отправиться завтра в Мир и Несвиж.

Сильное и приятное впечатление произвела выставка «Цёплае дрэва — халодны метал» («Теплое дерево — холодный металл») с работами талантливого чеканщика Ю. И. Адамовича. Произведения оказались просто гениальными, мы, рассматривая экспонаты, невольно улыбались, чувствуя, как наше настроение окрашивается в оранжевые краски теплого дерева и медный отлив оживающей на глазах чеканки. Сюжеты работ, на первый взгляд, могли показаться незамысловатыми. Но нас впечатлили сказочные мотивы (в т. ч. шикарное панно с нечистью), веселые животные, выразительные птицы, мастерски выполненная растительность и другие восхитительные работы. Из небольшого зала мы вышли просто ошарашенные, полные позитивных впечатлений и бескрайнего восторга. Ю. И. Адамович — Талант, с огромнейшей буквы!

Напротив находился зал с фотовыставкой, носившей непонятное для нас название «Балтыйскi шлях, якi змянiў свет» («Балтийский путь»). Ознакомившись с выразительными фотографиями, мы узнали, что речь шла о независимости и борьбе за свободу Балтийских стран. 23 июня 1989 года народы Балтии организовали шествие, люди взялись за руки и образовали цепь протяженностью 600 км, тем самым объединив 3 столицы: Талин, Ригу и Вильнюс. Заснятые фотографами кадры произвели очень сильное впечатление. Все эти люди, борющиеся за свою независимость, невольно вызывали уважение. Странно, что мы ничего не знали об этом событии.

Поднявшись на следующий этаж, мы посетили залы, где выставлялись раритетные экспонаты из коллекции «Клады», как назвала ее билетерша. Здесь мы увидели настоящие сокровища белорусского исторического музея: старинные чеканные монеты, великолепные фарфоровые сервизы, драгоценную посуду и прочие милые вещицы, медали и награды, церковное облачение и книги в дорогих окладах. Мужа более всего заинтересовала богатая коллекция нумизматики. А я смогла насладиться потрясающими слуцкими поясами, мастерски выполненными белорусскими умелицами, которые я мечтала увидеть с момента самой идеи поездки в Минск! Описывать здесь бесполезно, это изумительное чудо надо видеть, прочувствовать уникальную древнюю технику, проникнуться сказочными узорами.

Завершал экспозицию Национального исторического музея зал «Старого городского быта XIX — начала XX вв.». Эта выставка произвела неизгладимое впечатление на такую романтическую девушку, как я. Представьте, утонченные старинные интерьеры, передающие неповторимую атмосферу века поэтов и музыкантов. Я в восхищении осматривала элегантную мебель и предметы обихода. Очаровал небольшой оркестр, наверняка, игравший на званых обедах и праздничных балах, состоящий из изящных инструментов той эпохи. А вот мини-театр. Мы уже видели такой в Заславле и знаем, что в эпоху, когда не было современных технологий, люди коротали вечера, разыгрывая сказочные представления. Мини-театр представляет собой такой красивый ящик, похожий на сервант, за который прятались люди, показывающие кукольное представление. Изумительное зрелище, неоправданно забытое! Но самые восхитительные чувства в этом зале вызвали у меня наряды прошлых лет. Ах, эти элегантные платья и шляпки, которые мне невыносимо хотелось примерить, эти перчатки, зеркальца и прочие милые дамские штучки. Я все ходила кругами по этому очаровательному залу, не в силах оторваться от всей этой прелести и чувствовала себя утонченной пани.

Музей оставил в нас сильные, насыщенные впечатления. Такая богатая коллекция, такое тесное соприкосновение с историей Беларуси от самых древних времен до современного искусства навсегда запали нам в сердца. Сил еще хватило только на то чтобы посетить музей природы и экологии Республики Беларусь, располагающийся в том же здании. Национальный художественный музей пришлось оставить на другой день. Как выразился не менее потрясенный муж, «на сегодня слишком много впечатлений!». Так что, если будете в Минске, непременно посетите бесподобный, потрясающе интересный Национальный исторический музей Республики Беларусь

Государственный музей природы и экологии Республики Беларусь. Адрес: ул. К. Маркса, 12, работает с 11.00 до 18.00, выходной — среда. Цена билета — 2200 бел. руб.

Этот музей почему-то считается детским, но нам с мужем экспозиция была тоже очень интересная. Музей рассказывает о флоре и фауне Беларуси. В целом, он очень похож на мой любимый Естественный отдел нашего музея-заповедника. Есть зал, посвященный давно минувшим векам, видели мы и бивни мамонта. Как и в нашем музее, здесь были представлены полезные ископаемые, добываемые в республике, минеральные воды. Растительный и животный мир России и Беларуси очень похож, единственное различие — климатическое. Интересна экспозиция, показывающая смену времен года. Мы как дети, бегали от стенда к стенду, рассматривая, как изменилась окраска шкурок зайчика и ласки:). Много было и познавательных диорам, знакомящих с жизнью диких животных. Немало чучел разнообразных птичек. В целом, экспонаты выглядят очень хорошо, даже опрятней, чем в нашем музее. Подписи на белорусском, русском и английском, но, как и у нас, сделаны еще давно, карточки отпечатаны типографским способом, а не на компьютере. Залов несколько, хотя они и не очень большие. Мы достаточно долго ходили, все рассматривали, читали. Не скажу, что узнали много нового, но было действительно интересно! Больше всего понравилось и запомнилось огромнейшее чучело настоящего белорусского зубра — символа страны. Ну и гигант! Такое грозное, клыкастое, косматое животное сурово поглядывало на нас из диорамы в последнем зале. Только ради него стоило сюда прийти:). Музей природы и экологии нам, несомненно, очень понравился!

Национальный художественный музей Республики Беларусь. Адрес: ул. Ленина, 20, работает с 11.00 до 18.00, выходной — вторник. Цена билета — 5040 бел. руб. Бесплатный вход — каждое последнее воскресенье месяца. Сайт музея: www.artmuseum.by.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси
Художественные музеи с недавнего времени моя большая слабость. К своему стыду я мало разбираюсь в искусстве, но картины очень люблю, особенно русских классиков.

Национальный художественный музей мы посетили в день, когда Беларусь отмечала День Конституции. Наверное, поэтому в музее было несколько оживленно. Само здание художественного музея выглядит строго и монументально, украшено скульптурами. Внутри — похоже на изысканный дворец. Анфилада разных по колеру залов, просторные галереи, мраморные лестницы, наполненные светом холлы придавали обители высокого искусства парадность и торжественность. Одной только внутренней отделкой музея можно было любоваться бесконечно! В залах и галереях имелись удобные лавочки, которых мне так не хватало в Петербургском Эрмитаже, и которые пришлись очень кстати далекому от живописи мужу:).

Вышло так, что мы начали осмотр экспозиции с первого этажа, где были представлены полотна белорусских художников. Меня сразу до глубины души потряс первый зал, где проходила выставка белорусской художницы (к огромному сожалению, я не запомнила ее фамилию). Какие это были добрые, светлые и позитивные картины! Прекрасные, наполненные солнцем и жизнью цветы, милые сердцу пейзажи тронули меня до слез. С большим удовольствием мы прошлись и по другим залам. Мне показалось, что белорусские художники — очень светлые и открытые люди, раз из-под их кисти выходят такие проникновенные работы! Белорусские картины теплые и душевные, пропитанные любовью к Родине, пониманием ее неброской красоты, они милые и приятные.

Мы ознакомились с древнебелорусским искусством, представленным иконописью, резными воротами, предметами быта. Не остались без внимания и портреты людей, минувшей эпохи. Мне всегда интересно, как сложилась их судьба, что стало с потомками изображенных на картинах придворных, военных и барышень.

Конечно же, я надолго задержалась в залах русских художников. Наши классики вряд ли кого могут оставить равнодушными! В Национальном художественном музее представлено много талантливых и прекрасных работ: портретов, пейзажей, натюрмортов, сюжетных полотен. Здесь можно увидеть картины В. Васнецова, В. Маковского, И. Репина, В. Сурикова, А. Саврасова, К. Брюллова, М. Врубеля, В. Серова, Н. Майкова. Нельзя пройти мимо проникновенных сюжетов И. Левитана. Достаточно полотен И. Шишкина, знакомого каждому по пейзажам с янтарными соснами, от которых веет бодрым духом, наполненным солнцем полуденного зноя. Узнаваемы изображения мальчиков кисти В. Тропинина. Долго стояла перед потрясающей (одной из моих самых любимых) картиной Василия Пукирева «Неравный брак» (1862). Стоит заметить, что это полотно — вариант, и знатоки замечают некоторые отличия от оригинала, принадлежащего Третьяковской галерее. И, конечно же, я не могла оторвать взгляда от картин моего обожаемого И. К. Айвазовского. Его «Марина», «Туманное утро», «В Радосе» как всегда ввергли меня в состояние блаженного транса, когда мне казалось, что я слышу шум волн и чувствую солоноватый запах моря. Возвращалась к ним несколько раз, не в силах отойти!

Очень впечатлила картина «Кающаяся Мария—Магдалина». Гениально! Пробрало до мурашек.

Прошлись по залам иностранных художников, по достоинству оценив их картины, особенно на мифологические темы.

Ознакомились с коллекцией фарфора и керамики, графикой, скульптурой, предметами декоративно-прикладного искусства. Нам с мужем очень приглянулась очаровательная скульптура из дерева «Девушки в венке». Так самобытно, просто и понятно. Девушка казалась весенней нимфой, готовой ожить от слез первого майского дождя. Великолепно!

Посетили залы восточной культуры с их неповторимым колоритом и загадочным очарованием.

Музейные коллекции очень богаты, разноплановы и интересны. Мы ходили больше часа, но многое осмотрели наспех. Остались под впечатлением. Во мне и вовсе бушевали яркие эмоции, посещение музея стало бесценной жемчужиной в коллекции наших минских воспоминаний. Я думаю, что для любого культурного человека посещение этого замечательного музея — вещь необходимая и обязательная!

ЗАСЛАВЛЬ — СКАЗОЧНЫЙ КРАЙ

О чудесном городке Заславле я узнала из одного очень симпатичного отзыва о Беларуси. Кроме того, ему посвящен сайт www.zaslaue.by, где можно почитать об истории и достопримечательностях Заславля. Именно эта загородная экскурсия была запланирована у нас в первую очередь.

Доехать до городка можно на автобусе с автостанции «Дружная» или на маршрутке. Но мы, как обычно, не смогли найти билетные кассы, поэтому решили вспомнить дачные поездки и отправиться в Заславль на электричке, которая ходит ежечасно. В пригородных кассах у железнодорожного вокзала купили билеты на 09:45 (1360 бел. руб./чел.) до ст. Беларусь, направление на Молодчену (Маладзечну). Вскоре подошла электричка, хорошая, теплая. За окошком мелькали красивые минские дома, знаменитый рынок в Ждановичах. Станции объявляли на белорусском языке, но, в принципе, все было понятно. Самый главный ориентир — если увидите 2 высоких стройных храма, знайте, это и есть Заславль.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Городок оказался небольшим, одноэтажным, спокойным и очень уютным. Мимо деревянных и каменных домиков весело бежали журчащие ручьи, здесь еще было достаточно снега. Около вокзала мы увидели большой камень с мемориальной табличкой «Воинам Красной Армии и подпольщикам, освободившим 3 июля 1944 г. Заславль от фашистских оккупантов». Мы помним, как сильно пострадала Беларусь во время Великой Отечественной войны, как сильно было развито партизанское движение. Наверняка, в заславских заповедных лесах действовали целые отряды отважных людей, борющихся с захватчиками. И приятна была эта трогательная благодарность нашим красноармейцам, избавившим город от фашистов.

