Турист Максим Башкирёв (maksim-nav)
Максим Башкирёв
был сегодня 13:14

Турция Март 2014

Наше путешествие по Каппадокии подходило к концу, и последний день необходимо было провести по максимуму. Первым делом мы взяли напрокат наш вчерашний скутер и сразу отправились в путь. На схемке дневной маршрут получился следующим:

Моя Каппадокия. День 4-й

Основной целью на сегодня был подземный город Каймаклы, но по пути встречалось очень много интересных объектов, поэтому иногда промежутки между остановками составляли всего пять минут.

Первую же остановку сделали всего в паре тройке километров от Горёме на обзорной площадке с видом на Юргуп. Место примечательно, во-первых, симпатичными грибками — одним из символов Каппадокии. А во-вторых, открываются замечательные виды на сам город Юргюп и особенно его старинную часть — скалу, подобную Чавушинской.

Моя Каппадокия. День 4-й

На обзорной площадке делают остановку туристические автобусы — туристов много, но в нормальных пределах. Торговый ряд с сувенирами — обязательный атрибут раскрученных туристических мест.

Обзорная площадка на мой взгляд очень достойна посещения, тем более, что имеет очень удобное транспортное положение и добраться сюда не составит проблем. Вид с обзорной площадки:

Время поджимало и, полюбовавшись Юргупом, мы отправились дальше. Недалеко от посёлка Мустафапаша, близ трассы заметили небольшую, но очень симпатичную безымянную долину.

Все долины Каппадокии, хотя и расположены друг от друга на небольших расстояних, существенно отличаются друг от друга. Так получилось и с этой, за предыдущие три дня мы уже чего только не видели, но такое сочетания цвета и форм встретили впервые. При достаточном количестве, можно уделить ей гораздо больше времени, спуститься вниз и погулять по её дну. Но мы торопились, поэтому ограничились только осмотром и фотографированием сверху.

Далее мы ехали до Каймаклы около часа, практически не останавливаясь, по сельским дорогам, за час пути нам встретились только несколько тракторов и пара мопедов местных жителей. Отмечу так же очень хорошее качество дорог, соединяющих даже самые мелкие поселения, хотя по сравнению с нашими, они заметно уже.

Вскоре мы добрались до Каймаклы, найти подземный город не составило особого труда — только один раз уточнили дорогу у местного школьника. Вход в подземный город:

Моя Каппадокия. День 4-й

Посещение платное — 15 лир. На входе сотрудник долго что-то объяснял на английском, говорил очень быстро, да и с английским у меня не важно. Так что я так и не понял, то ли это был инструктаж, то ли он навязывался в качестве гида. Благо, в конечном итоге мы проследовали в город (точнее будет сказать пещеру) самостоятельно.

Здесь хочу заметить, что подземные города наряду с живописнейшими долинами Каппадокии её древними церквями и многими историческими памятниками, являют собой отдельной интереснейшей и покрытой множеством загадок группой достопримечательностей. На сегодняшний день обнаружено более 200 подземных городов!!! Хотя более менее изучены на сегодняшний день только около 30. В каждом из этих городов проживало от десятка до нескольких тысяч человек!!! Самые крупные из них имели до 20 уходящих вглубь этажей!!! Подземные города представляют собой огромное количество самых разнообразных помещений, связанных между собой туннелями, лазами и вентиляционными шахтами, некоторые из которых являлись так же колодцами.

Моя Каппадокия. День 4-й

По современным представлениям подземные города служили для укрытия и проживания местного населения на протяжении многих веков (первые упоминания приходятся аж на V  в. до н. э.). В случае опасности жители спускались под землю, вход запирался огромным камнем-колесом. Здесь было всё необходимое для жизни на протяжении нескольких месяцев: жилые комнаты, кладовые с запасом продуктов, стойла для домашних животных и даже небольшие церкви.

Жилая комната:

Моя Каппадокия. День 4-й

Местный песчаник благоприятствовал строительству подземных городов — порода довольно мягкая и относительно легко поддавалась обработке. Однако при контакте с воздухом происходило её затвердевание, благодаря чему не происходило осыпаний и можно было углублять на столько, насколько позволял уровень грунтовых вод.

Дверь:

Моя Каппадокия. День 4-й

Интересным фактом является отличие в плотности дверного колеса и окружающей породы. Это указывает на то, что дверь изготавливалась на поверхности, а затем закатывалась под землю.

