Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Свияжск, Казань — Россия Январь 2013

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

ОСТРОВ-ГРАД СВИЯЖСК

Адрес государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Остров-град Свияжск»: 420250, г. Казань, о. Свияжск. Телефоны: 7 (843) 260-23-23, 260-23-45, 250-23-45, заказ экскурсий: 8-800-3333-116. Время работы: с 8.00 до 20.00. Сайт: www.www.sviyajsk.ru.

Остров-град Свияжск — удивительное место.

Место красивое, ибо расположен Свияжск на крутом холме, называемом Высокая гора, который омывают 3 реки: Волга, Свияга и Щука, а также озеро Щучье.

Место историческое, ибо именно отсюда русский царь Иоанн Грозный начал свой легендарный поход на Казань и захватил татарское ханство.

Место сказочное, ибо по преданию А. С. Пушкин списывал со Свияжска свой остров Буян. Что удивительно, поэт в реальности посетил сей городок лишь спустя 3 года после написания «Сказки о царе Салтане», но именно так и представлял себе остров-град князя Гвидона.

Казань: Новый год в гостях у Зиланта (30.12.2012-03.01.2013). Часть 5

Если заглянуть вглубь веков, то мы увидим Свияжск как место совершения языческих обрядов. Таким он известен с XIII века. Оно и понятно, наши мудрые предки устраивали свои капища на высоких местах, чтобы быть ближе к солнцу. В 1551 году на Высокой горе на долгое время воцарилось православие. Именно тогда Иоанн Грозный присмотрел исключительно удачное для нападения место, заложил город и монастыри. Строительный материал для будущей крепости заготавливали не где-нибудь, а в угличских лесах, недалеко от нашего родного Ярославля. Вот и опять выходит, что связана Казань с нашим городом! Деревянные элементы крепостных стен, башен и прочих нужных построек были переплавлены по Волге в Свияжск. И буквально за один месяц на острове была построена мощная крепость, названная царем «Новоградом Свияжским». Как мы знаем, Казань пала, и вместе с нею Свияжск вошел в состав государства российского. Оставив позади свою военную славу, Свияжск превращается в славный купеческий городок, богатый храмами и особнячками. В 1775 году на правах уездного города Свияжск получает герб, на котором изображена крепость с рекой и плавающими в воде рыбами.

Революция 1917 года принесла Свияжску запустение и разруху, едва не стерев с карты России одно из культурных и исторических мест. Монастыри были закрыты и осквернены, некоторые храмы разрушены, церковные ценности изымали, а священнослужителей расстреливали. С 1920-х годов Свияжск превращается в острог, некий филиал ГУЛАГа. Причем, содержались здесь не только отъявленные уголовники, но и представители интеллигенции или просто люди, оппозиционно настроенные к власти, так называемые политзаключенные. Также в стенах Успенского Богородицкого монастыря располагалась психиатрическая больница. Заключенные и душевнобольные — вот кто населял некогда намоленное святое место.

Лишь в 1956 году Свияжск наконец-то объявили памятником истории и культуры, а в 1997 году сохранившиеся культовые постройки передали в ведение Казанской епархии. С этого времени началось восстановление острова-града и, скажу честно, много чего сделано. Свияжск показался мне вполне благоустроенным, храмы, палаты и особнячки — отреставрированными, музейная экспозиция — содержательной, а интерактивная программа — интересной и занятной. Свияжск оставил самые положительные впечатления.

Казань: Новый год в гостях у Зиланта (30.12.2012-03.01.2013). Часть 5

Остров-град Свияжск находится недалеко от Казани, наш экскурсионный автобус ехал до него чуть больше часа. Денек выдался погожим и солнечным, как и полагается 1 января. Проехали мимо Казанского Кремля, из окна автобуса сфотографировала прекрасную Кул Шариф, а за городом мелькали симпатичные заснеженные елки. В голове вертелась песенка «Три белых коня», в перепевке нижегородской панк-группы «Элизиум», естественно xD. За городом действительно была настоящая русская зима.