Свое знакомство с Заславлем мы начали с осмотра костела Рождества Наисвятейшей Девы Марии (конец XVIII в.), построенного по велению владельца заславского графства Антония Тадеуша Пшездецкого. Белый костел с терракотовой крышей очаровательно смотрелся на фоне мартовского неба. Он был стройным и лаконичным, очень светлым и нежным. Узкие окна и тонкая башенка-звонница придавали Рождественскому костелу благородный вид. Было видно, что храм реставрируют, начинают потихоньку восстанавливать ограду. К сожалению, костел оказался закрыт, но с его высокого крыльца открывалась восхитительная панорама Заславля — такого домашнего провинциального городка, очень тихого, спокойного и симпатичного.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Решив перейти на другую сторону городка, мы вышли к большим, покрытым снегом валам. Оказалось, как гласила табличка, это древнейшее городище «Вал», памятник археологии XI — XVII вв. Рядом мы увидели необычный камень, оказавшийся остатками решетки великой замковой брамы (ворот), относящейся к XVI в. Вот так мы смогли прикоснуться к старинной истории замечательного Заславля.

Здесь же находилась Спасо-Преображенская церковь. Нетипичная для наших храмов форма заинтересовала нас. Белая церковь напоминала домик с высокой башней. Наша догадка подтвердилась, это был бывший кальвинистский собор (конец XVI — начало XVII вв.), который передали православной церкви. Храм выглядел чистеньким, уютным. Внутри мы с интересом рассматривали беленые готические своды и золотистый иконостас, церковь была действующая. Простенько и мило, а после окончания всех реставрационных работ, храм станет настоящей жемчужиной Заславля.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

А вообще, это, конечно, необычная идея: православный и католический храмы, стоящие на разных концах городка, словно белоснежные свечки. Мы же еще не привыкли к тому, что в Беларуси обе веры идут рука об руку.

Спросив у добродушного местного населения дорогу, мы прошли в «Историко-культурный музей-заповедник «Заславль» — нашу главную цель путешествия. В хорошеньком розовом двухэтажном домике на Рыночной площади располагался музейно-выставочный комплекс. Купив билеты на 3 экспозиции (по 2700 бел. руб. за каждую) и проспект о музее, мы начали знакомство с интересной коллекцией славного комплекса. Фото- и видеосъемка на удивление везде была бесплатной, более того, похоже, сотрудникам было приятно, что мы интересуемся историей и культурой Беларуси, стараемся запечатлеть уникальные экспонаты, нам во всем старались угодить. Милые служащие очень по-доброму отнеслись к нам. Мы не брали экскурсионное обслуживание, но приветливая смотрительница по своей инициативе рассказала нам интересные вещи и провела по 3-м компактным залам музея.

В зале гобеленов были представлены 3 великолепные работы заславских мастеров. Огромные красочные гобелены повествовали об истории Заславля. Первый был посвящен княгине Рогнеде, небесной покровительнице Заславля. Два других также повествовали об этой народной героине и назывались «Полоцкие колокола» и «Молитва». Рогнеда — легендарная красавица-княгиня, жившая в X в. Дочь Полоцкого князя, которую насильно взял в жены новгородский князь Владимир Святославович. Позднее непокорная княгиня решила отомстить захватчику за убийство своей семьи, но погубить Владимира ей не удалось. По тем обычаям разгневанный муж был обязан лишить ее жизни, но Рогнеду спас их маленький сын Изяслав. Отважный малыш с обнаженным мечом встал между приговоренной матерью и разъяренным отцом. Даже у известного своей распутной жизнью (до принятия христианства) князя Владимира не хватило духу убить Рогнеду на глазах у ребенка. Княгиню отправили на родину, и в честь Изяслава был назван город, который впоследствии переименовали в Заславль. Город выполнял военные и административные функции и был центром земли Полоцкой. Под конец жизни, по некоторым данным, Рогнеда приняла монашеский постриг под именем Анастасия. Для Заславля Рогнеда — героиня, отважная женщина, не побоявшаяся пойти против мужа, что уже по тем временам было подвигом. Красивую, смелую, гордую, справедливую княгиню заславцы считают своей защитницей и покровительницей. До сих пор считается, что ее светлая душа кружит над городком, заботливо охраняя его от всех невзгод.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

На втором этаже нам очень понравилась временная экспозиция изделий из соломки. Это исконно белорусский народный промысел. Плетеные куклы-красавицы, золотистые лошадки, теплые картины создавали солнечное настроение. Зал условно делился на 4 времени года: соломенные поделки иллюстрировали весну-красну, летнее раздолье, осеннюю пору жатвы и зиму с ее забавами. Запомнилась симпатичная комнатка с рождественской наряженной елкой и святочные костюмы с масками. Нам рассказали, что в Заславле до сих пор сохранились замечательные традиции, люди наряжаются самыми популярными белорусскими героями сказок — козлом и медведем и ходят по домам колядовать. Это так здорово! В Беларуси народ очень близок к своим исконным корням, к природе, особенно в таких пригородах. Кажется, здесь оживают легенды, и живет светлая вера в сказки. Это потрясающе!

Третий зал заславского музея был посвящен старинным музыкальным инструментам. Обширную коллекцию сотрудники музея бережно собирали по окрестным селам. Мы увидели различные старинные скрипки, гусли, волнынку, дудочки, гармони — все то, без чего не обходились веселые сельские гуляния. Смотрительница, рассказывая нам о каждом инструменте, одновременно включала записи голосов этих раритетов. Звучание было таким чистым и нежным, что невольно захотелось послушать виртуозную игру какого-нибудь заславского пастушка или сплясать задорную кадриль на местной вечерке. Какие же молодцы, эти милые, заинтересованные в своем деле люди! Мы также увидели мастерскую по созданию музыкальных инструментов, все вещи в которой были подлинные. Мужа заинтересовали старинные столярные инструменты, некоторые из которых сохранились и у нас в деревне. Потрясающая экспозиция!

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Мы еще раз убедились, что в Беларуси прекрасно относятся к россиянам. Смотрительницам был приятен наш интерес к их светлой стране и, особенно к милому заславскому музею, к этому хорошенькому городку. Музейные работники очень обрадовались, узнав, что мы приехали из Ярославля, города, название которого очень созвучно Заславлю. Было приятно, что о нашем городе здесь не просто знают, но и ценят, относятся уважительно. Мы прекрасно пообщались с сотрудницами музея, узнали много нового не только о выставках, но и о жизни простых белорусов, о Заславле. Служительницы подробно рассказали нам, как найти другие экспозиции музея-заповедника и даже позвонили своим коллегам, чтобы предупредить о нашем приходе.

Прогулявшись по городу, мы вышли на опушку леса. Стоит заметить, что в Беларуси очень бережно относятся к природе, мы частенько встречали лесничества. Уникальный заславский «Музей мифологии леса» открыл свою экспозицию под сенью вековых сосен и пушистых елей. По хрусткому снежку мы подошли к необычному деревянному домику. К золотистому коттеджу под зеленой крышей был пристроен вагончик-галерея на высоких столбах, такая вот необычная конструкция. В дверях нас уже встречала приветливая девушка-смотрительница, темноволосая, чернобровая, румяная, ясноглазая, в хорошенькой шубке, живо напомнившая мне полесскую ведьмачку Олесю из любимой повести А. И. Куприна. Приветливо улыбнувшись, наша проводница в мир тайн белорусских дубрав, ласково спросила, не заблудились ли мы. Мы прошли в этот современный домик «на курьих ножках». Опять же, даже зная, что мы не брали экскурсию, наша «Олеся» подробно поведала о своих сказочных владениях. Так, в вагончике была представлена потрясающая выставка наивных картин из материала, изображающих лесных, полевых и речных духов. Мы с радостью узнавали озерных дев, старика-водяного, лесовика и других знакомых героев.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Затем мы прошли во второй зал, а там… Там было настоящее чудо! Такое, о каком, я, страстная любительница сказок и лесных легенд, и мечтать не могла! А наша «Олеся», видя произведенное на нас впечатление, отмечает, что такой музей — единственный в Беларуси! Что же мы там увидели?

В этом загадочном зале нас ожидал лес, самый настоящий! Мы вошли в темное помещение, и тут нас окружили таинственные звуки бора, то беспечные, как щебетание птичек, то зловещие, как завывание волка в лунную полночь. «Олеся» предлагает нам прогуляться по ночной дубраве и познакомиться с белорусскими лесными тайнами. На одной стороне зала представлен лес сказочный. Здесь нас встречает красноглазый волколак (вурдалак). По словам «Олеси», оборотень совсем не страшен, это благородный князь Всеслав, имеющий способности обращаться в волка и за ночь обегать свои владения, тем самым защищая их от наступающих врагов. Еще мы знакомимся с лесовиком (лешим) и лесным дедком, который вываливает грибы из корзинки (я бы сравнила его с ремизовским Боли-Бошкой). На пеньке пригрелись ужи — священные для славянской мифологии существа, способные помочь людям и ведающие, где закопаны клады. На ветвях качается прелестница — русалка с серебряным хвостом. Меня это немного удивляет: в славянской мифологии утопленницы представлялись с ногами, а хвост — европейская черта. Как тут снова не вспомнить про литовско-польскую эпоху, под гнетом которой долгое время жила Беларусь. А этот персонаж нам знаком — болотник. В Беларуси более лояльно относятся к проказливому речному духу — водяному, чем в России, но вот болотника также побаиваются.

Лес плавно переходит в хату. У печки сидит развеселый домовой. «Олеся» нам представляет этого персонажа сказочного музея: «Домовой — по сути, оборотень, он может представать в любом виде (мы это, конечно, знаем). А вот у нас домовой — такой рубаха-парень, в полном расцвете сил!». Да, он просто очаровашка! За печкой мы видим угол крестьянской хаты. Садимся с мужем на лавки да за дубовый стол, и «Олеся» фотографирует нас на фоне искусственной стопки блинов, копченых колбасок, глиняного кувшина и плетеных туесков. Вышло вполне колоритно, а мужу особенно понравились «мясные изделия» :).

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

А мы уже переходим к другой стене павильона, где представлен лес реальный. Здесь и живописные деревья, и чучела зверей и птиц. Мы наперебой узнаем животных, а вот с птицами немного затрудняемся. «Олеся», чувствуя свое преимущество, говорит: «Ну, о чем еще вам рассказать? Знаете эту птичку? А вот эту?» и представляет нам обитателей своих владений.

И хотя музей считается детским, мы получаем огромное удовольствие. Музей просто замечательный, действительно бесподобный, милый, приветливый! Выходя из домика «на курьих ножках», я прыгаю и смеюсь от счастья! А наша «Олеся» мило попрощалась с нами, пожелала удачного путешествия и, как купринская кудесница, побежала по заснеженной тропинке вдаль. Мы пошли следом, и вот уже скрылся из виду домик «на курьих ножках», и мы спрашиваем себя: а было ли все это, или лишь навеяно лесными чарами:)? Для меня «Музей мифологии леса» — одно из самых лучших воспоминаний о Минске!

Кстати, здесь же в лесу находится и экспозиция музея «ДОТ» (долговременных огневых точек). Она размещена в фортификационном сооружении на месте бывших оборонительных укреплений начала Великой отечественной войны. Правда, сюда мы не зашли.

Последним мы посетили этнографический комплекс «Млын» («Мельница»), что возле ж/д переезда. Все постройки здесь были деревянные, самобытные, практически старинные (начало XX в.). Правда, лишь мельница стояла тут изначально, а остальное привезли из окрестностей. Смотрительница, в отличие от остальных заславских жителей, показалась нам немного неприветливой, все намекала, что надо приходить сюда с экскурсией, но, разговорившись с нами, объяснения давала охотно и со знанием дела.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Мы с удовольствием осмотрели хату завозников, так называлась своеобразная гостиница, где останавливались приезжающие на мельницу крестьяне. Понравились уютные интерьеры начала XX в. Больше всего поразила печка с черными изразцами — мы такую еще нигде не видели.