Мой совет — при посещении подземных городов обязательно возьмите с собой карманный фонарь. Это позволит не только внимательнее осмотреть различные полости, но и если повезёт, заглянуть в тоннели не предназначенные для туристов (естественно с повышенной осторожностью).

Моя Каппадокия. День 4-й

Первый же не освещённый тоннель привлёк моё внимание, и я направился вглубь. К сожалению, далеко продвинуться не удалось, так как мольбы моей супруги: «Вернись, я всё прощу» хотя и становились всё отдалённее и тише, но жалости в них становилось всё больше. Решил не испытывать нервную систему любимой женщины — вернулся обратно.

Нам посещение подземного города понравилось. Очень интересный объект, внутри всё оформлено для удобства туристов — хорошее освещение, везде таблички с названиями комнат и указатели дальнейшего продвижения вглубь и на выход. Воздух, хотя и немного сыроват, но в меру свежий и прохладный — вполне неплохо для подземелья. Проходы немного узковаты и часто приходилось пригибаться, но полости и комнаты высокие и просторные. Противопоказанием может быть только крайняя степень клаустрофобии.

Благополучно выбравшись на свет божий, решили отправиться обратно в Горёме, но по другой дороге — скоростной трассе Невшехир-Нийде, по пути посетив ещё пару достопримечательностей. Изначально у меня была мечта посетить долину Ыхлара, до которой от Каймаклы оставалось около 50 км. Но если на дорогу времени было достаточно, то на осмотр такого крупного и интереснейшего объекта его совсем не хватило бы.

Путь по скоростному шоссе был намного быстрее, хотя менее интересным. Не доезжая несколько километров до Невшехира, находится небольшое селение Гёре, в том числе и старая его часть, которую мы посетили.

Моя Каппадокия. День 4-й

Расположившись на развалинах, пообедали купленной в Каймаклы шаурмой. И пока, организм медленно насыщался пищей, можно было спокойно представить себе, как когда-то на этих улочках кипела жизнь.

После Гёре мы направились в Учхисар, крепость которого мы не посетили из-за забытого в гостинице бумажника в самый первый день. Крепость можно бесплатно обойти вокруг у её подножия, очень красивые виды, особенно в сторону Голубиной долины и Горёме:

Вход на вершину платный и составляет 5 лир, хотя и оформлено всё достойно:

Моя Каппадокия. День 4-й

Виды с вершины захватывали дух. Завтра нам предстоял трансфер в Кайсери и утренний рейс в Стамбул. На сегодня оставалось насладиться последним вечером в Каппадокии. До Горёме оставалось всего несколько километров, поэтому не было необходимости торопиться, можно было вдоволь насладиться неповторимой красотой.

После посещения Учхисара мы вернулись в Горёме, сегодня мы проехали более ста километров, выкатав почти полный бак бензина. Кстати, когда я показал наш сегодняшний маршрут на карте хозяину рент-офиса он несколько поменялся в лице, а потом вздохнул с облегчением. Сложилось впечатление, что скутеры официально всё же запрещено давать иностранцам и владельцы идут на уступки на свой страх и риск. Поэтому если договариваетесь об аренде, лучше не стоит посвящать сотрудников в планы своих дальних выездов.

А у нас остался последний вечер в Горёме, который мы решили посвятить прогулке по посёлку.

Одна из центральных улиц:

Моя Каппадокия. День 4-й

Совсем небольшой городок отлично вписался в просторы Каппадокии как лицом, так и духом. Очень спокойный, тихий и красивый, ещё несколько дней назад я знал о нём совсем немного, почти ничего. А сегодня возникает чувство, как будто я был знаком с ним всю жизнь, как будто встретил старого доброго друга после нескольких лет разлуки.

До свидания, мой дорогой друг, до свидания Каппадокия!!! С нетерпением буду ждать новых встреч.

Моя Каппадокия. День 4-й

Что можно сказать в заключение о Каппадокии? Наверное, ничего говорить не надо. Уверен всё и бес слов понятно: если вы ещё ни разу не были здесь и если вы изъездили эти места вдоль и поперёк, надо использовать любую возможность для нового визита сюда. Приехать для того, чтобы насладиться каждой минутой Жизни и теми возможностями, которые она нам даёт. Больше не надо откладывать, вперёд, Каппадокия ждёт!