Подъезжая к Свияжску, увидели симпатичную мельницу, живо напомнившую Дудутки под Минском. Интересно, она действующая, или так, для антуража стоит? А перед нашим взглядом уже раскинулась великолепная панорама: замерзшая водная гладь, казавшаяся снежным ковром, на фоне нежно-голубого неба в пушистых облачках белоснежная крепость с мощными стенами и высокой Никольской церковью-колокольней на крутом холме. Вот он, славный остров-град!

Казань: Новый год в гостях у Зиланта (30.12.2012-03.01.2013). Часть 5

Чтобы попасть в крепость, надо преодолеть несколько лестничных пролетов, не так легок подъем по обледенелым ступенькам, но мы, следуя за Любовью, с ним справляемся. И попадаем в сказку. До чего хорош зимний Свияжск, кажется, что мы попали в настоящее средневековье, так органично смотрятся неприступные белоснежные стены и башни, прочие старинные постройки. Невольно ощущаешь присутствие грозной дружины царя, кажется, что вот за этими воротами кипит рядовая посадская жизнь, слышится звон наковальни, гул людских голосов и старинные напевы.

Однако мы не ошиблись. Перед нами — Конюшенный двор. Нет, конечно, на нем не действует машина времени, а мы не превратились в героев киносказки «Иван Васильевич меняет профессию». Здесь находится очень антуражный этнографический комплекс, где нас ждет замечательное интерактивное шоу «Ремесленная слободка». Вообще, лично я не особо люблю всякий интерактив, зачастую слишком наигранным и ненастоящим получается весь этот псевдофолк. Но только не в Свияжске! Коллектив — настоящие профессионалы, каким-то чудесным образом у них получилось просто и по-доброму передать атмосферу старины. В который раз мое настроение заметно поднялось, и часы, проведенные в Свияжске, вспоминаются как одни из самых счастливых.

Казань: Новый год в гостях у Зиланта (30.12.2012-03.01.2013). Часть 5

Конюшенный двор — место душевное. Деревянный навес со всякой хозяйственной утварью, пушка, как напоминание о присутствии войск Грозного, забавные деревянные скульптуры, среди которых запомнился дуб с цепью и котом — настоящее Лукоморье и некий зверь, которого я тут же приняла за Зиланта. Веселая девчушка предлагает поучаствовать в народной забаве: попасть подковой на гвоздик. Сначала несмело, потом все активнее мужская часть группы (и не только) начинает пробовать свои силы. Муж тоже поучаствовал. Никто, конечно, не попадает, да, перевелись богатыри на Руси, не возьмут наших мужиков в царскую дружину xD.

А в краснокирпичном здании (наверное, это бывшие конюшни) расположились мастерские ремесленников, вот это я люблю, это интересно. Есть кузнечная мастерская, с настоящей пылающей печью и наковальней, свои изделия предлагают ложкарь и гончарных дел мастер, есть уголок лозоплетения. Умельцы при нас изготавливают свои изделия, проводят мастер-классы, можно попробовать и свои силы. Кто-то выковал себе монетку, кто-то слепил горшок. Остается лишь удивляться, какие изумительные и разнообразные вещи делают народные умельцы! Изделиями можно не только полюбоваться, но и купить, отличный сувенир с острова-града. Все свободное место в мастерских занято не только поделками из железа и лозы, деревянными ложками и кринками, здесь полно всяких разных старинных экспонатов, верой и правдой служивших нашим предкам. Самовары, прялки, бочки, часы, посуда, прочий хозяйственный скарб — настоящий музей крестьянского быта. Фотографироваться и участвовать в изготовлении поделок можно бесплатно, видимо, это входит в стоимость программы. А еще здесь тепло, и в ожидании фольклорной программы мы несколько раз заходили сюда греться. Замечательные мастерские, нам очень понравилось!

