Турист Мария Уткина (zvezdamarusya)
Мария Уткина
была 18 июля 2019 14:54

Архангельская область — Россия Сентябрь 2014

Немного лиричного отступления: «Я, конечно, всегда мечтала на свой День Рождения куда-нибудь уехать, но как-то все не получилось и не складывалось. А тут работодатель решил: «Сложится! В командировке! В Арктике!».

Дорога в аэропорт

Конечно, Архангельск — это не чистопородная Арктика с замерзшими ресницами у полюса, а всего лишь город, где люди получают надбавочные-северные, однако ж: севернее я пока в жизни не была, поэтому — это моя личная самая северная точка на карте на данный момент. Ничего глобального, фантастического и прекрасного от этого городка в 350 тысяч человек на берегу Северной Двины, плавно соединяющейся с Белым морем, я не ждала, более того, посмотрев фото, откровенно пригорюнилась — смотреть, казалось мне, не на что.

Северная Двина,дальше Белое море
Архангельск: далеко ли до Севера или смотри под ноги!

Но знаете что? Архангельск мне, неожиданно, понравился. Пыталась понять этот город я урывками — жадно хватая впечатления от него, и складывая в папку для работы, потому что «командировочное мероприятие» занимало все время в 2,5 сутках, которые я там пробыла. Но заядлые туристы меня поймут, ибо не турист тот работник, который будучи по работе в другом городе не захочет с ним познакомиться чуть интимнее, нежели официальные отношения.

История основания г.Архангельска
Архангельск: далеко ли до Севера или смотри под ноги!

Итак, преступим к краткому экскурсу об Архангельске или мой личный веер впечатлений об этом северном российском городке. «Архангельск — это город доски, тоски и трески!»,- так о нем отзываются местные фольклорные прибаутки. Так вот по порядку: доски-потому что здесь деревоперерабатывающая промышленность, тоски — потому что Север, а это главные районы по уровню депрессивности, ну и трески-сами понимаете! За эти дни на мероприятиях официального характера рыбу я испробовала в различных вариациях: от корзиночки с палтусом под названием «Малышка»(до сих пор остается секретом, кто придумал столь забавное название) до икры не баклажанной не заморской. Рыба здесь, как вы понимаете, в обиходе не уступает мясу по равносильности использования везде, где только можно (Сразу вспоминается фильм «Девчата» и момент про виды рецептов картошки).

Архангельск обладает речным портом — замерзающим, поэтому только на ледоколах ходят круглогодично и международным аэропортом в два этажа и 5-ю стойками регистрации. Есть даже представительства всех летающих сюда авиакомпаний, а сотрудники аэропорта спокойно говорят на английском, что для региона и глубинки, лично меня приятно удивило. Так как я без приключений, в принципе, не летаю — не мое это, видимо, то прилетев из Москвы с полным самолетом научных деятелей, доцентов и профессоров, я не дождалась в этом двухэтажном и международном своего красного и габаритного Hugo Bossa. Чемодана. Аэрофлот, похоже, решил, что на международном конгрессе я буду отлично смотреться в джинсах. Вместе с моим багажом не прилетел багаж и иностранной делегации. Видимо, санкции.

Порт на р.Северная Двина

Вот тут пришло время радоваться второму моменту, который меня поразил в северной глубинке: сервису отеля. Отель Пур Наволок (такое, на первый взгляд, странное название происходит от название мыса, на котором он стоит и, собственно, был заложен весь город изначально) считается лучшим в городе, однако я знаю, что слово «сервис» в России связан с исконно-забытым турецким, но, порой, никак не российским, то здесь я была приятно поражена. Порадовал меня и классический номер, который к моему, безодежному, счастью был с халатом и тапочками и стандартный банный набор, который исправно, вплоть до зубной щетки пополнялся каждый день, если не по два раза. Еще никогда я не была столь богатой в День Рождения, у меня были: банная шапочка, зубная щетка, шампунь, гель для душа и расческа! Так вот девочки на ресепшене — отвечали на все вопросы, всегда старались помочь и делали все (только если в номер на руках не носили!), чтобы помочь постояльцам — такой квалифицированной помощи по всем направлениям я не получала ни в одном отеле мира. А это, между прочим, 4*.

Обзорка.Бар-ресторан "Небо"
Набережная
Архангельск: далеко ли до Севера или смотри под ноги!

Благо, Аэрофлот одумался, привезя мне заблудшего друга на утреннем рейсе, хотя я уже нацелилась на спонтанный шоппинг, дабы не прослыть местным гопником в джинсах в высоконаучном обществе. Особенность Архангельска-три торговых центра друг напротив друга с некоторыми одинаковыми точками магазинов — эту загадку я не успела разгадать в этот приезд, может-быть, в следующий раз мне откроется тайна бизнес-стратегии здешних воротил экономики.

Как, может-быть, мне откроется тайна уютности в этом странном городке, который страдает всеми минусами и комплексами любых среднестатистических российских городков. Может дело в людях: они здесь какие-то деятельные и приветливые. На периферии люди вообще талантливее, я это давно заметила. Нет, безусловно, есть и бичи и проблемы русского общества, которые лучше обходить в темное время суток, да и в дневное-тоже.