Подивившись на стоящий во дворе паровой двигатель, мы прошли в мельницу. Смотрительница — «мельничиха» подсказала нам, что, впервые заходя на мельницу, надо встать на лежащий перед ней круг-жернов и загадать желание. Мы с мужем, отчего-то взявшись за руки и зажмурившись, вступили на вкопанный в талую землю жернов, и каждый загадал что-то свое сокровенное. А что именно — рассказывать нельзя! Почему-то я всегда воспринимала мельницу как ветряк, а, как оказалось, она может быть и паровой, как представленная в этнографическом комплексе. Мы вошли в трехэтажное деревянное здание, вволю походили по паровой мельнице, изучая ее механизмы и всякие интересные приспособления, почитали плакаты. Мы помним, что Беларусь — аграрная страна, и зачастую мельники были очень богатыми людьми.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Далее «мельничиха» отвела нас в свиран (амбар), где хранились запасы зерна. Внутри мы осмотрели закрома и плетеные короба, а снаружи подивились на чудесный фасад этого домика, украшенный резной галереей с балконом. Какая красота!

Еще одна достопримечательность этнографического комплекса — кузница. Ведь зачастую, приезжая смолоть зерно или за мукой, крестьянам требовалось подковать лошадей. Мы впервые были в кузнице (как, впрочем, и в других постройках), поэтому с интересом рассмотрели ее убранство. Вот печка, где топили металл. Она похожа на нашу русскую и совсем не напоминает те огненные бездны, которые я видела во время своей работы в Литейном цехе ЯМЗ. Вот молот и наковальня, вот чудесные инструменты, с помощью которых кузнец-чародей мог смастерить подковы и прочую необходимую в хозяйстве утварь. Муж с довольной улыбкой фотографируется на фоне печки, а «мельничиха» поясняет, что обычно кузница строилась вдали от селений, чтобы в случае пожара (мы помним, что кузнец имел дело с раскаленным металлом и неукротимым огнем) не пострадали деревянные хаты селян. Напоследок, подобревшая женщина предлагает нам подержаться за подковы, прибитые к двери кузницы, на счастье. Муж почему-то выбирает самую старую, а я — самую красивую:). Благодарим за осмотр, и по мартовским ручейкам выходим за калитку. «Мельничиха» кричит нам вслед: «Как сбудется желание, так обязательно приезжайте к нам еще раз!». Думаю, еще приедем, только бы еще знать, что загадал муж:).

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Но нам пора уезжать. Покупаем на вокзале билет до Минска на 13.55, и вскоре приходит наша электричка. Жаль, что не осталось времени пообедать в кафе «Гостинец», приходится перекусывать в поезде. Опять ходят коробейники и маленькие попрошайки, одному из которых мне приходится отдать свою вафельную трубочку. Примечательно, перед этим мальчонка просил у нас денег, а когда уже вышел из вагона, я вдруг прониклась жалостью и посетовала, что не дала малютке покушать. Почти сразу же замарашка нарисовался и протянул ко мне свою грязную лапку: «Тетя, дай трубочку». Пришлось отдать ему оставшуюся сладость, на что мальчик тут же обратился к мужу: «Дядя, дай мандаринку!». И откуда он увидал закрытый в пакете фрукт? Муж, не такой сентиментальный, как я, шуганул попрошайку, а мне от чего-то стало жутко: вдруг эти лесные детки обладают ведьминскими способностями:)?

В целом, Заславль произвел очень приятное впечатление, может быть, даже самое сильное. Когда я вспоминаю эту поездку, на душе становится тепло и светло. Все-таки Беларусь за пределами столицы намного ближе к природе, понятней и искренней. Теперь Заславль ассоциируется у меня с Рогнедой и наполненными духами лесами, с преданиями и сказками, со всем тем, что вызывает добрую улыбку и заставляет верить в чудеса!

ДУДУТКИ — ПУТЕШЕСТВИЕ К ИСТОКАМ

В музей материальной культуры «Дудутки» можно уехать от автовокзала «Усходнi» («Восточный»). Но прежде нужно до него добраться. Проблема в том, что метро в том районе не проложено, а маршруты общественного транспорта надо знать. Поэтому мой вам совет — выходите с большим запасом времени. Муж наивно полагал, что мы вышли так рано, что проторчим на автостанции целый час. В итоге мы только этот час добирались! Дорогу спрашивали у человек 8-ми, к счастью, нам никто не отказывал, хотя и не знал, как найти этот загадочный вокзал, который, кажется, не пользуется популярностью у минчан. В итоге, намотав несколько километров, с помощью людей, карты и троллейбуса № 30 мы добрались до АВ «Восточного». Пригодилось данное одной девушкой описание: автовокзал круглый. А еще очень современный, большой и красивый. Мы без проблем купили билеты (кассы на 2-м этаже) до Дудуток (это конечная станция) на 09.40 (4780 бел. руб./чел). Автобус, скажу прямо, оказался холодный, трясучий, но чистый. В общем, обычный пригородный автобус. Он шел практически пустой, хотя люди потом подсаживались на остановках, но к конечной станции мы прибыли в количестве 3-х человек. За окном промелькнул стильный аэропорт Минска (я впервые увидела настоящий самолет!), город сменили бескрайние заснеженные поля, редкие деревеньки, мелькающие массивы лесов. И вот мы уже подъезжаем к Дудуткам!

Читала, что в Дудутки интересней ездить с экскурсией. Но в любой экскурсии есть элемент наигранности, показушности. А так мы как будто приехали в гости в белорусскую деревеньку. Люди, творящие чудо в Дудутках, особенные. Они очень добры, гостеприимны, отзывчивы, светлы и чисты. Мы гуляли по всему комплексу, практически все везде смотрели и даже, не смотря на то, что мы не брали экскурсию, в 3-х хатках их владельцы нам поведали увлекательный рассказ о своих промыслах. Всегда приятно, когда люди заинтересованы и любят свое дело! Сразу скажу, что многое в Дудутках оказалось для нас новым и неожиданным, а также произвело очень приятное впечатление. Перед поездкой ознакомьтесь с интересным сайтом музея материальной культуры «Дудутки» www.dudutki.by.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Покупаем билеты (20000 бел. руб./чел.) и проспект о комплексе, получая в подарок карту-схему Дудуток и 2 милых календарика с мельницами. Фотосъемка, естественно, бесплатная, поэтому мы не выпускаем из рук камеру и фотоаппарат — здесь столько всего интересного! С большим интересом осматриваем деревянную сказку Дудуток. Вот медового цвета торговые ряды, но они сейчас пустынны. Мы идем знакомиться со знаменитыми белорусскими промыслами.

Заходим в гончарную мастерскую, где симпатичный парень-гончар вводит нас в курс своей работы и рассказывает о предлагаемой сувенирной продукции. Есть денежные лягушки, колокольчики, посуда, забавные фигурки и статуэтки. А сколько существует техник изготовления изделий из глины!

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Следующая мастерская — соломенная. Мы уже знаем, что это промысел — исконно белорусский. Подумать только, какие чудеса можно сотворить из обычного пучка соломы! Рассматриваем туристические поделки и настоящие шедевры: соломенные лошадки, «пауки» (такие хитросплетения, отгоняющие злых духов) и «брили» (классические белорусские соломенные шляпы). С большим интересом слушаем рассказ девушки, которая потомственная соломоплетенщица. Уже потом, перед самым автобусом муж купил мне в подарок очаровательного домовенка в плетеных лапотках (19000 бел. руб.), который охранял наш быт в Беларуси, а теперь успешно справляется со своими обязанностями дома. Кроме того, мужу подарили 3 соломинки, видимо, с намеком, что он тоже овладеет соломоплетением:).

Третья мастерская, ткацкая, нас и вовсе удивила! Здесь стоял настоящий ткацкий станок, и были представлены удивительные по мастерству изделия. Хозяйка хатки провела подробную экскурсию и даже показала, как работает старинный механизм. Чего тут только не было! Салфетки, шикарные пояса, сумки и прочие самотканые изделия. Не удержались и купили симпатичный магнитик с изображением мельницы и надписью «Дудутки» (7000 бел. руб.) для одной страстной любительницы этнографии:).

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Была здесь и крама (лавка), но мы туда не зашли, т. к., по словам хозяев мастерских, у них вещицы были более разнообразные и дешевые.

Продолжая гулять по обширному парку Дудуток, мы заглянули в цех деревообработки, где увидели чудесные работы мастеров. Зашли в парк ретро-автомобилей, который очень приглянулся мужу. Действительно, машинки там находились хорошенькие, разноцветные, яркие. А еще такие прикольные мотоциклы:). Заглянули в кузницу с уже знакомой нам обстановкой: печью, инструментами и готовыми изделиями. Полюбовались сараюшкой, где находились телеги. Гуляли в свое удовольствие, заходили в мастерские и никто не делал нам замечаний. Будто мы были приехавшими родственниками, развлекающимися прогулками по панской ферме.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

С обратной стороны хозяйственных корпусов находилась этнографическая галерея. Здесь были представлены все дудуткинские промыслы и лучшие образцы старинных изделий. Экспозиция очень богата и интересна, мы с удовольствием ознакомились с ней. Видели старинные прялки (я, конечно, их не помню, а вот моя мама видела «живьем» этот главный женский инструмент), обстановку комнаты, белорусские костюмы, посуду, хозяйственную утварь. Большой светлый зал был посвящен славным дудуткинским мастерам. Здесь была глиняная посуда, изделия из соломки, вышитые рушники и тканые полотна. Великолепно!

А дальше мы отправились в конюшню. На входе полюбовались санями да повозками — вот бы в них прокатиться! И вот мы увидели лошадок! Какое же это чудо! Мы переходили от стойла к стойлу, читали имена и рассматривали этих благородных, красивых, чистых и ухоженных животных. Лошадей мы просто обожаем. А гордые кони и резвые кобылки косили на нас своими умными глазами из-под густых челок и задумчиво жевали губами. А я все искала белую лошадь, но такой масти были лишь кони.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Потом отправились на скотный двор, живо напомнивший мне летние каникулы в деревне. Там были очаровательные коровки, белые свинки и огромные хряки, величавые павлины, мекающие-бекающие овечки и козочки, трогательные телята и много-много хорошеньких кроликов. Старательные работники фермы ухаживали за животными. Это была такая радость от общения с живой природой!

Еще здесь же предполагался птичий двор, но, вероятно, по причине прохладной погоды, куры и утки не гуляли в вольерах. Что же, пусть дождутся свежей травки!

А мы тем временем мимо летних беседок, ждущих под своей тенью усталых путников, направились в бар с красноречивым названием «Шынок». Внутри деревянной избушки было очень самобытно, стены украшены тканым полотном с белорусской вышивкой. На наш вопрос о наличии спиртного, белокурая колоритная шинкарка ответила, что здесь есть только «фирменное дудуткинское», т. е. самогонка:). Пока я морщила нос от перспективы приобщиться к кабацкой жизни, шинкарка вовсю предлагала закуску. Мы, мечтая попробовать что-то «чисто белорусское», слегка растерялись, и она предложила нам продегустировать… хлеб с медом и соленым огурцом! Знаю, у многих при таком сочетании волосы на голове встанут дыбом. Но, если подумать, все эти продукты натуральные, полезные и знакомые нам, не в пример каким-нибудь туземным червякам:). Итак, шинкарка подала нам 50 гр. самогонки (2500 бел. руб.) и белорусскую закуску (3000 бел. руб.). Требовалось на аппетитный кусочек дудуткинского хлеба намазать из стаканчика свежий мед, а сверху положить дольку соленого огурца и всем этим закусить обжигающий напиток. До последней минуты сомневалась, смогу ли я осилить сие зелье, но уж слишком соблазнительно выглядела закуска, поэтому грамм 10 из оставленных на дне мужем я все-таки глотнула. И сразу же закусила колоритным бутербродом. Вы не поверите (как не поверила бы я), самогонка, что называется, пошла и пошла не плохо:), а хлеб с медом и солеными огурцами оказался великолепным! Вкус трудно описать, здесь наиболее подходит слово «необычный», но мне, привыкшей к классической славянской кухне, бутерброд очень даже понравился! Муж, щурясь, прокомментировал: «Прикольно» и заказал нам еще 50 гр. фирменной дудуткинской самогонки на двоих. На этот раз пить было уже не страшно, но противно, к счастью, помог все тот же аппетитный бутерброд:). Теперь, если придется пробовать крепкие напитки, буду закусывать только хлебом-медом-огурцом. Это бесподобно!!!

