Турист Oleg N. (Nomad)
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Непал Май 2014

ЧИТВАН.

В предыдущий день на нашем ресепшене мы забронировали билеты на GreenLine, туристические автобусы, курсирующие по маршруту Катманду-Покхара-Читван (Саураха)-Катманду. Билет стоит 17 долларов. Воспользоваться простым рейсовым автобусом было бы дешевле, но дольше и менее комфортно. С утра мы успели позавтракать, взяли такси до офиса GreenLine (200 рупий), и в 8 утра тронулись в сторону Читвана (собственно, до Саурахи, деревеньки рядом с парком). Автобус, не могу сказать, что очень комфортный, но жить можно. По дороге было две остановки, вторая была в каком-то крутом лодже, на берегу реки и с бассейном, где нас покормили, и пересадили на другой автобус. Там какая-то хитрая система, о которой нас предупредили заранее.

В два часа мы уже были в Саурахе, где нас встретили, и довезли до гостиницы. Место оказалось приятным, в стороне от пыльной дороги, на берегу реки.

Вид на реку Рапти.

Вид на нашу гостиницу.

Правда основные виды открывались из нашего ресторана, или просто с территории, а не из номера, но все равно было красиво. Единственно, что портило впечатление, это ведущийся в каких-то блоках на нашей территории ремонт, но это все было переживаемо. Комната тоже была вполне комфортна, со всеми обещанными фасилити.

До четырех часов у нас было немного свободного времени, которое мы потратили на осмотр окрестностей и прогулку вдоль реки.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 6

После нас повезли и повели на первую экскурсию — в центр разведения слонов. Туда надо ехать минут 15 на машине, и еще немного пройтись.

Мост через Рапти, питомник на другом берегу.

Хлопковое дерево.

Слоны стояли в открытых загонах, взрослые и слонята.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 6

Нам рассказали про слонов, про то, чем они занимаются, чем их кормят, как содержат и прочее.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 6

Буйволы переходят реку на обратном пути.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 6

Люди из маленькой деревушки около моста.

После этого нас привезли обратно в гостиницу, мы взяли пива, сели на лавочки, и наблюдали за красивым закатом на реке Рапти.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 6

Вечером же у нас была развлекательная программа — культурная программа народности Тхару, которая заключалась преимущественно в танцах, проходящим в каком-то местном клубе.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 6

Наш второй день в Читване был более чем насыщенный. Предстояла прогулка на каноэ по реке, а потом трип по джунглям на целый день. Итак, в 6 утра нас покормили завтраком, и повели к лодочной пристани, располагавшейся немного выше по реке. Пока грузились по лодкам, понаблюдали за парой гавиалов, отдыхающих на излучине реки. Я ни разу не видел гавиала даже в зоопарке, а тут они сами по себе лежали на противоположном берегу… Мое уважение к парку сразу выросло.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 6

В 7.30 мы тоже загрузились в каноэ, и поплыли вниз по течению. Там используются длинные и узкие лодки, выдолбленные из цельного ствола дерева. Когда плывешь в такой — главное не дергаться, потому как она сразу начинает раскачиваться, а до воды и так рукой подать. А в воде — крокодилы.

Это был замечательный час. Управляемое веслом, каноэ тихо шло вниз по течению. Никаких моторов, никакого шума.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 6

На реке цвели розовые водяные гиацинты, по берегам встречались хиленькие домики местных жителей, или просто лес.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 6

Буквально через несколько минут, на мелководье, мы увидели еще одного гавиала, небольшой и аккуратный, он задрал свои узкие челюсти к солнцу, невольно нам позируя.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 6

В реке Рапти водятся два вида крокодилов — гавиал и болотный крокодил. Гавиал, обитающий только в Азии и достигающий длины пяти с лишним метров — уникальный представитель древних рептилий. От остальных крокодилов (аллигаторы живут только в Новом Свете) он отличается чрезвычайно длинными и узкими челюстями с сотней острых длинных зубов.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 6

Гавиал, в отличие от крокодилов, преимущественно рыбоядный, и именно длинные челюсти помогают ему ловить рыбу. Он не нападает на крупную добычу, поэтому для человека считается не опасным. Другой вид, болотный крокодил, гораздо меньше — около трех метров, но и гораздо опаснее для живности, в том числе и для человека, на которого он в принципе может напасть.

У него мощные широкие челюсти с толстыми зубами, приспособленными для охоты на дичь куда как крупнее рыбы. К счастью, гавиалы тут встречаются гораздо чаще, чем крокодилы.

Помимо зубастых рептилий реку населяет множество птиц, к которым я имел особый интерес. Различные цапли, зимородки, и яканы, попадались марабу и аисты-разини.

Рыжая цапля.

Белошейный аист.

Яванский марабу.

Большая белая цапля.

Индийский аист-разиня.

Примерно через час этой приятной поездки мы причалили к противоположному берегу, нас с Ксю высадили из лодки, а остальные поплыли дальше. Как я уже говорил, у нас был запланирован трип на весь день, а стандартная программа подразумевает сплав на каноэ вниз по реке, а потом пеший трип вдоль реки обратно — часа два максимум. Увидеть за это время практически ничего не возможно, так, просто прогуляться по тропинкам в джунглях, под рассказы гида, сколько человек в Читване было затоптано носорогами и задрано тиграми и медведями.