Архангельск: далеко ли до Севера или смотри под ноги!

Первое, что Вам бросится в глаза в центре города- это безумно величественный и красивый, но недостроенный храм на берегу реки. Стройка ведется годами, и как многие объекты местного строительства, похоже служат способом незаконного обогащения. Так вот мне приглянулось здание театра — своей новизной и нестандартностью, а оказалось из-за него посадили кого-то из чиновников: вот они -сплетни, слухи и новости маленького городка. Местный «небоскреб» с пикой тоже вызывает любопытство, но подняться на него официально нельзя, зато в качестве обзорки все советуют бар в отеле Пур Наволок, под названием «Небо»- там то я отпраздновала за 20 минут свое День Рождение в режиме аврала, заскочив перекусить уже на закате.

Храм на берегу Северной Двины
Театр
Архангельск: далеко ли до Севера или смотри под ноги!

Архангельск — это какая-то вторая северная бегающая Барселона. В любое время суток, даже «пардонте» , в 5 утра я видела бегающих людей на набережной! Плюс этот город откровенно борется за здоровое поколение, в виде призывов и плакатов- на асфальте трафаретно взывают к совести будущих мамочек, а на баннерах висят фотографии реальных многодетных семей Архангельска!

Набережная г.Архангельска

Вообще, жаль, что я попала в этот город в сентбяре, а не летом. «Белые ночи в Питере?!Ха, это у нас самые настоящие белые ночи до трех часов, а у них -так!»,-сказала мне местная патриотка, которая прожила год в Норвегии по учебной студенческой программе, и вернулась заново влюблять в свой город и в отголоски северных сияний, которые бывают, порой, видны жителям в области. Кстати, шансов получить зарубежный опыт и попасть заграницу у местных студентов куда выше, чем даже у московских — здесь такие программы, скажу я вам, ребята, что я бы с удовольствием сама еще раз проучилась! И, заодно, в экспедицию в Арктику сходила бы — здесь обучаются самые сильные экологи, физики и химики, адаптированные к Северу и расхватываются эти кадры по всей России после выпуска. А так, молодежь, конечно уезжает — город в лучшие времена достигал полумиллиона, хотя, как мне показалось, молодежи все же не мало.

САФУ
Осень в Северном городке
Любви!Добра!

Обязательно прогуляйтесь по единственно пешей улице в центре — Чумбаровке, она по обе стороны состоит из домов деревянного зодчества, которые стараются поддерживать в должном виде, и украшена фигурками писателя сказок, сказочными героями и (!)памятником женам. Писателю, как водится, надо потереть отполированный нос и пожать руку. Еще в одном из скверов есть огромный голубой стул — я к нему не завернула из-за общей рабочей занятости, однако ж, вам на заметку!

Пешая улица "Чумбаровка"

В городе можно встретить танк, у аэропорта два самолета, а у здания правительства — памятник оленю: собственно, все на своих местах.

Архангельск: далеко ли до Севера или смотри под ноги!

Обязательно посетите музей деревянного зодчества, что примерно в 35 км от города — Малые Корелы, я в него не попала, так как улетала раньше остальных, но оно того стоит, я сильно подозреваю.

Нельзя обойти стороной памятник Петру 1-му и Гостиные дворы: в последних представлено несколько музейных экспозиций: от истории костюма до хроник из норвежских концлагерей. Раньше это было местом торговых рядов, а сейчас там проводят различные культурные мероприятия: мне вот посчастливилось изучать выставочные экспозиции в ночи с бокалом шампанского под живую музыку в стиле джаз и живое исполнение хитов 80-х — в общем, от этого северного города у меня остались самые теплые впечатления!

Памятник Петру 1
Экспозиция в гостином дворе: концлагеря ВОВ в Норвегии
Экспозиция в Гостином дворе

Я все смеялась: «Кому ж мне так приглянуться в этом городе, чтобы позвали в круиз в Арктику?! Ведь круизы, стоимость по 20 тысяч $ в этом году последние экскурсионного характера, потому что атомный ледокол, который использовали и для этих целей — передают по другому назначению в плане временных рамок!». Так вот надо было просто тут родиться и учиться -ведь главное дело большинства местных студентов — экспедиции в Арктику, изучении северной флоры и фауны. Мне откровенно казалось, что Север — это холодно, зябко, противно и совершенно не интересно, однако он сразил меня своей скромной провинциальной очаровательностью.

Северные закаты.

Архангельск — это, однозначно, мужчина в моей линейке определения городов. Даже я бы сказала больше — мужик, в хорошем смысле этого гендерного слова, северный и брутальный, в свитере крупной вязки, небритый и закаленный северными широтами, с взъерошенными холодными ветрами отросшими волосами, мозолистыми руками, знающими, как вязать морские узлы и добрыми глазами, с меридианными прожилками, которые видели и льды, и белых медведей, и Северный Полюс!