Румяные от дегустации и прикупившие в «Шынке» сала (3000 бел. руб. за 100 гр.), мы двинулись в сыродельню. Там была тоже предусмотрена дегустация, входящая в стоимость входного билета. Показали при входе оплаченный чек и расположились за длинными деревянными столами. Румяные женщины вынесли нам блюдо с продукцией. Хлеб был просто безумно вкусным, а намазанное на него настоящее сливочное масло (кстати, его было очень много) оказалось приятным и на удивление солоноватым! Эх, надо было идти сюда перед «Шынком» :). С огромным удовольствием продегустировали 3 вида сыров: классический, с укропом и кунжутом. Такие аппетитные, натуральные, свежие! Просто прелесть! Конечно, тут же созрела мысль продолжить банкет в кафе (моя душа вовсю требовала драников!), но оно оказалось закрытым. Пришлось просто еще погулять по территории.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

В комплекс «Дудутки» также входила церковь Иоанна Крестителя, куда мы вскоре направились. Храм просто замечательный, он целиком выполнен из дерева — таких мы еще не видели! Прогулялись вокруг, посмотрели на это чудо на фоне густых белорусских лесов и ярко-синего мартовского неба, зашли внутрь. Церковь такая радостная, позитивная, внутри все тоже выполнено из дерева, а потолок уходит далеко ввысь — непередаваемое ощущение благости и полета!

Примерно в 500 м от комплекса находилась шикарная мельница-ветряк. Конечно, мы ее всю облазили и осмотрели. Мне понравились «мыши на мешке с мукой» при входе. А еще я невольно обратила внимание на то место в мельнице, где обычно живет огуменник. В памяти всплыли рассказы о мифологическом хозяине мельницы, охраняющем свои владения и строго (вплоть до пожара) наказывающем нерадивых хозяев. Конечно, мельница была хороша, казалось, она, такая деревянная и старинная, уже вполне готова к работе. Вот подует ветер, и завертятся крылья-лопости, а механизмы внутри трехуровневой мельницы начнут перемалывать золотистое зерно в белоснежную легкую муку. Эй, мельник, где же ты, не спи!

Здесь же находился дом завозников, но осмотреть его мы смогли лишь снаружи. Во-первых, внутрь пускали только с экскурсией, а, во-вторых, в подобном мы уже бывали в Заславле. Но все равно очень симпатично!

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

У нас еще оставалось до автобуса свободное время, поэтому мы погуляли по живописному заснеженному леску, где я фотографировала малюсенькие елочки. Вернулись в комплекс «Дудутки», где мне удалось понаблюдать, как выгуливают лошадей, в том числе и белых.

Поездка в Дудутки нам очень понравилась и оставила самые приятные впечатления! Изумительный, самобытный комплекс, по которому мы гуляли только вдвоем, приобщение к народным промыслам и незаслуженно позабытому сельскому хозяйству, деревянная церковь и очаровательная мельница — и все это такое естественное, настоящее, правильное! Очень не хотелось уезжать из этого размеренного спокойствия (кстати, при комплексе работает гостиница). А еще, в ожидании автобуса, я бросила монетку в заснеженное русло ручья, чтобы вернуться. А вернуться в этот очаровательный самобытный край мне очень хочется!

МИР И НЕСВИЖ — НАСЛЕДИЕ РОДА РАДЗИВИЛЛОВ

Старинные замки Мира и Несвижа — одна из самых известных и интересных достопримечательностей Беларуси. Своей популярностью и процветанием славные белорусские городки обязаны влиятельному роду Радзивиллов. Знаменитые князья в XV — XVIII вв. занимали высокие государственные и военные посты, являлись крупными землевладельцами. Среди Радзивиллов были меценаты, производственники, в своих владениях они открывали библиотеки, щколы, типографии. Самые известные представители рода: Николай Радзивилл Черный, Николай Кристофор Радзивилл Сиротка, Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька, Кароль Станислав Радзивилл (Пане Коханку) и очаровательная Барбара Радзивилл, ставшая польской королевой. Многие из князей были католиками.

Влиятельные Радзивиллы для строительства родовых замков выбрали провинциальные Мир и Несвиж, стараясь создать не просто крепости, но и настоящие произведения искусства, которые стали достойными украшениями в короне готической Европы тех времен. Попеременно переживая периоды расцвета и упадка, их крепкие стены помнят жестокие разграбления и пышные балы, кровавые войны и веселые охоты, паутину забытья и торжественные приемы. Время не щадит ничего, особенно творение рук человеческих. К счастью, сейчас былое великолепие замков Радзивиллов бережно и кропотливо восстанавливается, а в древних стенах располагаются музейные экспозиции. Подробнее узнать о них можно на сайтах www.mirzamak.by (замок в Мире), www.artmuseum.by/ru/aboutmuseum/filial/mir (Национальный художественный музей Республики Беларусь, замок — его филиал), www.nesvizh.de (сайт о Несвиже) и www.nesvizh-zapovednik.by (Национальный историко-культурный заповедник «Несвиж»).

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Начитавшись о том, как трудно туда добраться самостоятельно и совместить посещение двух городков, мы предприняли безуспешные попытки купить экскурсию в турфирме. Но в «Дортур» поездка в Мир и Несвиж планировалась только через неделю, а в офисе «Виаполя» вообще никого не было, хотя мы заходили к ним трижды, в пятницу и субботу. Пришлось рассчитывать исключительно на себя и все организовывать самим. Это оказалось предельно просто, проблем с транспортом не возникло, и наша поездка оказалась удачной и насыщенной. Единственное, может быть, несколько тяжеловато посещать оба замка в один день с эмоциональной точки зрения — слишком много впечатлений, а Мир и Несвиж каждый по отдельности заслуживает внимания. К счастью, в марте достаточно длинный световой день, мы увидели практически все, что запланировали. Наверное, с экскурсией ездить интереснее и проще, но зато мы сами решали, что и когда смотреть, могли по своему желанию распоряжаться временем и не бродить в толпе туристов, стараясь сфотографировать очередную достопримечательность без спин и голов попутчиков (в воскресный день в замках народу было мало, автобусов с экскурсантами мы тоже не наблюдали). Совмещать ли посещение Мира и Несвижа — решать вам. Но в целях экономии времени и средств сделать это вполне реально.

Билеты в Мир можно купить на автостанции «Дружная», что на железнодорожном вокзале, но т. к., еще собираясь в Заславль, автобусные кассы мы не нашли, то решили ехать с уже знакомого нам АВ «Восточного». На этот раз дорога была уже знакомой, и до вокзала мы добрались быстро. В Мир идет много рейсов, а у билетных касс висит подробное расписание. Стоит помнить, что Мир и Несвиж — не конечные станции, туда идет проходящий транспорт. Минут за 20 до отправления мы без проблем купили билеты на автобус, идущий до «Санатория Радон» на 08.20 (10920 бел. руб./чел.) с местами практически в начале салона. Автобус подали комфортабельный, мы с интересом смотрели в окошко, где на фоне морозного голубого неба в пушистых облачках проплывали заснеженные леса нашей мартовской сказки.

Вот и Мир. Древний городок известен еще с 1395 г. Он удивительно тихий и симпатичный, маленький и самобытный. Мы погуляли по центральной Рыночной площади. Ее украшает хорошенькая Свято-Троицкая церковь (построена в XVI в., перестроена в 1865 г.). Она кремовая, небольшая, с яркими голубыми главками и колоколенкой-фонариком, похожая на игрушку. В церкви шла воскресная служба, было много народа. Постояли тихонечко, вдыхая приятный запах теплого воска, послушали красивую и горячую проповедь священника. Все-таки, в Беларуси очень трогательное и чистое отношение к вере, видно, что люди любят ходить в храмы. Нас уже не удивляет, что в сказочной республике наравне с православными святынями с уважением относятся и к другим религиям. Вот и в Мире мы с интересом осмотрели католический костел Николая-чудотворца (его деревянный предшественник был возведен в XVI в., а позднее перестроен в кирпиче). Он очень лаконичный, строгий, с типичной башенкой, бело-красный. Костел реставрировался, поэтому внутрь мы не попали.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Мирский замок. Он является филиалом Национального художественного музея Республики Беларусь. Адрес: 231444, Гродненская область, Кореличский район, городской посёлок Мир, ул. Красноармейская, 2, работает с 10.00 до 17.00, выходные дни: понедельник, вторник. Цена — билета 3000 бел. руб., фотосъемка — 1000 бел. руб. (ее покупайте обязательно, там такие интересные кадры можно сделать!).

По заснеженному мостику мы подошли к мощным бордовым стенам Мирского замка, украшенным живописными башенками. Неприступной крепостью возвышался он на холме среди белоснежных просторов пустынного парка. Замок потрясающе, нереально красив, завораживает, восхищает, пленяет и очаровывает своим богатым убранством, тайнами и легендами. Мирский замок был заложен примерно в 1520-е гг. владельцем городка Юрием Ильиничем, впоследствии немного перестраивался. Изящество и аристократичность интерьеры замка получили еще при Николае Радзивилле Сиротке, а во времена Радзивилла Рыбоньки и его сына Пане Коханку Мирский замок засиял пышностью и великолепием. Последними титулованными владельцами крепости были князья Святополк-Мирские.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Прогулявшись по чудесному пейзажному парку и вообразив себя знатными гостями влиятельных Радзивиллов, мы увидели очень нарядную красную часовню-усыпальницу князей Святополк-Мирских (1904 г.). Восхитились богатым декором, ярким мозаичным панно и родовым гербом, украшающим вход. Но внутрь заходить не стали — не любим мы захоронения, пусть и знаменитые.

Пройдя в уютный замковый дворик с симпатичным колодцем, полюбовались терракотовыми башнями, готическими галереями и элегантным резным балкончиком. Знакомство с музейными экспозициями мы начали с посещения тюрьмы. Спустились по стертым от времени каменным ступенькам в небольшой подвал, где с интересом осмотрели темные ниши-камеры, старинную кладку и деревянные колодки. От всего этого веяло средневековой готикой, чем-то запретно-притягательным и зловещим, было немного жутковато. Но мы все равно устроили импровизированную фотосессию, на которой я изображала ведьму из времен инквизиции:).

