Турист Oleg N. (Nomad)
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Катманду — Непал Апрель 2014

КАТМАНДУ. ДЕНЬ ВТОРОЙ.

Понятно, что отпуск не для того, что бы спать, поэтому мы взодрались в начале восьмого, приняли завтрак — за 200 рупий отель предлагал стандартный набор: чай, два тоста, два яйца, масло, джем, и снова отправились покорять непальскую столицу.

Первый пунктом на сегодня была назначена ступа Сваямбунатх. По карте до нее было около трех километров, и естественно, нам даже в голову не пришло брать такси — ноги-то всегда с собой. Сориентировавшись, мы свернули с нашей улицы с нужную сторону, и почти ни разу не заблудившись, за час с небольшим дошли до искомого места. Первый шок от города прямо на глазах уступал место интересу и восхищению — если не обращать внимания на висящую в воздухе пыль, то гулять по Катманду оказалось очень интересно.

К вопросу о стирке…

Постепенно привыкаешь к раздражителям типа сигналящих мотоциклов — они спокойно объезжают идущих пешеходов, ну, могут иногда и толкнуть в узком месте…

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 2

Священные коровы гуляют по городу…

Очередь за водой.

Курятина.

Не обращаешь внимания на горы мусора — в конце концов, мы же не собираемся переезжать сюда жить. Разрушенные дома привлекают внимание своими внутренностями, а не разрушенные — изящной резьбой что по камню, что по дереву.

Мне кажется, там живут…

Вид на город по дороге к ступе…

Забегая вперед, скажу, что уже к концу этого дня, мы полюбили Катманду, со всеми его достоинствами и недостатками…

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 2

У вас опять отключили горячую воду?

По дороге.

Дорогу к ступе преграждает река Бишумати, приток Багмати, которую мы посетим позже. Мда, такой грязной и вонючей реки я не видел ни разу!

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 2

Нет, видел… Похожая река была в Венесуэле, в городке Катиа-Ла-Мар. В районе моста, где мы переходили реку, под слоем мусора не везде можно было увидеть воду, а запахи… Перейдя реку, мы увидели нашу цель — ступа стоит на высоком холме.

Говорят, что давным-давно, долина Катманду была заполнена водой, и представляла собой огромное озеро с островом в центре. Однажды над этим озером парил Изначальный Будда, который, увидев эту красоту, бросил на остров семечко лотоса, и предсказал, что из него вырастет чудесный тысячелетний лотос. Он будет хранилищем изначального света и вечной энергии самосозидания, или Сваямбу. Лотос расцвел спустя 800 лет. Однажды покровитель мудрости и знаний, Манджушри, пришел сюда из Тибета, чтобы поклониться священному цветку. Он рассек горы мечом, и вода вытекла из долины. Остров превратился в холм, который назвали Обезьяньим, из-за большого количества населяющих его обезьян. На вершине холма из ниоткуда возникла хрустальная ступа, названная «самовозникшей», Сваямбунатх. Позже, вокруг ступы был построен храмовый комплекс. Строительством храмов в 460 году руководил лично король Манадэва, а к 13 веку Сваямбунатх стал крупным буддийский центром. К сожалению, ступа была разрушена в 1346 году монгольскими завоевателями. Позже, комплекс и ступа были отстроены заново, претерпев при этом значительную реконструкцию.

Вход на лестницу.

На лестнице. Не такой уж и обезьяний храм…

К ступе и храмам вверх на холм ведет лестница из 365 ступеней. Поднявшись по ней (по дороге к вам обязательно пристанут продавцы сувениров, нищие, а если совсем не повезет-то и обезьяны), вы попадаете на территорию храма (вход 200 рупий).

Лестница.