Казань: Новый год в гостях у Зиланта (30.12.2012-03.01.2013). Часть 5

Вскоре начинается забавная интерактивная программа с песнями, плясками и колядками. Колоритный мужичок с весьма татарской внешностью задорно играет на гармошке и смешно изображает святочную козу, ему подпевают две румяные красавицы в народных костюмах. Для детей устраивают веселые конкурсы, потом все вместе водят хороводы (прямо как на рок-концерте xD). Я сначала скромно стою в сторонке, мне стыдно веселиться вместе со всеми. Но когда ко мне подходит девушка-аниматор и берет за руки, с радостью выхожу в круг и начинаю прыгать под незамысловатый танец-игру «Коза»: «Давай с тобой попрыгаем, ножками потопаем, ручками похлопаем, головкой покачаем и снова начинаем!». Мне так весело и хорошо давно уже не было! После музыканты поют русские колядки и приглашают нас обязательно приехать в гости еще. Отличная программа, атмосферно, интересно, по-доброму. Вся группа была в восторге.

После игр и забав на свежем воздухе по плану предполагался обед в кафе. Оно оказалось очень антуражным, каменные стены, полукруглые белоснежные своды, низкие лампы над массивными столами и стульями с высокими спинками, лавки, угловые парчовые диванчики с подушечками — прямо как в купеческой трапезной. Есть симпатичный муляж русской печки, украшенной рождественскими безделушками.

Еду подали в симпатичных глиняных мисочках, она оказалась довольно вкусной, хоть и банальной: очередной оливье, рыбный суп, голубцы и чай с коржиком. На каждый столик также поставили по бутылке хорошего сухого вина. Из нас шестерых после новогодней ночи алкоголь могла пить ровно половина, которая (в том числе в моем лице) тут же приобрела благодушно-разморенный вид. В кафе нам очень понравилось, сытно, красиво, душевненько!

Казань: Новый год в гостях у Зиланта (30.12.2012-03.01.2013). Часть 5

Но расслабляться некогда. Скоро быстрые зимние сумерки окутают остров-град, а нам надо еще познакомиться с архитектурой Свияжска и заглянуть в местный музей. Посему, сделав по последнему глотку (кто чая, кто — вина), веселой толпой вываливаемся из кафе и, следуя за Любовью, бредем по старинным улочкам городка. Конечно, было бы неплохо погулять здесь целый день, насладиться средневековым духом Свияжска. Только послушайте, какие чудесные названия носят его улицы: Троицкая, Никольская, Успенская, Александровская, Рождественская, переулок Монастырский, спуск Тайницкий, площадь Соборная.

Монастырь Успения Пресвятой Богородицы основан в 1555 году архимандритом Германом, который был первым настоятелем обители, а после стал архиепископом Казанским. Монастырь мужской. Успенский монастырь являлся самым богатым и влиятельным из всех монастырей Казанской епархии, при нем была даже типография. В советские годы обитель была разорена, ее последний настоятель зверски убит, а сам монастырь стал последним приютом для душевнобольных. Лишь в 90-х годах лечебницу упразднили, а монастырь вернули РПЦ. Сегодня в архитектурный ансамбль Успенского монастыря входят 2 храма, несколько корпусов XVII — XVIII вв., почти километровая белокаменная ограда с бойницами и зубцами.

Казань: Новый год в гостях у Зиланта (30.12.2012-03.01.2013). Часть 5

Успенский собор (1561 г.) — уникальный памятник зодчества. Собор был возведен всего за 4 года из белого тесаного камня псковскими мастерами. Первоначально церковь была однопрестольной, позднейшие перестройки и переделки дали ей трапезную, крыльцо и нарядные кокошники, архитектура храма приобрела черты украинского барокко. Успенский собор, к большому сожалению, утратил наружную фресковую живопись, но внутренние росписи XVI века отлично сохранились. Фресками покрыты стены, своды и окна храма, жаль, что внутрь мы не попали и не смогли по достоинству оценить «дух старины». Успенский собор белоснежный, строгий, монументальный, одноглавый. Большой темный купол, словно шапка нахлобучен на массивный барабан.

Казань: Новый год в гостях у Зиланта (30.12.2012-03.01.2013). Часть 5

Никольская церковь (1556 г.) — древнейшая монастырская постройка из тесаного известняка, ее авторами тоже были псковские зодчие. Относится к редким церквям-колокольням. Храм использовался как монастырская трапезная церковь. Никольский храм белый и лаконичный, без особых излишеств. Его украшением служит красивая четырехъярусная свечка-колокольня, увенчанная золотой главкой, ярус со звонами украшен рядами небольших кокошников. Высота четырехъярусной колокольни — 43 метра, это самое высокое строение на острове. В церкви сохранилась древняя келья святителя Германа, а вот росписи были уничтожены.

И хотя мы ограничились лишь внешним осмотром архитектуры Успенского монастыря, обитель нас впечатлила. Стоящие вместе храмы смотрятся очень органично. Пустынны улицы монастырского подворья. Палаты и кельи кажутся спящими. Но мы знаем, что монастырь обитаем, он действующий. Над островом-градом разливается закат, и на фоне розово-сиреневого вечернего неба старинные белоснежные постройки кажутся сказочно-прекрасными.

Казань: Новый год в гостях у Зиланта (30.12.2012-03.01.2013). Часть 5

Хрустит под ногами синеватый снег, идем мимо высокой монастырской стены, и как еще одно напоминание о военном прошлом Свияжска видим очередную пушку. Невольно представляется, как Иоанн Грозный стоял у стен своей крепости и, смотря на грозные всполохи малинового заката, строил хитроумные планы захвата Казани. А, может быть, намного позднее, уже в советское время, бедные несогласные с новой властью ждали своей участи в стенах разоренных святынь, и закат для них был кроваво-красный, и, может быть, даже последний. О нелегкой и порой страшной истории Свияжска Любовь рассказывает нам в местном музее.

Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск» располагается в комплексе казенных сооружений, построенных в 1838 — 1840 гг. Экспозиция размещается в нескольких крошечных залах, она небольшая, но для провинциального музея довольно содержательная и эмоционально сильная. Прежде всего, мы знакомимся со старинным Свияжском середины XVI века, именно таким он представлен на большом макете с реконструкцией планировки и застройки острова-града, с миниатюрными домиками и церквями, линиями улиц. На витринах можно увидеть археологические находки: осколки цветных изразцов, черепки, чугунки, монетки, колокольчики, замки с ключами, наконечники для стрел, еще какие-то железки, не то орудия труда, не то боевое оружие. Есть культовые предметы: кресты, оклады икон, впечатлила старинная красиво оформленная книга с древнерусской вязью. В музее очень много копий архивных документов, черно-белых фотографий с храмами и панорамами Свияжска, есть старинный план острова-града. Современные цветные фотоработы рассказывают о новой жизни городка, также есть картины.

Казань: Новый год в гостях у Зиланта (30.12.2012-03.01.2013). Часть 5

Очень потрясла экспозиция, посвященная грустным дням Свияжска, когда здесь располагалась тюрьма. Пожелтевшие от времени фотографии бывших заключенных, в том числе семейные, копии документов следственных дел — не надо быть архивным работником, чтобы понимать, что за каждым листком бумаги скрывается человеческая судьба, чаще всего трагическая. Моя же работа напрямую связана с документами, и архивное дело в некоторой мере мне очень даже близко, посему мне понятная вся ценность этой небольшой экспозиции, наверняка, собранной по крупицам. Сотрудники музея проделали героическую работу, собрав и систематизировав эти материалы. Для чего, спросите, это нужно? Кому пригодятся старые снимки и полустертые протоколы? А это наша с вами история, господа, наши предки, пусть и не прямые. А еще в назидание потомкам, чем может грозить человеческая жестокость и тупость…

Самое же сильное впечатление произвели предметы из жизни заключенных, проржавевшие, со следами слез и боли, пропитанные безысходностью: решетка с окна камеры, наручники, жестяные кружки, колодки, еще какие-то ужасные приспособления. Железные вещи, глядя на которые возникает лишь одно слово: «жесть».