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Для посещения туристов также открыта юго-западная башня и очаровательная галерея, по которой мы с удовольствием прогулялись вдвоем, любуясь замковым двориком. На пяти уровнях башни располагается интересная музейная экспозиция. Осмотр мы начали с подвала башни, где узнали о «Мураваной песне» — строительных материалах, использовавшихся для возведения мощных стен крепости. С интересом осмотрели старинные камни, древние кирпичи и крепкую кладку, прошлись по мощеному булыжниками полу. Многие экспонаты были найдены в ходе археологических работ около замка и в городке. Поднимаясь по крутой узкой лестнице, мы бродили по округлым кирпичным залам, от которых веяло холодом далеких времен, и перед нами постепенно приоткрывалась тайная завеса средневековой замковой жизни. В зале «Мастацкае афармленне пячей i камiнаў XVI — XX вв." мы ознакомились с искусством оформления печей, увидели красивые изразцы и самобытный камин. Мужу чрезвычайно понравился оригинальный «Оружейный зал» с рыцарскими доспехами, латами, шлемами, кольчугами. Я оценила экспозицию, рассказывающую об исторических и археологических исследованиях Мирского замка, рассматривая на стендах древние глиняные изразцы, черепки, осколки, по которым ученые могли судить о жизни людей той давней эпохи. Очень понравился отдел керамики с оригинальной глиняной посудой: кринками, кувшинами, горшками, плошками. Экспозиция познавательная, хотя подниматься (и спускаться) по винтовым древним ступенькам было крайне неудобно. На последние 2 уровня я даже в своих удобных сапожках карабкалась практически на четвереньках, цепляясь руками за ступеньки (какие уж тут каблуки:)). На последнем этаже мы, запрокинув головы, посмотрели на высоченный потолок башни — впечатляет! Замок прекрасен, мы потратили немало времени, сил и эмоций, но уходить все равно не хотелось. Муж, обожающий рыцарские крепости был в восторге. А у меня до сих пор стоит перед глазами этот огненный красавец на фоне голубого мартовского неба и нежных зефирных облаков — чудесный Мирский замок из волшебных сказок о славных могущественных Радзивиллах.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси
Еще оставалось время, чтобы прогуляться по городку. Мы заглянули на местный рыночек и в магазинчик, зашли в гостиницу, удивившись ее симпатичными интерьерами, а главное ценой на номер-люкс (всего 6000 бел. руб.). В очаровательном кафе «Рагнеда» заказали вкусные щи с фрикадельками (4000 бел. руб. за 2 порции). Кафе оказалось приятным, тихим, строгим и красивым. Столы были накрыты, будто хозяева ждали гостей. Кроме нас, никого не было. Меню не оказалось, нам объяснили, что блюда надо спрашивать непосредственно у официантки. Приготовили супчик быстро. И даже я не смогла придраться к качеству еды. Он был великолепным на вкус, очень сытным и не жирным. Мы сердечно поблагодарили хозяев.

Довольная, счастливая и сытая, подставляя лицо голубому мирскому небу и щурясь от яркого весеннего солнышка, я предположила, что было бы неплохо приехать сюда на недельку, отдохнуть от шума и суеты, порелаксировать в тишине, наблюдая старинные пейзажи. И гостиница есть, и кафе отличное. А, что, хорошая идея!

Примерно за час до отправления мы купили билет до Несвижа на 13.58 (4410 бел. руб./чел.) на проходящий рейс до Слонима. Наши места были самыми первыми. Так что не стоит напрасно говорить, что добраться из Мира в Несвиж практически не возможно. Все предельно просто и доступно. В автобусе разговорились с попутчиком-белорусом, и дорога прошла незаметно.

Нас встречал очаровательный Несвиж. Отсчет его письменной истории принято вести с 1446 г., а спустя почти век городок окончательно перешел во владение Радзивиллов. Особую известность и красоту Несвиж приобрел при Радзивилле Сиротке, который придал ему статус центра своей ординации (неделимого владения, передающегося по наследству только по мужской линии).

Несвиж выглядел побольше и посовременнее, чем Мир, здесь уже не ощущалось полусонного сказочного спокойствия. Однако город был красив, в нем чувствовался европейский аристократизм и княжеское достоинство. Несвиж можно назвать городом-музеем, столько всего было в нем интересного, столько старинных тайн и магических загадок хранили его улицы и памятники архитектуры.

И, конечно же, основной достопримечательностью Несвижа является некогда прекрасная резиденция влиятельных Радзивиллов. Кстати, как у любого «уважаемого» замка, в крепости есть свое привидение (может, даже не одно). Мне очень понравилась красивая городская легенда о трогательной любви, коварстве, пылких чувствах и мистике. Могущественному роду Радзивиллов судьба даровала обилие благ, даже родство с королевским семейством. Знали бы только они, какую цену придется заплатить за «голубую» кровь. Прекрасная молодая вдова литовского магната Гаштольда Барбара Радзивилл была влюблена в польского принца Сигизмунда II Августа. Молодые люди втайне поженились. Вскоре новобрачный взошел на законный престол, а княжна Радзивилл вмиг стала королевой Речи Посполитой. Этим, как водится, была сильно недовольна свекровь. Мать Сигизмунда Бона Сфорца «в лучших традициях дома Медичи» (властная дама была итальянкой) отравила бедняжку Барбару, чью гибель медики королевы-матери, понятно дело, списали на неизлечимую болезнь. Но убитый горем молодой король не мог смириться с мыслью, что он никогда более не увидит свою возлюбленную. Вызванный на спиритическом сеансе дух нечастной королевы польской был так прекрасен и любим, что Сигизмунд Август пренебрег всеми строжайшими запретами прикасаться к фантому и заключил жену в объятья… Чары вмиг развеялись, а Барбара Радзивилл вынуждена теперь навеки скитаться по родовому замку…

Скажу сразу, даже имея в руках план Несвижа с достопримечательностями, осмотрели мы далеко не все. И городок был немаленький, и устали мы к тому времени, отдав практически все силы Миру. Хотелось бы, конечно, вернуться в Несвиж еще раз, посвятив этому удивительному городу целый день.

Знакомство с достопримечательностями Несвижа мы начали с Ратуши. Сейчас — это филиал Национального историко-культурного заповедника «Несвиж». Время работы — с 08.00 до 17.00. Цена билета — 3000 бел. руб.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Мы уже знаем, что это административное здание — визитная карточка европейских городов, получивших драгоценное магдебургское право (т. е. право на местное самоуправление, в некотором смысле небольшой суверенитет). Оно было даровано Несвижу в 1568 г., а спустя 10 лет над городом уже высилась ратушная башня с часами, позднее ее окружили Торговые ряды — бессменный спутник дел государственных. Ветра войн и всполохи пожаров, конечно, оставили след на белых стенах Ратуши. Но в субботний мартовский день она предстала перед нами во всем своем великолепии: красивая, строгая, розоватая, с терракотовой крышей и увенчанной тонким шпилем высокой многогранной башенкой с неизменными циферблатами часов. Ратушу окружали массивные стены Торговых рядов с хитрыми полукруглыми окошками. Казалось, мы чудесным образом очутились в эпохе магдебургского права:).

В Ратуше открыта очень интересная экспозиция — «Городское самоуправление Несвижа XVIII — первой половины XIX вв.», которую мы поспешили посетить. От тесного соприкосновения с живой историей немного кружилась голова. Каких важных персон помнят монументальные стены Ратуши, сколько городских дел и людских судеб решалось здесь! А как близки мне вопросы местного самоуправления:)! Нас встречает приветливая и внимательная смотрительница, мы надеваем на обувь музейные войлочные тапки и спешим за нашей провожатой. Здесь мы в который раз сталкиваемся с удивительным белорусским радушием и добротой. Узнав, что мы россияне, да еще и приехали в славный городок Несвиж самостоятельно, милая сотрудница музея по собственной инициативе провела нам увлекательную экскурсию по залам Ратуши, компетентно, обаятельно и с юмором рассказала о жизни Несвижа тех времен и городском самоуправлении.

Мы посетили зал Торжественных заседаний, где ознакомились с копиями важных документов и осмотрели строгие портреты знатных людей и важных деятелей, многие из которых принадлежали к княжескому роду Радзивиллов. Меня заинтересовал портрет грустной молодой женщины — Барбары Радзивилл. Смотрительница, видя в моих глазах немой вопрос, с улыбкой подтвердила, что это и есть знаменитая Черная Дама Несвижа, печальный призрак, который до сих пор бродит по Несвижскому комплексу. «А, что, мы ее встретим?» — с замиранием сердца и в предвкушении сказки спросила я. «Как знать, может, и встретите…« — загадочно улыбнулась сотрудница музея. Мы прошли в зал суда, где нам рассказали о ведении судопроизводства и даже продемонстрировали устрашающие предметы для наказаний. В зале, служащем раньше архивом, увидели исторические документы и археологические экспонаты, подивились на большой макет старинного Несвижа. Мужу особенно понравилось помещение казны, где он с интересом рассматривал богатую коллекцию нумизматики. В кабинете войта (мэра, стало быть, по-нашему:)) ознакомились с копиями важных документов, фотографиями и прочими предметами, относящимися к тому периоду. Особенно запомнилась колоритная восковая фигура войта и Конституция. Очень достойная экспозиция! Уходя, долго благодарили добрую женщину. Мы не просто побывали в Ратуше и узнали массу интересных вещей, но и прикоснулись к настоящей жизни белорусского городка прошлых столетий.

Дворцово-парковый комплекс Несвиж (относится к Национальному историко-культурному заповеднику «Несвиж»). Время работы — с 10.00 до 17.00, выходные дни: понедельник, вторник. Цена — билета 3000 бел. руб.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Строительство знаменитого несвижского ансамбля началось в 1583 г. по проекту архитектора Бернардони. Постепенно замок-крепость превращался в парадный дворец. Прекрасные парки, гордость комплекса, появились только в конце XIX в. стараниями новых несвижских хозяев — Марии Дороты и ее мужа Антония Вильгельма из «берлинской» линии Радзивиллов. XX в. внес свои коррективы в историю замка. Ушли в прошлое торжественные балы и званые обеды, залы больше не сияли сотнями свечей, не благоухали ароматами свежих цветов, не поражали воображение гостей изяществом интерьеров, богатой мебелью, изумительными коллекциями картин и раритетов. Не гуляли больше по паркам красиво одетые господа, не любовались чудными прудами, прелестными растениями и изящными скульптурами. Навсегда миновало время праздности и очарования. В разное время в Несвижском замке размещались семинария, военный госпиталь, ведомственные санатории. И вот уже век новый спешит расставить все по местам, сохранить культурное достояние Беларуси. Замок-музей постепенно реставрируется, открыта экспозиция и парки.

Подходы к Несвижскому замку охраняли земляные валы. По мостику мы прошли к красивым охряным воротам, ведущим на территорию комплекса. Двух- трехэтажные сочно-персиковые корпуса образуют уютный внутренний двор, над которым возвышаются две причудливые башенки. И если Мирский замок больше напоминает крепость, то Несвижский — утонченный, стильный и прекрасный дворец. Порадовало, что практически все фасады отреставрированы, хотя работы все еще продолжаются. Музейная экспозиция Несвижского замка не очень большая. Она располагается на втором этаже въездной брамы и прибрамного корпуса — видимо, только эту часть замковых помещений успели закончить полностью. Естественно, интерьеры восстановлены, от былого великолепия не осталось и следа, может быть, поэтому «прикосновения к времени» (как это было в башне Мирского замка) мы не почувствовали. Осмотрели экспозицию, посвященную строительству и реставрации ансамбля, особенно запомнился макет замка. Ознакомились с выставкой археологических экспонатов, изразцов, старинных монет и прочих древностей. Полюбовались выставкой портретов из коллекции Радзивиллов. Заинтересовали залы архива и библиотеки с восстановленными интерьерами, где были представлены копии исторических документов, мебель. Произвел впечатление огромный красивый глобус (XVII в., реконструкция). Думаю, очень скоро музей станет еще интересней, начало уже положено.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Выйдя из замка, мы погуляли по Старому парку. В снежном убранстве он был великолепен! Деревья-великаны, голубоватый от мартовских прозрачных сумерек снег, скамеечки и тишина — все это создавало романтическое настроение. Парк огромен и, несомненно, таит в себе массу интересных памятных знаков и красивых скульптур. Но мы лишь немного побродили по ближайшим дорожкам, посидели на лавочке. Слишком много впечатлений вобрал в себя сегодняшний день, появилась такая приятная расслабленность, уже не хотелось никуда идти, ничего искать. Да и, к тому же, такой великолепный парк наверняка лучше осматривать летом, восхищаясь буйством зелени и прохладой тени. Так что, довольствовались лишь хорошеньким горбатеньким мостиком да Зеркальным (точнее, заснеженным:)) прудом с очаровательной скульптурой Русалки. Грустная дева, сидевшая на камне, показалась мне такой одинокой, что я бросила ей монетку. Естественно, с горячим желанием вернуться в старинный Несвиж и восхитительный дворцово-парковый комплекс Радзивиллов.

А Черную Даму Несвижа в парке мы так и не встретили:). Может, плохо искали? А, может, это и к лучшему, ведь по легенде, появление Барбары Радзивилл не предвещает ничего хорошего…

Нашу прогулку по Несвижу мы закончили осмотром еще 3-х важных достопримечательностей. Нашли торжественный памятник Сымону Будному — знаменитому реформатору и просветителю.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Посмотрели Слуцкую браму (XVII в.) — такие помпезные городские ворота, белоснежные, декорированные красивым мозаичным панно.