Центр комплекса занимает ступа — огромная белая полусфера (символизирующая воду), стоящая на основании, выполненном в форме мандалы (символ земли). На полусфере стоит позолоченный куб (символ огня) с нарисованными на четырех сторонах глазами Будды — визитная карточка Непала. Выше находится коническая крыша, состоящая из тринадцати колец, символизирующих тринадцать ступеней, которые следует пройти на пути к Нирване. Крышу венчает символ Нирваны — зонт, а еще выше находится шпиль, символизирующий эфир. От шпиля в разные стороны тянутся разноцветные тибетские флажки с молитвами.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 2

Ступу опоясывает ряд молитвенных мельниц — полых медных цилиндров, украшенных надписями на санскрите, с молитвами, написанными на свитках бумаги, внутри. Ступу (а так же остальные буддийские храмы) надо обходить по часовой стрелке, правой рукой вращая мельницы — это равносильно тому, что вы прочли все молитвы сами.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 2

Вокруг ступы расположены индуистские и буддийские храмы — странные, разномастные, загадочные.

Свечи, гигантская мельница и сам монастырь Dongak Choling Gompa

Территория битком набита непальцами, совершающими разные непонятные ритуалы, и туристами, глазеющими на все это действо.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 2

Само собой, от ступы открывается замечательный вид на затянутый пылью город.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 2

Над территорией витает дым от благовоний, горящих на каждом углу, из каждого храма доносится «ом мани падме хум» — самая популярная тибетская мантра, и многоголосый и разноязыкий шум от сотен людей — молящихся, крутящих мельницы, торгующихся с продавцами сувениров, обсуждающих и восхищающихся…

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 2

Храм Hariti Temple и молящиеся около него люди…

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 2

Сувениры, которых тут миллион…

Думаю, что именно в этом месте мы с Ксю прониклись Непалом, Катманду, переплетенной буддийско-индуистской религией, мантрами и тибетскими флажками.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 2

Каждый последующий день мы получали все больше удовольствия от происходящего, полностью игнорируя так раздражавшие нас в первый день вещи.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 2

Рядом с большой Ступой располагается много маленьких ступ и образов буддистских и индуистских божеств. Строительство большинства из них финансировалось королями, браминами, богатыми домовладельцами или другими последователями из Катманду с ранних времён вплоть до наших дней.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 2

Позже, уехав из Катманду, мы стали по нему скучать, а вернувшись туда — радовались. Не то, что бы я хотел там жить, нет, но провести там некоторое время было бы замечательно.

Дордже у подножия ступы Сваямбунатх.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 2

Бронзовая мандала у одного из храмов.

На ступе мы провели около двух часов. И, признаться, могли бы пробыть там гораздо дольше, но почему-то в отпуске никогда не хватает времени… Спустившись вниз по 365-ти ступенькам,

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 2

мы нашли магазинчик, где взяли холодного пива (200 рупий) — была изрядная жара, и в горле першило от пыли. Пока пили пиво, разговорились с продавцом — толи он сам, толи родственник его, не помню уже, учились в России, поэтому все — русские друзья, ла-ла-ла, трам-там-та.

Дальше в наших планах был Боднатх — еще одна гигантская ступа. Она стоит на другом конце города, поэтому до него мы пешком идти не собирались. Видя лояльность продавца, я обратился к нему с вопросом — сколько туда стоит такси. Без проблем — ответствовал милейший продавец, и тут же заслал свою дочку за машиной. В результате получасовая поездка через весь город встала нам всего в 400 рупий.

Боднатх оказался шикарнейшим местом. Купив билеты (150 рупий) мы прошли на территорию.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 2

Боднатх считается самой большой ступой в мире. Ее высота достигает 40 метров, окружность — около ста. Боднатх является основным центром буддизма в Непале.

Построена ступа была в 6 веке, и часто упоминается в исторических документах. Через Боднатх лежал путь из Тибета в Индию, и именно тут останавливались все паломники и караваны.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 2

Она похожа на Сваямбунатх, только больше размером, и 13-ти ступенчатая крыша не круглая в сечении, а квадратная. Ступа стоит на просторной круглой площади, которую окружают многочисленные храмы, монастыри, гостиницы, рестораны и сувенирные магазины, расположенные в красивых домиках.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 2

Тут нет такой давки и толкотни, как около Сваямбунатха, благодаря большей площади люди спокойно ходят кругами вокруг ступы, или поднимаются на террасы вокруг нее. Отовсюду так же звучат мантры — спустя какое-то время к ним так привыкаешь, что если их вдруг становится не слышно, чувствуешь, что чего-то не хватает.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 2

Обойдя ступу раза три (по-хорошему, это надо сделать 108 раз), мы поднялись в один из многочисленных ресторанчиков с открытой крышей и видом на ступу. Взяли момо (изумительно вкусные местные пельмени) и пиво — 16 долларов.

