Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была вчера 14:06

Равенна — Италия Июль 2014

Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.

А.Блок

Равенна — один из древнейших городов в Эмилии-Романье. По преданию, он был основан этрусками и умбрами; изначально он представлял собой ряд полузатопленных островков, прорезанных каналами, — некое подобие Венеции, между реками По и Савио.

Юлий Цезарь строил здесь порт; Август сделал его своей главной морской базой для защиты Адриатики и Ближнего Востока; в порту находилось 250 кораблей, охранявших Адриатику. В период империи город рос прежде всего как военная и морская база римлян.

Загадочная Равенна

Судьба Равенны изменилась после окончательного разделения Римского государства (395 г.). В 402 году император Западной Римской империи Гонорий перенес сюда из Милана свою столицу. Потом город был захвачен Одоакром, уничтожившим Западную Римскую империю, а еще позднее его сменил король остготов Теодорих, также сделавший Равенну своей столицей.

После смерти Теодориха Равенна перешла в руки императора Восточной Римской империи Юстиниана и стала столицей итальянских владений Византии. Тут сохранилось несколько церквей и несколько часовен шестого, пятого, даже четвертого веков. Тут есть портреты Юстиниана и Феодоры, гробница Теодориха Великого и изображения современных ему Равенны и ее гавани.

Загадочная Равенна

Византийский период — это время расцвета Равенны. Но природные факторы меняют судьбу города к худшему: за два-три века берег заносит песком, расстояние города от моря на сегодняшний день — 10 км! А раньше был прибрежный город-порт. И к IX веку он теряет свое значение ведущего порта и приходит в упадок.

Равенна начала возрождаться уже в составе Священной Римской Империи при германской династии Оттонов. Затем она стала полем борьбы гвельфов и гибеллинов, пока господство не перешло в руки Да Поленты, среди членов которой выделяется некто Гвидо Новело, который радушно принял изгнанного из Флоренции Данте Алигьери.

С 1441 года город находится под юрисдикцией Венецианской республики, хотя когда-то, наоборот, маленькая Венеция была вассалом могучей Равенны. Ну что-то я углубилась в историю — мы же, приехав в Равенну прежде всего увидели театр Данте Алигьери,

Загадочная Равенна

а потом отправились к его гробнице, вон она вдалеке.

Данте Алигьери — знаменитый изгнанник, нашедший последнее прибежище в Равенне. Здесь он закончил «Божественную комедию». В ночь с 13 на 14 сентября 1321 года тихо и мирно великий поэт окончил здесь свой долгий и горький земной путь.

Загадочная Равенна

Прах изгнанника покоится в часовне в центре города. Часовня окружена лавровой рощицей.

На каменной плите рельеф с профилем Данте и на латинском языке надпись: «1357 год». Папа Лев X Медичи из флорентийского патриотизма повелел перевести прах Данте во Флоренцию. Торжественно гробница была помещена в соборе Санта Кроче. После смерти папы выяснилось, что равеннские монахи прибегли к «благочестивому обману»: прах Данте утаили для Равенны — того города, где великий флорентиец нашел последний приют.

Загадочная Равенна

В 1483 году над могилой Данте был поставлен надгробный памятник работы П. Ломбарде, а в 1780 году он был заключен в небольшой храм — архитектор К. Мориджа. Однако этот скромный мемориал был несоизмерим со всемирной славой поэта.

Николай Заболоцкий

Мне мачехой Флоренция была,

Я пожелал покоиться в Равенне.

Не говори, прохожий, о измене,

Пусть даже смерть клеймит ее дела.

Над белой усыпальницей моей

Воркует голубь, сладостная птица.

Но родина и до сих пор мне снится,

И до сих пор я верен только ей.

Разбитой лютни не берут в поход,

Она мертва среди родного стана.

Зачем же ты, печаль моя, Тоскана,

Целуешь мой осиротевший рот?

А голубь рвется с крыши и летит,

Как будто опасается кого-то,

И злая тень чужого самолета

Свои круги над городом чертит.

Так бей, звонарь, в свои колокола!

Не забывай, что мир в кровавой пене!

Я пожелал покоиться в Равенне,

Но и Равенна мне не помогла.

Дальше мы дошли до площади святого Франциска, где находится базилика святого Франциска — кирпичная, основательная, приземистая, с квадратной колокольней. Которая тоже наклонена))

Загадочная Равенна

Первая базилика на этом месте была построена епископом Неоном (около 450 года) и была освящена в честь святых апостолов Петра и Павла, однако практически ничего из древней постройки не сохранилось.