И, конечно же, посетили Фарный костел Наисвятейшего Божиего Тела (1584 — 1593 гг., архитектор Бернардони). Розоватый от лучей предвечернего солнца костел выглядел подобно чуду, такой прекрасный, изысканный, утонченный. Его торжественные и пышные архитектурные формы были украшены портиками и скульптурами, отчего Фарный костел невольно напоминал очаровательный дворец. Мы едва успели на окончание вечерней службы, в костеле было много народа, люди молились, сидя на лавках. Меня поразило, сколько здесь оказалось молодежи, прилично одетых, нарядных. Это замечательно, что в Несвиже, да и во всей Беларуси, люди чтят религию, правильно воспитывают молодежь. Не хочу сравнивать, но мне трудно представить, что многие юноши и девушки в нашем городе стали бы регулярно ходить к обедне. Уж лучше провести воскресный день на лавочке с пивком. Грустно это…Странно, я так восхищалась внешним убранством Фарного костела, что внутренняя его красота отразилась в моем сознании только каким-то невероятно восторженным общим впечатлением, без деталей. Помню, что было все прекрасно, пышно, богато. А еще, только входя в костел, я почувствовала, как мое сердце сладостно сжалось и замерло на миг. В следующее мгновение я поняла, что только что услышала последние аккорды органа. Впервые в жизни. В католическом костеле. Непередаваемое чувство! Уже дома я, бредившая с тех пор органом, была на концерте в филармонии. Органный вечер был великолепен (я теперь страстная поклонница этого чудесного инструмента), но… Мне хотелось снова пережить то охватившее меня чувство благости и восторга, когда я почувствовала — услышала — осознала звуки божественного органа. Только ради этого стоит еще раз вернуться в прекрасный Несвиж!

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

На город опускался сиреневый весенний вечер, пора было возвращаться домой. Добраться из Несвижа до Минска легко, причем сделать это можно двумя способами. Например, доехать до Городеи, а там пересесть на электричку до столицы, но это получится долго. Мы решили взять билеты на проходящий автобус из Пинска на 18.18 (12720 бел. руб./чел.). Билеты продавали по прибытии автобуса, который стоял в Несвиже минут 20. Это обычная для провинции практика ничуть нас не удивила, я в свое время накаталась по области на проходящих рейсах. Зная примерное время прибытия автобуса, муж заранее занял очередь в кассу, билеты мы купили самыми первыми, естественно, с местами. Правда, как выяснилось, они находились не рядом, но добродушная белорусская женщина согласилась поменяться. Комфортабельный автобус, убаюкивая, ехал по вечерней Беларуси, в полутемном салоне приглушенно играл шансон. Мы перекусили бутербродами с колбаской и сырком и практически сразу заснули до самого Минска. Вышли на автостанции «Дружной», откуда нам было удобнее добраться до гостиницы.

Так что, все проблемы по поводу сложности с переездами оказались надуманными. Умение правильно организовать свое время, знание расписания (с ним лучше ознакомиться на месте, в городках, а то сайт минского автовокзала выдает что-то совершенно невразумительное) и простое «включение мозгов» помогли нам самостоятельно устроить увлекательную поездку в Мир и Несвиж, где мы насладились прекрасными замками, познакомились с жизнью очаровательных белорусских городков и осмотрели интересные достопримечательности. Это был чудесный воскресный подарок, который мы запомним навсегда!

Я ВЕЗУ ТЕБЕ ПОДАРКИ…

Что везти из Минска? Конечно же, товары белорусского производства! А вот какие именно — решать только вам. Как тут не вспомнить известную песню Виталия Аксенова «Подарки» :)? Не люблю слово «шопинг», как, впрочем, и суетную беготню по магазинам. Но в Минске мы с мужем почти с наслаждением «шопинговали».

В Минске много магазинов, практически все товары белорусского производства, но встречаются и другие раскрученные бренды. В городе есть 4 крупных торговых центра.

ЦУМ и ГУМ — 2 огромных универмага, схожие по ассортименту и ценам. Товары в них представлены в изобилии, полки буквально ломятся от вещей, а глаза разбегаются. Универмаги выглядят современными и стильными, расположены в монументальных и красивых многоэтажных зданиях интересной архитектуры. Универмаги удобно разделены на отделы и секции, где есть буквально все: продукты, косметика, одежда, обувь, посуда, канцелярские принадлежности, товары для быта и т. д., и т. п. ГУМ с шикарной лестницей был похож на парадный дворец и казался более пафосным. Нам больше понравился ЦУМ, в который мы заглядывали ежедневно. Он был попроще, «понароднее», но тоже очень симпатичный, с удобным эскалатором, с предприятиями сферы обслуживания (парикмахерской, химчисткой). Приглянулся он нам и из-за отличного продуктового отдела, в котором прилавки ломились от всевозможных яств.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

ТЦ «На Немиге» («На Нямiзе») выглядел модно и был похож на звездолет:). В нем также можно было приобрести разнообразные товары, в т. ч. косметику и одежду. Находится практически в центре, мы заходили в него, когда гуляли по Верхнему городу.

ТЦ «Столица» (грамадска-гандлевы цэнтр «Сталiца») находится на пл. Незалежнасцi, точнее, под ней. Очень пафосный, трехэтажный, состоящий из красивых галерей и просторных модулей. Здесь же располагались многочисленные кафе, а на нижнем уровне стояли 2 рояля — черный и белый, вокруг которых на лавочках отдыхали люди. Между уровнями курсировали прозрачные лифты, можно было воспользоваться и эскалатором. Мы пару раз гуляли по его просторным залам, ориентируясь по развешенным повсюду схемам. Прямо город в городе! На деле он оказался не таким уж «страшным», были в нем и нормальные простые магазины, но само осознание того факта, что все это «чудо архитекторской мысли» находится под землей, несколько давило.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Поделюсь личным опытом, что нужно и можно привезти из Минска.

1. Косметика «Белита»!!! Точнее, много косметики «Белита» и еще больше восклицательных знаков по поводу ее приобретения:). Только ради нее стоит ехать в Беларусь. Разнообразные, качественные, современные и прекрасные средства — это ли не радость любой девушки? А цена на эти средства — радость для мужниного кошелька:). Представьте, все эти кремики, шампуни, бальзамы, маски, гели, муссы, пенки, тоники, скрабы и т. д. и т. п. всего по 2000 — 6000 бел. руб.! Понравилось, что «Белита» предлагает различные косметические линии, в т. ч. и для разных возрастов. Так что при покупке средств у вас будет только одна проблема — как из всего этого разнообразия выбрать что то, потому что хочется все и сразу!!! Впервые всю радость от покупки «Белиты» я испытала в ТЦ «На Немиге», откуда вышла буквально со слезами на глазах: в моих руках было аж 5 косметических средств всего за… 14200 бел. руб.! В этот момент я точно поняла, что буду скупать все и в больших количествах, даже те средства, на которые никогда и не смотрела:)!

Косметика белорусской фирмы «Белита» продается во всех торговых центрах Минска. Но больше всего нам понравился фирменный магазин на просп. Незалежнасцi, работает он с 7 утра. Сначала нас смутило пафосное название «Парикмахерская-салон-магазин» и тесное соседство с магазином известной марки «Ив Роше». Но когда мы все-таки решились зайти, оказалось, что это очень милый магазинчик с приятными ценами, которые даже немного ниже, чем в торговых центрах. Наведывались мы в него аж 3 раза, утаскивая по пакету разнообразных средств для себя и родным на сувениры. Итогом «белитовского шопингования» стали 28 наименований косметики на сумму всего около 86000 бел. руб., целиком заставленная полка шифоньера в гостиничном номере и тяжеленный чемодан:). Кстати, мне очень понравилась новая ромашковая линия, дневным кремом из которой я с большим удовольствием пользуюсь сейчас. Да и остальные средства качественные, натуральные, с приятным запахом. Косметика пользуется популярностью, поэтому будьте готовы к небольшим очередям. Но это того стоит, поверьте! Косметика «Белита» — самый лучший белорусский сувенир!!!

2. Сувениры с минской и белорусской тематикой. Замечу, что привычных в наших российских городах сувенирных развалов около основных достопримечательностей в Минске нет. В Беларуси вообще торговля ведется очень организовано. За сувенирами мы зашли в магазин «Белсаюздрук» («Беларуспечать») на просп. Незалежнасцi. Там можно купить хорошенькие магнитики с видами Минска (мягкие от 2570 бел. руб., пластиковые или деревянные — примерно от 5000 бел. руб. и дороже). Еще предлагаются значки, открытки, сувенирные деревянные карандаши, большие подарочные книги о Беларуси. Муж приобрел мне очаровательную деревянную шкатулочку с изображением Троицкого предместья (13730 бел. руб.). В этом же магазинчике продавался путеводитель по Минску (примерно 50000 бел. руб.), очень красочный, со множеством фото. Но на тот момент мне показалось, что большинство информации из него можно найти в Интернете, да и уезжали мы через 2 дня. Хотя, наверное, надо было его приобрести хотя бы на память.

Плетение из соломки — типично белорусское искусство. В магазине «Ленок» было много хорошеньких соломенных кукол в белорусских национальных костюмах и фигурок животных. Прекрасные, самобытные и оригинальные сувениры, но вот цены на них кусались. Здесь предлагались декоративные тарелки с видами Минска (примерно от 25000 бел. руб. за маленькую) и все те же магниты, которые принято привозить в подарок родным и друзьям:). Были там и русские матрешки.

Вообще, сувениры в Беларуси, на мой взгляд, не слишком разнообразны, зато нет «корейской штамповки на славянскую тематику». Правда, в больших торговых центрах видели что-то вроде сувенирных лавок, но цены там, понятно дело, были рассчитаны на иностранцев. В принципе, мы остались довольны, а магнитик с изображением «Красного костела» теперь украшает мой холодильник.

3. Льняные изделия. Их обширный ассортимент представлен в магазине «Ленок» («Лянок») на просп. Незалежнасцi. Цены — сравнительно недорогие для изделий изо льна. Можно купить различные полотенца, скатерти и т. д., и т. п. Мы в подарок приобрели хорошенькую салфеточку для журнального столика (примерно 6000 бел. руб.). Смотрели на льняное постельное белье (всего от 120000 бел. руб.), но, как водится, пока думали, время ушло. Теперь жалеем очень! В этом же магазине продаются ткани и швейные принадлежности, сувениры. К сожалению, льняной одежды в «Ленке» мы не увидели.

4. Конфеты. Да, о кондитерских изделиях белорусских фабрик «Спартак» и «Коммунарка» ходят легенды! И хоть к сладкому мы с мужем равнодушны, но для родных и коллег конфеток все же прикупили. Хороший магазин обеих кондитерок находится в ТЦ «Столица», но конфеты можно купить и в других торговых точках. Например, мы докупали конфеты в фiрменной краме от фирмы «Слодыч». Мы брали разные конфеты грамм по 100. Цены почти такие же, как у нас, примерно от 15000 до 25000 бел. руб./кг. Конфеты свежие. Мне очень понравился «Метеор» с арахисом — вот такие цукеркi и я с удовольствием кушала. Еще вкусной оказалась «Мiнчанка» с вафельками. Нахваливали мне конфеты «Дары Полесья» (примерно 25000 бел. руб./кг.). Честно говоря, они больше интересны по названию и оформлению: такие половинки в разноцветной фольге, сложенные в форме бочонка, с повидлом и медом. Но знающие люди сказали, что это и есть настоящий шоколад. Думаю, любителям сладостей понравится, но уж больно они огромные, мы с мужем еле съели по половинке бочонка:).