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 2

Я сидел практически на уровне глаз Будды, и, честно говоря, не верил — столько раз я видел эту ступу на фотографиях и по телевизору, никогда не рассчитывая увидеть ее вживую — и вот, я сижу, пью пиво «Эверест», а прямо на меня смотрят любящие глаза всевидящего Будды… Ребята, это был полный восторг!!!

Насладившись зрелищем, пищей и пивом, мы пошли ловить такси в сторону дома. От Боднатха меньше чем за четыре сотни с тобой даже разговаривать никто не будет. Ну и ладно. Пройдя метров двести в сторону, мы поймали уже нормального таксиста, и доехали до Тамеля всего за 250 рупий. Почему-то в этот раз я торговался с таксистами до упора — не знаю, что меня так воткнуло, обычно я бываю более лоялен…

Приехали домой, бросили в номере лишние вещи (в магазине у Боднатха мы с Ксю купили по шикарной тханке всего по 20 баксов), и пошли гулять по Тамелю. Вот где Клондайк, пещера Али-Бабы и прочие распродажи… Я все возьму, мне все здесь надо… Классные аутентичные сувениры — от мелочевки, до каких-то огромных вещей. Бронза и дерево.

Маски и кукри.

Молитвенные мельницы и поющие чаши. И еще миллион всего. Это было тяжело. Я уже привык к юго-восточноазиатским сувенирам, и хожу там довольно спокойно, но тут все было в новинку, и хотелось всего…

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 2

Еще больше выносили мозг магазины туристической одежды — North Face, Columbia, Marmot, куртки, штаны, ветровки, ботинки, футболки, рубашки, спальники, палатки, рюкзаки — все, все, что только в голову придет, за сущие копейки. Это было тяжелее всего. Мы с Ксю по очереди объясняли друг другу, что это нам не нужно, это уже есть, и третья куртка и четвертые штаны мы все равно не будем носить. Но… так хотелось!!!

Затерянные Гималаи, Непал-Бутан. Часть 2

Дабы прервать это мучение, мы, по старой памяти, завернули в тайский ресторан, оказавшийся не только очень вкусным, но и весьма дорогим. За три пива, две здоровые миски том-яма, карри, рис и манговый сок, мы отвалили 41 доллар — спасибо хитрым налогам, про которые я писал раньше. Обожравшись, мы еще погуляли по Тамелю (исключительно в качестве моциона), и отправились домой, так как нам нужно было решить одну важную вещь — посещение Читвана. Изначально мы так и не решили, как нам поступить — заказать себе тур в Катманду, или разбираться со всем по приезду в Читван. Однако наш отель (думаю, как и все остальные), держал свое турагентство, и при заселении нас предупредили, что могут отправить куда угодно, причем, как проживающих, недорого.

После долгих переговоров и торгов, мы согласовали следующую программу — нас встречают в Читване, заселяют в гостиницу с видом на реку и трехразовым питанием. Экскурсии — на лодке по реке и индивидуальный пеший трек по парку на весь день, в другой день на слонах по джунглям, посещение слоновьего питомника, что-то еще и что-то еще, плюс билет на автобус из Читвана в Катманду (12 долларов). За это все мы заплатили 175 долларов с носа. Не знаю, было бы дешевле устраивать это на месте, или нет, но могу сказать, что мы были полностью удовлетворены как жильем, так и всеми экскурсиями.

Оформив сделку, мы, с чувством выполненного долга завалились спать — завтрашний день обещал быть не менее интересным.