Перекурив, мы двинулись в джунгли. Сначала тропа вела вдоль реки — из живности попадались только здоровенные красно-черные клопы.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 6

Нам показали след тигра, след носорога, место, где тигр царапал когтями дерево.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 6

Примерно через полчаса мы встретили нашу группу, идущую нам на встречу — они тоже не увидели ничего интересного. Через некоторое время мы свернули от реки налево, вглубь джунглей, и стало немного интереснее.

Лианы.

Дабы не описывать каждый наш не всегда легкий шаг, я обобщу. В лесу, в густом кустарнике, видели стайки оленей и обезьян. Попадались различные птицы, но явно меньше, чем хотелось. Поразил дикий павлин, перешедший тропинку недалеко от нас, и дикая банкивская курица, петух которой развлекал нас своим кукареканьем.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 6

Кто не знает, именно от этого вида произошли все домашние куры.

День был жарким, и если в лесу, в тени деревьев было еще терпимо, то на открытых местах солнце жгло немилосердно.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 6

Хлопковые деревья в молодой слоновой траве.

Мы шли довольно бодрым темпом, чему оба наши гида были весьма рады. Естественно, мы искали носорогов. Одного видели около реки, но он был очень далеко, и стоял в высокой траве — чисто обозначил присутствие. В районе полудня мы поели — оказалось, второй гид-охранник нес миски с рисом и еще какой-то вегетарианской едой.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 6

Это не мы, мы шли пешком…)

Выйдя из леса, мы довольно долго пилили по открытой местности — вот тут-то жара нас накрыла окончательно. В четвертом часу наш энтузиазм стал уменьшаться, а количество воды в бутылке стремительно падать. Я не первый раз шагал по жаре, но так много никогда не пил. Вывод — на такую прогулку полутора литров воды — мало. Это при учете, что я редко когда за день выпиваю и пол-литровую. Видя наши уже не очень радостные лица, гид обрадовал нас, что в принципе, мы уже идем в обратную сторону.

Олень аксис.

В какой-то момент мы снова вышли к реке, но шли по ней уже вверх по течению — точно, в сторону дома! Именно в этот момент мы увидели носорога. Он пасся ближе к реке, а мы затаив дыхание, наблюдали за ним с небольшого пригорка. Это был очень большой и красивый носорог.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 6

Первый и последний раз я видел такого в сингапурском зоопарке — уже тогда он меня поразил до глубины души. Как будто сшитый из отдельных кусков толстой шкуры, блестяще-графитовый после купания в грязной луже, с небольшим рогом, носорог не спеша шел в желто-зеленой траве. Вот он повернулся к нам подслеповатыми глазками, и настроил в нашу сторону радары мохнатых ушей.

— Danger, danger! — прошептал наш гид, и мы, пригнувшись, стали отступать назад. Носорог понюхал воздух, покрутил ушами, опустил голову и продолжил свой путь. Один этот момент стоил всех сегодняшних мучений! Даже силы откуда-то появились. Вот так, в природе, не из машины, увидеть одного из самых редких зверей — для меня это был полный восторг!

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 6

Продолжив наш путь вдоль реки, мы наткнулись еще на одного носорога — здоровенный самец, весь в свежих ранах, отдыхал в реке. Наружу торчала спина, длинные уши и морда с угрожающе загнутым назад рогом.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 6

Мы поснимали его с разных ракурсов, и пошли дальше. Через непродолжительное время мы облегчением увидели лодочную пристань, откуда мы стартовали, казалось, несколько веков назад — сегодня утром. Рухнув на берег в тенечке, мы дождались каноэ, которое за пять минут переправило нас на другую сторону реки. Наплевав на крокодилов, я сунул обе руки в воду, что бы хоть немного охладиться…

Выйдя на берег, мы поблагодарили наших гидов, сказав, что вернемся в гостиницу сами немного позже — буквально в десяти метрах от нас была кафешка. Сказать, что мне хотелось холодного пива — ничего не сказать. Мы доковыляли до кафешки и взобрались на барные табуретки.

— Два холодных пива! — прохрипел я продавцу. Он оценивающе взглянул на нас (красные потные морды, пыльные, мокрые, с растрепанными волосами), все понял, и протянул нам две запотевшие банки. Одним глотком осушив половину, я спросил воды, которая тут же была мне предоставлена. Сделав изрядный глоток (боже, запивать пиво водой!!!), я вылил остатки холодной воды себе на голову. Не совру, если скажу, что от меня пошел пар. После этого я немного ожил, допил пиво, расплатился с хозяином, и мы пошли в гостиницу — последние, может быть, полкилометра. По дороге купили половину нарезанного арбуза — влаги в организме все еще не хватало.

По возвращению домой GPS-треккер показал, что мы протопали 19,87 километров — настоящий подвиг для офисного планктона, хоть и любящего гулять. Это именно пешком, я включил его, когда мы вышли на берег из каноэ. Позже мы заплатили нашему гиду 20 баксов чаевых, и еще 10 нашему охраннику. Оба остались довольны. Ну, или не высказали своего недовольства… Мы тоже остались довольны. И тем, что видели носорогов и другую живность, и тем, что дошли живыми до дома, и вообще — когда еще удастся прогуляться по джунглям. Экспириенс был еще тот.