5. Алкоголь. Потрясающе вкусный и, на удивление, недорогой. Конечно, привезли с собой (ага, не только из-за моей косметики чемодан был неподъемный:)) несколько бутылочек. Нам очень понравился «Белорусский бальзам», терпкий, на травах, его приятно добавлять в чай или кофе (12560 бел. руб., завод «Крышталь»). А для дам запаслись сладким ликерчиком с приятным фруктовым вкусом (6200 бел. руб.). Также есть разнообразные настойки, коньячные напитки и т. п.

6. Продукты. Как же обойтись без потрясающе вкусных белорусских сыров и колбас, как не привезти попробовать хоть по кусочку отвыкшим от настоящей еды родственникам! Покупали, как всегда, в ЦУМе, довезли до дома даже нежный печеночный рулет (у нас-то таких не продают!). А еще угощали изумленных родных вкусным заварным хлебушком с тмином и ароматным сыром. Еще сладкоежкам можно посоветовать купить перед дорогой разных вкусных пирожных, если, конечно, вы их не скушаете, едва сев в вагон:).

7. Часы. Конечно же, это товары известного минского часового завода «Луч», а также других частных белорусских предприятий. Нам приглянулся отдел в ЦУМе, где ассортимент был достаточно широк. От дешевеньких электронных часиков до дорогих моделей. Много элегантных женских и строгих мужских наручных часов. Мне понравились такие серебряные часики в виде звездочки, на цепочке (примерно 37000 бел. руб.), но я, как обычно, начала думать: «а зачем, а куда…». Теперь очень жалею, что не приобрела! Большой выбор настенных часов, от классических, до очень веселеньких и симпатичных. В последний день мы купили необычные настенные часы с циферблатом-картиной (43000 бел. руб.). Будет память о проведенном в Минске времени!

8. Чулочно-носочные изделия белорусских фабрик. Пожалуй, с ними могут сравниться только ивановские изделия:). Обычные колготки 20 — 40 den нейтральной расцветки можно было купить примерно от 3000 бел. руб. Более плотные колготы с рисунком — от 12000 бел. руб. Причем, «двоечки» были везде и всегда. Естественно, что при моей любви к чулочно-носочным изделиям полка номера с «белитовской» косметикой пополнилась и коробочками с различными колготками:). Еще можно было приобрести хорошенькие носочки веселой расцветки от 3000 бел. руб. Нам понравились отделы в ЦУМе и ГУМе. В последнем, кстати, я купила себе легинсы всего за 15000 бел. руб. Мне еще дома нравились такие забавные штанишки, но я сомневалась: ну куда я буду в них ходить, не на работу же! Долго крутилась у прилавка, пока муж, узнав цену на аналогичные изделия в городе, не принялся отсчитывать «белорусики». В итоге по просторным лестницам универмага я прыгала, сияя от радости:).

9. Нижнее белье. Все наслышаны о белорусской фирме «Милавица». Найти ее магазины можно во всех крупных торговых центрах, да и фiрменных крам по городу полно. Но вот как-то не глянулось мне их бельишко. Вроде и качественное, и хорошее, но выбрать нечего. Слишком классическое, скучное, да и по ценам не на много ниже, чем у нас (например, незамысловатые трусики — от 8500 бел. руб., все остальное — уже больше 15000 бел. руб.). От моделей женской линии фирмы «Сердж» в ГУМе мне вообще захотелось бежать, куда глаза глядят. Есть, правда, симпатичные комплектики: маечка + трусики в пастельных тонах, но все они больших размеров.

10. Одежда. Простите меня, милые белорусы, но, признаться честно, одежда — дрянь. Скучные расцветки и фасоны, однообразный ассортимент. А качество такое отвратительное, что кажется, свитерки и кофточки закатываются уже на вешалках:). И главное — цены не низкие, например, мрачные водолазки от 37000 — 40000 бел. руб., блузки поприличнее — уже за 60000 бел. руб. Платья и костюмы, на которые хотя бы не тошно смотреть, — больше 200000 бел. руб. Да в наших «распродажных» магазинчиках можно выискать более симпатичные и дешевые вещи! Впрочем, главное — даже не это. Возможно, я купила бы какую-нибудь унылую кофту (на работу ходить, под пиджак), но оказалось, что в Беларуси нет 42 размера!!! Совсем. Потому как те 2 — 3 вещички, пара из которых были с вульгарными огромными вырезами, а оставшаяся вообще турецкого (!) производства, белорусской одеждой я бы не назвала. У меня сложилось впечатление, что в Беларуси шьют вещи исключительно на «больших тетенек» и «полнокровных девиц» :). При этом, чем больше размер (в изобилии встречались ярлычки «52» и «54»), тем шире и интересней ассортимент. Секции с одеждой есть в ЦУМе и ГУМе, в ТЦ «На Немиге» вещи выглядят чуть получше. Там, например, мне приглянулись было вязанные почти модные сарафанчики, но я тут же осознала, что в платье 44 размера утону, как в Тихом океане:). В ТЦ «Столица» я обнаружила бутик иностранной фирмы. Одежда приличная, молодежная, есть неплохие модельки маленьких размеров по адекватным ценам. Но какой смысл везти из Беларуси иностранные вещи, которые я могу купить и дома? Правда, все же показала мужу одну кофтенку, поглядев на которую он скривил губы: «Ну, не знаю, по-моему, в Витязево вязаные вещи получше будут». Что касается мужской одежды-то это приличные костюмы и строгие рубашки из разряда тех, в которых ходят на юбилей родившейся еще до революции бабушки или совещание к начальнику — современнику войны с Наполеоном:). Так что, с белорусской одеждой, как и бельем, отношения у нас не сложились.

11. Пальто белорусской фирмы «Элема». Вывожу отдельной строкой потому, что эти изделия, в принципе, понравились. Яркие, разноцветные, стильные, интересные по фасонам. Но 42 размера опять нет!

12. Обувь, перчатки, головные уборы, сумки — о них можно сказать то же, что и об одежде.

Но, подводя общий итог, я все-таки много чего не докупила. Совершая покупки, я всегда теряюсь, начинаю раздумывать, откладывать «на потом». А потом не представляется случая еще раз заскочить в тот же магазин. Мысленно перебираю, что бы я хотела и могла купить в Минске и понимаю, что и без того неподъемный чемодан нам бы не удалось даже выволочь из номера:). Что же, как говорит мой муж, будет еще одна причина вернуться в Беларусь, чтобы «пошопинговать»!

МИНСК, БЕЛАРУСЬ: СЛАДКОЕ ПОСЛЕВКУСИЕ

Да, именно сладкое, чистое и слегка пьянящее, как свежий березовый сок в весеннем лесу, послевкусие оставила на наших губах эта замечательная поездка в сказочную Беларусь. Мы прониклись очарованием этой волшебной, так до конца и неизведанной нами страны.

Беларуси поразительным образом удалось взять самое лучшее от Европы и России, при этом сохранив свою самобытность. В ней нет налета плесени старой Европы с ее коварными интригами, мрачной готикой, ядами и инквизицией, но присутствует врожденная интеллигентность, величественная красота, грация и изящество. Беларуси не коснулась российская расхлябанность, попустительство и лень, но есть кристальная чистота родников и берез, безграничная доброта и радушие, честность, верность и мужество. Беларусь — светлая, святая, синеокая, лесная, сказочная страна, которую не может не полюбить человек с чистым сердцем и открытой душой.

Минск же стал для нас настоящим открытием. До этого нам еще не приходилось видеть таких просторных, наполненных чистыми красками и ясным светом городов, где прекрасно буквально все. Люди старшего поколения сравнивают Минск с городом из «советского прошлого в лучшем смысле этого слова». Кому-то он напоминает столицы государств ближнего зарубежья. Из «советского прошлого» я мало что застала, хотя полностью согласна, при нем жилось куда благополучнее, чем в первые годы распада СССР. Сравнивать с другими странами мы тоже не можем, т. к. из заграничных поездок были пока только в Ялте. Поэтому лично для меня Минск стал «городом будущего», не утопией, а ставшей реальностью сказкой.

Скажете, это лишь красивые слова и «послеотпускные» восторги? Никого не призывая «безудержно любить Минск и Беларусь, поделюсь общими впечатлениями, которые лично у нас оставила эта мартовская поездка. Ну, а выводы делайте сами:).

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Минск — город красивых людей. Вообще в любом городе или стране интересно наблюдать за народом. В Беларуси молодые минчанки ходят без головных уборов, носят длинные распущенные волосы или очаровательную, неоправданно забытую прическу «конский хвост». Чаще всего одеты в маленькие курточки, мини-юбки или обтягивающие джинсы, практически все обуты в сапоги на высоких шпильках. Некоторые носят яркие разноцветные пальто. В шубах почти никого не видела. Минские девушки красивы той чистой, свежей, светлой, «лесной» красотой, которая вызывает теплую улыбку и невольное восхищение. На щеках их играет здоровый румянец, глаза задорно блестят. Во многих жительницах и жителях Беларуси чувствуется та первозданная, добрая сила и сияющая энергетика, которой, к сожалению, давно лишены многие обитатели современных российских мегаполисов.

Беларусь — страна отзывчивого народа. Отношение окружающих я всегда ставлю на первое место и наиболее строго оцениваю во всех своих поездках. Об отношении белорусов к иностранцам, в частности русским, говорено много. Подтверждаю полностью: в Беларуси живут очень отзывчивые, внимательные, доброжелательные, открытые и светлые люди, готовые всегда помочь. Общаться с ними — одно удовольствие. Мы разговаривали с сотрудниками музеев и продавцами, болтали с обычными гражданами и везде встречали неподдельный интерес, трогательную заботу, как в самом Минске, так и в чудесных городках, куда мы ездили на экскурсии. Нам с удовольствием подсказывали дорогу, буквально провожали до нужного места. А если не могли помочь, то очень расстраивались:). Одна девушка, у которой мы спрашивали путь до Восточного автовокзала, не знала, где он расположен, но, вспомнив деталь, которая могла бы нам помочь, вернулась к нам, хотя прошла вперед уже довольно далеко. Продавщицы в магазинах всегда помогали разобраться с деньгами. Смотрительницы во многих музеях подробно рассказывали нам о своих экспонатах, хотя мы даже не брали экскурсию, и живо, заинтересованно, компетентно отвечали на вопросы.

По дороге из Мира в Несвиж мы разговорились с одним мужчиной. По пути была предусмотрена остановка, но не такая длинная, как предполагал белорус. Автобус, в котором оставались вещи мужчины, тронулся, но я попросила мужа задержать рейс и отыскать пропавшего пассажира (ну, с кем не бывает:)?). Попутчик вскоре был найден, благодарности принесены, разговор продолжился. В Несвиже мы хотели было распрощаться, но благодарный белорус пожелал нас угостить пивом (оно оказалось вкуснейшим из всего опробованного в Минске) и сочными ароматными беляшами в местной кафешке. Неужели такое еще бывает?!!

И всегда, после всякого, даже незначительного разговора нам сердечно желали «всего самого наилучшего, самого доброго, самого хорошего, удачи». Случалось, мы так по несколько раз и раскланивались друг перед другом, и всегда слова белорусов были теплыми и сердечными!

Пожалуй, лишь «люди при исполнении» могут показаться строгими. Это и нежелающие давать никаких справок сотрудники вокзалов, и суровые кондукторы-контролеры (опять же, не все). Но этим, пожалуй, никого не удивишь, и в России чиновники отличаются холодностью. Да и «по штату» им положено, не так ли?

Отдельно хочу сказать о белорусской милиции. Никогда в жизни еще я не встречала таких лояльных сотрудников правоохранительных органов! В Минске по улицам ходит немало патрулей. Но они лишь смотрят за порядком, ни к кому не привязываются, у них не боязно о чем-то спросить. Так, я на железнодорожном вокзале без страха обратилась к двум сотрудникам милиции, т. к. мы, как обычно, немного запутались с билетами на поезд. Патрульные вежливо пояснили мне, что к чему и даже пожелали счастливого пути! Вот так должна быть поставлена работа правоохранительных органов: охранять порядок, помогать людям, а не нагонять страх и брать взятки!