В этом же зале увидели массивную деревянную дверь с маленьким окошечком, через которое заключенным подавали еду, образец кирпичной кладки, закрывающей сейчас современное пластиковое окно.

Казань: Новый год в гостях у Зиланта (30.12.2012-03.01.2013). Часть 5

Любовь долго и с чувством рассказывает нам об узниках острова-града, становится понятно, что эта тема ей очень близка. Ее эмоции передаются даже тем, кого мало волнует революционное прошлое нашей страны. Поломанные судьбы, недожитые жизни, незавершенные дела. Я уже упоминала, что в Свияжске держали не только обыкновенных бандитов, здесь была колония для политзаключенных, людей интеллигентных: врачей, учителей, писателей. Только подумайте, сколько всего могли бы сделать полезного эти люди, если бы не красный террор… Очень сильная экспозиция, пробрала до мурашек, сколько людских трагедий, боли и слез видел многострадальный Свияжск за свою советскую жизнь. Из музея выходим притихшими. Нужны такие вот экспозиции, чтобы задуматься…

Иоанно-Предтеченский монастырь — женская обитель, основанная в конце XVI века. Монастырь был довольно бедным, почти все насельницы происходили из крестьян, а первые деревянные постройки уничтожил пожар 1795 года. Как ни странно, именно после пожара начался расцвет обители, появились щедрые пожертвования, позволившие начать каменное строительство. Даже тяжелые для святых мест советские времена не нанесли монастырю существенного вреда, и хотя интерьеры храмов пострадали, зато ни один из них не был уничтожен. Таким образом, уникальный ансамбль XVI — начала XX вв. дошел до наших дней в практически неизмененном состоянии. Монашеская жизнь в женской обители возродилась в 2004 году.

Казань: Новый год в гостях у Зиланта (30.12.2012-03.01.2013). Часть 5

Собор Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1906 г.) построен по проекту архитектора Ф. Н. Малиновского в неовизантийском стиле. Его называют самым масштабной постройкой острова-града, высота достигает 32 метров. Примечательно, что строительство храма происходило всего за несколько лет до становления советской власти, расписывался он в 1914 году на средства московского фабриканта С. С. Мешкова (фрески очень сильно пострадали, сейчас восстанавливаются). Величественный собор был построен благодаря чаяньям хрупкой женщины — игуменьи Апфии (в миру носила имя Анна, в честь нее освещен боковой придел храма). Настоятельница Иоанно-Предтеченского монастыря по крупицам собирала средства на возведение церкви, во многом отказывая себе, лично участвовала в строительных работах. Женщина не дожила до момента освящения дела всей своей жизни, однако была похоронена в стенах Скорбященского собора. Еще одна история связана с именем игуменьи Каллисты. То, что не собиравшаяся в монашество девушка станет настоятельницей свияжского монастыря, предсказал сам преподобный Серафим Саровский. Второй боковой придел как раз освящен в честь этого святого.

Красный монументальный собор сразу привлекает внимание. Сложная ступенчатая конструкция увенчана большим белым куполом с крестом. Храм реставрируют, хотя внешне он кажется вполне облагороженным. Собор очень красив, такой величественный, на фоне вечернего сиреневого неба кажется пышным и торжественным. Он напоминает мне Казанский собор на Горушке в Данилове, что неудивительно, храмы построены практически в одно время.

Казань: Новый год в гостях у Зиланта (30.12.2012-03.01.2013). Часть 5

Церковь Сергия Радонежского, или Сергиевская (1604 г.) построена на месте деревянного храма. Белокаменная, сложенная из массивных известняковых блоков церковь освятили осенью в честь одного из самых почитаемых русских святых — Сергия Радонежского. Двухэтажный храм довольно прост по архитектуре. На первом этаже были складские помещения и трапезная, сама церковь располагалась на втором. Святыня одноглавая, маленький темный купол венчает длинную шейку. Чуть позднее к храму была пристроена небольшая прямоугольная колокольня. Сергиевскую церковь мы застали в лесах, видно, что она успешно реставрируется.