Загадочная Равенна

В 10–11 веках церковь была полностью перестроена. В этот же период была построена мощная квадратная в основании колокольня. Затем в 1261 году церковь была названа в честь святого Франциска, поскольку она перешла по концессии с окрестными домами и огородом ордену францисканцев.

Загадочная Равенна

В 1793 церковь была практически заново отстроена архитектором Пьетро Дзумальини. Самая интересная часть храма — его крипта, или древний подземный этаж. На ее полу сохранились фрагменты византийских мозаик. Крипта церкви постоянно подтапливалась. В конце концов, устав откачивать из нее воду, служители запустили в импровизированный бассейн рыбок.

Загадочная Равенна

Теперь мозаику можно рассматривать под водой, опустив в автомат 50 евроцентов. Ничего не напоминает? Мне напомнило цистерну Базилика в Стамбуле.

Прошли по городским улицам, которые почти сплошь покрыты брусчаткой, и большинство людей передвигаются на великах.

Загадочная Равенна

Ну как можно ехать в обуви на каблуках — на великах? Как? Да, так вот шли мы шли и вскоре оказались в небольшом зелёном дворе

в очереди перед баптистерием Неона, или как его еще называют — Баптистерий православных. Это такой восьмиугольный кирпичный «стакан», в него заходят как бы по сеансам. К сожалению там внутри нельзя снимать, но там потрясающе красиво!

Загадочная Равенна

Он считается древнейшим сохранившимся зданием города — один из самых значительных в мире памятников византийской мозаики. В центре — купель из мрамора и порфира — там совершался обряд крещения. Над ней на куполе мозаика — Иоанн крестит Иисуса, ниже расположились по кругу апостолы на фиолетовом фоне, отделенные друг от друга золотистыми побегами. Между окон под арками — мраморные барельефы с фигурами пророков. Короче — это надо видеть! И кстати, фотографии изнутри в сети я видела. А нам очень строго запретили даже доставать…. Обидно…

В Равенне особо почитается память св. Аполлинария. Он был учеником апостола Петра. Придя в Равенну как странник, Аполлинарий стал проповедовать о Христе, проявив дар исцеления. По требованию жрецов-язычников он трижды представал перед судом и подвергался пыткам, однако не прекращал проповедовать, за что был приговорен к изгнанию из города.

Загадочная Равенна

Закованного в цепи Аполлинария посадили на корабль, плывший в Иллирик. По пути судно потерпело кораблекрушение, почти все утонули, спаслись только Аполлинарий, три христианина, последовавшие за ним в изгнание, и два воина, которые, слушая Аполлинария, уверовали во Христа и приняли крещение. Не найдя нигде пристанища, путники пришли в Мисию, где Аполлинарий исцелил от проказы одного знатного жителя, за что получил со своими спутниками приют в его доме.

Через три года Аполлинарий вернулся в Равенну и был с радостью принят своей паствой. Язычники же, напав на церковь, где святой совершал Божественную литургию, разогнали молящихся, а святого повели в храм Аполлона. Как только Аполлинарий вошел в храм, идол языческого божества упал и разбился.

Загадочная Равенна

На суде Аполлинарий сотворил новое чудо, исцелив слепорожденного сына правителя города. В благодарность правитель постарался укрыть Аполлинария от разъяренной толпы. Однако языческие жрецы отправили донесение императору Веспасиану с просьбой осудить на смерть или изгнание христианского «волхва». Он был схвачен и жестоко избит в портовом предместье Равенны — Классе, где христиане нашли его едва живым и перенесли в город. Аполлинарий скончался через семь дней. На месте гробницы святого была сооружена базилика.

Загадочная Равенна

Вообщето храмов, посвященных этому святому в Равенне два — но я поведу речь про Сант Аполлинаре Нуово. Она была построена в 5–6 веках при остготском короле Теодорихе. Базилика знаменита уникальными мозаиками, одна часть которых относится ко времени Теодориха, а другая — Юстиниана.

Загадочная Равенна

Идем дальше, к городским воротам — и тут беломраморный пышный фасад церкви Санта-Мария-ин-Порто, из-за которого, если отойти и бросить взгляд немного сбоку, виднеется самая настоящая римская базилика — к ней позднее в 16 в. просто пристроили барочный фасад.

Загадочная Равенна

Внутри очень красиво, но когда мы вошли — была служба, и мы тихонько удалились, тем более, что время уже поджимало, и нам нужно было спешить — заканчивалось время парковки)))

В целом, в Равенне мы посмотрели далеко не всё. Неохваченным остался дворец Теодориха, второй баптистерий, базилика Сан-Витале, мавзолей… Но в рамках половины дня всего увидеть невозможно, поэтому ставим себе галочки — куда хотелось бы еще раз вернуться.