Турист Анатолий Наточин (Redcat)
Анатолий Наточин — был 26 марта 22:48
Наблюдаю из засады...

Санкт-Петербург — Россия Август 2014

У нас с женой очень странный роман с «городом на Неве». Прямо, как в обычной семейной жизни, взлеты и падения, страсть и охлаждения, романтика и практицизм. Впрочем, наверное, это скорее к моим с Питером отношениям относится, история эта давняя, исчисляется уже более чем 40 годами.

Питер… «Дождь, улица, аптека…»

Дождь и солнце — это Питерское?

Впервые попал я в Ленинград еще старшим школьником в 1970 году с папой. Прибыли мы на Московский вокзал в 5 часов утра и сразу вышли на Невский, уже хорошо приправленный «белоночёвым» ярким солнцем. И несмотря на потрясающую «яркошность» утра и крайне удивившую архитектуру, показался мне город каким-то серым, мрачным, пустоватым, чужим. Уж не знаю, может это какие-то юношеские «глюки», но впечатление от города не прошло до последнего дня того посещения, несмотря на яркие картины исторического центра, Невы, музеев, пригородов. Странно, но даже осознавая фантастичность этого города (уж точно по сравнению с виденным мною в других городах страны, а успел к тому времени посмотреть уже многое), я так и не смог Питер полюбить. Вот не пошло, и всё тут.

А потом случился в нашей жизни «крутой поворот», страна стала Россией, Ленинград — Санкт-Петербургом, а общественно-экономические отношения рыночными. По крайней необходимости мы совершили внутреннюю эмиграцию и перебрались в столицу, а бизнес пришлось начинать именно в Питере. Так, начиная с конца 1992 года, я провел без малого два года в «Красной стреле»: в воскресенье вечером в Питер, в пятницу вечером в Москву.

Стоит ли напоминать, что в те времена городом командовал демократ-оратор Собчак и все силы его уходили исключительно на митинги. Сказать, что город был в катастрофическом состоянии — ничего не сказать. Перемещения по тому, что называлось асфальтом, или пересечение трамвайных путей создавало не только угрозу жизни и здоровью, но и требовало просто героических усилий. Состояние домов, дворов-колодцев, архитектурных памятников было не просто ужасающим, а зачастую просто опасным, потому что всегда ожидал падения каких-то деталей этой «красоты» на голову. В общем, все окружающее никак не могло добавлять любви к городу или менять сложившийся настрой. Но, как выяснилось чуть позже, случилась замечательная метаморфоза: пафосность в разрухе оказалась очень привлекательной, человечной, живой и в моей душе вдруг проснулось любопытство, чувство, приведшее в конечном итоге к… любви! Думаю, что немалую роль в этом сыграло еще и то, что я находился в этом городе уже не как чистый турист, что появилось довольно большое общение с местным людом, реально отличающимся от прочего иного, что кроме стандартно посещаемых приезжими мест, я оказывался там, где люди живут обычной жизнью. В общем, восприятие города изменилось в корне и начался новый этап нашего романа с городом.

Питер… «Дождь, улица, аптека…»

Последние двадцать лет год, проведенный без какого-либо посещения Питера, просто потерян для жизни. Нам с Наташкой просто жизненно необходимо хоть на денек глотнуть Невского ветра, прогуляться по истоптанным не раз Невскому и окрестностям, обязательно заглянуть на Шмидтовскую набережную и поглазеть на то, что стоит на реке, поесть в любимом ресторанчике на Московском проспекте со странным для места названием «На Елисейских полях» (справедливости ради должен сказать, что меня лишили там любимого лукового супа и в этот раз мы его проигнорировали). В общем, мы используем любую, даже надуманную возможность лишний раз «мотнуться» в Питер и, как преступника тянет на место преступления, поностальгировать на любимых камнях.

Чаще всего у нас никаких планов, с каким настроением встали утром, туда и бредём. Видели-то в городе почти все заметное, точнее, обязательное для посещения и не по одному разу. Правда, в этот раз восполнили серьезный пробел, до сих пор не побывали в Ораниенбауме и Кронштадте. Поездка туда вызвала восхищение новой дорогой и недоумение: а чего это мы ни разу сюда не приезжали? Мне, человеку, хорошо помнящему старые Питерские дороги (направления) и уже неплохо освоившему европейские, в какие-то моменты даже стало «гордо» за страну. Пока, к сожалению, только в какие-то моменты. Куски КАДа (кольцевой автодороги) и куски ЗСД (безумно странное название — Западный скоростной диаметр, платная внутригородская магистраль) оказались просто замечательны. Впрочем, как всегда, не успели сдать, как начали ремонтировать или модернизировать, что совсем не добавляет скоростных качеств этим трассам.

Питер… «Дождь, улица, аптека…»

Но как же замечательно «просвистеть» от Черной речки, практически в центре города, до Ораниенбаума или Петергофа за 45 минут, вместо того, чтобы мучительно «выковыривать» себя из центра по пробкам и светофорам, а потом тыкаться по старенькому и узкому Петергофскому шоссе в зависимости от счастливого случая от 2 часов до бесконечности! А главное — восхитила дорога по косе, пересекающей Финский залив, «вода, вода, кругом вода!» Удивительнейшее ощущение!

Питер… «Дождь, улица, аптека…»

То самое ЗСД, хотелось проехаться ночью с этим освещением, но не сложилось. И очень забавно смотреть на навигатор — вокруг вода, а еще забавнее, когда въезжаешь в тонель и вообще даже косы нет, по воде едешь…

Ораниенбаум с дворцами и парком, честно говоря, воспринял как приятное дополнение к Петродворцу. Не более. Пока еще достаточно запущенный парк (в сравнении с Петергофским), но очень живой, почти настоящий лес. Совсем не раскрученный туристически и коммерчески (конечно, опять в сравнении), что скорее плюс, потому что очень толпы народу утомляют, а здесь «тишь да гладь».

Питер… «Дождь, улица, аптека…»

Большой дворец несомненно хорош, но больше порадовали «китайский» и Катальные горки. Первый — внутренним убранством, паркетами и поразительной «стеклярусной комнатой»! А второй — уж очень хорош архитектурно и местом расположения.

Большой дворец

Питер… «Дождь, улица, аптека…»

Совершенно фантастическая работа — стеклярусные панно! Это Китайский дворец.

Катальные горки…

Но самым большим удовольствием этого дня стал Кронштадт и потрясающий по красоте Морской собор.

Питер… «Дождь, улица, аптека…»

Это вид на Кронштадт и Морской собор от Катальных горок в Ораниенбауме, километров 15 будет по прямой!

Удивительно светлый, парящий, праздничный, что, честно говоря, немалая редкость для культовых сооружений. И это при том, что собор посвящен русской флотской воинской славе и внутри его все стены заняты досками с описанием подвигов и героической смерти российских моряков! Я поначалу никак не мог понять, что мне напоминает этот собор, точнее на что похож. И только потом прочел, что делали его по образу и подобию знаменитой «Ай Софии» в Стамбуле.

Питер… «Дождь, улица, аптека…»

Обратите внимание на роспись купола по низу — якоря! Кстати, почти такой же собор с такими же якорями на Шмидтовской набережной на васильевском острове в Питере.

Питер… «Дождь, улица, аптека…»

Не смог сфотографировать площадь перед собором, потому предлагаю картинку со щита рядом с ним.

Питер… «Дождь, улица, аптека…»

В тот же вечер занесло нас в пригород Питера Репино. Просто решили поужинать, а местные порекомендовали милый ресторанчик на берегу Финского залива. Выбор оказался несколько странный, ресторанчик азербайджанский (почти такой же по меню и даже форме есть в Москве прямо рядом с моей работой в районе Петровско-Разумовской, впрочем, совсем это не плохо было и даже очень вкусно).

Но закат на заливе не мог не вызвать творческого позыва и желания облечь красоту в некую форму. И как всегда не хватило умения, рук и глаз…

Опять солнце и дождь…

Питер… «Дождь, улица, аптека…»

А сами эти пригороды нам крайне понравились, даже подумали, что было бы неплохо в следующий раз просто запланировать путешествие по «отдыхательным» дачным местам Северной Пальмиры… Там очевидно есть что посмотреть, правда, совсем не историческое, а очень даже современное.

Очередной дежурный «выход» на Дворцовую площадь поверг в небольшой шок: уж очень непривычно оказалось увидеть у стен Зимнего демонстрацию тяжелой военной техники! Первая мысль всплыла про отбитую у братьев-украинцев военную технику и нынче демонстрируемую почему-то в Питере. Впрочем, демонстраторы техники — солдатики с указками — быстро успокоили мои душевные метания и пояснили, что выставка приурочена ко дню российского флага и «150-летию ЗВО», то бишь западного военного округа. Честно признаюсь, что не знал, что в российской армии царских времен был такой округ, но просто поверил на слово. Праздник, так праздник, был бы повод. Порадовал восторг окружающих людей на аттракцион и с каким воодушевлением они фоткали себя на фоне, а детишки, да и взрослые ползали по этой технике. Признаюсь, все-таки кошки на душе скребли. Все-таки именно из подобной техники сейчас совсем рядом с нашими границами стирают с лица земли города и села, гибнут люди вне зависимости от своих политических и прочих взглядов. Мне очень хочется верить, что в «наших» руках эта техника будет только оборонительной и профессионально используемой, а не как у соседей. «Техника в руках дикаря…»

Питер… «Дождь, улица, аптека…»

Все дальнейшие перемещения и посещения в Питере оказались абсолютно стандартны: любимые маршруты, любимые достопримечательности, до боли знакомые «едальные» места (не всегда удачно, но здесь уж как повезет, выбор бесконечный) и снова те же кадры в фотоаппарате, только с разными погодными условиями и временами суток. Кстати, о погоде. Нам замечательно «повезло» — 4 дня переменной облачности с кратковременными, но настойчивыми дождями в самый ненужный момент. Зато не было жарко, что утомляет еще больше.

Питер… «Дождь, улица, аптека…»

Как же не сфотать птичку в Исаакиевском соборе.

Или этот витраж…

Питер… «Дождь, улица, аптека…»

А дальше опять Петрдворец.

Питер… «Дождь, улица, аптека…»

Выбирались мы домой из центра Питера на Московское шоссе недолго, часа почти два. А я больше боялся дальнейших приключений уже на трассе в знаменитом на всю страну Вышнем Волочке на светофоре и объездной ремонтируемой дороге рядом с Торжком. Но там оказалось предсказуемее и достаточно быстро, всего-то минут двадцать на Волочек и без «столбняка» вообще в Торжке. Все это позволило еще засветло прикупить в Завидово копченой рыбки и завершить традиционно очередной набег на Питер поеданием оной под чёрный «Крушовицы» в компании примчавшихся на рыбку дочек.

ПыСы. Для коллег-«туристеровцев». Не знаю, могу ли рекомендовать вам отель, в который ездим постоянно уже в течении без малого десяти лет. Устраивает он нас только по одной причине: рядом находится офис моих коллег по работе, к ежегодной командировке к которым я приурочиваю очередное посещение Питера. Впрочем, отельчик совсем не плох, а главное, есть собственная парковка. Но до метро «Черная речка» топать минут 15, что не есть очень хорошо. Впрочем, почти всегда мы в Питере на своем транспорте, так что общественный транспорт не является приоритетом. И еще один минус — вокруг нет ничего примечательного для вечернего времяпрепровождения, что возможно важно для кого-то. Но мы в последнее время так за день «набегиваемся» в путешествиях, что тихие стариковские вечера на кроватке под хороший Wi-Fi нам только в кайф. А Wi-Fi в этом отеле замечательный! В общем, на всякий случай: Отель «Вероника», ул. ген. Хрулева, 6. Заказываю всегда либо через сайт отеля, http://www.hotel-veronika.ru/, либо, как сейчас, через Букинг с Туристера.