Церковь Святой Троицы, или Троицкая (1551 г.) — пожалуй, самая интересная постройка Свияжска. Начнем с того, что она деревянная. И самая древняя в Свияжске. Единственный образец деревянного зодчества в Татарстане, первая православная церковь в Казани. Только она хранит память о деревянном граде, заложенном князем Серебряным. Троицкая церковь — живая история, свидетель основания Свияжской крепости, единственное, что осталось от эпохи Иоанна Грозного. Храм был построен в честь высадки русских войск у подножия Высокой горы. А бревна, из которых возвели церковь, по Волге-матушке переплавляли из наших угличских лесов. В Троицком храме молился сам Грозный со своими воеводами перед взятием Казани. И, как видно, сила наших русских лесов и покровительство святых помогли, могущественное татарское ханство пало.

Казань: Новый год в гостях у Зиланта (30.12.2012-03.01.2013). Часть 5

На протяжении нескольких лет церковка не раз перестраивалась. Первоначально построенная в шатровом стиле, свой шатер она потеряла, крыша стала железной, как и купол. Храм обили тесом, перекрасили. Впрочем, это было вызвано необходимостью сохранить храм, ведь деревянные постройки очень подвержены влиянию времени. Единственное, внутреннее убранство церкви осталось нетронутым, до сих пор оно напоминает обычную бревенчатую избу, с длинными лавками, стоящими вдоль стен. Правда, знаем мы это лишь из рассказа Любови, вечером храм оказался закрытым, посему ощутить «средневековый дух» в полной мере нам не удалось.

Зато получилось полюбоваться Троицким храмом, запечатлев его на бархатном фоне сиреневого зимнего неба. Деревянная светлая церковка просто чудо, как хороша! Маленькая, подновленная, одноглавая, с округлым лаконичным куполом. Храм опоясывает широкая галерея-гульбище. Любовь объясняет, что это новодел, первоначально этой детали не было. Мы видели совсем не много деревянных святынь, поэтому без особого труда вспоминаем, что эта церковь напоминает нам Никольскую церковь в Суздальском Кремле. А вообще, деревянные храмы — это настоящее чудо! Кажется, что они пропитаны духом старины, от них исходит какое-то необъяснимое тепло. Мы поднимаемся на крыльцо, тихо проходим по галерее, осторожно прикасаемся пальцами к шершавым доскам с засечками. Хотя, наверное, не просто к доскам — к истории нашей родной, российской прикасаемся. А совсем рядом с церковью, за заборчиком в темноте видны силуэты деревянных домиков и особнячков. Тихо и мирно сейчас на острове, в веках растворилось боевое прошлое крепости. И в Троицкой церкви теперь, должно быть, молятся о делах мирных, а не военных. Все-таки, как хорошо, что во всех временных и политических перипетиях сохранили этот уникальный памятник деревянного зодчества, чтобы мы, потомки, могли полюбоваться неброской и душевной красотой милой Троицкой церкви.

Сгустились синие январские сумерки. Ночь окутывала темнотой старинные особнячки и тихие улочки острова-града. Мы так и не успели осмотреть церковь Константина и Елены (конец XVII в.) и гражданскую архитектуру городка. Мне бы хотелось провести здесь несколько дней, в тишине, среди монастырей и исторических зданий. Впрочем, организовать такой отдых вполне реально, в Свияжске действует гостиница. Тянет меня в такие места, намоленные, спокойные, где нет спешки, суеты и продажности больших городов.

Казань: Новый год в гостях у Зиланта (30.12.2012-03.01.2013). Часть 5

Может быть, когда-нибудь я все-таки вернусь на чудо-остров, мне бы этого очень хотелось. Экскурсия в Свияжск нам очень понравилась и оставила самые замечательные и теплые впечатления, какое счастье, что мы попали на этот чудесный остров-град! Первый день нового года прошел просто отлично, хочется надеяться, что таким же будет и весь год.