Белорусы очень улыбчивые и светлые люди. Наверное, нам, зажатым, вечно настороженным и угрюмым, «думающим свою думу», открытость этого славного, светлого народа может показаться несколько наивной. Но эти милые люди, живущие в Белой Руси, в святой стране, очень искренни. Они наиболее из всех славянских народов приближены к своим истокам, первобытным корням, к природе, к тем истинным, сокровенным знаниям, которыми владели наши общие предки. Это люди, бережно сохранившие свои предания, чистосердечно верящие в чудо, в сказку.

Беларусь — страна доверия и безопасности. Что еще поразило в Беларуси — у них практически все на доверии. Купленных билетов никто не проверяет, таможня отсутствует, милиция по любому поводу документы не спрашивает. Даже в гостинице (напомню, что сначала мы оплатили 1 день, а за последующие внесли деньги позднее) мы практически бесплатно прожили сутки, лишь на словах продлив номер и укатив в Заславль. При этом нам доверчиво и беспечно ответили на ресепшен: «Да гуляйте, пожалуйста, потом заплатите!».

Мне казалось, в этой светлой, святой стране люди совершенно не способны на обман. И мы учились доверять, избавились от опасения быть обманутыми и необходимости везде искать подвох. Наверное, в Беларуси очень низкий уровень преступности. По крайней мере, гуляя по вечерним улицам города или пустынным паркам, мы чувствовали себя в безопасности. Заметила: люди в транспорте спокойно читают, общаются, никто не прижимает к себе судорожно сумки.

В Минске мы не видели маргиналов. Даже на вокзале. Вообще, минские вокзалы — тема отдельная. Здесь себя чувствуешь предельно комфортно. На всех вокзалах чисто, спокойно и красиво. Приятное ощущение, что тебя ждут, тебе рады, ты безопасно можешь подождать поезд. Инфраструктура тоже хорошо развита. Конечно, в пригородных электричках бродят «коробейники» и на церковных папертях толкутся просящие милостыню бедные люди, но, скажите, где этого нет?

Не встречали в Беларуси и пьяных. Лишь однажды в пятницу на смотровой площадке Национальной библиотеки мы натолкнулись на шумную компанию юношей. Хотя, может, они просто были такими веселыми или не были белорусами:). Но нигде, нигде не наблюдали мы людей с пресловутыми бутылками пива, которые в обилии ходят по улицам нашего города в любое время суток. Это ли не показатель уровня культуры Беларуси?!!

Беларусь — страна социальной рекламы. Что еще понравилось в Минске, так это социальная реклама. По городу развешены большие плакаты с патриотическими надписями «Я люблю (сердечко) Беларусь!» на фоне цветов или счастливых людей в национальных костюмах. В метро на дисплеях транслируется либо музыка, либо реклама отечественной продукции. На остановках множество плакатов с призывами бороться со СПИДом. Очень понравились яркие актуальные ролики, которые показывали по местному каналу ВТВ. Они очень образно побуждали молодежь бороться с алкоголем (ролик — просто супер, пробирало до дрожи!), курением и наркотиками. В магазинах часто встречала листовки против гепатита. И, заметьте, никакой навязчивой рекламы спиртного или табака!!! Это ли не показатель верной социальной направленности Беларуси?!!

Минск — город удобного транспорта. Транспорт в столице Беларуси всегда ходил исправно, не было пробок. Салоны автобусов, троллейбусов, трамваев, вагоны метро отличались чистотой и аккуратностью (ни грязных стекол, ни изрисованных и заляпанных сидений, ни протекающих крыш и слякоти под ногами). Что, трудно представить? А теперь еще представьте, что машины не гоняют, как сумасшедшие, не норовят окатить вас водой из луж, пропускают людей, а народ с благодарностью соблюдает правила дорожного движения. В транспорте и метро нет давки и толкотни, вас не выносит поток озверевших людей, попутно отрывая пуговицы на новом пальто, а вежливо спрашивают: «Скажите, пожалуйста, вы будете выходить на следующей остановке?». Мы постоянно пользовались общественным транспортом, в т. ч. и в «часы-пик», но не испытывали ни того панического ужаса, который невольно охватывает в московском метро, ни раздражения, которое накатывает в троллейбусах и автобусах родного города.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Минск — удивительно чистый город. О чистоте самого Минска можно говорить бесконечно. Это такой ясный, светлый, просторный город. Чистотой и порядком радуют метро и подземные переходы. Минск и другие белорусские городки изумляли красотой, благоустройством, опрятностью. Запомнились современные светофоры и уже позабытые в наших городах таксофоны.

Фасады домов сияли новизной, нарядностью. Архитектурные памятники содержались в отличном состоянии. Мусор бросался исключительно в урны, уродующие стены граффити также не были замечены.

Минск — зеленый город. И хотя мы были в марте, я могла мысленно представить, каким он бывает весной и летом. Столица Беларуси восхищала огромными, просторными парками, где среди утопающих в необычайно белом снегу могучих деревьев, отбрасывающих синеватые тени, виднелись заботливо расчищенные дорожки, выложенные нарядной плиткой. Очень хотелось бы увидеть действующие фонтаны — водное украшение города.

Минск: в гостях у кудесницы Олеси
Понравились многочисленные клумбы, в которые на зимнее время были воткнуты пушистые сосновые ветки. Получились такие оригинальные, живые и трогательные икебаны, изумрудные островки среди чистого минского снега. Абсолютно чистые шоссе, широчайшие проспекты, очищенные от снега и льда тротуары, нарядные, разноцветные дома — все это заставляло меня беспрестанно думать о Мiнске, как о городе для людей, городе будущего!

Капля дегтя, точнее, никотина. Все-таки не бывает все абсолютно хорошо, у каждой медали есть две стороны. Пожалуй, единственное, что не понравилось в Минске, это то, что много курят. Смолят мужчины и женщины в возрасте, дымит молодежь, курят даже совсем юные юноши и девушки. С сигаретами стоят на остановке, идут по улице, докуривая, прыгают в транспорт. Отравляются никотином в барах (например, в «Эльдорадо» на меня очень косо смотрела одна молодая смолящая пара, когда я зажимала нос салфеткой). Курят открыто, будто напоказ, гордясь этой дурной привычкой. Наверное, считают это модным. И это тогда, когда весь мир борется с курением, когда по телевидению показывают антитабачные ролики. Курят и откровенно не понимают, что наносят необратимый вред своей пока еще молодой и цветущей коже, легким, сосудам, сердцу, мозгу. Я совершенно не переношу даже запах сигарет, муж тоже крайне негативно относится к курению. И нам «Беларусь курящая» была не слишком приятна. Не то что бы наша Россия слыла «антитабачной страной». Просто, на наш скромный взгляд, Беларусь стала бы «республикой без единого недостатка», избавившись от этой пагубной привычки.

Об уровне жизни в Минске (из разговоров с людьми). Я не хочу захваливать Минск, лишь считаю необходимым написать об увиденном, поделиться впечатлениями, которые оставила эта мартовская поездка. Мне также сложно говорить об уровне жизни в городе и стране, хотя бы потому, что для этого необходимо пожить здесь длительное время, а не просто наведаться с туристическим визитом на 8 дней.

Белорусы не любят Лукашенко. Как я поняла из разговоров с простыми гражданами, из-за того, что «батька» «не поднимает уровень зарплат и пенсий в отличие от цен» (не удивительно, у нас также); «сдерживает рост производства» (честно, не заметила); «душит частный бизнес» (а вот в этом вопросе я не компетентна, потому что ни к какому бизнесу отношения не имею). Не любят многие и Минск. Хотя по приветливым лицам белорусов не скажешь, что им тяжело живется, и непосильным грузом давят проблемы.

Нам в Минске невероятно понравилось. Но, повторюсь, судить об уровне жизни белорусов очень трудно, да и не ставлю я перед собой такой задачи. Вот лишь маленькие зарисовки, которые я оставлю без комментариев.

*** Старушка наотрез отказывается платить кондуктору за проезд, мотивируя это тем, что ей «Лукашенко пенсию не поднимает».

*** Заметила, что в наземном транспорте мало кто компостирует талончики (хотя, может, у граждан проездные?). Контролеры пытались высадить женщину за то, что она якобы не оплатила проезд. Дама возразила, что недавно вошла в транспорт, до водителя, который продает билетики исключительно на остановках, дойти еще не успела, но готова оплатить проезд (держит деньги в руках) контролерам (кажется, они имеют право обилечивать). Весь салон тут же начал бурно поддерживать пассажирку, выражая неудовольствие контролерами, которые были вынуждены ретироваться на ближайшей остановке. Люди одобрительно загудели: «Так им! Молодец, дамочка, отбилась!».

*** Люди удивлялись, узнав, откуда мы, они привыкли, что к ним в основном приезжают москвичи. Не раз мне говорили: «Это же интересно, сколько в России получают?». Мне хотелось соразмерить «их» и «наш» уровень жизни, поэтому моей коронной фразой стал ответ: «Не надо сравнивать жизнь в столице и регионах, эти понятия несопоставимые». Белорусы: «Ну, да, знаем, а у вас тогда как?». И каждый, с кем мы общались, страшно удивлялся, что мы «получаем 1000000 (по белорусским рублям) и даже чуть больше», что «имеем возможность путешествовать». В Беларуси «получают 6 — 8 тысяч на ваши деньги (российские рубли), пенсии по 5 тысяч» и «многие не имеют возможности даже выехать за пределы Минска». И мне почему-то вдруг стыдно было чувствовать себя «миллионершей»…

Минск: в гостях у кудесницы Олеси

Что осталось «за кадром». Беларуси нам оказалось мало. Мы не съездили в Хатынь, не были в Брестской крепости, не любовались Беловежской пущей, не ездили заповедными лесами Полесья. Не нагулялись мы и по Минску. Так, мы не заглянули на знаменитый Комаровский рынок, не нашли находящуюся возле него скульптуру Лошади с Воробьем (тоже, кстати, «волшебное место»), не дошли до трагического мемориала «Яма», не посмотрели бывшее Замчище, лишь из окна автобуса видели Свято-Покровский храм. Не осмотрели все исторические строения Верхнего города, не доехали до чудесного Музея валунов. И, конечно же, нам не хватило времени, чтобы заглянуть во все многочисленные музеи Минска, в т. ч. на литературную экспозицию Янки Купалы, в музей этнографии и фольклора, истории Великой Отечественной войны. Может быть, вам повезет больше. А для нас это еще одна причина побывать в сказочной Беларуси:).

Путешествие в Беларусь оставило такое светлое, чистое чувство, что даже горечь необходимости отъезда, печаль разлуки, осознание, что-то не успели, не увидели, не попробовали полностью растворились в нем. Даже то сожаление, что неизбежно появляется после окончания любой поездки, сменилось калейдоскопом ярких впечатлений, новых ощущений, многогранных эмоций. И огромным чувством благодарности к этой изумительной, сказочной, лесной стране, к красивому, энергичному городу Минску, которому тоже не чужды природные истоки. Но все-таки Беларусь осталась для нас до конца не разгаданной, в ней живет какая-то тайна, неизведанные места, не пройденные маршруты.

Мне безудержно хотелось еще раз вернуться сюда, чтобы насладиться чистотой и свежестью природы, ее тонкой чарующей красотой, испить из кристальной крыницы заветных тайн и вековых знаний. И, конечно же, пройтись по широким, наполненным солнечной энергией и светом проспектам города — героя Минска, «города будущего», «города для людей».

Беларусь с ее сказками и преданиями, легендами и напевами, с открытыми и добрыми людьми, с этой по-детски чистой верой в чудеса, в духов, издавна населяющих леса, поля и водоемы, стала мне искренне близкой и родной. А еще, я ведь и правда нашла свою «папарац-кветку», тогда, прикоснувшись к каменному цветку папоротника в парке Янки Купалы. Я это точно знаю:).

Теги: Отзывы об отелях, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия